Условия формирования полноценного навыка чтения.
учебно-методический материал на тему
От умения детей читать бегло, выразительно, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования полноценного навыка чтения.
Чтение – вот лучшее учение. Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Причина этого кроется в том, что в последние десятилетия во внутреннем мире детей произошли определённые изменения, обусловленные различными внешними факторами современной жизни. Одним из таких факторов, и весьма существенным, является активное (можно даже сказать – агрессивное) вытеснение книг, настольных игр и печатных картинок электронными играми. В электронных играх не развивается умение целенаправленно рассматривать объект. Современные дети уже не дают себе труда длительно и внимательно разглядывать что-то, ограничиваясь лишь беглым взглядом. В результате замедляется или деформируется развитие аналитико-синтетической деятельности, ведущее к трудностям чтения. Поэтому становиться понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Как сделать, чтобы обучение чтению не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым, чтобы дети полюбили книгу?
Управлять процессом формирования навыка чтения и повышать уровень его качества можно при соблюдении следующих условий:
1. Опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
2. Формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока – урока чтения, но и как одну из задач других уроков.
3. Параллельно с чтением развивать и другие виды речевой деятельности: аудирования, говорение, письмо.
4. Технические упражнения по формированию навыка чтения следует выносить на отдельный короткий этап урока (как устный счет на математике)
5. Основное время урока отводить анализу художественного произведения.
6 Занятие по чтению строить так, чтобы содержание, формы и методы
работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к чтению.
7. Развивать и обогащать словарный запас учащихся.
8. Расширять и углублять читательский кругозор учеников.
Мне бы хотелось поделиться апробированными мною методами и приёмами в этом не простом деле. Далее постараюсь раскрыть только некоторые виды работ из перечисленных условий.
Навык чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятие, внимание, памяти и мышления.
Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие текста происходит только в момент остановки (фиксации) глаз. Разница между человеком, который читает быстро, и человеком который читает медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, воспринимаемого в момент фиксации. В своей практике использую следующие виды упражнений, способствующие развитию зрительного восприятия и расширению поля зрения.
- Азбука – лото. (Демонстрация таблиц и работы по ним.)
При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра « печатная машинка». Ученики указывают карандашом буквы данного слова по таблице. Аналогичная работа проводится с использованием слоговых таблиц.
- Пирамиды буквенные или слоговые
Вдоль вертикальной линии печатными буквами записываются либо слоги, либо слова. Расстояние между буквами постепенно увеличивается, т.е. отдаляются от вертикальной линии таким образом, что столбик приобретает вид пирамиды.
н а но ты
м о лу на
т у са ни
Ученик должен спуститься с пирамиды или «взобраться на неё, т.е. прочитать слоги (слова) сверху вниз или снизу вверх. Игра может проводиться и со всем классом.
Пирамиды постепенно расширяются не только за счет увеличения расстояния между слогами, но постепенно усложняется и буквенная структура слогов, увеличивается их объём. При чтении слогов и слов в пирамидах необходимо соблюдать очень важное требование: дети должны фиксировать взгляд на вертикальной линии, а буквы стараться увидеть боковым зрением.
- Упражнение на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком:
1. В ряду слов найти слово, идентичное тому, которое расположенное в начале строки и выделено жирным шрифтом.
мак / маг мак мал смак бак мак лак мак рак
ручка / тучка кучка ручка рубка речка ручка
2. Быстро двигаясь по строке, найти два одинаковых слова.
каркас карась карат карать карниз карниз
катер кратер катет катет каток катод
- При восприятие текста важно избавление от регрессий (движения назад). Для этого используется такой вид работы, как чтение с карточкой. Ребёнок, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не даёт себе возможности вернуться уже к прочитанному.
Чтение - вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточится, организовать внимание чтение невозможно. Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимание.
