Консультация для родителей "Профилактика (коррекция) оптической дисграфии"
консультация по логопедии
В данном методическом материале даны практические упражнения по коррекции (профилактике) оптической дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_opticheskoy_disgrafii_dlya_roditeley.docx | 281.82 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Профилактика (коррекция)
оптической дисграфии
Уважаемые родители!
Для того чтобы разнообразить коррекционную работу дома, предлагаем Вам использовать некоторые упражнения с Вашими детьми.
В данном методическом материале даны практические упражнения по коррекции (профилактике) оптической дисграфии.
У детей в начальной школе возникают трудности овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения Исключительную значимость для детского развития представляет своевременное формирование пространственных функций.
Наиболее типичными ошибками пространственного различения у детей в этот период являются:
- в поведении — пространственные ошибки в расположении учебных предметов на парте и требований учителя, связанных с направлением движения (вперед, назад, в сторону);
- в чтении — суженность различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное неразличение сходных по форме букв и т. д.;
- в письме — неумение соотнести букву и линии в тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа, смешение верха и низа сходных букв (например, т—ш; и—п); зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону (с—э; б—д) – оптическая дисграфия; в математике — ошибочное написание цифр (6—9, 5—2);
- неумение расположить симметрично запись примеров в тетради; глазомерные ошибки при измерении; несформированность сложных пространственных представлений, необходимых для усвоения понятий «метр» и «сантиметр»;
- в рисовании — глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке;
- в гимнастических упражнениях - неправильное направление движения при перестроении под команду (в правую сторону вместо левой и наоборот), трудность переключения с одного направления движения на другое и т. д.
При оптической дисграфии наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, замены, смешения букв в процессе чтения, трудности оптического и оптико-пространственного анализатора, недифференцированность зрительных представлений, нарушения зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш, б-д); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м); зеркальное написание букв (с, э), пропуски элементов букв, лишние и неправильно расположенные элементы. Коррекционный процесс с детьми требует длительных упражнений и многократных повторений. Большое значение в работе придается использованию игровых технологий, которые проводятся с учетом возможностей учащихся и решают многоплановые задачи развивающего характера.
Развитие зрительно-пространственной ориентировки
Умение ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги и в положении собственного тела, в определении правых и левых частей влияет на становление письма, на дальнейшее правильное написание букв, различение сходных по начертанию букв, их правильное прочтение. Упражнения, направленные на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциации правых и левых частей:
1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться, назвать ее или повторить название за взрослым.
2. Поднять правую руку вверх и назвать ее.
3. Поднять левую руку и назвать ее.
4. Поднять то правую, то левую руку, поочередно их называя.
5. Взять карандаш, книгу и т.д. правой рукой (или левой рукой).
6. Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу. Показать правой рукой левый глаз, левое ухо, правую ногу.
7. Показать правую руку у человека, сидящего напротив, показать левую руку у человека, стоящего рядом и т.д.
8. Показать на картинке (например: медвежонка) правую лапу, левый глаз и т.д.
9. Попрыгать на левой ноге, правой ноге.
10. Выполнение упражнений по инструкции: подними левую руку, согни в локте правую руку, левая рука в сторону, а правая вверх и т.д.
Упражнения, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве, пространстве листа:
1. Покажи предмет, который находится справа от тебя.
2. Назови предметы, которые находятся слева от тебя.
3. Положи книгу справа от себя, а ручку слева.
4. Где находится шкаф? (например, справа) и т.д.
5. Положить правой рукой книгу справа от себя, а карандаш – левой рукой слева. - Где находится карандаш по отношению к книге? (слева). Положить тетрадь слева от книги (рядом). - Где находится тетрадь по отношению к карандашу? (справа) и т.д.
6. Назвать среди стоящих перед ребенком трех предметов (например: мяч, пирамидка, машинка) где по отношению к пирамидке стоит машина и т.д.
7. Назвать, что на листе бумаги или на картине изображено справа, слева.
8. Написать букву или нарисовать фигуру слева (справа) от вертикальной линии.
9. Графические диктанты: - Нарисовать точку, ниже точки крестик, справа от точки круг и т.д. - Рисование по клеточкам: 1- вправо, 2 – вверх, 1 – влево, 1- вниз, 2 – влево и т.д.
10. Показать среди пары (например, ботинок или рукавиц) правую, левую.
11. Показать самый большой (маленький) предмет из предложенных.
12. Показать правую (левую) половинку разрезанной на 2 части картинки.
13. Назвать, какой предмет короче, длиннее (из ряда нарисованных либо натуральных предметов).
14. Показать, кто выше, кто ниже.
15. Нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.
16. Выбрать фигуру или знак среди 2-х зеркально изображенных.
