Условия формирования речевых умений и навыков
статья по логопедии (2 класс)
Условия формирования речевых
умений и навыков
- Коммуникации. Строительным материалом человеческой речи являются звуки. И только при их чётком и точном произношении речь может быть понята правильно, а значит служить средством общения. В общении необходимо взаимопонимание. У детей при нарушенном звукопроизношении могут возникнуть трудности различного характера (насмешки, отторжения и другое). Неправильное звукопроизношение отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка, его самооценку (особенно в школьном возрасте, когда ребёнок уже осознаёт свой дефект).
Процесс, в котором участвуют следующие органы артикуляционного аппарата . Главное это мышцы - язык и губы. Язык это мышца, прикреплённая с одной стороны, вторая сторона свободна. Из правильного уклада того или иного звука и формируется красивая и правильная речь. Если вы произнесёте медленно то или иное слово (например, трамвай) и сконцентрируетесь на своём языке и губах, то поймёте всю тяжесть работы языка, а также поймёте то, над чем работаем мы (логопед и ребёнок). Как часто и с какой сложностью двигается ваш язык при произношении того или иного слова? Ребёнку с неправильным звукопроизношением очень сложно произнести слово с дефективным звуком, так как язык (мышца) не отработала свою позицию (пример, звук Ш, Р). мышца слабая в определённой позиции…
Артикуляционная гимнастика и повтор заданий логопеда.
То, что проделал ребёнок на занятии, необходимо закрепить дома!
- Речевая среда. Детям нужно давать образцы речи или создавать правильную речевую среду. От того какая у ребёнка речевая среда, зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей (формулировки высказываний, термины, речевые обороты), друзей, других родственников, литература, школа (грамотная речь педагога - точность, логичность, выразительность, уместность), телевидение, организация культурного досуга (кино, театр, музеи). При правильно организованной речевой среде развитие ребёнка будет идти должным образом.
- Письменная речь. Письменная речь всегда сложнее устной. Ведь письменная речь основана не только на навыке построения собственной речи и восприятия речи окружающих, но и на основе фонетики (звукопроизношение), графики (оптико – кинетические особенности), грамматики (согласование различных частей речи – сочетание слов внутри предложения), орфографии (использование правил, изученных на русском языке), фонематическом восприятии (слабое фонематическое восприятие также отражается на письме; так как слово состоит из звуков и у слова есть начало, середина и конец, то необходимо слово проанализировать (какой звук идёт в какую очередь), а потом его писать). (Механизм письма). Если страдает тот или иной процесс, то возникает особенность письменной речи, которая называется дисграфией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_formirovaniya_rechevyh.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования речевых
умений и навыков
- Коммуникации. Строительным материалом человеческой речи являются звуки. И только при их чётком и точном произношении речь может быть понята правильно, а значит служить средством общения. В общении необходимо взаимопонимание. У детей при нарушенном звукопроизношении могут возникнуть трудности различного характера (насмешки, отторжения и другое). Неправильное звукопроизношение отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребёнка, его самооценку (особенно в школьном возрасте, когда ребёнок уже осознаёт свой дефект).
Процесс, в котором участвуют следующие органы артикуляционного аппарата. Главное это мышцы - язык и губы. Язык это мышца, прикреплённая с одной стороны, вторая сторона свободна. Из правильного уклада того или иного звука и формируется красивая и правильная речь. Если вы произнесёте медленно то или иное слово (например, трамвай) и сконцентрируетесь на своём языке и губах, то поймёте всю тяжесть работы языка, а также поймёте то, над чем работаем мы (логопед и ребёнок). Как часто и с какой сложностью двигается ваш язык при произношении того или иного слова? Ребёнку с неправильным звукопроизношением очень сложно произнести слово с дефективным звуком, так как язык (мышца) не отработала свою позицию (пример, звук Ш, Р). мышца слабая в определённой позиции…
Артикуляционная гимнастика и повтор заданий логопеда.
То, что проделал ребёнок на занятии, необходимо закрепить дома!
- Речевая среда. Детям нужно давать образцы речи или создавать правильную речевую среду. От того какая у ребёнка речевая среда, зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родителей (формулировки высказываний, термины, речевые обороты), друзей, других родственников, литература, школа (грамотная речь педагога - точность, логичность, выразительность, уместность), телевидение, организация культурного досуга (кино, театр, музеи). При правильно организованной речевой среде развитие ребёнка будет идти должным образом.
- Письменная речь. Письменная речь всегда сложнее устной. Ведь письменная речь основана не только на навыке построения собственной речи и восприятия речи окружающих, но и на основе фонетики (звукопроизношение), графики (оптико – кинетические особенности), грамматики (согласование различных частей речи – сочетание слов внутри предложения), орфографии (использование правил, изученных на русском языке), фонематическом восприятии (слабое фонематическое восприятие также отражается на письме; так как слово состоит из звуков и у слова есть начало, середина и конец, то необходимо слово проанализировать (какой звук идёт в какую очередь), а потом его писать). (Механизм письма). Если страдает тот или иной процесс, то возникает особенность письменной речи, которая называется дисграфией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия формирования полноценного навыка чтения.
От умения детей читать бегло, выразительно, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Однако читательские навыки сегодняш...
«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...
Опыт работы на тему: «Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку»
В работе поэтапно описывается опыт работы, которая проводится по русскому языку....
Описание опыта работы на тему "Орфографическая зоркость как условие формирования орфографического навыка младшего школьника по русскому языку"
Побробное описание работы со свеми методами и технологиями....
«Условия формирования устных вычислительных навыков на уроках математики»
Задача формирования вычислительных навыков является центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформи...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Формирование у обучающихся навыков осознанного чтения в условиях ФГОС»
Содержание ...
“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”
В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома....