Занимательная математика
занимательные факты по математике по теме

Ефимова Татьяна Васильевна

В этой рубрике представлены задания по математике, которые можно использовать на разных этапах урока. Они помогут сократить время подготовки учителя к уроку. Это весёлые задачи, кроссворды, задания для устного счета и развития логического мышления учащихся, а также представлена математическая олимпиада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательная математика

Весёлые задачи на уроках математики

1.Бабушка милая, хочу пирожок!

Хорошо испеку. Сколько надо, дружок?

Два - для мамы, два - для папы,

Для сестрёнки тоже два.

Нам с тобой по два испечь.

Ох, мне всех не перечесть.

Кто малышу помочь готов?

Сколько надо пирогов?

2.Взял Антон лукошко,

В лес пошел Антон.

Набрал грибов немножко.

И их считает он:

Три лисички, три волнушки,

Три груздя и три чернушки.

Сколько же грибов в лукошко

Положить успел Антошка?

3.Послись на лугу семь телят,

Семь овец, семь коров, семь ягнят

- Я мал, - говорит пастушок, -

Сосчитать не могу,

Сколько животных всего на лугу?

4.Если знаешь ты таблицу,

На вопрос ответишь смело,

Сколько птичек невеличек

На кормушку прилетело?

Воробьёв драчливых пара,

И синичек тоже пара,

Пара сизых голубей

И две пары снегирей.

5.Сбежала от Федоры посуда:

Три стакана, три чашки, три блюда

Кто сосчитать готов?

Сколько всего беглецов?

6.Принесла коза для деток

Со двора шестнадцать веток,

Положила на пол их,

Как делить на четверых?

7.Трём зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели

Кто считать, ребята, ловок

Сколько съедено морковок?

8.Три бельчонка  маму - белку

Ждали около дупла,

Им на завтрак мама – белка,

Девять шишек принесла.

Разделила на троих

Сколько каждому из них?

9.В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, два Степана,

Три Катюши, три Галины,

Пять Андреев, две Полины,

Восемь Львов, четыре Саши,

Пять Ирин и две Наташи.

И всего один Виталий.

Сколько всех?

Вы сосчитали?

10.Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов,

Сколько, скажите, здесь было волков?


Математическая олимпиада

Задачи подготовительного тура

1) Сколько всего четрыхзначных чисел можно составить из цифр 0 и 1?

2) Как можно с помощью бидонов ёмкостью 5 и 8 литров отлить из молочной цистерны 7 литров молока?

3) Старший брат идёт от школы до дома 30 минут, а младший – 40 минут. Через сколько минут старший брат догонит младшего, если тот вышел на 5 минут раньше?

4) Из квадратного листа бумаги вырезали наибольший круг. Радиус полученного круга 3см. Вычислите, какой был периметр квадратного листа бумаги?

Задачи школьного тура.

1) Как на чашечных весах уравновесить груз в 47кг с помощью набора из 5 камешков: 1 кг, 3 кг, 9кг, 27кг, 81кг? Разрешается класть камешки на обе чашки весов.

2) В коробке белые, красные и черные шарики, всего 20 шариков. Белых в 6 раз больше, чем черных. Красных шариков меньше, чем белых. Сколько красных шариков в коробке?

3) Какой цифрой оканчивается произведение: 13*14*15*16*17

4) На прямой отметили 4 точки. Сколько всего получилось отрезков, концами которых являются эти точки?

Математическая олимпиада (4 класс)

1) Назвать 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели.

2) Вместо звездочек поставить соответствующие цифры.

   * 3 *                69*        *

+ 3 * 3                                

                                *7

* 0 0 0

3) Реши задачу. От двух пристаней, расстояние между которыми по реке равно 72 км, одновременно вышли на встречу друг другу вышли два катера. Скорость каждого катера в стоячей воде 18 км в час. Через сколько часов встретятся эти катера, если скорость течения реки 2 км)ч?

4)Поставь скобки так, чтобы равенство было верным:

9664:32-2*195-37*5=3000

5.Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза?

6) Во сколько раз больше число, выраженное четырьмя единицами пятого разряда, чем число, выраженное четырьмя единицами первого разряда?

7)Если монету в 20 копеек называют двугривенным, то сколько копеек содержит гривенник.

Кроссворд

По горизонтали:

1.Древнегреческий ученый.

2.Число.

По вертикали:

3.Знак, с помощью которого записываются числа.

4.Вид прямоугольника.

5.Простейшая фигура.


Виды заданий для развития логического мышления.

Задача 1. Было три фигурки: ∆, □, ○. Каждая из них жила в одном из трёх домиков: первый домик был с высокой крышей и маленьким окном, второй с высокой крышей и большим окном, третий с низкой крышей и большим окном. Треугольник и нолик жили в домике с большим окном, а нолик и прямоугольник в домиках с высокой крышей. Нужно отгадать в каком домике живёт каждая фигура.

