Развитие орфографической зоркости у младших школьников
материал по логопедии

Тупикова Елена Сергеевна

Данный материал будет полезен для учителей-логопедов, учителей начальных классов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости у младших школьников с трудностями в обучении.

Почему ребенок знает правило наизусть, но пишет с ошибками? Мы можем дать ребенку проверить написанное, намекнуть, что есть ошибка, но это тоже не даст результат. Эта проблема связана с отсутствием орфографической зоркости. Для меня, как для школьного логопеда особенно важно, так как специфические ошибки у ребят в основном скорректированы, а ошибки на письме еще остаются.

Практически любое правило это многоступенчатая инструкция. Дети с трудностями в обучении не обладают высоким уровнем самоконтроля, поэтому чаще всего не умеют пользоваться алгоритмами.

Еще одна причина неумения применения правил –это то, что орфографический навык тесно связан с психическими процессами. Чтобы подобрать ключик к орфограмме, нужно анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

И конечно, одно из причин, это бедный словарный запас.

Таким образом формирование орфографической зоркости и грамотности- это сложная задача.

И как же сделать так, чтобы ребенку и без того уставшего после уроков было и интересно на занятии, и не только интересно, но и эффективно.

На помощь нам придут такие приемы, которыми я хочу с вами поделиться.

Первое –это секреты правильного списывания.

Перед списывание нужно прочитать текст и постараться понять его смысл. Лучше начинать с коротких предложений, состоящих из 5 слов.

Читаем предложение так как оно написано и запоминаем его.

Повторяем предложение, не глядя в книгу.

Пиши, диктуя себе так, как проговаривал.

Выдели орфограммы.

Проверить себя. Для этого нужно взять непрозрачную линейку и отодвигать ее, проверяя каждую букву.

Упражнение: Найди опасные слова.

Для этого берём маркер и читаем слова. Думаем, могу ли я допустить ошибку, если в слове есть орфограмма –выделяем это слово.

Упражнение: Поймай опасные слова.

Проговариваем слова орфоэпически. Ребенок слушает и анализирует. Еслив слове  есть орфограмма, то нужно подбросить мяч.

Упражнение «Эрудит».

Перебрасываем мяч из руки в руку и проговариваем слово по слогам, подбрасываем вверх –проговариваем проверочное слово. Рукой в воздухе пишем букву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Материал содержит описание приёмов работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Из опыта работы учителя....

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....