Урок математики во 2 классе "Объём параллелепипеда и единицы его измерения"
план-конспект урока математики (2 класс) по теме

Урок разработан с учётом  использования технологий развивающего обучения. Через исследовательскую работу учащиеся находят способ вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда, сами создают формулу объёма. Применение групповой формы работы на одном из этапов урока позволяет развивать у учащихся чувство ответственности, коммуникативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Obyom_pryamoug_parallelepipeda.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

                                 МБОУ «Гимназия №2»

 

                      Урок математики

                   во 2 классе

      по программе «Школа 2100»

                 Тема:

«Объём параллелепипеда. Единицы его измерения»

                                                                          Разработала

                                                              учитель начальных классов

                                                          Куклева Ирина Владимировна

                                          2011 год

Тема: «Объём прямоугольного параллелепипеда.                          Единицы его измерения.»

Цель: ввести новую величину – объём и единицу его измерения – см3; тренировать в измерении объёма прямоугольного параллелепипеда по трём его измерениям; развивать логическое мышление, смекалку, внимание, память.

Оборудование: учебник Л.Г.Петерсон, 2 класс, 3 часть.;

таблицы для устного счёта;

два вида коробок, для определения объёма, квадратные сантиметры из бумаги, пластмассовые шарики, кубические сантиметры, детские кубики; формула объёма;

таблица «Математическая грамматика»

                                          Ход урока.

  1. Организационный  момент.

-Сегодня мы продолжаем путешествие по Великой Стране Математики. Вас ждут новые открытия.

  1. Актуализация знаний.

  1. Какая величина лишняя?

А) 409см, 650км, 703дм, 404кг, 180м.

Б) 21м2,  52дм2, 61м2, 72см2.

В) 38м, 3800см, 380дм, 38дм.

2. Разгадай правило, по которому составлены схемы и вставь пропущенные величины.

Ответы: 5дм, 891мм

-Единицы измерения какой величины мы повторили? (Величина – длина. Единицы измерения – мм, см, дм, м)

  1. Выполни вычисления и заполни таблицу.

Длина

      5м

        7дм

Ширина

      4м

        3дм

      S

          ?

             ?

      Р

          ?

             ?

Решение: 5 х 4=20(м2)  – S

                 (5+4) х 2=18(м) – Р

                 

                 7 х 3=21 (дм2) – S

                 (7+3) х 2=20(дм)  – Р

- Почему при нахождении периметра получили дециметры, а при нахождении площади – квадратные дециметры? (Разные величины, поэтому – разные  мерки)

  1. Создание проблемной ситуации.

Таблица.

 

-По какому признаку составлены пары?

(Ответ 1. В каждой группе есть маленькая фигура и большая.

Ответ 2. В каждой группе изображена фигура и мерка, помощью которой можно измерить величину этой фигуры)

-Как можно измерить длину?

-Как можно измерить площадь?

-Что можете  сказать о кубах? (Маленький куб – тоже мерка, с помощью которой можно измерить величину куба.)

-Как можно назвать такую величину? (Объём)

-Если мы посчитаем количество маленьких кубиков внутри большого куба, что мы узнаем? (Объём большого куба)

-Кто уже догадался и сможет сформулировать тему урока? (Объём и единицы его измерения)

-Какая задача урока? Чему мы должны научиться? (Научиться измерять объём)

  1. Работа в группах. Формулирование проблемы.

-В группах вы получаете задание: измерить длину, ширину, высоту прямоугольных параллелепипедов и с помощью предложенных инструментов или мерок, измерить объём этих прямоугольных параллелепипедов.

1 группа – коробка 2см х 6см х 4см, инструмент – линейка.

2 группа – коробка 2см х 6см х 4см, мерка – квадратный сантиметр.

3 группа – коробка 2см х 6см х 4см, мерка – пластмассовые  шарики.

4 группа – коробка 2см х 6см х 4см, мерка – кубические сантиметры.

5 группа – коробка 4см х 8см х 4см, мерка – детские кубики со стороной 2см.

6 группа – коробка 4см х 8см х 4см, мерка – детские кубики со стороной 4см.

