Урок математики в 1 классе по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

ЦЕЛЬ:  - Создание условий для развития представлений о сложении и

               вычитании  в пределах 10.

 

ЗАДАЧИ: - познакомить с задачами на увеличение числа на несколько

                    единиц;

                    -развивать навыки устного счета, умение по-разному читать

                    одно и то же математическое  выражение, умение раскладывать

                    числа на слагаемые, умение составлять и решать задачи.

                   -воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Razrabotka_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выпускная  работа

по курсам « Базовая ИКТ – компетентность»

( 21.01 – 25.02.2008)

Тема: «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц»

(одно множество предметов),

урок в 1 классе

Выполнила:

Борисова Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ «Невидимковская ООШ»

Преподаватель: Бабикова Светлана Александровна

Пермский край

г. Лысьва, 2008

ТЕМА  УРОКА: « Задачи на увеличение числа на несколько единиц.»

                                (одно  множество предметов).

ЦЕЛЬ:  - Создание условий для развития представлений о сложении и

               вычитании  в пределах 10.

 

ЗАДАЧИ: - познакомить с задачами на увеличение числа на несколько

                    единиц;

                    -развивать навыки устного счета, умение по-разному читать

                    одно и то же математическое  выражение, умение раскладывать

                    числа на слагаемые, умение составлять и решать задачи.

                   -воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Грамзапись песни В. Шаинского и М.Пляцковского « Улыбка».
  2. Иллюстрации к сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». (муха, бабочка, паучок, комарик.)
  3. Опоры для задач.
  4. Примеры на карточках.
  5. Слова-опоры.
  6. Опора «Состав числа 10».

ХОД УРОКА.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

   

  « Вот звонок нам дал сигнал:

    Поработать час настал.

    Так что время не теряем

    И работать начинаем».

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ.

Ребята, сегодня на урок к нам пришли сказочные герои!

- Вспомните, героиня какой сказки К.И.Чуковского  нашла в поле денежку?

Она пришла к нам не одна, а вместе со своими гостями.

( на доске  картинки мухи – цокотухи и ее гостей)

        УСТНЫЙ СЧЕТ.

Давайте вспомним первые строчки этой  сказки:

                        « Муха, муха – цокотуха.

                          Позолоченное брюхо.

        Муха по полю пошла,

        Муха денежку нашла»

- Посмотрите  на самовар.

- Какую денежку нашла  Муха? (10руб.)

Муха просит вас помочь ей разложить число 10 на слагаемые.

( опора « состав числа 10.)

( учитель снимает полосочки, которыми закрыты цифры)

Муха благодарит вас за помощь.  Вы справились с поставленной задачей.

( на опоре расправить слово  «задача», но не читать его с детьми.)

А теперь Муха предлагает вам поиграть с ней в игру «Молчанка».

- Откроем тетради. Запишем число.

- Я буду диктовать выражения, а вы устно считаете и записываете только ответы.  -  Готовы?   - Начали!

 3 минус 2                         к 4 прибавить 2

 5 плюс 2        8 без 1

 Из 7 вычесть 2                6 да 2

- Проверим ответы.  – Читай….вслух. ( 1, 7, 5, 6, 7, 8.)

( учитель пишет ответы за учеником на доске.)

- Все согласны?  Все правильно?

- У кого не было ошибок, просигнальте мне красным кружочком, а кто ошибся – зеленым.  – МОЛОДЦЫ!

Муха очень рада за вас и предлагает последнее задание.

( на доске, на карточках примеры на + и на -  вразброс)

5 – 2 =        8 – 2 =        3 + 2 =        5 + 2 =

8 + 2 =        6 + 2 =        7 – 2 =      4 – 2 =         3 – 2=        2 + 2 =

- Посмотрите на примеры внимательно.

- Распределите  их в две группы.

( дети выходят к доске и распределяют примеры.)

- Почему у вас получились такие группы?  ( одни на +  другие на -)

- А как по – другому в математике  называют эти действия?

