Авторская программа по обучению грамоте 1 класса "Букварёнок".
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Набережночелнинская школа №87»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ
«Набережночелнинская школа №87»
_________________ Е.В. Максимова
Введено приказом № ____ от
29.08. 2024г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №_______ от
29.08.2024 г.
Авторская программа по обучению грамоте в 1 классе.
Срок реализации:1 год.
Возраст учащихся: 7-8 лет
Составила: Лазарева Тамара Анатольевна, учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Г. Набережные Челны 2024г.
Пояснительная записка
Адаптированная программа «Букварёнок» создана для обучения грамоте младших школьников с нарушением зрения, и является началом для успешного дальнейшего обучения детей с ОВЗ.
Программа разделена на несколько разделов.
Цель программы заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.
Первый раздел – Добуквенный период
Его цель-развитие фонематического слуха.
Задачи:
-учиться вычленять звуки,
-определять первый и последний звук в слове,
-находить мягкую и твердую пару согласного звука изолированно, а также в слогах, в словах,
- научиться выделять ударный гласный звук.
Методическое описание
Используемые игры-звукоподражания для акцентирования, интонационного выделения звуков в слове: «Поговорим на пчелином языке», «Разговор двух пароходиков (машин)», «Ночные стихи», «Магазин», «Цепочка слов», «Звуковое лото», «Запретные звуки», «Тим и Том»;
Для выделения ударных гласных: «Потерялись в лесу», «Звуковые мастера братья ЭХ,УХ,ОХ,АХ», «Подбери имена для щенят», «Звуковое королевство».
В октябре начинаем играть с неречевыми звуками. В занятиях активно участвуют братцы-гласные, придуманные Бугрименко и Цукерман. Усвоив, правильное произношение гласных и незаметно для себя запомнив их графические изображения, что очень важно для детей с нарушением зрения, дети начинают знакомиться с артикуляцией согласных отдельных звуков. Обычно используют такие игры, как «Автомобили» (для выделения изолированного звука), «Насекомые» (звуки з,с,ж) и т.п. Системно выполняя задания Доктора Звукова, первоклассники учатся интонационно выделять в простых словах поочередно с первого и последующие звуки.
Во время коррекционных занятий для детей с ОВЗ, делая упражнения для артикуляционного аппарата и усваивая произношения отдельных согласных звуков, дети начинают понимать, что в произнесении звука участвуют губы, зубы, язык. Ученики начинают отличать гласные от согласных. Вот тогда, можно создать игровую ситуацию или придумать игру, с помощью которой ввести и закрепить понятия: «гласные», «согласные».
Братцы-гласные, которые для детей с нарушением зрения определяют гласные звуки, сразу подталкивают учеников слышать и находить заданные звуки в слогах и словах. Игры «Построй братцев по порядку»; «Поймай и отпусти звуки»; «Позови звуки домой» и др. обучают слышать и соблюдать порядок в построении звуков.
Помогают ученикам на коррекционных уроках и Том с Тимом, они приглашают в гости согласные буквы, которые они раскрасили с одной стороны в синий цвет, а другой-в зеленый. Так же они раздают ребятам синие и зеленые фишки для их индивидуальных звуковых домиков, которые пока с пустыми окошками.
Том и Тим все время ведут спор между собой, тем самым незаметно вовлекают ребят в него: «Что так звучит?»; «Чье это слово?». Ребята любят мерить спорщиков, меняя произношение звуков, слогов и слов. Продолжают вести спор и братцы-гласные «Кто главный?»; «Кто громче кричит (в данном слове)?»; «Чей это гость?» и т.д. Делая акцент поочередно на все гласные звуки в слове, ученики с ОВЗ находят его правильное звучание и умеют правильно выделять ударный (главный) звук. На очередном уроке братья-гласные или Том с Тим при знакомстве со звуком раздают ребятам соответствующую фишку (красного, синего или зеленого цвета). Дети же сами ставят букву того же цвета в нужное окошко нашего звукового домика, еще раз повторяя качественные характеризующие его.
Второй раздел - Звуковой
Его цель-развитие звукового анализа и синтеза.
Задачи:
-выделять звуки в коротких словах,
-определение полного звукового состава слова.
-обучение способу последовательного интонирования (протягивания) звуков в произносимом слове.
-обозначение звуковой модели слова с помощью схем или фишек.
-самостоятельно и осознанно избегать провокаций педагога.
