Проект "Путешествие в страну неравенств"
план-конспект урока математики (3 класс) по теме
Математика как наука обладает уникальным эффектом.
Она по высказыванию М.В. Ломоносова
«Ум в порядок приводит.»
В 3 - ем классе продолжается формирование у учащихся
важнейших математических понятий, связанных с числами,
величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии.
Существенным продвижением учащихся в области
логико - математического развития является включение в курс
понятий о высказываниях и предложениях с переменной. Дети
приходят к выводу, что предложение с переменной не является
высказыванием. В высказывание оно превращается тогда, когда
вместо переменной подставляется какое – нибудь значение.
Данный проект подводит итог работы с неравенствами,
рекомендует способы решения неравенств, применение их в
жизненных ситуациях и подготавливает к более сложному
материалу «Координатный луч», составление и решение
неравенств по координатному лучу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12945751612.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – творческий проект 3 класс.
Предмет: Математика
МОУ «Икрянинская СОШ» с. Икряное, Астраханская область,
учитель Посаженко Любовь Васильевна
Тема проекта: «Решение неравенств».
Творческое название: «Путешествие в страну неравенств».
Аннотация:
Математика как наука обладает уникальным эффектом.
Она по высказыванию М.В. Ломоносова
«Ум в порядок приводит.»
В 3 - ем классе продолжается формирование у учащихся
важнейших математических понятий, связанных с числами,
величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии.
Существенным продвижением учащихся в области
логико - математического развития является включение в курс
понятий о высказываниях и предложениях с переменной. Дети
приходят к выводу, что предложение с переменной не является
высказыванием. В высказывание оно превращается тогда, когда
вместо переменной подставляется какое – нибудь значение.
Данный проект подводит итог работы с неравенствами,
рекомендует способы решения неравенств, применение их в
жизненных ситуациях и подготавливает к более сложному
материалу «Координатный луч», составление и решение
неравенств по координатному лучу.
Основополагающий вопрос:
Зачем мы учимся решать неравенства?
Проблемные вопросы учебной темы:
- Что такое неравенство, виды неравенств.
- Способы решения неравенств.
- Решение задач с использованием неравенств.
Темы исследований учащихся.
- Когда появились неравенства?
- Как решить неравенства?
- Где в жизни я могу использовать неравенства?
Дидактические и организационные материалы.
- Дидактические материалы.
- Тесты.
- Задачи, выражения.
- Организационные материалы.
- Приглашения.
- Медали.
- Грамота.
Дидактические цели:
Развивать познавательный интерес к математике.
Стимулировать творческую активность учащихся в процессе добывания новых знаний.
Использовать полученные знания в своей повседневной жизни.
Формировать навыки работы в группах.
Воспитывать любовь к математике, развивать логику мышления.
Привлекать родителей к участию в процессе осуществления
проектной деятельности.
Методические задачи:
Обобщить знания о неравенствах . Закрепить знания решения различными способами.
Учить кратко излагать свои мысли, доказывать
Материалы и оборудование:
компьютер, тесты, весы.
Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания.
- Бюллетень.
- Папка – раскладушка.
- Мини – сочинения.
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа – определение темы, творческого названия, основополагающего вопроса, проблемных вопросов, тем исследований учащихся, выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на 3 группы, которые получают задания.
Группа 1 «Исследователи» - собрать теоретический материал о неравенствах, доказать, что в природе существуют неравенства.
Оформить бюллетень.
Тема исследования: «Когда появились неравенства?»
Группа 2 «Знатоки» - решить неравенства различными способами, кратко изложить свои мысли, уметь доказать.
Тема исследования: «Как решить неравенства?»
Группа 3 «Затейники» - подобрать материал на тему: «Где в жизни я могу использовать неравенства?» (мини – сочинения), оформить папку раскладушку «Думай, считай, отгадывай!
Этап 2. Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнения информации.
Ученики самостоятельно работают по группам, распределяют между собой задания, анализируют собранный материал.
Учитель наблюдает, помогает.
Этап 3. Оценка результатов.
Задачи этапа – анализ выполненных заданий
Ученики готовятся к представлению материала на уроке – презентации.