( выслушать сначала + а потом - )

        ( плюс                          минус)

        (прибавить        отнять)

        ( сложение                 вычитание)

        ( увеличение             уменьшение)

(как только назовут  « увеличение» и «уменьшение» сразу на доску закрепить опоры с этими словами)

Молодцы, муха вами очень довольна!

ФИЗКУЛЬТПАУЗА.

                « Вы работали отлично, отдохнуть пора сейчас.

                  И зарядка  к вам привычно на урок приходит в класс»

       

                  «Утром  бабочка  проснулась, улыбнулась, потянулась!

                  Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,

           Три – нагнулась и присела, на четыре улетела».

( на доске прикрепляется рисунок с изображением бабочки)

3.ПОСТАНОВКА  УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ.

Вот  и бабочка – красавица к нам прилетела.  И уж очень ей  интересно, чему  мы сегодня на уроке научимся, что новое узнаем…

- Давайте все вместе прочитаем  слова на доске (задача, уменьшение, увеличение).

-Подумайте и скажите, чему мы научимся  на уроке?

-Правильно! С сегодняшнего дня мы начнем изучать тему « Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц». Но на сегодняшнем уроке мы научимся решать задачи на увеличение числа.

                 

        «Бабочка – красавица варенье кушала и нас внимательно  слушала».

         И решила она нам задание дать.

( опора с божьими коровками на доску.)

  - Рассмотрите. - Прочитаем  слово.(столько же)

- Составьте условие задачи по картинке (выслушать детей)

 « На  одном листочке сидело 2 божьих коровки, а на другом столько же»

-Какой вопрос можно поставить к задаче?

( Сколько было на двух листочках?)

- Как решить задачу?      (2+2=4)

-Почему вы прибавили 2?    ( потому что «столько же». Столько же, значит 2)

-Сколько же божьих коровок на двух листочках?  (4)   МОЛОДЦЫ!

4.ИЗУЧЕНИЕ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

А теперь внимательно посмотрите на эту картинку.

(опора про бабочек)

-Рассмотрите  картинку.

- Прочитаем хором  слова, которые на ней написаны.

-Составим условие задачи по этой картинке.

       На букете  цветов сидело 4 бабочки. К ним прилетели еще бабочки, и их стало на 2 больше.

- Поставим вопрос к задаче. ( Сколько бабочек стало?)

-Что известно в задаче? (Было 4 бабочки, стало на 2 больше)

- Что нужно узнать? (Сколько бабочек стало?)

- Как поняли выражение «стало на 2 больше»? (столько же и еще 2).

- Как вы думаете, каким действием нужно выполнить решение?

-Почему вы так думаете? (стало больше, значит +)

- Скажите решение задачи.(4+2)

-Сколько получим? (6 бабочек)

-Запишем решение задачи.

(учитель пишет на доске вместе с детьми: 4+2=6(б)).

- Ребята, посмотрите еще раз на картинку.

-Прочитаем слова: стало на 2 больше.

-Каким действием мы решали задачу? (сложением)

-Сделаем вывод: Если в задаче говорится: « стало больше на», то надо прибавить.   МОЛОДЦЫ! БАБОЧКА РАДА ЗА ВАС.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

               « Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!

         Тихо встаньте, улыбнитесь, в паучка все превратитесь.

        Паучок под лавку упал, ненароком лапку сломал.

                  В городскую лавку сходил и другую лапку купил».

( иллюстрация паучка на доску.) ( учитель обводит паучка по контуру указкой, а дети глазами)

5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

Только мы про паучка вспомнили, а он тут как тут, и задание нам приготовил.

(опора с муравьями на доску)

-Рассмотрите. Прочитаем слова. – Составим условие задачи.

Около муравейника было 5 муравьев. К ним пришли еще муравьи, и их стало на 2 больше.

-Какой вопрос? (обратить внимание на опору)

- Вспомним, если в задаче говорится: « стало на …больше», то надо +.

-Запишите решение задачи самостоятельно в тетрадь.

-Проверим решение задачи.

