Что нужно знать родителям о речевом развитии младших школьников
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Клочкова Наталия Анатольевна

В статье говорится о наиболее часто встречающихся проблемах в речевом развитии младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родителям на заметку18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям о речевом развитии младших школьников.

Учитель-логопед МАОУ СШ №8 Клочкова Н.А.

                                             Нижегородская область, п. Новосмолинский,

Володарский ок-г.

     Учителя школ, особенно начальных классов, в последнее время все чаще отмечают трудности в усвоении учениками не только русского языка и чтения, но и сам факт нежелания детей читать и писать. К сожалению, на выходе из школы, далеко не все старшеклассники умеют вдумчиво читать текст и извлекать из него нужную для себя информацию, грамотно говорить, писать, владеют нормами родного языка.

     Как показывают исследования, одной из основных причин неуспеваемости учеников, являются трудности в усвоении устной речи, которые препятствуют овладением процессом чтения и грамотным письмом. В норме уже к 5-6 годам ребенок должен овладеть всей структурой языка,  ее смысловой и звуковой стороной. Это значит, что ребенок говорит чисто, грамотно, различает все звуки и умеет излагать свои мысли, обладает достаточным словарным запасом. Речь ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается очень бурно. Она является одним из показателей интеллектуального развития ребенка.

     Речь ребенка развивается в двух направлениях:

  • Развивается словарный запас и морфологическая система языка;
  • Речь обеспечивает перестройку всех психических процессов, в первую очередь – познавательных.

     Очень важную роль для дальнейшего речевого развития, познавательных процессов играет создание для ребенка условий, в которых он мог бы совершенствовать свои речевые навыки, особенно, это касается детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые нарушения (ОНР, ФФНР). Такие занятия в школе проводит учитель-логопед.

    Большое количество проблем в процессе усвоения родного языка связано у ребят младшего школьного возраста с недостаточным уровнем произвольности. Несмотря на достаточно высокий уровень развития познавательных процессов,  интеллектуального развития, можно отметить, что современные дети пишут не аккуратно, часто ручку держат не правильно, медленно пишут и медленно читают. В дальнейшем это приводит к ошибкам дисграфического, орфографического и дислексического характера, что свойственно детям с речевыми нарушениями.

     Какие характерные трудности отмечаются у детей младшего школьного возраста:

  • При письме:

- путают буквы (замены по оптическим признакам п-т, по акустическим признакам в-ф, по артикуляторным признакам с-ш);

- трудности в удержании и воспроизведении отдельных элементов речи (звуки, слова, предложения);

- отсутствие орфографической зоркости;

- сложности в усвоении алфавита;

- быстрая утомляемость, как следствие, возрастание ошибок к концу урока;

- недостаточный уровень  моторных навыков руки (тремор, слабость, вялость, спазматические проявления).

  • При чтении:

- потеря строчки при чтении (повторное чтение, чтение строчки, расположенной выше, повторное чтение строки);

- чтение с ошибками;

- низкая скорость чтения;

- плохое запоминание;

- неумение выделить главное в прочитанном.

     Очень важно, как можно раньше выявить проблемы, связанные с речевым развитием ребенка. Устранить их до момента поступления в школу. Но если. Случилось так, что проблемы все же остались, необходимо обратиться за помощью к школьному логопеду. После проведенной диагностики, школьный логопед даст конкретный совет  родителям и учителям обучающегося. Если своевременно принять меры и оказать ребенку необходимую помощь, то прогноз, как правило, бывает благоприятным. Если ребенок до 10 лет испытывает трудности в чтении и письме, ему очень сложно будет догнать своих сверстников до момента окончания школы. Поэтому очень важно понимать и родителям и педагогам, что сам ребенок с такими проблемами не справится, ему требуется квалифицированная помощь специалистов. Очень важно своевременно, в дошкольном возрасте устранить проблемы в развитии устной речи ребенка, а в начальной школе продолжить занятия по развитию и коррекции письменной речи и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"

Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"

Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....

Мультипликация как средство развития познавательного и речевого развития младших школьников

С введением ФГОС в школах появилось много новых эффективных инструментов, интегрируемых в традиционные образовательные процессы. Одним из важных мотивов учения младших школьников является интерес. Мул...