По окончании самостоятельной работы в группах заслушиваются выступления детей и заполняется таблица.

1группа

2группа

3группа

4группа

5группа

6группа

Длина

6см

6см

6см

6см

8см

8см

Ширина

4см

4см

4см

4см

4см

4см

Высота

2см

2см

2см

2см

4см

4см

Объём

?

?

Много шариков

48см3

16 кубиков

2 кубика

-Почему 1 и 2 группы не смогли найти объём коробки? (Не хватает знаний)

-Почему у одинаковых коробок разные объёмы? (Разные мерки)

V. Открытие нового знания. Выведение формулы нахождения объёма параллелепипеда.

-Подумайте, как, имея данные длины, ширины и высоты прямоугольного параллелепипеда, найти объём куба?(Предложения учащихся)

-Обратимся к 4 группе. Сколько кубиков на дне вашей коробки? (24)

-Как найти площадь основания коробки? (6х4=24 или а х в)

-А сколько таких слоёв с кубиками можно выложить по высоте? (2, с – высота)

-Запишем формулу нахождения объёма.

V – знак обозначения объёма.

V=а х в х с

-Сколько сторон мы перемножили?

-Почему в единице измерения см3 стоит значок 3?

Физкультминутка.

-Если на карточке записано число,

          -обозначающее объём, вы приседаете;

          - обозначающее длину, вы хлопаете в ладоши;

          - обозначающее площадь, вы прыгаете на месте.

  1. Работа по учебнику.

-Сравним ваши выводы с выводом учебника. Откройте учебник стр. 61 №2.

-Как ещё можно найти объём параллелепипеда?

  1. Рефлексия.

-Вспомните, какая тема урока. (Объём параллелепипеда и единицы его измерения)

-Какая задача? (Научиться измерять объём параллелепипеда)

-Проверьте, как вы усвоили новую тему и решите задачи стр.62 №3.

  1. Математическая грамматика.

ОБВАЛ – ВАЛ + Ъ – КОСТЬ=?     (ОБЪЁМ)

ИЗВОЗ – ВОЗ + МЕРА – А + ИТЬ=?    (ИЗМЕРИТЬ)

ПРИЗНАК – ЗНАК + З + МАШИНА - ШИНА=? (ПРИЗМА)

  1. Итог. Оценивание.

-Какие вопросы мы ставили в начале урока?

-Удалось ли нам найти ответы на поставленные вопросы?

-Что вы узнали на уроке? Чему научились?

  1. Домашнее задание.

-Выберете одно из предложенных заданий и выполните его.

1. Задание в учебнике: стр.62 №4,5

2. Склейте из бумаги 1см3 и 1дм3 

3. Определите, сколько кубических метров воздуха находится в вашей комнате у вас дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме"Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости".

План  урока по математике     в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний». Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости. Тип урока:введ...

Урок математики. Тема: Неделя, месяц, год – единицы измерения времени

Урок математики во 2 классе по системе Занкова, в соотвествии с ФГОС. Представлен в виде технологической карты, на уроке используется работа в парах, группах...

Методическая разработка урока математики 2 кл. по теме «Единицы измерения. Метр.»

Программа «Школа России»Автор учебника: М.И. Моро    Год издания: 2013...

Презентация к уроку математики по теме "Закрепление изученного. Единицы измерения времени"

Презентация к конспекту открытого урока в 4 классе по теме "Закрепление изученного. Единицы измерения времени"...

План-конспект урока математики во 2 классе. Тема: "Единица измерения длины:дециметр".

Данный материал представляет собой план-конспект урока математики во 2 классе "Единица измерения длины:дециметр". Это урок-знакомство с новым материалом....

Урок математики в 1 классе Тема: «Единица измерения объёма жидкости – литр»

Цель урока:  сформировать представление о  литре как единице  измерения вместимости (объёма)....

Урок математики 3 класс Тема: Площадь. Единицы измерения площади

Цели: 1. Сформировать представление о величине “площадь” и единицах измерения площади, способность к сравнению площади фигур “на глаз”, путем наложения, с использованием различ...