Открытый урок по математике 3 класс Деление многозначного числа на однозначное Школа 2000..2100
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Калаева Светлана Сосланбековна

Подробный конспект урока по математике в деятельностном методе Л.Г. Петерсон + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОС «Школа 2100». 3 класс.

  Урок по математике по теме

«Деление многозначного числа на однозначное».

Учитель начальных классов

Калаева Светлана Сосланбековна

Урок проведен в  технологии деятельностного метода

( Л.Г. Петерсон)

Тип урока: ОНЗ

Открытие новых знаний

Цель урока: 

   Сформировать способность к делению многозначного числа на

               однозначное;  вывести алгоритм письменного деления многознач-

               ного  числа на однозначное.

Задачи урока:

1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы

                умножения  на однозначное число, алгоритм деления с остатком и

                правило  деления суммы на число.

            2) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,

                математическую  речь.

            3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,

                обобщение.                                                                                        

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2009.

Ход урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности (1 – 2 мин.) 

    Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа

                  высказывания, отражающего значимость математики;

                - определить содержательные рамки урока: умножение и деление много-

                  значных чисел на однозначное число.

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

 « Где есть желание, найдётся путь!» (Слайд 2). 

- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) 

- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

-Поможет нам веселый человечек – Смайлик. (Слайд 3). 

 Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности: (Слайд 4, 5).                                            

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

 - Пожелайте друг-  другу удачи!

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5 – 6 мин.)

           Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением

                         (а : в = с, с * в = а);

                       - алгоритм деления с остатком

                       - правило деления суммы на число;

                       - тренировать вычислительные навыки.

Форма работы – фронтальная. (Слайд 6). 

а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.

                         - 740.

                   - 704.

                                                                - 470.

                         - 407.

- Сколько сотен?  Всего десятков?

- Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)

б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )

- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

- На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради:  74000-40007=33993)

- Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )

- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )

- Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)

- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,

они были бы довольны.

в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление ) (Слайд 7).

- Давайте и здесь наведем порядок.

- Что общего во всех  выражениях? (Все выражения на деление).

- Найдем значения этих выражений (по рядам).                                              

 56:4                     240:60        58:9

 49:7                      39:5                         7200:90

- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

- А теперь попробуйте разделить устно

563:4=

/Затруднение!!!/

3.Выявление  места и причины  затруднения  .(1 мин.)

Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется

                    и фиксируется необходимость определения нового способа деления;

                 - согласовать тему и цель урока.

- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.

 4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели. (1-2 мин.) (Слайд 8). 

-  Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. ) (Слайд 9). 

- Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. ) 

5.Проектирование и фиксация нового знания (8 – 10 мин).

     Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;

                 - зафиксировать новый способ деления  в знаковой форме.

 

а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?

- Нарисуем графическую модель числа 536.

        

        

- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни .)

- Сколько сотен разделим на 4? ( 4 сотни.)

- Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки. )

- Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)

- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается?                                    ( Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. )

- А как записать то, что мы сделали на рисунке ?

536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4 = 134

- Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…

- Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )

Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

- Какой способ самый рациональный?

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий. (Слайд 10). 

- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д. (Слайд 11). 

 1. Найти первое неполное делимое.

 2. Определить число цифр в частном.

      3. Найти цифры в каждом разряде частного.

6.Первичное закрепление с проговариванием (4 – 5 мин.)  

    Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на

                   однозначное;

                 - тренировать способность к выполнению деления «уголком».

Фронтальная работа (с проговариванием вслух) .

  а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ”.

Алгоритм деления я буду подсказывать.

 № 2, стр. 10  

б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.

225:3 ( с. 11, №3)

в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.

363: 3

г) – Работа по учебнику с.12 №5 .

7. Физминутка (2 - 3 мин.) ( Слайд 12)

«Лови снежинку».

8.Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.) 

     Цели:  - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

                  - проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

с.12№6

1в-2пр.

2в-3пр.

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

9.Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин.) 

 

Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

            - тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;

            - развивать творческие способности учащихся.

- Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

- Решим задачу на с.12№7(а)

- Дана  сумма и разность числа бананов, которые собрали с обеих пальм.

Сложив их, получаем удвоенное число бананов с I пальмы. Значит, чтобы найти сколько бананов собрали с первой пальмы, надо сумму чисел 152+ 28 разделить пополам. Полученное число уменьшим на 28 и узнаем, сколько бананов собрали со второй пальмы.

1 способ: 1) 152+ 28= 180 (б.) – удвоенное число бананов с I пальмы.

