Конспект урока в 3 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Глуховская Ольга Владимировна

Урок-путешествие. В ходе выполнения заданий по математике учащиеся знакомятся с океанами и их обитателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morskoe_dno.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ.

Цель: на основе математического материала расширить знания учащихся об океанах и их обитателях, закрепить умение решать задачи, навыки устных и письменных вычислений, формировать навык работы с тестами.

Задачи:

Образовательная 

закрепить умение складывать и вычитать многозначные числа, повторить нумерацию чисел в пределах миллиона, закрепить умение решать задачи, навыки устных и письменных вычислений, знание соотношений между различными единицами измерения.

Развивающая

развивать познавательные способности учащихся, пространственное воображение, память и мышление, расширять их кругозор.

Воспитательная

воспитывать интерес к точным и естественным наукам, прививать аккуратность, любознательность, усидчивость.

Оборудование: 

  • иллюстрации морского дна, морских обитателей (рыбка-брызгун, рыба-молот, морской конек), изображение водолаза, аудиозапись морского прибоя
  • глобус
  • фигурки рыбок и морских звездочек для поощрения правильных ответов.

Раздаточный материал: конверты с заданиями (Приложение 2), геометрический материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Наш урок сегодня – необычный, мы отправляемся на экскурсию. Тему экскурсии вы определите сами, выполнив задание:

На конвертах, лежащих у вас на партах, стоит шифр. Зачеркните клетки с числами, которые не являются ответами к таблице умножения:

26

35

82

12

74

28

68

8

34

56

5

72

39

21

61

63

83

10

58

81

к

м

с

о

м

р

о

с

з

к

е

о

р

е

л

д

е

н

с

о

Итак, мы отправляемся в подводное царство, на самое дно (аудиозапись морского прибоя).

Когда стоишь на берегу океана, он кажется пустым, безжизненным. На самом деле в нём полно всякой живности.

Морское дно многие века было недоступно для человека. Ныряльщики за жемчугом и морскими губками были первыми людьми, которые пытались раскрыть тайны океана. В наше время создано множество аппаратов и приспособлений, которые помогают человеку изучать глубины: акваланги, батискафы, водолазный колокол, исследовательские подводные лодки, водолазное снаряжение.

  1. Устный счёт:
  • Снаряжение водолаза состоит из медного шлема весом 16 кг, жилета с грузами на грудь и спину весом 32 кг, баллона с воздухом весом 24 кг и галош весом 21 кг. Каков вес полного водолазного снаряжения?
  • Сколько весит сам водолаз, если вес его в этом костюме достигает 175 кг?
  • В воде все предметы становятся легче в 4 раза. Сколько кг будет весить в воде 160-килограммовый водолаз? Если в воде водолаз весит 52 кг, то каков будет его вес на берегу?
  • В этом году исполняется 352 года с момента первого проведения водолазных работ. Вычислите, в каком году впервые произошло погружение?
  • Первые водолазные работы были связаны с обследованием затонувшего судна, которое до этого пролежало на дне 360 месяцев. В каком году затонуло это судно?

  1. Повторение нумерации многозначных чисел, активизация знаний по окружающему миру.

Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. Почему? (Прием мозговой штурм: учащиеся высказывают различные версии.)

Давайте посчитаем, какова площадь водной поверхности на планете, если площадь всей поверхности Земли составляет 510 млн. км², из которых 149 млн. км² - суша? (Дети выполняют вычисления на печатных листах.)

Назовите части Мирового океана.

Запишите числами площади океанов, а затем перечислите их в порядке убывания:

Площадь Индийского океана – семьдесят шесть миллионов сто семьдесят четыре тысячи км²,

Площадь Атлантического – девяносто один миллион шестьсот пятьдесят пять тысяч км²,

Площадь Тихого океана – сто семьдесят восемь миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи км²,

Площадь Северного Ледовитого океана – четырнадцать миллионов шестьсот девяносто девять тысяч км².

Найдя значения следующих выражений, вы определите наибольшую глубину каждого из океанов:

Индийский

  3021

+4188

Атлантический

  9976

- 1234

Тихий

  55066

- 44044

Сев. Ледовитый

  4247

+1280

Тихий океан не только самый большой по площади, но и самый глубокий. Если бы можно было спуститься на лифте в самое глубокое место Тихого океана – Марианскую впадину – пришлось бы ехать 300 минут без перерыва. А сколько часов заняла бы такая поездка?

  1. Физминутка.
  2. Закрепление вычислительных навыков.

А теперь мы познакомимся поближе с обитателями океанов.

У берегов Тихого океана встречается рыбка, которую называют стрелком-брызгуном. Брызгун видит одинаково хорошо как в водной, так и в воздушной среде. Весь день рыбка плавает у поверхности воды вдоль берега и выслеживает добычу. Стоит какому-нибудь насекомому сесть на растение, свисающее над водой, как брызгун тихо подплывает, немного высовывается из воды, прицеливается, и р-раз: сбивает жертву струёй воды! Сама рыбка длиной 10-12 см, а струю выбрасывает в 10 раз больше.