Задача 2. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля, 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а у Гали и Кати День Рождения обозначились одинаковыми числами. Кто, какого числа и в каком месяце родился?

Задача 3.Миша, Серёжа, Дима, Валера, Костя рисовали машины. Кто-то рисовал пожарную машину красным карандашом, кто-то гоночную машину синим фломастером, кто-то грузовую машину коричневой ручкой, кто-то легковую машину синим карандашом, кто-то легковую машину коричневым фломастером. Миша и Серёжа рисовали карандашом, Серёжа и Дима рисовали одинаковые машины, Дима и Костя рисовали одинаковым цветом. Кто что рисовал?

Задание 1. Периметр прямоугольника 28 см. Может ли его площадь быть равной: а) 36см2, б) 24см2 ?

Задание 2. Можно ли найти два целых числа, из которых одно больше другого на 4, а произведение которых равно 48?

Задание 3. Можно ли найти два целых числа, из которых одно больше другого на 10, а произведение которых равно 96?

Задание 4. Верно ли, что если произведение двух чисел меньше 100, то каждое число меньше 10?

Задание 5. Верно ли, что если площадь прямоугольника меньше 25см2, то длина каждой стороны меньше 5 см?

Задание 6. Могут ли третья часть числа и четвертая часть от того же числа быть равными?

Задание 7. Верно ли, что если площадь квадрата больше (меньше) 64см2, то длина каждой стороны больше (меньше) 8 см?

Задание 8. Даны числа: 21, 19, 30, 25,3, 12, 9, 15, 6, 27. Подбери из них три числа: а) сумма которых равна 50; б) сумма которых равна 60.

Задание 9.

10+9                83+60                56+3

20+7                54+20                87+5

40+6                43+30                75+4

50+4                23+10                87+6

100+7

30+4

а) не решая назовите пример, в котором будет наибольшая (наименьшая) сумма. Почему вы так решили?

б) найдите примеры с одинаковыми первыми слагаемыми. В каком из них будет большая сумма и почему?

Задание 10. Прочитайте числа: 99, 29, 91, 90, 9, 94. Что объединяет эти числа? Назовите лишнее число и почему?

Задание 11.

12

14

15

20

17

13

20

18

11

15

18

12

19

19

16

17

16

13

11

14

Назовите числа от 11 до 20 в порядке возрастания, одновременно называя числа, написанные синим цветом и числа, записанные красным цветом. Аналогично в порядке убывания.

Задание 12. Найдите а) сумму чисел записанных красным цветом, затем синим. Узнайте, на сколько одна сумма больше или меньше другой.

3        7        5        9        8        1        2        4

б) найдите и запишите произведение чисел записанных красным цветом, затем синим цветом. На сколько одно произведение чисел больше или меньше другого?

Задание 13. а) найдите сумму чисел, встречающихся в записи 1 раз, запишите её во втором квадрате; б) найдите сумму чисел, которые встречаются 2-3 раза и запишите её в первом квадрате; в) найдите разность числе первого и второго квадрата, запишите её в третий квадрат.

7        17        3

31        1        23

2        4        6

Задание 14. Закончите ряды чисел: а)2, 6, 10.. ; б) 1, 4, 7… .

Напишите свой ряд чисел, обладающих некоторой закономерностью.

Задание 15. Подчеркните лишнее число: 5, 17, 2, 9.

Задание 16. Напишите решения задач – чем они сходны: а) у Миши 6 книг, у Веры в 2 раза меньше. Сколько книг у Веры? б) на настенных часах минутная стрелка длиной 9см, а часовая в 3 раза меньше. Какой длины часовая стрелка.

в) Жене 8 лет, сестре 2 года. Во сколько Женя старше сестры?

Задание 17. Вставь недостающие фигуры.

Задание 18. Сравни примеры:

19+1

91+1

Задание 19. Саша сильнее, чем Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто слабее всех?

Задание 20. Разделите примеры на 2 группы так, чтобы они чем-то были похожи. Запишите их в два столбика и решите: 9*7, 5*6, 8*7, 15*7, 2*6, 9*6, 14*7, 12*6.

Турнир смекалистых

Первый конкурс «Учимся диктант писать на 4 и на 5» (девочки и мальчики).

1.Между какими числами в числовом ряду находится число 267?

2.Запишите число, в котором 5 сотен тысяч и 5 тысяч, 8 единиц первого класса и столько же единиц второго класса.

3.На сколько 1000 больше 100?

4.Какое число надо прибавить к 151, чтобы получить 351?

5.Найдите сумму чисел 120 и 600.

6.Увеличьте число 147 на 200.

7.Уменьшите число 147 на 100, 50.

8.Задумали число, если его увеличить на 90, то получится 150. Какое число задумали?

9. Узнайте задуманное число: оно на 20 больше разности чисел 100 и 50.

10. Чему равен периметр квадрата со стороной 10см?