Этап 4. Защита проекта.
Задачи этапа – коллективная защита.
Ученики выступают перед одноклассниками, родителями, магистром математических нау
Конспект урока – презентации.
- Ребята, тема сегодняшнего урока «Решение неравенств» или творческое название «Путешествие в страну Неравенств».
Ученик. Чтобы математику понять
И постичь неведомые таинства,
Надо научиться нам решать,
Кроме уравнения и неравенства.
Перед нами стоит основополагающий вопрос – Зачем нам надо решать неравенства? На который должны ответить в конце урока
Учитель. У нас на уроке присутствует Магистр математических наук, учащийся 10 класса Фролов Володя, который оценит ваши знания.
Готовясь к этому уроку, мы распределили проблемные вопросы по группам и назвали их:
- Исследователи
- Знатоки
- Затейники
Слово первой группе.
Ученик . Мы отвечали на первый вопрос «Когда появились неравенства?» и выпустили бюллетень.
О н е р а в е н с т в а х
|
Математика как наука обладает уникальным эффектом. Она по высказыванию М.В. Ломоносова, «Ум в порядок приводит». В математике первостепенное значение приобрели и НЕРАВЕНСТВА. Неравенство – это соотношения между числами или величинами, указывающие, какие из них больше других. Знак «>» и «<». У неравенств такие же свойства как и у равенств. Неравенства возникли после того, как в результате работ немецкого математика ГАУССА, французского математика КОМИ и русского математика П.Л.Чебышева, была поднята роль приближенных методов. В настоящее время всюду, где рассматриваются задачи с приближенными решениями, появляются неравенства. Неравенства бывают числовыми, с одной или несколькими переменными. Неравенство может быть верным или неверным. Решая или доказывая неравенства, мы опираемся на основные свойства отношения «больше – меньше» между числами |
Учитель .
- Ребята хотят доказать, что действительно существуют неравенства. Они провели исследовательскую работу и покажут её результаты.
Ученик .
Я бы хотел доказать, что неравенства существуют. Я – Весовщик. Поэтому покажу все на весах. На одну чашку весов я положу пряник, а на вторую – конфету. И что мы видим? Чашка с пряником перевешивает чашку с конфетой. Вес неравный. Значит, пряник тяжелее конфеты. Мы получили неравенство. |
Учитель. Садись. Как справились с отчетом , магистр подведет итог в конце урока.
Ребята доказали, что неравенства существуют, но с ними надо работать, их надо решать.
И вот 2 группа ребят «Знатоки» нам сейчас расскажут о способах решения неравенств.
Ученик. Перед нами стоял проблемный вопрос «Как решить неравенство?». Неравенство можно решить разными способами. Мы предложим вам решение двумя способами.
Учитель. Магистр прослушал и подведет итог.
Давайте отдохнем от теории.
Физминутка на компьютере (Работа с компьютером)
Разминка – тесты. Проверим, как справляемся с неравенствами.
Смотрим на экран и выбираем правильный ответ.
- Найдите неравенства:
а) а + в = с в) с > а
б) а + в > c г) а + в = с + а верно (б, в)
- Поставь знак, чтобы получилось верное неравенство.
а) 9 5 < 50 ( +, -, х, :) верно (+, -, х)
б) 0 20 < ( +, -, х, : ) верно (х, :)
- Подбери и вставь числа, чтобы получились верные неравенства.
а) 18 + 20 < * 2 (20, 15, 30) прав. (20, 30)
б) 5 * 3 > 5 * ( 4, 2, 5) прав. (2)
4.Найди верное неравенство.
а) 5 * 3 < 10
б) 64 : 8 > 5 * 7 верно (в)
в) 48 : 6 < 10
5.Решить систему
(есть, нет) верно: нет, т.к. нет одинаковых чисел при решении неравенства
Работа в тетрадях.
Учитель - Откройте тетради. Запишите число.
Задания на компьютере.
- Решить неравенства путем подбора.
