«Условия формирования устных вычислительных навыков на уроках математики»
опыты и эксперименты на тему

Ковальская Ирина Анатольевна

 Задача формирования вычислительных навыков  является  центральной  в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы на высоком уровне. Вследствие чего, выпускники начальной школы могут испытывать затруднения в обучении.

Насыщение уроков разнообразными  занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия формирование устных вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе

 Задача формирования вычислительных навыков  является  центральной  в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако не всегда вычислительные навыки у учащихся сформированы на высоком уровне. Вследствие чего, выпускники начальной школы могут испытывать затруднения в обучении.

    Учителя начальной школы сталкиваются в своей деятельности со следующими проблемами:

- низкий уровень усвоения учебного материала при изучении нового материала и выполнении проверочных работах на первичное закрепление;

- большое количество вычислительных ошибок при решении задач;

- неумение учащимися выполнять задания «устного счета».

 В методической литературе выделяют следующие  цели устного счета как этапа  урока:

1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3)  развитие математической культуры, речи;
4)  умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на  новые задания.

При  отборе материала  к уроку мы придерживаемся следующих требований:

1.     Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

2.     Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

3.     Тексты упражнений, чертежей и записей должны быть приготовлены заранее.

4.     К устному счету должны привлекаться все ученики.

5.     При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

 

В устном счете могут  быть  использованы задания: 

- на развитие и совершенствование внимания (найти закономерность и решить пример, продолжить ряд);

- на развитие восприятия, пространственного воображения (нарисовать орнамент, узор; посчитать сколько линий);

- на развитие наблюдательности (найти закономерность, определить лишнее).

 Навыки устных вычислений также формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений.

 Рассмотрим основные виды: 

  1.     Нахождение значений математических выражений 
  2.  Сравнение математических выражений
  3. Решение уравнений 
  4. Решение задач
  5. Решение примеров с предположением ответа (дано несколько вариантов, из которых надо выбрать один)
  6. Занимательные задачи в стихах
  7. Задачи на смекалку
  8. Интерактивные  формы – тренажёры и… многое другое

     Насыщение уроков разнообразными  занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить  возможность самостоятельно решать возникающие задачи.

       

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы – февраль, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник заданий "Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики"

Данная разработка содержит сборник упражнений для формирования устных вычислительных навыков на уроках математики: дидактические игры, веселые задачи, задачи на логическое мышление, магические квадрат...

Формирование устного счета и вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

В методической разработке широко представлен материал, на котором ребёнок может отработать вычислительные навыки по таблице умножения. Материал представлен в виде игрой технологии, где дети в форме иг...

Формирование устных вычислительных навыков у учащихся первого класса.

Умело составленный и систематически проводимый устный счет развивает у учащихся способность быстро и безошибочно производить разнообразные устные вычисления,активизируют мыслительную деятельность учен...

Формирование устных вычислительных навыков на уроках математики, как способ развития творческих способностей учащихся начальной школы.

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин...

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ на уроках математики"

Статья "Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников с ОВЗ  на уроках математики"...

Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...