11.Запишите число 1 с помощью трёх двоек и знаков действий.

12. Запишите число 100 с помощью пяти троек и знаков действий.

Второй конкурс «Успей за одну минуту»

Девочки. Запишите два уравнения, решением которых является число 14. Мальчики. Запишите два уравнения, решением которых является число 16.

Третий конкурс «Умеете ли вы составлять выражения».

Девочки и мальчики. Составьте выражения: число умножить на произведение двух чисел. Найдите его значение разными способами.

Четвертый конкурс «Какова масса»

Девочки и мальчики. Три одинаковые пакета с яблоками и 4 гири, по 1 кг каждая имеют ту же массу, что 4 пакета с яблоками и гиря 1кг. Определите массу одного пакета с яблоками.

Пятый конкурс «Весёлые вопросы»

Девочки. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?

Мальчики. В семье 5 сыновей и у каждого одна сестра. Сколько детей в этой семье?

(Судейская коллегия подводит итоги).


Задания для устного счёта

1. Фотографирование

(В течение 1 секунды «сфотографировать» увиденное, назвать лишнее, объяснить почему, вы так считаете. Дальше предлагаю дополнительные задания. Например, лишнее число 7.

Задания:

1.  Чем интересно это число. (Дети предлагают любые варианты).

2.  Придумайте пословицы и поговорки с этим числом. («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», «Семь бед - один ответ»).

Объясни их значение.

3.  Вспомни названия сказок с этим числом («Белоснежка и семь гномов»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят»).

4.  Отгадайте загадки, в которых содержится это число:

а) «Семь ребят на лесенке заиграли песенки» (ноты).

б) «Горшочек умён, семь дырочек в нём» (голова), и т. д.

5.  Вспомни скороговорки с этим числом:

«В семеро саней

По семеро в сани

Уселись сами".

6.  Кто знает стихотворение с этим числом?

7.  Подумай:

- какие два числа, если их перемножить, дадут 7. Не забудь, что дроби применить нельзя. (7 и 1).

8. Используя это число, составь правильную и неправильную дробь, смешанную. Какая дробь называется правильной, неправильной.

9 Назови числа, в котором: а 7 единиц 1 разряда, 7 единиц 2 разряда и 7 единиц третьего разряда (777)

б) 7 единиц миллионов, 7 единиц тысяч, 7 единиц (7007007).

В 1 случае назови «соседей" (777). Сколько всего сотен, десятков и

этом числе. 7007007 округли до наивысшего разряда.

10.  Назови самое маленькое 10-зиачное число с этой  цифрой. 7000000000. Разряды каких классов отсутствуют.

11.  Назови четырехзначное (шестизначное число, которое не изменится при записи его цифр в обратном порядке. 777, 777777).

1.  Нумерация мн.чисел:

400270010 и 400270010000, 4770508 и 47776508.

Из каждой пары чисел назови наименьшее, округли его до наивысшего разряда.

2.  Используя при необходимости законы сложения, вычисли:

520+340+80         1500+7700+500                 54 + 2300

Ан-но: законы умножения.

3.  Объясни порядок действий:

6*15+20    75*2-80+450:3          90-4*15    10000:10-400*4         70*(10+90)   70+5*1000-100

4. Замени сумму одним число:

9000+300+90+ 9

90000+ 900+9

9000000 + 900000 + 9

5.  Прочитай выражения "по-разному":

170*4     570 + 430         600:15     100 – 21

6.  Работа с именованными числами: Сравни:

2час. 0 мин. и 230 мин.

7дм 6 см и 706 мм

2т 8 ц   и 2800 кг  и т. д.

7.  Используя Формулы:

V*T=S    S:V=T         S:T=V

Составь задачу, используя жизненную ситуацию, исторический материал (даты).

8.  Обязательно к любой составленной задаче дети должны придумать дополнительный вопрос или же используя эти формулы, составить обратные задачи.

9.  Простые уравнения. Здесь очень уместно повторить названия компонентов и правила: как найти (делимое, делитель, неизвестное слагаемое, уменьшаемое и т. д. ).

10.  Сложные уравнения: х*4+100=500

(20+ х)+ 70= 200

11. Упрости выражения: 24у + 18у          2а + За + 4

53х + х    7х-х-6

12.  Раскрой скоби: 5*(40+100)          7*(4*10)

8*(50 +5)     (у-2)*5         24:(2*4)       5*(6 - а)

13.  Сложение и вычитание именованных чисел:

7 км - 300 м + 820м =

2 час. 12 мин. - 48 мин. =

5 т - 6 ц =

14.  Деление с остатком на круглые числа:

625:10            8000309 : 1000                 165203349 : 10000   и т. п.

15. Старинные задачи. а) Два крестьянина поделили между собой 7 рублей. При чем один получил на 3 рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому из них? б) Коза. Один человек купил трёх коз и заплатил 3 рубля. По чему каждая коза пошла?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...