                 2) 180: 2 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

                 3) 90- 28 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

2 способ: 1) 152-  28 = 124 (б.) – удвоенное число бананов с первой пальмы.

                 2) 124: 2 = 62 (б.) – собрали со II пальмы.

                 3) 28+ 62 = 90 (б.) – собрали с I пальмы.

Групповая работа. Задание : «Как-то я слышала, как диктор говорил, что в прошлом году у нас, в Северной Осетии , в декабре 18 дней были солнечные и 16 дней, когда шёл снег. Как такое может быть?»

Дети пытаются найти ответ на этот вопрос. Выслушиваются их мнения. Кто-то из детей считают что такое невозможно, а некоторые находят объяснение:

- Потому что в некоторые дни с утра было солнце, а потом стал падать снег. И наоборот.

 -А как можно решить эту задачу? Как записать условие?

Дети предлагают записать условие при помощи диаграмм Венна.

31 день

 

- Предлагаю вам поработать в группах /Дети работают в группах/.

- Назовите, пожалуйста, свой ответ. /Представители групп выходят к доске и вывешивают решение/

Решение:

1)16+18=34 (дня) – столько было всего дней  когда падал снег  и солнечных.

2)34 – 31=3 (дня) – столько дней и солнце светило, и снег  был.

10.Рефлекия учебной деятельности. (Слайд 13). 

     Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

                 - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке:  деление многознач-

                   ных чисел на однозначное число.

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку:

  1. Научились находить первое неполное делимое?
  2. Научились определять количество цифр в частном?
  3. Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?
  4. (Слайд 14). 

-Если вам все удалось на уроке выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь- грустный.

11. Домашнее задание. (Слайд 15). 

  - Вы поняли, что нужно потренировать дома?

С.12№5(3;4); №7(б)

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу! (Слайд 16). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по математике в 3 классе «Деление многозначного числа на однозначное с остатком »

Урок открытия новых знаний  построен по системно-деятельностному  методу. На уроке дети научатся делить  углом многозначные числа на однозначные с остатком и выполнять проверку.  З...

Открытый урок по теме « Алгоритм деления многозначного числа на однозначное».

Презентация дает возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Использовать на разных этапах урока по изучению новой темы....

Открытый урок по математике «Закрепление. Деление многозначного числа на двузначное » 4 класс

Конспект открытого урока по математике на тему "Закрепление.Деление многозначного числа на двузначное", 4 класс, Школа России,ФГОС. ...

Открытый урок по математике «Закрепление. Деление многозначного числа на двузначное » 4 класс

Открытый урок по математике  «Закрепление. Деление  многозначного  числа на двузначное » 4 класс...

Конспект урока по математике. Тема: "Деление многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое равно нулю" (3 класс)

Конспект урока по математикиТема: «Деление многозначного числа на однозначное в случаях, где последнее неполное делимое равно нулю ».Цели деятельности учителя: формирование умения дел...

Презентация к уроку по математике "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

Презентация содержит обущающий дополнительныц материал, алгоритмы....


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Светлана Сосланбековна, Ваш урок очень хороший и продуктивный. Спасибо за пополнение нашей библиотеки. Урок соответствует новым образовательным требованиям. Четко разграничены цель и задачи урока, на уроке ведется большая и интересная работа. Мне  понравился в уроке -проблемный момент, и построение проекта выхода из затруднительной ситуации. Спасибо! Жду новых уроков.

Калаева Светлана Сосланбековна

 Наталья Борисовна! Спасибо Вам за позитивный отзыв о моей работе! Для меня это очень важно!

Косолапова Марина Александровна

Спасибо за подсказку, как выявить проблему при изучении этой темы! Я в этом году хотела дать урок по этой теме, но не смогла до конца продумать организацию открытия нового

У меня сейчас 1 класс. Посоветую коллегам, очень интересно. Спасибо!

 Светлана Сосланбековна. Большое спасибо за урок. Все хорошо продумано и подробно написано. 

Калаева Светлана Сосланбековна

Коллеги! Спасибо! Творческих успехов всем!

Светлана Сосланбековна , огромное спасибо за Вашу работу. Урок соответствует новым образовательным стандартам. А по этой теме много теории, но мало качественной практической работы.

Калаева Светлана Сосланбековна

Елена Александровна! Спасибо за позитивный отзыв!

Урок построен грамотно, продуманно. Каждый последующий этап является логическим продолжением предыдущего. Это результат кропотливой работы. Спасибо большое!
Калаева Елена Николаевна

Урок понравился, спасибо. Но хотелось бы увидеть и презентация к нему.