Звуки [Л] — [Л']. Буква Л. Лето.
план-конспект по логопедии
Занятие расчитано для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллекта 1 вариант.
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; учить согласовывать количественные числительные с существительными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ С(К)ОШ Анжела Николаевна Шарова
Управление образования администрации г. Соликамска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Пермский край, 618554, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, 138
Тел./факс: 8(34253) 7-58-87, 7-58-83.
ИНН/КПП 5919017553/591901001
korrshcool.sol@yandex.ru
Тема занятия: Звуки [Л] — [Л']. Буква Л. Лето.
1 класс
Анжела Николаевна Шарова,
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»,
учитель-логопед
Цели:
Образовательные: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; учить согласовывать количественные числительные с существительными.
Коррекционные: закрепление правильного звука л в словах, в предложениях; развитие звукового анализа и синтеза; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха, развитие фонематического слуха и восприятия; систематизация лексики по теме «Лето».
Воспитательные: воспитание гуманного отношения к животному миру, любви к природе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, тренажёры для дыхания, карточки для артикуляционной гимнастики, карточки с заданиями, картинки, презентация.
Ход занятия:
- Организационный момент. Слайд 2
Всем, всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.
- Сообщение темы.
Сегодня мы отправимся путешествовать. Но для этого нам необходимо провести гимнастику. И на протяжении всего занятия должны следить за правильным произношением звуков.
- Логопедическая зарядка.
Общее расслабление. Слайд 3
«Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Правую руку вверх – ах!
Левую руку вверх – ух!
Ах – ух! Ах – ух!
Пляшут руки во весь дух»[1]
Развитие мимических мышц.
Брови кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
Удивились, улыбнулись,
Рассердились, улыбнулись.
Растолстели, похудели.
Развитие артикуляционной моторики. Слайд 4-8
Работа над развитием дыхания и голоса. Слайд 9
Сегодня к нам пришел муравей. Вместе с ним выполним упражнение на дыхание «Муравей и клубника». Вдох носом и плавный выход через нос на муравья.
- Знакомство со звуком [Л]. Слайд 10
На чём будет путешествовать? Посмотрите внимательно на картинки. Что это? Самолёт. Как гудит самолёт? А теперь летит маленький самолёт. Дать характеристику звука Л – Ль.
Характеристика звука [Л]: согласный, твёрдый, звонкий.
Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий.
Игра «Поймай звук».
З, л, д, м, б, л; ла, на, лу, ол, ул, ип; стол, мышка, ласточка, башня, колобок.
Игра «Повтори слоги»
ла-ло-лу-лы... ал-ол-ул-ил... кла-кло-клу-клы... акл-окл-укл-икл...
Отгадывание загадки. Слайд 11
О чём будем сегодня говорить? Послушайте загадку.
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...
(Лето)
Сегодня с вами будем говорить о лете. За что вы любите лето? А какие летние месяцы вы знаете? Назовите из них первый месяц лета. Вот и ИЮНЬ. Луга зеленеют, цветут цветы и слышны песни птиц.
Первое задание. Составить по первым звукам слово. Слайд 12
Что получилось? Птицы: дятел, сокол, иволга, ласточка. Какой звук встречается в этих словах. Дать характеристику.
- Повторить чистоговорки. Слайд 13
Ла – ла – ла – ла – над цветком жужжит пчела.
Ло – ло – ло – ло – наблюдаем за пчелой.
Лу – лу – лу – лу – мы не трогаем пчелу.
Слайд 14. Какие насекомые имеют звук л или ль? Шмель, пчела, богомол. Богомолы ведут хищный образ жизни, питаются обычно другими насекомыми, включая и мух; крупные также охотятся на маленьких ящериц, лягушек, птиц и даже грызунов. Встречается богомол обыкновенный и на Дальнем Востоке, Юге Сибири.
- Физминутка. Слайд 15
Летом.[2]
Летом дети плавали, | (Движение - плаванье.) |
Бегали, гуляли. | (Движение - бег.) |
Летом дети прыгали, | (Прыгают на месте.) |
А после отдыхали. | (Кладут руки под щёку.) |
- Продолжение.
Назовите второй месяц лета. Это Июль. Слайд 16.
Чем прекрасен этот месяц? Поспевают ягоды, растут грибы. Зверушки подрастают. Птенчики силу в крыльях проверяют.
Второе задание. Каких животных можно встретить в лесу? Как называются эти животные?
Дидактическая игра «Закончи предложения, называя детёнышей»
У волчицы появились? Волчата. У белки появился один? Бельчонок. У лисы появилось двое? Лисят. Слайд 17
- Развитие мелкой моторики. Слайд 18
Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик».[3]
- Пальчик пальчик-непоседа, | Пальцы сжаты в кулаки, |
Где ты бегал? Где обедал? | большие двигаются в ритм словам. |
- Я с мизинцем ел малинку, | Поочерёдно на обеих руках |
С безымянным ел калинку, | соединять с большим пальцем |
Ел со средним землянику, | остальные, начиная с мизинца. |
С указательным — клубнику. |
- Знакомство с буквой Л.
На что похожа буква Л?
Выполните шнуровку буквы Л. Пропишите буквы Лл. Слайд 19
- Образование относительных прилагательных от существительных.
Летом поспевают ягоды, какие? Мама сварила варенье из малины. Какое варенье получилось? Джем из земляники. Какой джем? Кисель из клюквы. Какой кисель? Слайд 20
- Отгадывание загадок. Слайд 21
Слушаем внимательно загадки[4] и записываем отгадки. Проверяем ответы.
Кудрявые ребятки
Играют с солнцем в прятки.
(Облака).
Теремок ползёт,
На себе его везёт,
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая.
(Улитка).
По морю гуляет,
Чаек обгоняет,
А до берега дойдёт,
Тут и пропадёт.
(Волна).
Летела стрела
Упала в траву
Ищу – не найду.
(Молния).
Лакомство – для медвежат,
И лекарство – для ребят.
(Малина).
Круглое, да не колобок,
Румяное, да не девица,
Сладкое, да не сахар.
(Яблоко).
Лейся дождь весёлый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по … (Лужам).
- Продолжение.
Назовите третий месяц лета. Это Август. Слайд 22
Что происходит в этом месяце? Вот и мы соберём урожай. Составить звуковую дорожку слов с помощью прищепок. Лук, свёкла, баклажан.
Пальчики загибайте, летние месяцы называйте: июнь, июль, август. Молодцы!
- Подведение итогов.
Завершается наше путешествие, приземляются наши самолёты. Гудит большой самолёт Л и маленький Л,. Слайд 23
На доске – ярко светит Солнышко, плывут лёгкие Облака, летают пчёлы и бабочки, но нет чего? Цветов. Выберите только те цветы, в которых есть звук л или ль. Василёк, колокольчик, ромашка, лютики, лесная гвоздика, незабудка.
Какой это звук? Молодцы! Слайд 24
Список литературы
- Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб, 2007.
- Картинки – ресурсы сети Интернет.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Подвижная гимнастика «Летом», О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко. Гимнастика взята из сборника «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей».
- Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996.
- Тренажёры для дыхания. Сайт - http://mamadelki.ru
- Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. СПб, 2011.
[1] Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург.
[2] Подвижная гимнастика «Летом» О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко.
[3] Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.
[4] Жемчужины народной мудрости: Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....

Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...