Попробуйте и вы, как рыбки-брызгуны, точно сбить неверные неравенства:

a – 36 > a – 30                    90 – b < 100 – b

42 + z > z + 24                    t – 16 < 16 + t

Плывём дальше. А тут расшалились морские коньки. Восстановите цифры, которые они закрыли (цифры на доске прикрыты карточками с изображением морских коньков, дети выполняют задание на печатных листах):

 4 * 5 8                            6 8 3 7 *

-3 4 2 *                          +5 * * * 3

         * * 2 * 2                        * * 9 5 9 6

Морской конёк – очень необычное существо. Его голова похожа на голову крошечного пони, а тело как у маленького дракончика. Плавает он вертикально. И тем не менее, конёк – это рыба. У него нет постоянного цвета: сядет на бурую водоросль – станет бурым, на зелёную – позеленеет. Но, пожалуй, самой необычной способностью морского конька является способ выхаживания потомства. Кто рождает детёнышей морского конька?

                                                              = 200 (самец)

                                                              = 2000 (самка)

Икру мечет самка, но откладывает её в сумку, которая помещается под хвостом у самца. Самец 40 дней носит детёнышей в сумке, а затем выпускает их наружу. Вот откуда взялось ошибочное мнение, что самец морского конька сам рождает детёнышей!

Далее нам встречается ещё более необычная рыба. Её тело покрыто зубами от головы до хвоста! Что это за рыба, узнаете из задания:

Запиши выражение и найди его значение: сумму чисел 6783 и 3568 уменьшить на 1351. Какая рыба соответствует значению выражения?

= 11702     рыба-меч

= 9000       рыба-молот

= 19000     рыба-пила

Рыба-молот относится к акулам. Её голова и впрямь похожа на молот. Иногда она нападает на неосторожных купальщиков.

Вообще акулы, несмотря на довольно крупные размеры, в основном питаются растительной пищей или креветками – так легче прокормиться.

 Перед нами кошачья акула, её длина всего 70 см. Самые большие – китовая и гигантская, более 15 м в длину. Самая опасная – белая, по-другому её называют белая смерть или акула-людоед. А вот акула с устрашающим названием: чёрная колючая. Однако длина её не превышает 47 см. Летом у самки появляются 10-20 детёнышей длиной 10-12 см. У всех акул зубы расположены в несколько рядов и постоянно меняются. Чтобы не утонуть, акулам приходится всё время плавать, ведь в отличие от других рыб, у них нет плавательного пузыря – особого органа, позволяющего удерживать равновесие в воде.

 Из 250 разновидностей акул, обитающих в Мировом океане, только 1/10 их часть способна напасть на человека. Сколько это видов акул? На сколько безвредных для человека видов акул больше, чем опасных?

А теперь давайте узнаем, какое животное самое большое в мире. Оно живёт в океане.  

83501 + 17599 (с)

146682 + 13217 (н)

3517 + 2165 (и)

60592 – 5325 (т)

8674 – 3579 (к)

Выпишите 3 наименьших числа с кодовыми буквами. Какое слово получилось?

Кит, хоть и живёт в воде, вовсе не рыба, а млекопитающее, своих детёнышей киты кормят молоком. Известно, что кит – крупнейшее из всех животных на свете. Это животное побило все рекорды – и по весу, и по длине. По росту его можно сравнить с десятиэтажным домом, а по массе он превосходит самого крупного слона в 10 раз!

Давайте запишем массу этого гиганта, зная, что слон весит 15 тонн.

Сердце кита весит 5 центнеров, язык – в 6 раз больше, а зуб – в 1000 раз легче, чем язык. Запишите эти данные в кг.

А теперь достаньте из конвертов набор геометрических фигур. Как они называются?

Давайте составим из них изображение кита. (Дети пытаются составить фигуру по силуэтному изображению. Если им сложно, в конверте лежит детальная подсказка.) 

Эти геометрические фигуры все вместе составляли квадрат (игра «Пифагор»). Какова сторона этого квадрата, если площадь его равна 81 см²? Составьте этот квадрат.

6. Итог урока

Наша экскурсия подходит к концу. Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что получилось? Что не получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."

Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан  в технологии деятельностного метода....

Урок математики "Сложение и вычитание многозначных чисел"в 3 классе по программе "Гармония"

Организация урокаУстный счётЦелеполаганиеРабота над задачамиФизкультминутка:музыкально-ритмические упражненияСложение и вычитание многозначных чиселУмножение многозначного числа на однозначноеГеометри...

Методическая разработка урока математики по теме "Вычитание многозначных чисел"

Методическая разработка включает конспект и презентацию урока математики по теме "Вычитание многозначных чисел"....

урок математики "Сложение и вычитание многозначных чисел.Повторение"

«Сложение и вычитание многозначных чисел»Цель: создание условий  для закрепления знакомой учебной информации,применения её в знакомой учебной ситуациях.Задачи:Образовательные: закреплят...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" 4 класс Школа России

Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел»  Цели урока:  Учить складывать и вычитать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение ре...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" в 4 классе...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" (2 класс) УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя:Формировать умение выполнять письменное сложения   и вычитания многозначных чисел;Планируемые  результаты Предметные:владеть общими приемами вычисления; у...