Главные вкладки
Самообразование «Развитие речи у младших школьников» 2023 год.
методическая разработка
Самообразование «Развитие речи у младших школьников» 2023 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи
имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого
ОТЧЁТ
по теме самообразования:
«Развитие речи у младших школьников»
Выполнил: учитель-логопед
Е. В. Зотова
г. Оха, 2023г.
Тема самообразования: «Развитие речи у младших школьников»
Цель: коррекция звуковой стороны речи, то есть правильное произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи, активизация словаря, побуждать интерес детей к звуковой стороне речи, поддерживать стремление чётко и правильно произносить слова и предложения.
Задачи:
1) Ознакомление с методической литературой по теме самообразования с целью повысить собственный уровень знаний.
2) Применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий.
3) Совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.
Предполагаемый результат:
- Научить детей выражать свои мысли, свободно пользоваться разговорной речью.
- Пополнить словарный запас, развивать слуховое внимание.
- Обеспечить овладение детьми нормами и правилами родного языка, определяемыми для младших школьников, и развитие их коммуникативных способностей.
- Повышать качества преподаваемых предметов. Учащиеся, оканчивающие начальные классы, должны уметь самостоятельно составлять и грамотно написать связный рассказ простейшего вида, состоящее из небольшого количества предложений.
Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложений, текста (пересказ, письменное изложение текстов, словесные импровизации, составление текстов разных жанров).
Форма самообразования: индивидуальная
Срок реализации: 2022 – 2023 гг.
Теоретическая деятельность
В процессе работы над своей темой я изучила 5 теоретических источников:
∙ «Речь младших школьников и пути её развития» М.Р.Львов
∙ «Концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств» Р.Е. Левина, А.Н. Корнев
∙ «Методика работы со словом» Л.С. Айзерман
∙ «Пальчиковая гимнастика» О.В.Узорова
∙ «Методики тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра» А.Н. Стрельникова
Практическая деятельность
- Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.
- Участие в вебинарах
- Выступления на заседаниях ШМО
- Участие в олимпиадах, педагогических конкурсах
- Проведение занятий с использованием разработанных материалов по теме
- Анализ работы учащихся, проведение тестирований на определение уровня развития речи
Пояснительная записка
«Послушайте - и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймёте»
Конфуций
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Грамотная речь – это залог успешного обучения и развития, возможность полноценно существовать в обществе.
Развитие речи ребёнка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Развивать речь - значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
В начальных классах она приобретает развернутый и объёмный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность. Известно много методов и приёмов по развитию речи младших школьников. Приведу принципы, которыми я руководствуюсь, при развитии у детей речевой деятельности.
- Принцип научности. Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.
- Принцип систематичности. Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. –
- Принцип доступности. Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. –
- Принцип наглядности. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию. –
- Принцип сознательности и активности. Знания должны быть осознаны детьми, в противном случае материал быстро забывается. - Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие. –
- Принцип индивидуализации. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей.
Таким образом, научить ребёнка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства. Воспитание и развитие личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего развития. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. С первых дней в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений. У детей с отклонениями в развитии при поступлении в школу недостаточно развит речевой аппарат, у каждого второго системное недоразвитие речи, ограниченный словарный запас. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении ребенка при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Дети с отклонениями в развитии особенно младшие школьники быстро утомляется, что ведет к замедлению темпа речи, ее не внятности, а так же создает трудности в обучении чтению и письму. Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом. Вопросы овладения навыком чтения детьми с отклонениями в развитии достаточно подробно отражены в работах таких авторов и методистов, как А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова, Н.К.Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения, является специфическим. Поэтому с первых дней детей в школе провожу на уроках чтения и письма речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения, ролевые игры, игры-драматизации, загадки, считалки.
- Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.
Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.
- Вдохнули – на выдохе счёт от1 до…
- Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок.
- Задуй три свечи.
- Согрей своим дыханием зверюшек и т.д.
Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой и т.д. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:
- Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).
- Инсценирование небольших отрывков.
Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.
Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.
- Фонетическая зарядка.
Поём песенку водички. (С-с-с-с…)
Песенка комарика(З-з-з-з..)
Как дудят в дудочку? ( Ду-ду-ду...)
Как звенит пила?
Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж...)
Как кричит осел? (Иа-иа !)
