Развитие логического мышления средствами спецкурса по математике.
статья по математике по теме

Статья о роли спецкурса по математике  "Математический калейдоскоп", как средстве развития познавательной активности, творческого потенциала младших школьников, мышления, внимания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления младших школьников средствами спецкурса по математике

                                       

                                     «Наши дети тем умнее,

                                           чем больше возможностей быть умными

                                                                             мы им предоставляем»

                                                                                             Глен Доман

    Формирование логического мышления младших школьников - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определенные навыки и умения, а главное — привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

    С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.

       Логическое мышление - это вид мыслительного процесса, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия.

      В начальной школе большое место должно быть отведено обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению.

      Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.

Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств.

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.

Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания. Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции.

Абстракция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Абстракция  лежит в основе обобщения.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Процессам абстрагирования и обобщения противоположен процесс конкретизации.

Конкретизация — мыслительный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему. В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример.

          Многочисленные  наблюдения  педагогов и  исследования психологов  показали, что ребенок,  не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних,  обычно переходит  в разряд неуспевающих.

        В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

      Развитие логического мышления учащихся на всех уроках — одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

       Все выше изложенное говорит, о том, что формирование логического мышления является одной из актуальных проблем. Процесс воспитания культуры мышления довольно длителен. Поэтому и начинаться он должен с первых лет обучения ребёнка в школе на уровне, соответствующем его возрасту, так как формируется не только математическая культура учащихся, но и развиваются умения по решению жизненно важных и необходимых задач.

      Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

      Мышление ребёнка в той или иной мере развивает каждый общеобразовательный предмет, преподаваемый в начальной школе. Однако математика среди других предметов занимает особое место.

Во многих школах уже с первого класса вводятся спецкурсы  и факультативы  по математике. Основная задача их состоит в том, чтобы, учитывая интересы и способности учащихся, расширить и углубить изучение программного материала, ознакомить с некоторыми общими математическими идеями, приобщить к творческой деятельности, научить анализировать, исследовать, находить подходы к решению математических задач. Функция факультативов и спецкурсов по математике – это углубление и расширение тех знаний, которые все учащиеся изучают в основном курсе.

        Спецкурсы и факультативы  по математике так же закладывает фундамент для развития  и формирования логического мышления уже в первом классе, где у детей начинают формироваться простейшие умственные действия, основанные на умениях наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.

       Успешное формирование мышления младших школьников на внеклассных занятиях по  математике в основном будет определяться соблюдением следующих психолого-педагогических условий:

 1. На каждом занятии применять специальные задания, направленные на формирование мышления.

 2. Учитывать уровень индивидуального развития ребенка и в связи с этим осуществлять индивидуальную и дифференцированную работу с учащимися.

 3. Формировать словесно-логическое, абстрактное мышление на занятиях спецкурса по математике  в тесной связи с развитием практически-действенного и наглядного - образного мышления.

4. При формировании словесно - логического мышления необходимо применять приём моделирования.

      Для учителя в практическом плане наиболее важно знание тех видов заданий и упражнений, на которых должно формироваться и развиваться  логического мышление.

       Среди таких упражнений выделяют следующие: упражнения на подведение тех или иных понятий под определение; задания на выяснение связей между различными математическими объектами, на установление закономерности; упражнения на нахождение недостающей фигуры, на выделение лишнего предмета среди данного множества; задания на доказательства и т. д.

      Логическое мышление младших школьников основывается на решении нестандартных задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием  формирования логического мышления является регулярное применение на уроках математики и во внеклассных занятиях нестандартных  задач. Регулярно используя нестандартные задачи, учитель может сформировать развитие логического мышления.

       Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умственными операциями, логическими приёмами мышления.

      Предлагаемое нами методическое пособие для первого класса «Математический калейдоскоп» составлено как дополнение к учебной программе по математике в начальной школе.  Пособие ориентировано на развитие компетенций в области математики младших школьников с учетом психолого-физиологических особенностей их развития, а так же на развитие мышления и творческих способностей детей.