а) х < 1, (если х = 0)
а < 0, (не имеет решения)
у > 0, (если у – любые числа например, 1 > 0, 5 >0)
x : х < 2 (любое число, кроме нуля, т.к. при делении число на это число дает 1)
5 : 5 < 2
1 < 2
100 : 100 < 2
1 < 2
б) у + у < 5 - путем подбора. ( в правой части большее число, чем в левой. В левой будет меньше 5, это 4,3,2,1,0)
у = 2, 1
Проверяю значение суммы
2 + 2 < 5
1 + 1 < 5
Я беру числа 2, 1, 0
Почему их?
Потому что у нас сумма одинаковых слагаемых.
в) R : 7 < 6 R = 35, 28, 21, 14, 7, 0
35: 7 < 6
5 < 6
г) Решить неравенство с помощью уравнения.
5 * х > 10 5 * x = 10
x > 10 : 5 х = 10 : 5
х > 2 x = 2
5 * 3 > 10 5 * 2 = 10
15 > 10 10 = 10
Учитель. Третья группа « Затейники» рассматривали решение задач с помощью неравенства.
Мы отвечали на вопрос «Где в жизни я могу использовать неравенства?»
Ребята где можно использовать неравенства?
Ученик.
Мы с ребятами играли. Я предложила им решить следующую задачу. - На столе лежало 9 груш. Сколько груш могла я взять, чтобы осталось 4 груши. Ребята начали рассуждать. - Если ты взяла больше 4 груш, значит ты взяла 4 груши и ещё сколько – то. И они по очереди называли числа. - Ты могла взять 5, т.к. 5 > 4 6 груш ты не могла взять, т.к. 6 + 4 = 10, а груш у нас было 9. - Да, вы правы. Решением этой задачи будет число 5.
|
Итог:
Магистр – Ребята, где ещё можно в жизни использовать неравенства?
Дети – При сравнении, даже можем узнать насколько больше или меньше.
Магистр – Так зачем же нам надо научиться решать неравенства?
Дети – Если я сравниваю, то применяю неравенства. Неравенства нужны, если мы говорим о приближенных числах.
Учитель – Да, ребята. Неравенства в жизни необходимы и мы доказали это.
Научились решать неравенства. Посмотрите на это неравенство:
х * 7 + 45 : 9 > 75 – ( 20 : 4)
И такие научимся решать.
Ребята. Магистр математических наук слушал вас и сейчас подведет итог.
Магистр – Дорогие ребята! Вы хорошо справились с заданиями, ответили на главный вопрос : «Зачем нам нужно учиться решать неравенства?»
Все группы справились с заданиями и я хочу наградить вас медалями.
Группа «Затейники» предлагает занимательные задачи.
Дети – Нам нужны смелые, сильные и умелые ребята! Поэтому
«Думай! Считай! Отгадывай!»
Предлагается папка - раскладушка
Момент рефлексии
(Солнышки)
Учитель – Кто понравился? Какая группа?
Ученики и родители обмениваются мнениями: что получилось? Чей отчет больше понравился? Над чем можно поработать?
Учитель оценивает активность работы ребят, креативность, качество и объем использования источников, качество отчетов о проделанной работе, потенциал продолжения работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. Тема "Равенства и неравенства"
Урок по теме "Равенства и неравенства", система Л.В.Занкова...
Уравнения и неравенства c одной переменной в начальном курсе математики
Статья по теме : "Уравнения и неравенства с одной переменной в начальном курсе математики". В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральны...
Сценарий урока математики по теме «Понятие о равенствах и неравенствах», 3 класс
Урок-сказака с применением на уроке игры...
Урок закрепления по математике "Составление равенств и неравенств"
Это урок - закрепления по теме "Составление равенств и неравенств", УМК "Школа России", сопровождается презентацией, используется элементы дифференцированного , игрового обучения....
"Равенства и неравенства"
Материал предназначен для отработки навыка сравнения множества предметов, числовых равенств и неравенств....
Урок математики в первом классе(учебник А. А. Аргинской) по теме: «Преобразование равенств в неравенства и неравенств в равенства».
Представлен урок математики"Преобразование равенств в неравенства и неравенств в равенства", проведенный в первом классе, в рамках программы развивающего обучения Л. В. Занкова. Обучающиеся расш...
Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств»
Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств» адресован учителям начальных классов, работающих по УМК «Система Л.В....