- Для расширения объёма и распределения внимания используются корректурные пробы:
- подчеркнуть в ряду буквы
м – а / м с а э у м а м а у э с у о н о с а м и у
2. Для развития избирательного внимания применяется методика Мюнстерберга.
* найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.
к н о с л и к п р с л о н д т к в о л к м и т
3. Выделение в тексте определённых букв разными значками. Текст читается про себя, работа может длится от 1 минуты до нескольких.
а о у и
4. Заполни квадрат
У детей карточки с квадратами, разделёнными на девять равных частей. Учитель на доске демонстрирует такой же квадрат, в трех-четырех клетках которого размещены буквы. Дети пару секунд рассматривают его, после чего квадрат закрывается, и ученики размещают буквы на своих квадратах.
С целью тренировки памяти используются следующие игровые упражнения:
- Игра « Цепочка слов»
Задание: запомнить цепочку слов, по которой потом угадать произведение. Учитель называет слово, первый ученик его повторяет, затем учитель добавляет второе слово, следующий ученик повторяет уже два слова и т. д. Даётся семь-десять слов, далее дети угадывают произведения. В другой раз эту игру можно видоизменить, предложить детям самим добавлять слова из произведения. В этом случае, учителю лучше назвать слово, по которому дети сразу и легко угадывают произведение.
- Игра « Посмотри и запомни»
На доске демонстрируются карточки с написанными на них словами. Даётся время для запоминания этих слов, затем дети закрывают глаза, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Просит сказать, что изменилось.
- Игра « Запоминаем рисуя»
Учитель последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время ученики знаком зарисовывают названным словом. В конце игры они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.
Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, прочитанных за минуту. Программный норматив имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту.
Всеволод Николаевич Зайцев ввёл термин «оптимальное чтение» - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. И если мы хотим, чтобы наши дети, переходя в старшее звено, занимались на «4» и «5», мы должны стремиться, чтобы большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
Скорость чтения, посредством многократных и систематических упражнений, может расти и подняться до значительных высот.
В своей практике я использую рекомендации и технологические приемы обучения чтению, разработанные педагогами В.Н.Зайцевым и В. Б. Эдигеем,
которые позволяют добиваться высоких результатов,
В.Н.Зайцев предлагает следующие восемь рекомендаций:
- частота упражнений, а не длительность
- жужжащее чтение
- ежеурочные пятиминутки чтения
- чтение перед сном
- режим щадящего чтения
- развитие оперативной памяти
- коллективные комплексные упражнения
- стимулирование желания читать
Некоторые рекомендации применимы в домашних условиях. Поэтому на родительском собрании была проведена консультация по использованию данных рекомендаций. Это: частота упражнений и чтение перед сном.
Тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание, через час ещё одна порция, потом ещё и перед сном.
Во время учебного процесса использую следующие рекомендации:
- Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает 2-3 строчки и после этого получает кратковременный отдых.
- Развитие оперативной памяти с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. Это 18 наборов из шести предложений каждый. Особенность предложений такова: если первое предложение содержит два слова из 8 букв, то последнее состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно по 1-2 букве. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов. Он легко улавливает смысл предложения, читать становиться интересно, и процесс обучения чтению идёт быстрее. Как проводить данные диктанты? На доске 6 предложений одного из наборов, закрытых листом бумаги. Потом лист опускают вниз так, чтобы было видно первое предложение. Ребята в течение определённого времени (указано в таблице) читают про себя. По истечении времени предложение стирается (закрывается), и ученики записывают его в тетрадь. Затем аналогично со следующими предложениями. Работу с каждым набором проводить до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
- Стимулирование желания читать – ученик должен видеть успех своего труда. Полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. Для этого для каждого ребёнка заведён личный листок учета скорости чтения. Отмечается дата проверки и количество слов, прочитанных за минуту. Сравнивая результаты, полученные через неделю, через месяц, ученик видит рост и убеждается, что труд приносит успехи, что благотворно сказывается на отношении ребёнка к чтению. ( демонстрация папки по скорости чтения)
Методика Валерия Борисовича Эдигея также направлена на развитие техники чтения учащихся. Основная идея предлагаемого метода – использование принципа решения анаграмм не только для разгадывания отдельных слов, но и для прочтения завершенных коротких текстов. Анаграммы и тексты подобраны автором довольно удачно, учитываются возрастные психологические особенности младших школьников, выдержан принцип доступности – движение от простого к сложному, объём заданий и не слишком велик, чтобы утомить ребенка, и не слишком мал.