Методическое описание
Выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков помогут детям следующие игры: «Замок звуков», «Сравни по длине», «Умные автомобили», «Доктор Звуков» и др.
Ученики с нарушением зрения берут на себя роль одного из звуков и поэтому лучше запоминают последовательность звуков в слове, а также слогообразующую функцию гласных звуков. Очень нравятся ребятам такие игры: «Звуки, стройтесь в слоги», «Доскажи звук» Со временем у ребят формируется ориентация на гласные фонемы. Ученики понимают, что, добавляя к маленькому слову из двух звуков еще один или соединяя два таких коротких слова, можно получить новые слова: «ко+т», «та+к», «пи+к», «па+па», «ма-ма», «му+ка» и т.д.
Слова можно не только построить, но и перестроить: «топ-пот», «кот-ток-кто». Ученики постепенно учатся трансформировать слова, и очень удивляются и радуются, когда из одних и тех же звуков получается что-то новое.
Однако и при большом интересе к подобным играм у учеников с нарушением зрения могут возникать реальные затруднения в звуковом анализе: пропуск звука, перестановка ударения, смешение мягких и твердых звуков. В таких случаях лучшей формой помощи является не прямая подсказка, а произнесение слов с ошибкой: КТ (вместо КОООТ), ЛенАА (вместо Льэээна), МММАЧ (вместо МЬМЬМЬАЧ). Слыша искаженное слово, ребенок, как правило, сам может исправить свою ошибку. Но, если это не получается, учителю-логопеду необходимо дать образец правильного и как можно более долгого интонирования звука, вызавшего у ученика трудности.
Умышленная провокация — логопеда-это особый прием, который можно применять во всех играх, как только у детей начинает что-то получаться. Этот прием создает не только дополнительный игровой азарт (не попасться на «удочку», разгадать хитрости взрослого), но воспитывает сознательное, волевое внимание ребенка на то, чего чаще всего не достает даже самым развитым первоклассникам. Исправляя ошибки взрослого, дети с ОВЗ готовятся к самоконтролю -к исправлению и предотвращению в будущем собственных ошибок. Такие ошибки можно делать как от первого лица, так и от лица какого-либо полюбившегося ребятам персонажа: Буратино, Незнайки и др. –непоседливых, невнимательных, неаккуратных героев.
В добуквенный период обучения детей необходимо научить:
-выделять звуки в коротких словах (можно прибегать к помощи логопеда),
-самостоятельно и сознательно избегать провокаций типа: «Правда, слово МАШИНА начинается на тот же звук, что и слово ШОФЕР, ведь шофер водит машину?», «Правда, в слове СОРОКОНОЖКА сорок звуков?», «Послушай. Как я считаю звуки в слове ТРИ: раз,два,три. Верно?
-приобрести вкус и привычку к таким занятиям.
Третий раздел – Буквенный
Его цель- знакомство учеников с буквенным обозначением звуков в русской письменности. Уточнить, что на мягкость или твердость согласного звука указывает следующая за ней гласная.
Задачи:
-знакомство с графическими символами фонем.
-знакомство с простейшими правилами употребления букв,
-усвоение слогового чтения.
Методическое описание
Чтобы научиться читать, «озвучить» согласную, мы забегаем глазами вперед и смотрим на следующую за ней гласную. Когда человек читает русское слово, его глаза непрерывно совершают челночные движения - забегая вперед к гласной и возвращаясь назад к согласной, произнесение которой зависит от последующей гласной.
Гласные буквы У и Ю обозначают один и тот же гласный звук (У), но выполняют еще одну «работу»: буква У указывает, что предшествующий согласный надо произносить твердо, а буква Ю сигнализирует о мягкости предшествующего согласного. Точно так же «работают» пары гласных букв А-Я, О-Ё. Э-Е, Ы-И.
