Виды заданий со словами, имеющими омонимичные корни, в работе по формированию морфологического принципа письма
методическая разработка по логопедии (3, 4 класс)

В работе предлагаются задания с корнями зим-земл/зем. Слова с данными корнями во многих словоформах звучат очень похоже. Это создаёт сложности при выборе безударной гласной. У детей с нерезким общим недоразвитием речи это может быть проблемой. Работа по сравнению, сопоставлению звучания и значения помогает сделать письмо более грамотным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл omonimichnye_korni_zim-zeml.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды заданий со словами, имеющими омонимичные корни, в работе по формированию морфологического принципа письма

        В работе представлены задания со словами, имеющими корни земл/зем – зим. В различных словоформах с безударной гласной они звучат очень похоже, и, при недостаточном активном словаре, выбор правильной гласной может быть затруднён.

        Предлагаю следующую последовательность в работе:

  1. Запиши слова в два столбика.

Зима, зимовка, земляк, зимовье, зимовать, перезимовать, зимующий, земельный, приземлиться, зимушка, земелька, заземлить, зимостойкий, землистый, землепашец, землевладелец, землеройка, зимовщик, зимний, зимник, наземь.

  1. Работа с лексическим значением слов.

Лучше всего записать каждое слово на отдельной карточке. Также на отдельной карточке записать значение слова из словаря. Дети читают, анализируют, потом выкладывают рядом с каждым слово карточку  с соответствующим ему значением.

3.Разгадай кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

  1. Самое холодное время года.
  2. В зимнее время.
  3. Дорога, проложенная по снегу для езды зимой.
  4. Место, где зимуют.
  5. Проводить где-то зиму.
  6. Человек на зимовке.
  7. Способный переносить зимние холода.

4.Составь и запиши словосочетания.

земельный

день

перезимовать

участок

зимостойкое

на острове

заземлить

дерево

зимний

провод

5.Составь предложение.

землевладелец  своего  для  участка несколько Опытный

приобрёл  земельного

растений  зимостойких  .

(Опытный землевладелец приобрёл для своего земельного участка несколько зимостойких растений.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий.

Методическая разработка "Примерные виды заданий на уроках русского языка духовно – нравственного содержания для формирования личностных универсальных действий"....

Работа над формирование навыков грамотного письма.

Тема эта волнует всех учителей начальных классов, так как мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма.Чтобы добиться результатлв в этом вопросе, необходимо постоянно работать...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

     Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )...

Развитие морфологического принципа письма у младших школьников 4 класса.

Проблема правописания учеников достаточно распрастранена. Эта проблема зачастую пересекается с логопедическими трудностями. Данные материалы иллюстрируют приемы и методы работы с дизорфографией.Логопе...

«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».

В данном докладе приведены примеры основных упражнений, приемов, которые можно использовать на уроках русского языка с целью повышения грамотности учащихся начальной школы. Некоторые приемы разработан...