Ребенок, совершенствующийся в технике чтения по традиционной методике, т.е. с помощью чтения обычных текстов, в минимальной степени использует мыслительную деятельность. Такая работа носит механический характер, «натаскивающий». Она быстро отбивает интерес к чтению.
Предложенный автором оригинальный способ носит развивающий эффект: это и концентрация внимания, и осмысленное запоминание, быстрота, гибкость, самостоятельность мышления.
Валерий Борисович Эдигей предлагает следующие упражнения:
1. Выполни математические действия и прочитай слово.
СУ + Р + Ж +О – Ж – У –С + СТ =? (рост)
2. Карточки с анаграммами
ГИРТ ТИГР
ЕЛВ ЛЕВ
СОЛН СЛОН
ФИЛТУ ТУФЛИ
Здесь не только нужно прочитать слова, но и исключить лишнее. Такие задания для проверки умственных способностей человека предлагает английский психолог, профессор Айзенк. Эдигей по аналогии создавая такие анаграммы, классифицировал их по частям речи, адаптировал для начальной школы, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и уроках русского языка.
3. Прочитай деформированное слово. Какое слово соответствует ему по смыслу? Поставь значок.
ИДЁТ =
ЛЕЖИТ =
ГУДИТ =
ЖДЬДО =?
4. Чтение предложений, текстов. Порядок слов в них не меняется, обязательно в первом слове указывается заглавная буква. Для каждого ученика подбирается посильный текст.
(Демонстрация материала)
Отдельно хочется сказать о словарной работе на уроках. Чтобы дети читали осознанно, могли пересказать прочитанное, все слова в тексте должны быть ими поняты. Новые, непонятные для детей слова выносятся на доску, читаются, объясняются их значения. Здесь мы обращаемся к толковому словарю. Сначала я сама показывала детям, как среди огромного количества слов можно найти одно. Демонстрируя учащимся, что это действительно то самое слово, а потом читаю сама или хорошо читающий ученик, что оно означает. Со временем сами ученики ищут нужное слово и прочитывают его значение. Но часто бывает так: на уроке всё разобрали, а на другой день спрашиваешь – дети молчат, забыли. Я убедилась в том, что детям легче вспомнить слово по его значению, чем самим дать определение этого слова. С этой целью заведена специальная тетрадь – своеобразный словарик-вопросник, где даются определения значения слов. Используя данные вопросы, проводится разминка для ума в виде игры «Самый умный». Выбираем самого умного на каждый день, а затем среди них - самого умного на этой недели. Индивидуальный подход в проведении такой игры даёт каждому ученику шанс на успех.
Использование на уроках нестандартных приёмов способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активностью учащихся и снятию усталости.
На уроках чтения, я использую прием театрализации. Театр – одно из самых удивительных явлений человеческой культуры. Художественное произведение, разыгранное актёрами, создает особую эмоцианально-нравственную атмосферу. Театральная игра очень близка к игре детей. Основой театральной игры является роль-персонаж. Ребёнок активно действует в выбранной роли, проникается чувствами своего персонажа, воспринимает как свои его радости и печали. Мои ученики – это актеры кукольного театра. Дети очень любят данный вид работы.
( Демонстрация театральной инсценировки отрывка сказки - видео)
В творчестве детям легче развивать свои социально-коммуникативные навыки. Так же инсценировка текста или отрывка способствует развитию навыков выразительного чтения.