Предлагаемые игры: «Звуковое тактильное лото», «Угадай букву на ощупь», «Магазин одежды и обуви», «Допиши букву», «Какой буквы не хватает?» и мн.др
На коррекционных уроках для учеников с нарушением зрения, повторяя правильную артикуляцию звуков, нужно закреплять их качественные признаки. Так как первоклассники научились произносить и различать звуки: {л-ль}, {й},{с},{з},{ц}.{ш},{ж},{ч},{щ}, правильно было включить их в свои игры и заселить в наш Дом звуков, поместив в нужном окошке их «портреты» (буквы). Из-за данных звуков опять начинается спор у Сани и Сени: «Кто больше собрал звуков?». Ребятам объясняют, что звуки {ш},.{ж},.{ц} дружат только с Саней, а звуки {ч},{щ},{й} дружат только с Сеней. Остальные же согласные могут прочитать и Саня, и Сеня, но у каждого из них они будут звучать по-разному. Вставляя в звуковые схемы слов такие согласные (с одной стороны они раскрашены в синий цвет, а с другой - в зеленый), мы уточняем, какая гласная стоит после данной согласной в слове. Нужно настолько интересно и доходчиво объяснить детям, что одна и та же гласная фонема в словах Сани и Сени будет обозначаться разными гласными буквами, чтобы ребята смогли самостоятельно их преобразовывать. Для этого мы несколько раз «проходим» по улице Гласной на карте города Звукоречье и обнаруживаем, что в домиках, на которых висят таблички «я», «ё», «е», «ю», живет и звук {й} (его портрет видно на балкончиках), а так как это любимый звук Сени, то буквы «я», «ё», «е», «ю» стоят в словах Сени после мягкого согласного звука. При обозначении звуков соответсвующими буквами мы стараемся соблюдать правила: продолжаем знакомить учеников с буквами как знаками (портретами) фонем, и стараться не допускать смешения букв и фонем; уделяем постоянное внимание формированию опережающей ориентации на гласные буквы и фонемы. В звуковых домиков (звуковых схем) все больше окошек заполняется портретами звуков- все больше фишек мы заменяем буквами того же цвета. Этому способствует игра «Какие слова могут жить в этом звуковом домике?». Ученики сами предлагают добавить окошки для звуков, которые не поместились в готовую звуковую схему. Тогда с ребятами нам остается уточнить цвет нового окошка и соответственно качественную характеристику звука. Наравне с фишками Том и Тим раздают детям «колокольчики» из желтого цвета и учат различать их звуки по участию голоса, фиксируя для этого ладонь на гортани. Здесь снова шагаем по карте города Звукоречье. Мы отмечаем, что на улице Согласной многие звуки живут парами в двухэтажных домиках, но у одного из них висит над окошком колокольчик. Это говорит о том, что звук звонкий.
Постепенно дети проходят от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию. Перед игрой «Звуковое лото» (у детей на индивидуальных таблицах по 5-6 предметных картинок, у логопеда-отдельные звуковые схемы слов). Уточняем, у кого в словах (названиях картинок) есть твердые согласные, мягкие согласные, в каком слове первый (последний) звук – гласный (согласный), два согласных звука стоят рядом и т.д.
Играя в игры «Кого слышно в вдалеке» (слышно только голосовые звуки!): «Позови издалека одного из детей, а мы угадаем: кто это» и др., ученики начинают понимают слогообразующую функцию гласных звуков, все реже путают звуки и слоги. Строя звуковые домики для гостей, мы просим детей ставить в окошки сначала гласные буквы, а затем уточняем, какие согласные звуки живут с данным гласным звуком в первом, втором слогах, какой гласный звук и, следовательно, его слог – ударный в слове. В игре «Живые звуки (буквы)» мы составляем слова. Затем в игре «Прошагай слово» мы разделим сложные слова на слоги. И наконец, первоклассники придумывают с этими словами разные предложения самостоятельно, которые записывают в тетрадь. Ребята в индивидуальном порядке называют, сколько слов в каждом предложении. Какие слова состоят из одного, двух, трех слогов, какое слово самое короткое, сколько в нем звуков, какой звук стоит первым в слове, какой последним. Ребята быстро понимают, что простые слова мы составляем из букв, а затем из этих слов мы составляем простые предложения.
Четвертый раздел – Чтение
Его цель – научить читать доступные слова и предложения, вызывать интерес к чтению.
Отличительной особенностью программы является:
- У ученика с нарушением зрения воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических занятиях – избавление от наиболее распространенных ошибок первоклассников с нарушением зрения: пропусков, перестановок, грубых искажений букв.
- У учеников формируется интерес к языку и его законам.
- При использовании предлагаемой программы занятия не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребенка.
Методическое описание
Предлагаемые игры для этого периода: «Переставь вывески», «Помоги Машеньке», «Что звучит так же», «Накорми зверей», «Перевод с вороньего (козьего, гусиного)», «Кто больше слов составит», «Какая буква заблудилась? ».
