Безударные гласные в корне слова
план-конспект урока по логопедии (4 класс)
Цель:
Образовательная: Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корне слова.
Коррекционные: - развитие фонематических процессов;
- ориентировка в пространстве;
- наблюдательности ;
-совершенствование связной речи;
- обогащение словарного состава
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme.docx | 31.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по теме:
«Безударные гласные в корне слова»
Цели занятия:
Образовательная:
- Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корне слова.
Коррекционные:
Развитие:
- фонематических процессов (слуха, воображения);
- наблюдательности, умения объяснять;
- ориентировки в пространстве;
-зрительного восприятия, внимания;
-совершенствование связной речи;
-обогащение словаря;
Воспитательная:
-Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
Оборудование: плакат со снеговиками, картина елочки со словами ( в форме шаров), снежинки с загадками, конверты с заданиями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение?
Начнем наше занятие с хорошим, радостным настроением. Давайте вспомним и повторим правило правильной речи.
2. Сообщение темы занятия: Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на занятии, вам необходимо посмотреть на доску ( на доске две таблички со словами «з…ма – зимы), кто поможет мне назвать тему занятия?
Тема нашего занятия «Безударная гласная в корнях слова».
Ваша задача –находить проверочные слова для правильного написания безударных гласных в корнях слов.
3.
Дыхательная гимнастика
Глубокий вдох через нос (на счет1-5), выдох через рот.
На выдохе произнести скороговорку.
«Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках».
Произнесение вначале медленно, затем быстрее, быстро, тихо, громко.
4.Задания, направленные на совершенствование навыка правописания безударной гласной в корнях слова.
Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Игра «Четвертый лишний». Назовите лишнее слово, ответ обоснуйте.
Январь, апрель, декабрь, февраль.
Ребята, к нам на занятие пришли интересные человечки, догадайтесь кто они? А для этого отгадайте загадку.
Человечки непростые,
Появляются зимой,
А весною исчезают
Потому что быстро тают
(снеговики)
Зимние месяцы пришли вместе с ними, и приготовили для вас интересные задания.
(плакат «Снеговики»).
1. задание предлагает вам зимний месяц, догадайтесь какой?
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год
(декабрь)
Задания декабря.
1. Прочитайте. Выпишите парами однокоренные слова. Сначала, чтобы гласная была ударной, затем безударной.
Сосна, вода, дела, трава__
Проверить надо все слова.
Безударный гласный__
Стоп! Писать опасно!
Слуху не доверяйте__
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, дело, травы
А теперь пишите смело.
2.Составить пары
Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.
Ск…льзит лед
Л…дяной скользко
2.Составить пары
Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.
д…рить холод
х…лодный дарит
2.Составить пары
Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.
б…льшой снег
сн…жинка больше
2.Составить пары
Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.
Зам…рзал смотрит
См…три замерзнет
2.задание предлагает зимний месяц, а вы догадайтесь какой?
Отгадайте загадку.
Начинает календарь
Месяц с именем…
Задание января.
1. Игра: «Эстафета».
На доске записаны столбики слов с безударными гласными. Необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.
Страна
Снегурочка
Зима
Река
Земля
Поля
Сосна
Окно
Иголка
Шары
Снега
2. Игра: « Украсим елочку».
На веточках написаны буквы и отдельно даны игрушки с пропущенными буквами. Возьмите игрушку, вставьте пропущенную букву и повесьте ее на веточку с той с той гласной, которую по вашему мнению надо написать. (ответ обосновать)
(сн…жинка, сн…говик, р…ка, тр…ва, к…вер, к…рмушка, с…ва, гр…бы, стр…жи, р…ды)
Физминутка «Хлопья белые»
Хлопья белые летят (бег на месте)
Холоднее стало (приседания)
Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево вправо)
Ты не испугала (прыжки на месте)
Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.
3 задание предлагает зимний месяц, догадайтесь какой?
