Самообразование «Развитие речи у младших школьников» 2023 год.
методическая разработка
Самообразование «Развитие речи у младших школьников» 2023 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование «Развитие речи у младших школьников» 2023 год. | 45.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 2 г. Охи
имени Героя Советского Союза Григория Григорьевича Светецкого
ОТЧЁТ
по теме самообразования:
«Развитие речи у младших школьников»
Выполнил: учитель-логопед
Е. В. Зотова
г. Оха, 2023г.
Тема самообразования: «Развитие речи у младших школьников»
Цель: коррекция звуковой стороны речи, то есть правильное произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи, активизация словаря, побуждать интерес детей к звуковой стороне речи, поддерживать стремление чётко и правильно произносить слова и предложения.
Задачи:
1) Ознакомление с методической литературой по теме самообразования с целью повысить собственный уровень знаний.
2) Применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий.
3) Совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.
Предполагаемый результат:
- Научить детей выражать свои мысли, свободно пользоваться разговорной речью.
- Пополнить словарный запас, развивать слуховое внимание.
- Обеспечить овладение детьми нормами и правилами родного языка, определяемыми для младших школьников, и развитие их коммуникативных способностей.
- Повышать качества преподаваемых предметов. Учащиеся, оканчивающие начальные классы, должны уметь самостоятельно составлять и грамотно написать связный рассказ простейшего вида, состоящее из небольшого количества предложений.
Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложений, текста (пересказ, письменное изложение текстов, словесные импровизации, составление текстов разных жанров).
Форма самообразования: индивидуальная
Срок реализации: 2022 – 2023 гг.
Теоретическая деятельность
В процессе работы над своей темой я изучила 5 теоретических источников:
∙ «Речь младших школьников и пути её развития» М.Р.Львов
∙ «Концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств» Р.Е. Левина, А.Н. Корнев
∙ «Методика работы со словом» Л.С. Айзерман
∙ «Пальчиковая гимнастика» О.В.Узорова
∙ «Методики тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра» А.Н. Стрельникова
Практическая деятельность
- Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.
- Участие в вебинарах
- Выступления на заседаниях ШМО
- Участие в олимпиадах, педагогических конкурсах
- Проведение занятий с использованием разработанных материалов по теме
- Анализ работы учащихся, проведение тестирований на определение уровня развития речи
Пояснительная записка
«Послушайте - и Вы забудете,
посмотрите - и Вы запомните,
сделайте - и Вы поймёте»
Конфуций
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Грамотная речь – это залог успешного обучения и развития, возможность полноценно существовать в обществе.
Развитие речи ребёнка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Развивать речь - значит систематически работать над её содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
В начальных классах она приобретает развернутый и объёмный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность. Известно много методов и приёмов по развитию речи младших школьников. Приведу принципы, которыми я руководствуюсь, при развитии у детей речевой деятельности.
- Принцип научности. Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.
- Принцип систематичности. Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке. –
- Принцип доступности. Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения. –
- Принцип наглядности. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию. –
- Принцип сознательности и активности. Знания должны быть осознаны детьми, в противном случае материал быстро забывается. - Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие. –
- Принцип индивидуализации. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей.
Таким образом, научить ребёнка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства. Воспитание и развитие личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего развития. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. С первых дней в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений. У детей с отклонениями в развитии при поступлении в школу недостаточно развит речевой аппарат, у каждого второго системное недоразвитие речи, ограниченный словарный запас. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении ребенка при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Дети с отклонениями в развитии особенно младшие школьники быстро утомляется, что ведет к замедлению темпа речи, ее не внятности, а так же создает трудности в обучении чтению и письму. Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом. Вопросы овладения навыком чтения детьми с отклонениями в развитии достаточно подробно отражены в работах таких авторов и методистов, как А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова, Н.К.Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения, является специфическим. Поэтому с первых дней детей в школе провожу на уроках чтения и письма речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения, ролевые игры, игры-драматизации, загадки, считалки.
- Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.
Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.
- Вдохнули – на выдохе счёт от1 до…
- Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок.
- Задуй три свечи.
- Согрей своим дыханием зверюшек и т.д.
Голос – важный компонент техники речи. Он обладает целым рядом качеств: высотой, гибкостью, силой и т.д. Эти качества можно развить при помощи специальных упражнений:
- Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).
- Инсценирование небольших отрывков.
Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.
Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.
- Фонетическая зарядка.
Поём песенку водички. (С-с-с-с…)
Песенка комарика(З-з-з-з..)
Как дудят в дудочку? ( Ду-ду-ду...)
Как звенит пила?
Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж...)
Как кричит осел? (Иа-иа !)
