Самоанализ работы по теме самообразования «Развитие логического мышления младших школьников с ОНР»
учебно-методический материал на тему

В любые времена школа была призвана выполнять социальный заказ. Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было вооружить учащихся знаниями и умениями, то современная школа должна создать условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, сформировать желание и умение учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа – д/с I,V вида

Самоанализ работы по теме самообразования

«Развитие логического мышления младших школьников с ОНР»

Воспитатель:  Кичула С. В.

Сургут 2014


В любые времена школа была призвана выполнять социальный заказ. Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было вооружить учащихся знаниями и умениями, то современная школа должна создать условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, интереса к учению, сформировать желание и умение учиться.

Президент Российской Федерации Медведев Дмитрий Анатольевич в ежегодном Послании  Федеральному Собранию озвучил пять векторов развития системы, определяющие модель новой школы, которая должна способствовать формированию человеческого потенциала.

  По утверждению ученых, объем научных знаний удваивается примерно каждые десять лет. Следовательно, чтобы человек не отстал от науки, жизни, он должен непрерывно заниматься самообразованием. Школа обязана найти в педагогическом процессе такие условия, которые могли бы максимально способствовать проявлению самостоятельности и активности мышления учащихся, а также их продвижению в умственном развитии.  

Важнейшим условием развития личности является развитие логического мышления учащихся, именно поэтому я выбрала эту тему для самообразования.

В начальной школе детей должны научить учиться, т.е. сформировать у них следующие умения:

-организационные (планирование учебной деятельности, умение ставить перед собой цели и задачи);

- коммуникативные (умение слушать, наблюдать, читать);        

- интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы);

- оценочные (умение оценивать и при необходимости изменять свои учебные действия).

Чтобы правильно спланировать свою деятельность, я обратилась к работам ведущих педагогов, методистов, психологов. В.А. Сухомлинский утверждал, что «Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями».

«Проблемой развития логического мышления учащихся начальных классов занимались ведущие педагоги, психологи, методисты: Выготский Л.С., Занков Л.В., Давыдов В.В., Талызина Н.Ф. и др. Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Ведущий психолог современности Ж.Пиаже экспериментальным путем доказал способность семилетних детей к планированию мыслительной деятельности.

Логика – от латинского «λογος» (речь, рассуждение) - «наука о рассуждении», «искусство рассуждения». Логика – наука о формах, методах, и законах интеллектуальной познавательной деятельности.  Поскольку знание получено разумом, логика определяется как наука о правильном мышлении, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений.

Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее можно так же определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна из главных задач логики – определить, как перейти к выводу из предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Логика служит одним из инструментов почти любой науки.

Основная цель (функция) логики всегда остается неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно сделать другие. Любой вывод, сделанный на естественном языке, обладает чисто формальным содержанием, этот вывод называют логическим выводом и основным предметом логики.

Логические и психологические исследования последних лет (в особенности работы Ж. Пиаже) вскрыли связь некоторых «механизмов» детского мышления с общематематическими и общебиологическими понятиями.Изучив теорию, я поставила перед собой промежуточные задачи:

1.Систематизировать работу по развитию логического мышления в начальной школе. Для этого упорядочить совместную  деятельность учащихся и воспитателя на занятиях.

2. Определить основные этапы внеурочной деятельности, направления деятельности и их организацию на занятиях.

3. Определить требования к теоретическим познаниям учащихся на каждом этапе, не допуская перегрузок учащихся.  

4.Проводить работу по развитию теоретического мышления в опоре на

 дополнительный материал дифференцированно и во внеурочное время.

5.Отслеживать эффективность работы через анализ достижений учащихся в выполнении заданий повышенной сложности и проведением ежегодной диагностики развития логического мышления.

Дети пришли в школу с разным уровнем подготовки, с разными способностями и уровнем восприятия материала. Общей характеристикой можно назвать медленный темп выполнения работы любого вида. Медлительность учащихся  привела к тому, что большинство слабо справлялись с учебным материалом. Я поняла, что нужно искать иные пути достижения учебных целей и решила сосредоточить свою деятельность на развитии логического мышления, как наиболее полном и разностороннем процессе формировании личности.

Я выделила пять основных этапов в развитии теоретического мышления школьников начальных классов. Это  помогло мне определять цели работы на занятии,  систематизировать деятельность по развитию логического мышления учащихся, отслеживать уровень их развития на каждом этапе. Этапы определены на основе исследований  психологов и работ ведущих методистов, поэтому помогут ставить перед детьми выполнимые задания, с учетом их психологических и возрастных особенностей.

Класс

Этап

Название этапа

Направление деятельности

Примечание

1 – 2 классы

Первый

Знакомство с признаками понятий.

Определение существенных и несущественных признаков  предметов.

Понятие – обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков.

Второй

Абстрагирование

Формирование умения оперировать существенными признаками понятий.

Опустить несущественные признаки предмета.

Третий

Организация восприятия и наблюдательности через операцию сравнения.

Формирование операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений.

Анализ отдельного предмета. Поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов, явлений.

3-4 классы

Четвертый

Формирование умения давать определение понятиям.

Установление связи между более общими родовыми понятиями   и видовыми отличительными признаками.

Выстраивание иерархии понятий, вычленение более широких и более узких понятий.

Пятый

Развитие аналитической деятельности.

Развитие умений анализировать  связи между предметами и явлениями.

