Звуки [Л] — [Л']. Буква Л. Лето.
план-конспект по логопедии

Шарова Анжела Николаевна

Занятие расчитано для обучающихся 1 класса с нарушениями интеллекта 1 вариант.

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; учить согласовывать количественные числительные с существительными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_l.docx54.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ С(К)ОШ Анжела Николаевна Шарова

Управление образования администрации г. Соликамска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Пермский край, 618554, г. Соликамск, ул. 20-летия Победы, 138

Тел./факс: 8(34253) 7-58-87, 7-58-83.

ИНН/КПП 5919017553/591901001

korrshcool.sol@yandex.ru

Тема  занятия: Звуки [Л] — [Л']. Буква Л. Лето.

1 класс

Анжела Николаевна Шарова,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»,

учитель-логопед

Цели:

Образовательные: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; учить согласовывать количественные числительные с существительными.

Коррекционные: закрепление правильного звука л в словах, в предложениях; развитие звукового анализа и синтеза; развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха, развитие фонематического слуха и восприятия; систематизация лексики по теме «Лето».

Воспитательные: воспитание гуманного отношения к животному миру, любви к природе.

Оборудование: индивидуальные зеркала, тренажёры для дыхания, карточки для артикуляционной гимнастики, карточки с заданиями, картинки, презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Слайд 2

Всем, всем, всем добрый день!

Прочь с дороги нашей лень.

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться.

  1. Сообщение темы.

Сегодня мы отправимся путешествовать.  Но для этого нам необходимо провести гимнастику. И на протяжении всего занятия должны следить за правильным произношением звуков.

  1. Логопедическая зарядка.

Общее расслабление. Слайд 3

«Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Правую руку вверх – ах!

Левую руку вверх – ух!

Ах – ух! Ах – ух!

Пляшут руки во весь дух»[1]

Развитие мимических мышц.

Брови кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

Удивились, улыбнулись,

Рассердились, улыбнулись.

Растолстели, похудели.

Развитие артикуляционной моторики. Слайд 4-8

      Работа над развитием дыхания и голоса. Слайд 9

Сегодня к нам пришел муравей. Вместе с ним выполним упражнение на дыхание «Муравей и клубника». Вдох носом и плавный выход через нос на муравья.

  1. Знакомство со звуком [Л]. Слайд 10

На чём будет путешествовать?  Посмотрите внимательно на картинки. Что это? Самолёт. Как гудит самолёт? А теперь летит маленький самолёт.  Дать характеристику звука Л – Ль.

Характеристика звука [Л]: согласный, твёрдый, звонкий.  

Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий.

Игра «Поймай звук».

З, л, д, м, б, л; ла, на, лу, ол, ул, ип; стол, мышка, ласточка, башня, колобок.

         Игра «Повтори слоги»

         ла-ло-лу-лы... ал-ол-ул-ил... кла-кло-клу-клы... акл-окл-укл-икл...

Отгадывание загадки. Слайд 11

О чём будем сегодня говорить? Послушайте загадку.

Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...
(Лето)

        Сегодня с вами будем говорить о лете. За что вы любите лето? А какие летние месяцы вы знаете? Назовите из них первый месяц лета. Вот и ИЮНЬ. Луга зеленеют, цветут цветы и слышны песни птиц.

Первое задание. Составить по первым звукам слово. Слайд 12

Что получилось? Птицы: дятел, сокол, иволга, ласточка. Какой звук встречается в этих словах. Дать характеристику.

  1. Повторить чистоговорки. Слайд 13

Ла – ла – ла – ла – над цветком жужжит пчела.

Ло – ло – ло – ло – наблюдаем за пчелой.

Лу – лу – лу – лу – мы не трогаем пчелу.

Слайд 14. Какие насекомые имеют звук л или ль? Шмель, пчела, богомол. Богомолы ведут хищный образ жизни, питаются обычно другими насекомыми, включая и мух; крупные также охотятся на маленьких ящериц, лягушек, птиц и даже грызунов. Встречается богомол обыкновенный и на Дальнем Востоке, Юге Сибири.