Последний зимний месяц жаль,
Кроткий самый он…
(февраль)
Задание февраля
Игра: « Отгадай загадку».
Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(снегирь)
1. Игра: «Отгадай загадку».
Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …
(снеговик)
1. Игра: «Отгадай загадку».
Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)
С неба падает зимою
И кружится над землею
Легкая пушинка,
Белая…
(снежинка)
1. Игра: «Отгадай загадку».
Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)
Снег на полях,
Лед на реках,
Иней сверкает,
Когда это бывает?
(зимой)
2. Задание на внимание.
Снеговики написали вам письма о зиме. Но в этих письмах много ошибок, на безударные гласные, нет связи между предложениями.
Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.
На берегу р…ки стоит с…сна.
Она живет в н…ре.
З…мой и летом она зеленая.
Под с…сной сидит л…са.
2. Задание на внимание.
Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.
Я гляжу в …кно.
На сн…гу видны сл…ды.
И на з…мле лежит снег. Пришла з…ма.
2. Задание на внимание.
Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.
Вот и пришла х…лодная з…ма.
Тихо з…мой в л…су.
Лед сковал реки и …зера.
Побелели п…ля и луга.
2. Задание на внимание.
Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.
Дети лепят сн…говика.
Утром был сн…гопад.
Тяжелые шапки снега лежат на ветвях д…ревьев и на кустах.
Итог занятия.
- Со всеми заданиями мы справились. Над чем мы сегодня работали на занятии?
- Какой мы итог подведем?
Чтение стихотворения декабря. Что мы будем делать с безударными гласными? (Проверять)
Запомните это стихотворение и вспоминайте обязательно, что учили на занятии!
- Какое задание вам запомнилось и понравилось?
Рефлексия.
У вас на партах находятся значки. Выберите значок, который вам подходит. Мне было приятно с вами работать. Спасибо.
Сейчас оцените свою работу на уроке. Для этого возьмите снежинку нужного размера. Чем больше вы возьмете снежинку, тем лучше вы работали на уроке.
2 класс
Тема: Безударные гласные в корне слова. Закрепление лексики на тему «Зима».
Тип урока: Повторение пройденного материала.
Цель: - Закрепление правописания слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Задачи:
Образовательные: - обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление способности находить проверочные слова к словам с безударной гласной в корне;
- расширить активный и пассивный словарь детей по теме «Зима».
Воспитательные: - содействовать эстетическому воспитанию школьников;
- заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.
Коррекционно-развивающие:- корригировать и развивать фонематический слух учащихся;
- развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
- Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания;
- способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы.
Оборудование: доска (написать слова с безударной глас. в корне слова), Книжка С.Н. Федин «Учимся думать и придумывать».
Ход урока:
- Орг. момент.
Приветствие. Знакомство.
Сегодня мы с вами будем работать над проверяемыми гласными в слове.
- Игра на внимание.
- Все у кого в имени есть звук [а] – подняли правую руку, [c] – подняли левую руку, [м] – хлопнули в ладоши, [ш] – топнули правой ногой, [и] – топнули левой ногой.
3. Моторика «Лизгинка».
4. Стихи из 1 класса про птиц и зверей.
5. Возьмите тетради в линейку, запишите число.
Написано на доске.
Прочитайте. Исключите в цепочках «лишние» слова, почему?
М…рской, с…довый, сп…ртивный, х…лодный
(садовый, т.к. безударная гласная а)
Зв…зда, в…сло, в…дро, сп…шить,
(спешить, т.к. глагол безударная гласная е)
Св…тлячок, л…сной,кр…чать, сн…говик
(кричать, т.к. глагол и безударная гласная и)
Т…желый, пр…мой, в…селый, гл…дит
(веселый, т.к. безударная гласная е; глядит, т.к. глагол)
6. «Доскажи слово».
Я буду читать вам стихотворение Ирины Лопухиной «Снегопад», а вы должны добавить «снежное» слово.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег).
