Урок математики в 4 классе по программе "Классическая начальная школа"
план-конспект урока математики (4 класс) на тему

Головатюк Марина Геннадьевна

Урок математики в 4 классе по программе "Классическая начальная школа" по теме "Решение текстовых  задач с опорой на краткую запись, схемы, таблицы и другие модели "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matematika_4_klass.docx22.33 КБ
Office presentation icon urok_matematiki_v_4_klasse.ppt1.32 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 имени Героя Советского Союза К.А.Рябова

 города Вольска Саратовской области»

Конспект

урока математики в 4 «б» классе по теме

«Решение текстовых  задач с опорой на

краткую запись, схемы, таблицы и другие модели».

Учитель начальных классов

М.Г.Головатюк.

2011год.

        Тема: «Решение текстовых  задач с опорой на краткую запись, схемы, таблицы и другие модели».

        Цели и задачи урока:

1.     Закрепить умение решать задачи на движение арифметическим способом  и путем составления уравнения с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, используя знание зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения (пройденный путь, время, скорость).

2.    Совершенствовать вычислительные навыки.

3.     Расширять знания о родном крае.

4.     Развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности.

5.     Воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.

  Тип урока: Урок закрепления знаний.

 

Оборудование  урока: компьютер, проектор, настенный экран, разноуровневые карточки с задачами, карточки с заданиями для работы в группах.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы немного побудем историками – исследователями и совершим путешествие по родному краю. Историческая цель нашего путешествия – ознакомление с гербами городов Саратовской области, а математическая – закрепление умения решать задачи на движение.

3. Актуализация знаний.

- Для того, чтобы отправиться в путешествие необходим маршрутный лист. Каждый ряд получит свой маршрутный лист  с вопросами, на которые нужно ответить (работа в группах).

Задания для 1 ряда.

1) Какой буквой обозначается скорость?

   v    t    s

2) В каких единицах измеряется скорость?

км     с      м     км/ч    ч     м/мин     см     м/с      мин

3) Закончите предложение: «Чтобы найти скорость, нужно…»

расстояние разделить на время  

скорость умножить на время     

расстояние разделить на скорость

Задания для 2 ряда.

1) Какой буквой обозначается время?

v    t    s

2) В каких единицах измеряется время?

км     с      м     км/ч    ч     м/мин     см     м/с      мин

3) Закончите предложение: «Чтобы найти время, нужно…»

расстояние разделить на время

скорость умножить на время

расстояние разделить на скорость

Задания для 3 ряда.

1) Какой буквой обозначается расстояние?

v    t    s

2) В каких единицах измеряется расстояние?

км     с      м     км/ч    ч     м/мин    см     м/с      мин

3) Закончите предложение: «Чтобы найти расстояние, нужно…»

расстояние разделить на время

скорость умножить на время

расстояние разделить на скорость          Проверка ( по 1 представителю от ряда)

  1. Работа по теме урока.

- Итак, предлагаю ознакомиться с картой ( слайд 1). Наш маршрут начнется в г. Вольске .  - Я уверена, что герб нашего города вы знаете  и сразу найдете его среди других.(слайд 2).

а) Решение задачи на нахождение времени.

- Из Вольска мы отправимся в п. Сенной. А т.к. сейчас еще много снега, по пойдем на лыжах.

Задача. Из Вольска в п. Сенной, расстояние между которыми 42 км, в 8 часов утра отправились лыжники. В каком часу они прибудут в поселок, если будут двигаться со скоростью 6 км/ч.? (слайд 3) Но они опоздали и прибыли в !7 часов. Почему, что изменилось?(устно)

_ П. Сенной относится к Вольскому району и герб у них один. Но поселок является крупной железнодорожной станцией, откуда отправляются поезда в разные стороны. И наша следующая задача  о поездах.(задача на красной карточке)

б) Решение задачи на нахождение расстояния.

Задача. От станции Сенная одновременно в разных направления отправились 2 поезда. Один шел со скоростью 470 км/ч, а другой – 490 км/ч. Какое расстояние будет между поездами через 3 часа? (Предложить по желанию составить к задаче схему или таблицу, решить двумя способами)

- Мы прибыли в Саратов. Знаете ли вы герб областного центра.(слайд4).

Историческая справка. Саратов знаменит своими мостами через Волгу. Их три: железнодорожный и 2 автодорожных. Первый автодорожный мост был сдан в эксплуатацию в 1965г., а в 1962 г. группа ученых и инженеров-строителей была удостоена звания Лауреатов Ленинской премии за разработку и внедрение новых технологий в мостостроении. Мост- номинант конкурса «7 чудес России». (слайд5)

  1. Физминутка. 

По мосту мы перейдем на другой берег Волги.

Нам все интересно и мы энергично продвигаемся вперед (ходьба на месте)

Все хочется разглядеть получше ( поднимаются на носочки)

Заметили на льду рыбаков(машут руками).

Впереди показался новый город (бег на месте)

- На въезде в город нам встретился пост ГАИ. Инспектор и водитель пытаются решить проблемную ситуацию. Помогите им. (задача на зеленой карточке )

в) Решение задачи на нахождение скорости.