  1. Физминутка. Слайд 15

Летом.[2]

Летом дети плавали,

(Движение - плаванье.)

Бегали, гуляли.

(Движение - бег.)

Летом дети прыгали,  

(Прыгают на месте.)

А после отдыхали.

(Кладут руки под щёку.)

  1. Продолжение.

Назовите второй месяц лета. Это Июль. Слайд 16.

Чем прекрасен этот месяц? Поспевают ягоды, растут грибы. Зверушки подрастают. Птенчики силу в крыльях проверяют.

Второе задание.  Каких животных можно встретить в лесу? Как называются эти животные?

Дидактическая игра «Закончи предложения, называя детёнышей»

У волчицы появились? Волчата. У белки появился один? Бельчонок. У лисы появилось двое? Лисят. Слайд 17

  1. Развитие мелкой моторики. Слайд 18

Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик».[3]

- Пальчик пальчик-непоседа,        

Пальцы сжаты в кулаки,

Где ты бегал? Где обедал?        

большие двигаются в ритм словам.

- Я с мизинцем ел малинку,        

Поочерёдно на обеих руках

С безымянным ел калинку,

соединять с большим пальцем

Ел со средним землянику,

остальные, начиная с мизинца.

С указательным — клубнику.        

  1. Знакомство с буквой Л.

На что похожа буква Л?

F:\мама\ЛОГОПЕДИЯ\на что похожа буква\красивые картинки\013.jpg                 

Выполните шнуровку буквы Л. Пропишите буквы Лл. Слайд 19

  1.  Образование относительных прилагательных от существительных.

Летом поспевают ягоды, какие? Мама сварила варенье из малины. Какое варенье получилось? Джем из земляники. Какой джем? Кисель из клюквы. Какой кисель? Слайд 20                     

  1. Отгадывание загадок. Слайд 21

Слушаем внимательно загадки[4] и записываем отгадки. Проверяем ответы.

Кудрявые ребятки

Играют с солнцем в прятки.                                       
                        (Облака).

Теремок ползёт,

На себе его везёт,

Хозяюшка богатая,

Богатая, рогатая.                  

                        (Улитка).   

По морю гуляет,

Чаек обгоняет,

А до берега дойдёт,

Тут и пропадёт.

               (Волна).

Летела стрела

Упала в траву

Ищу – не найду.

                        (Молния).

Лакомство – для медвежат,

И лекарство – для ребят.

                         (Малина).

Круглое, да не колобок, 
Румяное, да не девица,
Сладкое, да не сахар. 
                        (Яблоко). 

Лейся дождь весёлый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по … (Лужам).

  1.  Продолжение.

Назовите третий месяц лета. Это Август. Слайд 22

Что происходит в этом месяце? Вот и мы соберём урожай. Составить звуковую дорожку слов с помощью прищепок. Лук, свёкла, баклажан.

        Пальчики загибайте, летние месяцы называйте: июнь, июль, август. Молодцы!

  1.  Подведение итогов.

Завершается наше путешествие, приземляются наши самолёты. Гудит большой самолёт Л и маленький Л,. Слайд 23

На доске – ярко светит Солнышко, плывут лёгкие Облака, летают пчёлы и бабочки, но нет чего? Цветов. Выберите только те цветы, в которых есть звук л или ль. Василёк, колокольчик, ромашка, лютики, лесная гвоздика, незабудка.

Какой это звук? Молодцы! Слайд 24

Список литературы

  1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб, 2007.
  2. Картинки – ресурсы сети Интернет.
  3. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
  4. Подвижная гимнастика «Летом», О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко. Гимнастика взята из сборника «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей».
  5. Поле речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург: УИФ «Наука», 1996.
  6. Тренажёры для дыхания. Сайт - http://mamadelki.ru
  7. Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников. СПб, 2011. 


[1] Поле  речевых чудес: Учебное пособие. Екатеринбург.

[2] Подвижная гимнастика «Летом» О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко.

[3] Шевченко И.Н. Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников.

[4] Жемчужины народной мудрости: Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....