- Можно использовать элементы игры. Например: комарик улетает (звук тише), комарик прилетел(звук громче).,также дудочка устала( звучит тише и т.д.).
Чтение чистоговорок. (на доске, по карточкам, хором, по одному).
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
4.Использование на уроках потешек, скороговорок, поговорок. Причём хорошо,если вначале читать или заучивать медленно, даже нараспев, потом быстрее, а потом очень быстро.
Шесть мышат в камышах шуршат. Жук жуку жужжал: Ж-ж-жу, ж-ж-жу.
Я с ежом давно дружу…
Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас.
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
Лара у Вали играет на рояле. Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
4.Разыгрываю сценки-звукоподражание.
-Как мурлычет кошка, ласкаясь к хозяйке?
-Как котёнок у кошки просит молоко?
-Как лает собака на чужого?
-Как взрослая собака тоскует?
5. Проведение игры «Я начну, а вы продолжите…» или «Угадай последнее слово и запиши».
Мы с сестрёнкою вдвоём
Утром чай горячий …. (пьём).
Закрывают дети глазки, Детям сниться будут...(сказки).
Козлик бегал по дорожке,
У него устали…(ножки).
Дел у меня немало: Я белым одеялом Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(зима).
6. Использование коротких стихотворений, игра «Какой звук чаще всего слышим?» (можно определить на слух, можно читая на доске).
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щёки.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Мороза моржи не страшатся,
Моржи на морозе резвятся.
7. Загадки. Не огонь, а жжётся. (крапива).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу,стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу. (поезд).
На потолке в уголке
Висит сито, не руками свито. (паутина).
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной…(ёж).
Показатели обследования устной и письменной речи обучающихся 1-4 класса на начало и конец учебного года
Класс | Возрастная норма развития речи у обучающих | Обучающие, нуждающиеся в коррекционно-логопедических занятиях | |||
1 | на начало уч. года | 53% | 9 чел. | 47% | 8 чел. |
на конец уч. года | 55% | 10 чел. | 45% | 8 чел. | |
2 | на начало уч. года | 48% | 12 чел. | 52% | 13 чел. |
на конец уч. года | 54% | 13 чел. | 46% | 11 чел. | |
3А | на начало уч. года | 62% | 8 чел. | 38% | 5 чел. |
на конец уч. года | 62% | 8 чел. | 38% | 5 чел. | |
3Б | на начало уч. года | 44% | 4 чел. | 55% | 5 чел. |
на конец уч. года | 55% | 6 чел. | 45% | 5 чел. | |
4А | на начало уч. года | 100% | 14 чел. | - | - |
на конец уч. года | 100% | 14 чел. | - | - | |
4Б | на начало уч. года | 50% | 5 чел. | 50% | 5 чел. |
на конец уч. года | 50% | 5 чел. | 50% | 5 чел. | |
Всего | на начало уч. года | 60% | 52 чел. | 40% | 36 чел. |
на конец уч. года | 62% | 56 чел. | 38% | 34 чел. |
Заключение.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по ее развитию проводится с самых первых ступеней обучения.
Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
У каждого учителя есть своя копилка секретов, помогающая развитию речи учеников начальных классов.
Список используемой литературы:
1. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. – М: «Просвещение», 1998.
2. Канакина В.П.Учусь работать самостоятельно. – М., Новая школа, 1996.
3. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М: «Просвещение», 1994.
4. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути еѐ развития. – М: «Просвещение», 1985.
5. Нечаева Е.В. Современные подходы к развитию речи младших школьников. /Начальная школа, № 2, 2003.
6. Политова Н.И. Современные подходы к решению практических задач по развитию речи младших школьников. /«Начальная школа: плюсминус», №4, 2002.
7. Узорова О.В., Нефѐдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ»Астрель», 2002.
Интернет – ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/515715/
http://adalin.mospsy.ru/l_01a_04.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию"Развитие познавательных способностей младших школьников"
В моей работе определена актуальность развития познавательных способностей младших школьников. Выделены этапы работы над ней. И формы отслеживания результатов....
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»
Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...
Профессиональное самообразование "Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
План работы по самообразованию....
Тема самообразования"Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через внеурочную деятельность."
В младшем школьном возрасте происходит бурное развитие интеллекта. Возможность развития способностей очень высока. Развитие познавательных способностей младших школьников на сегодняшний день ост...
Отчет по теме самообразования "Развитие познавательных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Отчет включает в себя задачи учителя, формирующего познавательную активность. Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования....
Самоанализ работы по теме самообразования «Развитие логического мышления младших школьников с ОНР»
В любые времена школа была призвана выполнять социальный заказ. Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было вооружить учащихся зн...