Ещё используется приём- чтение «в лицах». А помогают в этом пиктограммы: изображения лиц в разных эмоциональных состояниях.
Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения. Ребёнок перед чтением надевает соответствующее « лицо». Либо, наоборот, найти и прочесть в тексте предложения с заданной «лицом» интонацией: грустной, радостной, рассерженной и других.
В условиях модернизации образования урок чтения в начальной школе – это далеко не тот урок, о котором говорили 10 лет назад. Это урок литературного чтения, задача которого – воспитать уже в начальной школе квалифицированного читателя школьника. Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также как процесс развития собственного литературного творчества детей. Основным критерием литературного развития младших школьников является уровень восприятия самостоятельно прочитанного произведения. Первоначальному восприятию текста предшествует работа – прогнозирование. Учитель просит школьников по фамилии автора текста, по заголовку, по иллюстрации определить то, о чём они прочитают. С целью уточнения предположений текст читается. Проверка первичного восприятия осуществляется в плане сопоставления прочитанного с предположениями. Далее центральную часть занимает анализ произведения. Различия в подходе к анализу произведения связанны с возрастной психологией младших школьников. С одной стороны, это приёмы, которые ведут учащихся в глубь текста, ориентируя на постижения авторского замысла, на позицию автора в произведении. Например, работа над словом образа, сопоставление частей или различных элементов текста, наблюдение над языком произведения, составление плана, картин. С другой стороны, это приемы активизации сотворчества читателя, задача которых связана с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения мыслительной деятельности, словарного запаса. Это такие приёмы, как словесное рисование, подбор музыкального произведения к тексту, чтение на фоне музыки, работа с иллюстрациями в роли художников (если бы я был художником, то какую бы иллюстрацию нарисовал), составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела.
Результатом проделанной работы должно стать более глубокое восприятие текста, его более полное понимание.
Вашему вниманию представлена диаграмма результатов темпа чтения отдельных учеников моего класса, которых они достигли в ходе проделанной работы за 1 класс.
Процесс всей учебно-воспитательной работы с учащимися пронизан постоянным знакомством с детскими книгами, журналами и обращением к ним при каждом удобном случае на всех уроках. На уроках внеклассного чтения младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего, даже владея навыком чтения стать настоящим читателем просто нельзя. Мы с учениками постоянно посещаем центральную детскую библиотеку и школьную библиотеку, где в процессе бесед, дети знакомятся с новыми книгами и учатся самостоятельному выбору книг. А. Н. Толстой говорил:
« Читать всего совсем не нужно, читать нужно то, что отвечает на возникшие в душе вопросы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник упражнений по развитию полноценного навыка чтения
Упражнения для развития полноценного навыка чтения у учащихся младших классов. Памятки для родителей и учеников....
Формирование полноценного навыка чтения младших школьников.
Статья посвящена формированию полноценного навыка чтения младших школьников: фонетические и речевые зарядки, форрмирование навыка скорочтения, осознанного и выразительного чтения....
В помощь учителю начальных классов. Виды упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма
Направления работы: формирование и развитие безошибочного чтения и письма у школьников младших классов....
Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий
Чтение - базовый компонент воспитания, обучения и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в шко...
Качество полноценного навыка чтения и пути его совершенствования на уроках литературного чтения
Материал предназначен для учителей начальных классов, в котором даны рекомендации по повышению качества чтения детей в начальной школе....
Формирование полноценного навыка чтения у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)
В методической разработке раскрыты особенности овладения чтением умственно - отсталыми школьниками. О проведении речевой зарядки на уроках чтения в начальных классах. Перечислены виды упра...
Рабочая программа коррекционного курса «Оптимизации процесса формирования полноценного навыка чтения у младших школьников с различными речевыми нарушениями»
В настоящее время проблема успешного овладения полноценным навыком чтения, приобретение которого является одним из важных условий развития речевой культуры учащихся, вызывает огромный интерес н...