Очень важно научить ученика выделять необходимый звук в слове и соотносить его с буквой.
Игра «Бюро находок» направлена на предупреждение и исправление одного чрезвычайно распространенного дефекта ранних этапов чтения: многие дети переходя от побуквенного и послогового чтения к чтению целыми словами, начинают «сочинять» - читать не то, что написано, а то, что они угадывают по смыслу предложения. При письме пропуски и замена букв остаются незамеченными ребенком: трудно следить за порядком букв, когда внимание поглощено формой записи. Находя пропавшие буквы на карточках (типа: ЗОН…, ТОПР), ребенок справится с этой ошибкой, опасной для дальнейшего обучения грамотному письму. Чтобы задание было доступным детям, не следует пропускать безударных гласных, сомнительных, непроизносимых, удвоенных согласных.
Сроки реализации программы и возраст детей:
1 класс – 1 год (7-8 лет)
Формы и режим занятий:
Подгрупповые занятия по 4-7 человек 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты указаны в таблице по каждому разделу.
Формы подведения итогов реализации программы
Открытое занятие для родителей и учителей 1 класса в конце обучения.
Учебно-тематический план
Количество часов по каждой теме и краткое описание содержания указаны в прилагаемой таблице.
.
Календарно-тематический план по обучению грамоте «Букварёнок» в 1 классе.
Тема урока | Цель | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата. |
Сбор анамнеза, консультации с мамами первоклассников. | ||||
1. Обследование устной речи | 1 1 1 1 | 1.10 11.10 15.10 18.10 | ||
2.Речь. Понятие о речи. | Учить уметь выделять из речи предложения. | 1 | 22.10 | |
3.Органы речи. Артикуляционный аппарат. | Учить знаниям участия органов в произношении. | 1 | 25.10 | |
4.Речевые звуки. | Познакомить с основными органами речи (язык, губы, зубы, нёбо). Научить основным движения языка (вверх, вниз, влево, вправо, расслаблять язык). Уточнить артикуляцию звуков. | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 12.11 | |
5.Неречевые звуки. | Формировать мотивацию учения, развивать слуховое внимание, восприятие память, знакомство с понятиями: «речь, речевые и неречевые звуки». Ударение. | 15.11 | ||
6. Предложение. | Дать детям представление о том, что такое речь, предложение, слово, звук; упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам; развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез. | 19.11 | ||
7. Деление предложений на слова. | Учить делить звучащую речь на предложения, предложения на слова; слова на звуки; | 22.11 | ||
8.Интонирование звуков в словах. | Научить выделять голосом (интонировать) заданный звук в разных позициях. Учить соблюдать правильную артикуляцию звуков. | 26.11 | ||
9.Выделение первого и последнего звука в словах. | Развитие слухового и зрительного внимания, развитие фонематических процессов, основ звукобуквенного анализа, словарного запаса, ознакомление с терминами «звук», «буква». Учить длительно произносить первый звук, используя игры: «Умные машины», «Доктор Звуков». Учить выделять последний звук в словах с помощью игры «Цепочка слов». | 29.11 | ||
10. Гласные звуки. | Закрепить у детей понятие «гласные звуки», познакомить с их характеристикой и схемой обозначения. Закрепить умение интонировать звуки в начале и конце слова в играх «Цепочка слов», «Доктор Звуков». Упражнять в составлении моделей слов с помощью фишек. Развивать слуховое и зрительное внимание, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 3.12 | ||
11.Буква А. | Познакомить детей с гласным звуком и буквой А, учить слышать и выделять звуки в начале, середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 6.12 | ||
12.Звук и буква У | Познакомить детей с гласным звуком и буквой У, учить слышать и выделять звуки в начале, середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 1 | 10.12 | |
13. Звук и буква О | Познакомить детей с гласным звуками и буквами О, учить слышать и выделять звуки в начале, середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 1 1 1 1 1 1 | 13.12 | |
14.Дифференциация О-У. | Выделение звуков в ударной и безударной позиции. Цифровой ряд: Слух, куст, круги, Кожура, стрекочут. | 17.12 | ||
15. Звук и буква Ы | Познакомить детей с гласным звуком и буквой Ы, учить слышать и выделять звук в середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 20.12 | ||
16.Звук и буква Э э | Познакомить детей с гласным звуком и буквой Э, учить слышать и выделять звук {Э} в слове, упражнять в делении слов на слоги и в составлении слоговых схем слов, ввести понятие «ударение», расширять словарный запас. | 24.12 | ||