(дети говорят, а учитель пишет на доске: 5+2=7(м))

-Почему прибавили? (потому что стало больше)

-Проверьте еще раз задачу.

-У кого она была решена так же, просигнальте  мне красным кружочком, если нет- зеленым. МОЛОДЦЫ! ПАУЧОК ДОВОЛЕН ВАШЕЙ РАБОТОЙ!

(вывешивается иллюстрация  комарика)

6.ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ.

Комарик пролетал, на урок к нам опоздал. Ничего он не узнал.

-Давайте, ребята попытаемся передать Комарику то, чему мы научились сегодня на уроке.

-Ну что, поучим Комарика?

(приготовить вееры)  - Покажите веером.

-Число, которое на 1 больше, чем 8. (9)

-Число, которое на 2 больше, чем 4. (6)

-Число, которое на 1 больше, чем 7.(8)

-Число, которое на 2 больше, чем 5.(7)

-Число, которое на 1 больше, чем 2.(3)

-Число, которое на 2 больше, чем 3.(5)

МОЛОДЦЫ!

Подскажите Комарику, каким действием вы находили числа?(+)

-Объясните, почему сложением? (больше на, значит +)

- Используя картинки с доски или предметы в классе, составьте  похожую задачу по изученной сегодня теме.

 У насекомых  6 лапок, а у паучка на 2 лапки больше. Сколько лапок у паучка.

-Как вы думаете, Комарик понял наше объяснение?

- Давайте подведем итог и расскажем нашим героям,  чему мы научились.

7.РЕФЛЕКСИЯ.  ИТОГ.

-Над какой темой мы начали сегодня работать?

(«Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»)

-Какие задачи научились решать сегодня?

( «Задачи на увеличение числа на несколько единиц»)

-Каким действием решается задача, если в ней говорится «больше на..»?

-Какие задачи нам надо научиться решать завтра? (на уменьшение числа)

-Подумайте и скажите, как назвать одним словом животных, которые были у нас на уроке? (насекомые, слово на доску)

- А все ли животные относятся к  насекомым? (паук не относится)

-Почему? (у паука 8 лапок, а у насекомых по 6)

( если учителю позволит время, то можно использовать дополнительный материал о пауках из рубрики «Это интересно»)

-Как вы себя чувствовали на уроке?

-Нарисуйте улыбку бабочке.

-Покажите всем свою улыбку и улыбку бабочки!

СПАСИБО ВАМ, ДЕТИ ЗА УРОК!  АПЛОДИСМЕНТЫ!!!

«Есть о математике молва, что она в порядок ум приводит.

Потому, хорошие слова часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика даешь для победы трудностей закалку,

Учится с тобою молодежь развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе посылаем гром аплодисментов!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц." Путешествие.

В ходе практической части дети знакомятся с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц....

Технологическая карта урока по математике (1 класс) по теме "Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами)".

В материале представлена технологическая карта урока по математике для 1 класса УМК "Школа России" из пособия "УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ"....

Урок математики в 1 классе по теме «Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с множествами предметов).» (УМК «Школа России»)

Тема: Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с множеством предметов).Цели:Образовательные: закреплять умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Способствовать...

Урок математики 1 класс Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

Цель урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью научится решать задачи с двумя множествами предметов, схематически оформлять такие задачи, выявлять различия с ранее реша...

Презентация к уроку математики в 1 классе. Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)

Урок разработан с учётом возрастных особенностей учащихся, в который включены элементы современных педагогических технологий:  здоровьесберегающей, личностно-ориентированной, ИКТ, а именно: полож...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме: "Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц".

Учебный предмет: математика, 1 классУМК: «Школа России». Тип урока: изучение нового материалаЗадачи урока: Обучающие: формировать умения учащихся  умение увеличивать (уменьшать) ...

Презентация к уроку математики 3 класс на тему: "Задачи на увеличение числа в несколько раз"

В  презентации представлен материал по ознакомлению с темой: "Задачи на увеличение числа в несколько раз", а также разбор задач....