- Можно использовать элементы игры. Например: комарик улетает (звук тише), комарик прилетел(звук громче).,также дудочка устала( звучит тише и т.д.).
Чтение чистоговорок. (на доске, по карточкам, хором, по одному).
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
4.Использование на уроках потешек, скороговорок, поговорок. Причём хорошо,если вначале читать или заучивать медленно, даже нараспев, потом быстрее, а потом очень быстро.
Шесть мышат в камышах шуршат. Жук жуку жужжал: Ж-ж-жу, ж-ж-жу.
Я с ежом давно дружу…
Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас.
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
Лара у Вали играет на рояле. Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
4.Разыгрываю сценки-звукоподражание.
-Как мурлычет кошка, ласкаясь к хозяйке?
-Как котёнок у кошки просит молоко?
-Как лает собака на чужого?
-Как взрослая собака тоскует?
5. Проведение игры «Я начну, а вы продолжите…» или «Угадай последнее слово и запиши».
Мы с сестрёнкою вдвоём
Утром чай горячий …. (пьём).
Закрывают дети глазки, Детям сниться будут...(сказки).
Козлик бегал по дорожке,
У него устали…(ножки).
Дел у меня немало: Я белым одеялом Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(зима).
6. Использование коротких стихотворений, игра «Какой звук чаще всего слышим?» (можно определить на слух, можно читая на доске).
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щёки.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Мороза моржи не страшатся,
Моржи на морозе резвятся.
7. Загадки. Не огонь, а жжётся. (крапива).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу,стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу. (поезд).
На потолке в уголке
Висит сито, не руками свито. (паутина).
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной…(ёж).
Показатели обследования устной и письменной речи обучающихся 1-4 класса на начало и конец учебного года
Класс | Возрастная норма развития речи у обучающих | Обучающие, нуждающиеся в коррекционно-логопедических занятиях | |||
1 | на начало уч. года | 53% | 9 чел. | 47% | 8 чел. |
на конец уч. года | 55% | 10 чел. | 45% | 8 чел. | |
2 | на начало уч. года | 48% | 12 чел. | 52% | 13 чел. |
на конец уч. года | 54% | 13 чел. | 46% | 11 чел. | |
3А | на начало уч. года | 62% | 8 чел. | 38% | 5 чел. |
на конец уч. года | 62% | 8 чел. | 38% | 5 чел. | |
3Б | на начало уч. года | 44% | 4 чел. | 55% | 5 чел. |
на конец уч. года | 55% | 6 чел. | 45% | 5 чел. | |
4А | на начало уч. года | 100% | 14 чел. | - | - |
на конец уч. года | 100% | 14 чел. | - | - | |
4Б | на начало уч. года | 50% | 5 чел. | 50% | 5 чел. |
на конец уч. года | 50% | 5 чел. | 50% | 5 чел. | |
Всего | на начало уч. года | 60% | 52 чел. | 40% | 36 чел. |
на конец уч. года | 62% | 56 чел. | 38% | 34 чел. |
Заключение.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов.
Список используемой литературы:
1. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. – М: «Просвещение», 1998.
2. Канакина В.П.Учусь работать самостоятельно. – М., Новая школа, 1996.
3. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М: «Просвещение», 1994.
4. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути еѐ развития. – М: «Просвещение», 1985.
5. Нечаева Е.В. Современные подходы к развитию речи младших школьников. /Начальная школа, № 2, 2003.
6. Политова Н.И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших школьников. /«Начальная школа: плюсминус», №4, 2002.
7. Узорова О.В., Нефѐдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ»Астрель», 2002.
Интернет – ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/515715/
http://adalin.mospsy.ru/l_01a_04.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/23/picture-61480-1556038733.jpg)
Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"
В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов....
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-151619-1359734274.jpg)
Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-136592-1351926003.jpg)
Профессиональное самообразование "Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
План работы по самообразованию....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-615622-1427646808.jpg)
Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."
В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников на сегодняшний день ост...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/16/picture-647962-1447692391.jpg)
Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Отчет включает в себя задачи учителя, формирующего познавательную активность. Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования....
Самоанализ работы по теме самообразования «Развитие логического мышления младших школьников с ОНР»
В любые времена школа была призвана выполнять социальный заказ. Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было вооружить учащихся зн...