17. Упражнение «Найди такой же». Предъявлять круг одной и той же величины на разных расстояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.
18. Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения: - Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений предметов. Например, предложить ученику положить книгу на стол, под стол, в стол, около стола, за стол и т.д.
19. Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате: - Выше какого предмета находится ... (мяч)? Ниже какого предмета находится... (мяч)? Что находится правее ... (мяча)? Что находится левее ... (мяча)? - Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево?
20. Упражнение «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь»
Перед ребёнком находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ребёнка просят смотреть на фигурку (треугольник, звездочка, птичка), расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, «Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас?»). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.
Развитие зрительного восприятия
Упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса):
1. Назвать контурные изображения предметов.
2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.
4. Определить, что неправильно нарисовал художник.
5. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
6. Распределить изображенные предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов).
7. Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине).
8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны разного цвета, а также картинки с изображениями предметов разного цвета. Дается задание положить картинку на соответствующий фон.
9. Игра «геометрическое лото». Детям раздаются большие карты на которых изображены геометрические фигуры и предметные картинки, которые дети кладут на большую карту, соотнося форму предмета с геометрической фигурой.
10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются полоски, состоящие из двух разноцветных частей: красной и синей, красной и желтой, желтой и синей, синей и красной и т.д. Детям нужно подобрать такую же полоску, как у учителя.
11. Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий: - покажи полоску, на которой справа синий цвет; на которой слева синий цвет; - назови цвет правой части полоски; - найди полоску, где слева красный цвет, а справа - желтый и т. д.
12. Нахождение адекватных изображений, состоящих из треугольников и линий.
13. Срисовывание изображений, состоящих из треугольников и линий.
14. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.
15. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.
16. Составление «разрезных картинок».
17. Конструирование фигур из спичек или палочек (сначала по образцу, затем по памяти).
Упражнения, направленные на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв:
1. Найти букву Г среди сходных Н Т Г П
2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом: а б в г д е ж з а б в г д е ж з А Б В Г Д Е Ж З
3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.
4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.
6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
7. Дописать букву.
8. Назвать буквы, наложенные друг на друга.
9. Определить правильно и неправильно написанные буквы.
10. Узнать буквы по зеркальному изображению.
11. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
12. Игра «Мягкие буквы». Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.
13. Конструирование букв из элементов.
14. Реконструкция букв:
- добавляя элементы (например, сделать из буквы Р – В, из буквы Ь – Б); - убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж- К);
- изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р – Ь, из буквы Т –Г).
15. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т. ЛМ АД ЛД ВР ВЗ ГТ ВБ ГБ ГЕ КЖ ХУ ГП ИН ПН ИП ШЩ ЦЩ ОЮ СО ОР
16. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом: Р-В, З-В, Ь-В, О-Ю, Ь-Ы, Ь-Б, Л-Д...
17. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т.д.
Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений (С.Маршака, С.Михалкова, В.Берестова, К.Чуковского, Е.Серовой, О.Высотской, А.Потаповой, Е.Тихеевой, А.Шибаева и др.). Развитие зрительного мнезиса (памяти).
С целью развития зрительной памяти
предлагаются следующие задания:
1. Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других 8-10.
2. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать среди других 8-10. При этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путем прочтения.
3. Разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
4. Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности.
5. Игра «чего не стало?» 5-6 игрушек выставляются, дети запоминают их. Затем взрослый убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
6. Игра «что изменилось?» Перед ребёнком раскладывается 4-5 картинок и предлагается детям запомнить их последовательность, затем расположение картинок меняется, а дети определяют, что изменилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".
Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...
программа по коррекции оптической дисграфии
Данная программа была разработана для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Программа позволяет учителю-логопеду лугко составить конспект занятия, опираясь на разделы программы. Т.к. у учащихс...
Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников
в презентации дано определение дисграфии в том числе отличие оптической от моторной. Комплексное обследование детей. Виды ошибок. Основные направления корркционной работы....
Коррекция оптической и моторной дисграфии у младших школьников
основные направления работы, представлено большое разнообразие игр и упражнений для коррекции оптической и моторной дисграфии. Дана сравнительная характеристика...
Развивающие игры при коррекции оптической дисграфии
Собраны игры которые будут способствовать исправлению оптической дисграфии. Игры на развитие зрительного восприятия, буквенного гнозиса, пространственного восприятия, тактильных ощущений и др....
"Оптическая дисграфия. Коррекция оптических нарушений в играх и упражнениях"
Презентация содержит игры и упражнения для исправления оптических ошибок у младших школьников. Упражнения подходят для выполнения как в классе, так и дома. Материал презентации можно использовать на у...
Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....