С неба все скользят пушинки -
Серебристые...(снежинки).
Кружатся над головою
Каруселью...(снеговою).
На поселки, на лужок
Все снижается...(снежок).
Землю белой, чистой, нежной
Застелил постелью...(снежной).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее... (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (снежки).
снежный ком - на снежный ком,
Все украсили...(снежком),
Словно в белый пуховик
Нарядился...(снеговик).
Рядом снежная фигурка -
Это - девочка (Снегурка).
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой...(снегири).
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил...(снег).
-Я сейчас запишу на доске слова, которые мы вставляли.
Сн…жинки, сн…говой, сн…жок, сн…гопад, сн…говик, Сн…гурочка, сн…гири.
- На какое слово они все похожи? (на слово «снег»). Давайте найдем проверочное слово для всех этих слов. Все эти слова однокоренные.
Давайте запишем в тетрадочку слова.
7. Игра на внимание.
Голова-плечи-живот.
8. Найди различия. (книжка)
9. Закл.этап.
Молодцы! Мы хорошо сегодня поработали, находили проверочные слова для слов с безударными гласными в корне.
Конспект логопедического занятия по теме:
«Безударные гласные в корне слова»
Цели занятия:
Образовательная:
- Совершенствование навыка правописания безударной гласной в корне слова.
Коррекционные:
Развитие:
- фонематических процессов (слуха, воображения);
- наблюдательности, умения объяснять;
- мелкой и артикуляционной моторики;
- ориентировки в пространстве;
-зрительного восприятия, внимания;
-совершенствование связной речи;
-обогащение словаря;
Воспитательная:
-Воспитывать умение слушать ответы товарищей.
Оборудование: Профили артикуляции, зеркала, плакат со снеговиками, картина елочки со словами ( в форме шаров), снежинки с загадками, конверты с заданиями.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение?
Начнем наше занятие с хорошим, радостным настроением.
2. Сообщение темы занятия: Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на занятии, вам необходимо посмотреть на доску ( на доске две таблички со словами «з…ма – зимы), кто поможет мне назвать тему занятия?
Тема нашего занятия «Безударная гласная в корнях слова». Ваша задача – научиться быстро и точно находить проверочные слова для правильного написания безударных гласных в корнях слов.
3.Артикуляционная гимнастика.
( использование зеркал)
Для челюсти:
Широко открыть рот, четко закрыть.
(удержать под счет 5)
Для губ:
«Трубочка – улыбка»
Приподнять верхнюю губу до десен
Опустить нижнюю губу до десен
Обтянуть губами зубы
Укрепить губы, говоря звуки п-п-п
Для языка:
1.Высунуть спокойный, ненапряженный язык.
2.Положить кончик языка на верхнюю губу, затем на нижнюю.
3.Поднимать и опускать кончик языка внутри рта, а потом перед зубами.
4.Опустить кончик языка за нижние зубы и произнести песенку водички с- с-с, затем песенку комарика.
5. Поднять кончик язычка на бугорочки за верхними зубами и произнести ш-ш-ш, затем ж-ж-ж.
Дыхательная гимнастика
Глубокий вдох через нос (на счет1-5), выдох через рот.
На выдохе произнести скороговорку.
«Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках».
Произнесение вначале медленно, затем быстрее, быстро, тихо, громко.
4.Задания, направленные на совершенствование навыка правописания безударной гласной в корнях слова.
Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года? Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Игра «Четвертый лишний». Назовите лишнее слово, ответ обоснуйте.
Январь, апрель, декабрь, февраль.
Ребята, к нам на занятие пришли интересные человечки, догадайтесь кто они? А для этого отгадайте загадку.
Человечки непростые,
Появляются зимой,
А весною исчезают
Потому что быстро тают
(снеговики)
Зимние месяцы пришли вместе с ними, и приготовили для вас интересные задания.
(плакат «Снеговики»).
1. задание предлагает вам зимний месяц, догадайтесь какой?