Часть и целое, рядоположенность, противоположность, причина, следствие, наличие функциональных отношений.

Свою практическую деятельность я осуществляла в опоре на эту таблицу. Психологические функции у ребенка должны формироваться поэтапно, в соответствии с возрастными физиологическими изменениями.        

Одним из важных условий работы над развитием логики учащихся является процесс формирования у школьников научного понятия,научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Следует показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под общее понятие.

Понятие– это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков.

Учащиеся 1-2 классовотмечают наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта или его назначение (Что он делает? Для чего?).

Третьеклассники уже в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявить существенные признаки предметов.

Поэтому первый этап в развитии логического мышления может быть назван следующим образом: Знакомство с признаками понятий.

Наиболее сложным для учащихся является выявление общих признаков предметов. Как правило, ученики сразу замечают различия. Именно поэтому работу по сравнению я всегда начинаю с выявления общих признаков

Второй этап. К 8-9-ти летнему возрасту у ученика  происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к абстрагированию(умение выделять существенные признаки предметов и отвлечься от его второстепенных признаков) и обобщению.

Третий этап. Формирование логической операции сравнения с опорой на существенные  и несущественные признаки предметов и явлений. При формировании этой операции логического мышления следует обратить особое внимание на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов, явлений.

Наиболее ярким примером является выделение «лишнего» предмета, картинки. Работа интересна тем, что имеет множество  решений. Главное, чтобы ребенок смог доказать правильность своего выбора.Дети должны обосновать свой ответ. Признаками выделения «лишнего» рисунка могут в данном случае быть: количество предметов, их разнообразие на одном рисунке, расположение в рамке,  расцветка, количество цветов, основные и вспомогательные предметы, наличие сюжета.

Четвертый этап. Особенность в том, что работа начинает проводиться с третьего класса.  Формирование умения давать определение понятиям на основе умения находить общее родовое понятие и видовые отличительные признаки.  Школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия.

Пятый этап предполагает развитие аналитической деятельности, которая в 1, 2 классах заключается в анализе отдельного предмета.

Любое, на первый взгляд, самое примитивное задание думающий учитель сможет организовать так, чтобы не только дать знания, но и развить у ребенка логику.

К окончанию начальной школы у ученика должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, синтез и анализ.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии.

Рефлексия – процесс самопознания своих актов и состояний, который преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.  

Все три года работы над этой проблемой я отслеживала продвижение моих учеников, становление у них умений анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать.

Диагностика проводилась по нескольким параметрам:

  1. Развитие внимания и восприятия
  2. Развитие словесно – логического  мышления
  3. Развитие абстрактно - логического мышления

В процессе анализирования диагностики было установлено, что одной из причин неуспешности детей является неустойчивость внимания.  Поэтому во втором классе я проводила целенаправленную работу по тренингу устойчивости внимания.  Тренинговую работу я проводила на основе психолого – педагогической диагностики «Оценка устойчивости внимания». Основой является стандартный бланк теста «Корректурная проба».

На бланке в случайном порядке напечатаны буквы русского алфавита. Я изменила бланк, добавив в него строчные буквы,  В течение пяти минут, дети, прочитывая буквы, должны поставить точку под или над указанной буквой.Все проводимые работы я проверяла, фиксировала в специальной тетради и сообщала детям результаты их труда.

Диагностика словесно – логического мышления также проводилась в каждом классе. Из диагностики видно, что также возросло у детей и словесно – логическое мышление. Средний показатель словесно – логического мышления в первом классе равен 38%, в третьем  – 61.Я продолжаю работу по формированию логического мышления у  своих учеников.  

Большая часть работы выполнялась мной и моими учениками именно на занятиях, но и во внеурочное время я продолжала развивать своих учеников. Особенно повышенное внимание требовалось успешным детям. Для них я готовила дополнительные задания. Листы с заданиями раздавала детям. В течение недели дети выполняли задания. Главное условие – работы должны выполняться самостоятельно. Потом работы проверяла я, если нужно, дорабатывали, разбирали, исправляли ошибки.

Эта работа позволила мне добиться положительных результатов в выполнении контрольных работ моими учениками.

Систематическая работа по развитию логического мышления по приведенной выше схеме, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.

Работа по развитию логического мышления способствует формированию психологических функций ребенка:

- память становится мыслящей;

- восприятие становится думающим;

- внимание становится произвольным;

- формируется способность к саморегуляции;

-формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний;

- приходит осознание личного отношения к миру;

- складывается характер.

Системную работу по развитию логического мышления учащихся я начала в конце первого класса, в 2009 году, и продолжала во 2, 3 классах. Я думаю, чтомои наработки помогут педагогам  начальной школы системно подойти к развитию логического мышления своих учеников. Использовать мои рекомендации сможет каждый учитель, независимо от опыта и стажа работы. Молодой специалист, применяя данную систему, сможет методически эффективно вести обучающий и развивающий процесс.  Опытный учитель сможет найти в моей  работе элементы новизны и так же применить их в своей деятельности.Я продолжаю работу по формированию логического мышления у  своих учеников.  

В 2014 году планирую полностью закончить работу по написанию программы по развитию логического мышления у младших школьников с ОНР и обобщить опыт работы на заседании методического объединения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования:  Развитие логического мышления  на уроках математики  у младших школьников...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...

Тема по самообразованию: Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

Тема по самообразованию: Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики...