Тематическое планирование. 3 класс."Начальная школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему

Букоткина Ирина Владимировна

Тематическое планирование по программе "Начальная школа XXI века" для 3 класса.

по Учебному плану: русский -5ч, математика -4ч, чтение-3ч, окр.мир-2ч, технология-2ч, изо-1ч, музыка -1ч, физ-ра - 3ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Programma.zip157.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


Для  3 класса


(для учебников под ред. Т. Я. Шпикаловой,  )

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены  некоторые изменения (в пределах 20 %), в частности, сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).

 Программа включает 4 раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с  распределением учебных часов по разделам курса, Поурочное тематическое планирование и Требования к уровню подготовки учащихся. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства в данной программе по своему типу являются комбинированными.

Общая характеристика учебного предмета (согласно Примерной программе начального общего образования)

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Цели обучения

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  1. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые в 3 классе:

  1. Познакомить с таким видом пластических искусств как архитектура, закрепить знания о таких видах  изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами  и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить с произведениями анималистического жанра. продолжать знакомить  с произведениями, выполненными в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта.
  3. Познакомить с такими народными промыслами как Жостово, Павловский посад.
  4. Познакомить с понятиями «свет и тень» в произведениях живописи и графики.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России  (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)  и некоторыми картинами и скульптурами зарубежных художников, представленных в музее.
  6. Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основное содержание

(35 час)

Наименование раздела

3 кл

1. Мир изобразительных (пластических искусств)

10

2. Художественный язык изобразительного искусства

10

3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

15

                                                                                     Всего часов:

35


3 класс (35 часов)

Мир изобразительных (пластических) искусств

(10 часов)

 Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

 Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений  Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений  И.А. Шишкина, Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений  А.А.Дейнеки,  и др.).

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

(10 часов)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью

(15 часов)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т.д.).

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).

В результате изучения изобразительного искусства в 3  классе ученик должен

знать/понимать

  1. основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  2. известные центры народных художественных ремесел России (Полохов-Майдан, Гжель, Хохлома, Каргополь, Жостово);
  3. ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. Пушкина);

уметь

  1. различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  2. узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  3. сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  4. использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  5. применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельной творческой деятельности;
  2. обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  3. оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества

Календарно-тематический план по изобразительному искусству для 3 "Б" класса на 2011-2012уч.год

         учитель Букоткина И.В.

№ урока

Содержание

               

Контроль ЗУН

Дата

Корректировка

Примечания

1.

Основы изобразительного языка живописи. Цветовой нюанс и контраст.

 

2.

Знакомство с искусством Жостова.

 

3.

Композиция в декоративной росписи. Круг, овал.

 

4.

Передача формы предметов с помощью цвета в живописи.

 

5.

Связь формы и орнамента в декоративно-прикладном искусстве.

 

6.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, орнамента, материала.

 

7.

Изображение по воображению пейзажа. Пространство и цвет в живописном пейзаже. Творчество И.И.Шишкина.

 

8.

Особенности изображения гжельского пейзажа.

 

9.

Деревянное зодчество России.

10.

Использование в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.

11.

Рисование по памяти птиц в разных поворотах. Форма и фактура в графике.

12.

Основы изобразительного языка живописи. Свет и тень.

13.

Пейзаж в графике. Передача образа заиндевелых растений.

14.

Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой.

15.

Передача настроения в творческой работе с помощью композиции.

16.

Образ зимы в карнавальной маске. Связь образа и декора.

17.

Узоры-обереги в народном костюме. Символика цвета.

18.

Взаимосвязь изобразительного искусства с театром.

19.

Виды изобразительного искусства. Исторический памятник архитектуры.

20.

Основы изобразительного языка. Декоративная композиция.

21.

Отражение патриотической темы в произведениях художников. Защитники земли Русской. Творчество А.Дейнеки.

22.

Жанры изобразительного искусства. Портрет. Творчество Рафаэля и Леонардо да Винчи.

23.

Сюжетная композиция «Широкая масленица».

24.

Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки.

25.

Взаимосвязь изобразительного искусства и кино.

26.

Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой.

27.

Изображение по памяти морского пейзажа. Творчество Айвазовского.

28.

Знакомство с искусством русской набойки.

29.

Знакомство с искусством павлово-посадских платков.

30.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. «Салют Победы».

31.

Символическое изображение. Гербы городов России.

32.

Рисование с натуры натюрморта. Цвет и свет.

33.

Зооморфные орнаменты в искусстве народов мира.

34.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Музей изобразительных искусств им. Пушкина.

35.

Восприятие, эмоциональная оценка произведений русского искусства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс

Календарно-тематическое планирование УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс ...

Тематическое планирование по русскому языку. 3 класс. Начальная школа 21 века

Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку в 3 классе по программе Начальная школа 21 века...

Тематическое планирование по математике.3 класс.Начальная школа 21 века.

Развёрнутое тематическое планирование по математике в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....

Тематическое планирование по окружающему миру.3 класс.Начальная школа 21 века.

Развёрнутое тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....

Календарно - тематическое планирование УМК Начальная школа XXI века - 1 класс

Календарно - тематическое планирование на основе рабочей программы....

Календарно-тематическое планирование. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

Календарно-тематическое планирование по Русскому языку, Литературному чтению, Математике, Окружающему миру, Технологии с УУД....

Календарно-тематическое планирование. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

Календарно-тематическое планирование по Русскому языку, Литературному чтению, Математике, Окружающему миру, Технологии с УУД....


 

Комментарии

Дорогая Ирина! Я так рада,что наконец-то нашла планирование для 3 класса.Огромное Вам спасибо.У меня вопрос: как Вы записываете в журнал литературное чтение? Дело в том,что наш завуч не разрешает нам такие записи,требуется и в программе и в журнале прописывать все читательские навыки и что делаем на уроке.Не просто Пушкин"Няне",а например работа над стихотворением,рифма и т.д.А как у Вас обстоят дела с этим?
Букоткина Ирина Владимировна

Юлия Ивановна! В интернете мне встречалась физкультура с плаванием. Была проблема найти без него.