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год
(декабрь)
Задания декабря.
1. Прочитайте. Выпишите парами однокоренные слова. Сначала, чтобы гласная была ударной, затем безударной.
Сосна, вода, дела, трава__
Проверить надо все слова.
Безударный гласный__
Стоп! Писать опасно!
Слуху не доверяйте__
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, дело, травы
А теперь пишите смело.
2.Составить пары
Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.
Ск…льзит лед
Л…дяной скользко
2.Составить пары
Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.
д…рить холод
х…лодный дарит
2.Составить пары
Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.
б…льшой снег
сн…жинка больше
2.Составить пары
Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.
Зам…рзал смотрит
См…три замерзнет
2.задание предлагает зимний месяц, а вы догадайтесь какой?
Отгадайте загадку.
Начинает календарь
Месяц с именем…
Задание января.
1. Игра: «Эстафета».
На доске записаны столбики слов с безударными гласными. Необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.
Страна
Снегурочка
Зима
Река
Земля
Поля
Сосна
Окно
Иголка
Шары
Снега
2. Игра: « Украсим елочку».
На веточках написаны буквы и отдельно даны игрушки с пропущенными буквами. Возьмите игрушку, вставьте пропущенную букву и повесьте ее на веточку с той с той гласной, которую по вашему мнению надо написать. (ответ обосновать)
(сн…жинка, сн…говик, р…ка, тр…ва, к…вер, к…рмушка, с…ва, гр…бы, стр…жи, р…ды)
Физминутка «Хлопья белые»
Хлопья белые летят (бег на месте)
Холоднее стало (приседания)
Только, зимушка, ребят (наклоны туловища влево вправо)
Ты не испугала (прыжки на месте)
Нет! Нет! Нет! Ты не испугала.
3 задание предлагает зимний месяц, догадайтесь какой?
Последний зимний месяц жаль,
Кроткий самый он…
(февраль)
Задание февраля
Игра: « Отгадай загадку».
Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(снегирь)
1. Игра: «Отгадай загадку».
Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился …
(снеговик)
1. Игра: «Отгадай загадку».
Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)
С неба падает зимою
И кружится над землею
Легкая пушинка,
Белая…
(снежинка)
1. Игра: «Отгадай загадку».
Прочитайте загадку и отгадайте ее, в ответе назовите безударную гласную, подберите проверочное слово. (на снежинках написаны загадки)
Снег на полях,
Лед на реках,
Иней сверкает,
Когда это бывает?
(зимой)
2. Задание на внимание.
Снеговики написали вам письма о зиме. Но в этих письмах много ошибок, на безударные гласные, нет связи между предложениями.
Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.
На берегу р…ки стоит с…сна.
Она живет в н…ре.
З…мой и летом она зеленая.
Под с…сной сидит л…са.
2. Задание на внимание.
Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.
Я гляжу в …кно.
На сн…гу видны сл…ды.
И на з…мле лежит снег. Пришла з…ма.
2. Задание на внимание.
Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.
Вот и пришла х…лодная з…ма.
Тихо з…мой в л…су.
Лед сковал реки и …зера.
Побелели п…ля и луга.
2. Задание на внимание.
Запишите предложения в правильной последовательности, вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочное слово. Выполнив задание, прочитайте письма снеговиков о зиме.
Дети лепят сн…говика.
Утром был сн…гопад.
Тяжелые шапки снега лежат на ветвях д…ревьев и на кустах.
Итог занятия.
- Со всеми заданиями мы справились. Над чем мы сегодня работали на занятии?
- Какой мы итог подведем?
Чтение стихотворения декабря. Что мы будем делать с безударными гласными? (Проверять)
Запомните это стихотворение и вспоминайте обязательно, что учили на занятии!
Рефлексия.
У вас на партах находятся значки. Выберите значок, который вам подходит. Мне было приятно с вами работать. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют алгоритм написания буквы безуд...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...