       В соответствии с содержанием методического пособия, разработана рабочая тетрадь для  учащегося. Тетрадь предназначена для групповых и индивидуальных занятий. В тетради представлены задания, помогающие формировать элементарные математические представления у детей, развивать логическое мышление. Интересные задачи, занимательный материал, игры стимулируют у учащихся стремление к обучению, развивают мыслительные процессы, внимание, память. Тетрадь можно использовать как учителям, так и родителям для дополнительных занятий с детьми.

       Занятия направлены на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Пособие содержит разнообразные виды заданий: задачи — шутки, логические задачи, логические упражнения, «волшебные» квадраты, задачи с геометрическим содержанием. Задания носят творческий характер. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательной активности учащихся.  Спецкурс направлен на формирование умения решать нестандартные задачи  разных типов: комбинаторные, задачи на расстановки, задачи на промежутки, задачи с геометрическим содержанием, логические задачи, косвенные задачи. Занимательный материал, в виде математических ребусов, головоломок, волшебных и магических квадратов, математических загадок, стихов, игр, помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную  активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к  изучаемому. Задания спецкурса предполагают повысить у учащихся мотивацию к изучению предмета, развить аналитико-синтетические   способности, сообразительность, математическую речь, гибкость ума. Предлагаемый спецкурс предназначен для развития математических   способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

         Спецкурс рассчитан на 1 час в неделю, 34 занятия в год. Занятия проводится в активном режиме, предполагают индивидуальную, групповую, коллективную работу. Предполагает следующие формы проведения: математический марафон, математический турнир, конкурсы, КВНы, олимпиады, путешествия.

                                 Главные  цели  обучения:

  • способствовать  становлению  личности  ребёнка, развитию  математического  стиля  мышления;
  • содействовать  формированию  эмоциональной  сферы  учащихся, творческих  способностей;
  • создать соответствующую образовательную  среду для организации совместной деятельности учащихся в освоении коммуникативных  компетентностей;
  • развивать творческие и организаторские способности, активность и самостоятельность детей в процессе коммуникативной деятельности.

В процессе занятий учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями.

Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства геометрических фигур;
  • названия и последовательность чисел от 1 до 100;
  • таблицу сложения и вычитания в пределах 10;
  • состав чисел первого десятка.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать геометрические фигуры, числа, выражения, группы предметов;
  • находить, устанавливать и соблюдать закономерность;
  • устанавливать соответствие;
  • классифицировать и определять признак классификации;
  • составлять выражения и находить их значения;
  • находить способ решения нестандартных задач и выражений;
  • решать задачи с геометрическим содержанием.

 

Литература

1.  Аблова В.С. Формирование элементов логической и алгебраической    грамотности//Начальная школа.-1991.-№ С 24-34.

2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997

3.  Словарь психилогических понятий К.К. Платонова. М.. Москва. 1975

4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.  Развитие логического мышления. Ярославль. Гринго. 1995.

5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. Ярославль. Академия развития. 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация на тему: "Задачи с пропорциональными величинами как средство развития логического мышления на уроках математики в 4 классе.

В данной работе проведен анализ заданий  с  пропорциональными величинами в учебнике математики 4 класса ( авторы : Т.Е. Демидова ,С.А.Козлова, А.П.Тонких  ; УМК  "Школа 2100")...

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...

Развитие логического мышления средствами спецкурса по математике "Математический калейдоскоп"

Презентация к статье "Развитие логического мышления младших школьников во внеурочное время" (на кружке Умники и умницы) с помощью разработанной  мною  тетради по математике  д...

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе...

«Развитие логического мышления первоклассников на уроках математике в свете реализации ФГОС НОО»

Доклад на тему: "Развитие логического мышления первоклассников на уроках математике в свете Реализации ФГОС НОО"...

Выступление на РМО на тему «Развитие логического мышления школьников на уроках математики в условиях реализации ФГОС»

Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал &nd...