Задача. На участке дороги, длинной 280 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли водитель правила, если он преодолел это расстояния за 4 часа? (устно)

- Мы прибыли в г. Энгельс. Найдите герб этого города (слайд 6).

- Далее по левой стороне Волги Мы направляемся в г. Балаково. Во время путешествия вы устали. Поэтому предлагаю каждому оценить свои силы и выбрать задание самому. (Задания на желтых карточках разноуровневые: с *-легкие, с **- средней сложности, с ***- самые сложные.

5. Самостоятельная работа.

г) Решение задач на движение разной степени сложности.

* Дачник ехал от города до деревни 2 часа на автобусе со скоростью 60 км/ч, а потом шел пешком 7 км. Найти расстояние от города до деревне.

**Велосипедист проехал 24 км  со скоростью 12 км/ч, а потом еще 45 км со скоростью 15 км/ч. Сколько времени он был в пути.

*** Из двух пунктов, расстояние между которыми 1200 км, одновременно навстречу друг другу отправились грузовая машина и легковой автомобиль. Через сколько часов они встретятся, если скорость грузовика 60км/ч, что в 3 раза меньше скорости легкового автомобиля?

(по одному человеку с разными карточками работают у доски). Проверка.

- Мы прибыли в г.Балаково. Что изображено на гербе этого города? (слайд7)

6. Релаксация.

- Из г. Балаково мы рейсовым автобусом отправляемся домой. Во время движения подводим итоги нашего путешествия. Исторические итоги: что общего заметили на всех гербах городов Саратовской области?(слайд8)

Математические итоги : используя карточки разных цветов, покажите как чувствовали вы себя на этом уроке. Зеленая- уверенно, комфортно, задачи на движение не вызывают затруднений, желтая – иногда появляются сомнения, затруднения, красная – не уверен, затрудняюсь при решении задач на движение.

7. Домашнее задание.

Придумать задачу на движение,  составить к ней схему, или таблицу, оформить ее на альбомном листе. На следующем уроке предложить ребятам ее решить . Или  стр.62. №127.

Дополнительный материал.

  1. Пассажир в такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село?
  2. Автобус едет от города до деревни 4 часа, а от деревни до города 240 минут. Как объяснить такую разницу?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по родному краю. Урок математики в 4 классе . Тема «Задачи на движение».

Слайд 4

Герб города Вольска Утвержден 23 августа 1781 г. "В верхней части щита герб Саратовский. В нижней - лежащий медведь в золотом поле, каковыми зверями сия страна изобилует".

Слайд 5

Задача 6км/ч 8ч ?ч 42 км

Слайд 7

Герб города Саратова Утвержден 23 августа 1781 г. "В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами" .

Слайд 8

Саратов знаменит мостами через Волгу. 1 железнодорожный и 2 автодорожных. В1962 г. группа ученых и инженеров-строителей была удостоена звания Лауреатов Ленинской премии за разработку и внедрение новых технологий в мостостроении, а в 1965году автодорожный мост был открыт. Мост- номинант конкурса «7 чудес России». В 1965 году - самый длинный мост Европы

Слайд 10

Герб города Энгельса Утвержден 6 июля 2000 г. «Золотое (желтое) поле герба символизирует традиционные хлебные богатства Заволжья. Обременённый солонкой бык напоминает о том, что Покровская слобода была основана как важный перевалочный пункт на пути поставки соли с озер Эльтон и Баскунчак».

Слайд 12

Герб города Балаково Утвержден 26 августа 1987 г . Парусник – символ пароходства.

Слайд 13

Герб Саратовской области Был утвержден 5 сентября 1996 года. Лазоревый щит, на котором помещены три серебряные стерляди в виде вилообразного креста. Щит окружен дубовыми золотыми листьями, соединенными Андреевской (синей) лентой"

Слайд 15

Домашнее задание Придумать задачу на движение, составить к ней схему или таблицу, оформить на альбомном листе, предложить ребятам решить ее ИЛИ стр.62, № 127.

Слайд 16

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Урок математики 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Сложение числа 5 с однозначными числами»

Изменилась образовательная парадигма: если раньше педагог учил умениям и навыкам, то теперь он должен развивать компетенции, а это  разные вещи.Преподавателю нужно суметь  перестать быть неп...

урок математики 2 класс программа "Перспективная начальная школа"

урок математики по теме "Радиус и окружность"....

Конспект урока математики. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Таблица умножения однозначных чисел. Соответствующие случаи деления"...

Урок математики 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Урок построен на основе технологии проблемного обучения и вопитания....

Конспект урока математики , 3 класс, программа "Перспективная начальная школа". Тема: "Сочетательное свойство умножения"

На данном уроке  учащиеся в роли ученых раскрывают сочетательное свойство умножения, применяют это свойство  при решении задач и выражений. Используя словарь Ожегова и энциклопедию, дети зна...

Особенности развивающих уроков математики в классах девочек, в начальной школе.

Мы очень часто восхищаемся сообразительностью, талантливостью детей, однако каждодневное волнение, тысячи забот, хлопот и огорчений настолько поглощают нас, что мы иногда не в состоянии увидеть затае...