17. Звук и буква Я | Познакомить детей с гласным звуком второго ряда и буквой Я, учить слышать и выделять звуки в начале, середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 27.12 | ||
18.Звук и буква Ё | Познакомить детей с гласным звуком второго ряда и буквой Ё, учить слышать и выделять звуки в начале, середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 10.01 | ||
19.Звук и буква Ю | Познакомить детей с гласным звуком второго ряда и буквой Ю, учить слышать и выделять звуки в начале, середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 14.01 | ||
20.Звук и буква Е | Познакомить детей с гласным звуком второго ряда и буквой Е, учить слышать и выделять звуки в начале, середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 17.01 | ||
21.Звук и буква И | Познакомить детей с гласным звуком второго ряда и буквой И, учить слышать и выделять звуки в начале, середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 21.01 | ||
22. Слогообразующая роль гласных звуков. | Учить выделять место гласного звука в слове. | 24.01 | ||
23.Согласные звуки | Ввести понятие «согласные» звуки, познакомить с их характеристикой и схемой обозначения. Упражнять в составлении схем. Учить слышать и выделять звук в середине и конце слова, учить делить слова на слоги с помощью хлопков, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику. | 28.01 | ||
24. Определение полного звукового состава слова. | Упражнять в оставлении полных схем слов из 3-5 букв, интонировать каждый звук в слове последовательно. Игра «Дом звуков». Продолжать учить определять место звука в слове. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 31.01 | |
25.Составление моделей слов. | Учить проводить полный звуковой анализ слова. Выкладывать фишками звуковой состав слова. Учить разделять понятия «слово» и «предмет». Различение понятий «предмет» и «слово» как название предмета, знакомство со словом как лексической единицей (слово всегда что-то обозначает), развитие навыка определения количества звуков в слове. Составление моделей слов. | 4.02 | ||
26.Твердые согласные. | Учить выделять t в начале и в конце слова. | 7.02 | ||
27. Мягкие согласные | Учить выделять t* в начале и в конце слова. Звукобуквенный анализ | 11.02 | ||
28.Мягкие и твердые согласные звуки. | Учить различать согласные звуки по мягкости-твердости. Познакомить с графическим изображением. Учить различать мягкую и твердую пары одного согласного звука. Знакомство с героями Сеней и Саней. Дифференциация твердого и мягкого согласного, обозначаемого одной буквой. Игра «Саня и Сеня» | 14.02 | ||
29.Звонкие - глухие согласные | Упражнять детей в различении твердых и мягких согласных; дать понятие «звонкие- глухие» согласные, обучать приемам распознавания звонких и глухих согласных, учить изображать звуки на схемах, развивать фонематический слух и словарный запас. Дифференциация звонкого и глухого согласных в слогах и словах. | 18.02 | ||
30. Звуки М-М и буквы М. 31.Звуковой анализ и синтез слов. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначают одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. Закрепить навык деления слов на слоги; упражнять детей в звуковом анализе и синтезе слов. Определение количества, последовательности звуков в слове, их качественной характеристики, развивать речевое внимание и слухоречевую память, расширять словарный запас. | 21.02 | ||
32.Звуки Н-Н и буква Н. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснения и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 25.02 | ||
33. Звуки Л-Л и буква Л. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснения и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 28.02 | ||
34. Звуки Р-Р и буква Р. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснения и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 1 1 1 | 4.03 | |
35. Звуки Х-Х и буква Х. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 7.03 | ||
36. Буква С. Звуки С-СЬ. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. Дифференциация твердого и мягкого согласного, обозначаемого одной буквой. Игра «Саня и Сеня». | 11.03 | ||
37. Звуки З- ЗЬ и буква З. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 1 1 1 1 | 14.03 | |
38. Дифференциация звуков С-З | Находить предмет по данному слогу: сан, за, со (санки, замок, соба-ка). Звуко-слоговой анализ слов типа сказочник, стрекоза, кузовок. | 18.03 | ||
39. Звуки Т-Т и буква Т. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 21.03 | ||
40. Звуки Д-Д и буква Д. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 25.03 | ||
41. Дифференциация звуков Т-Д | Находить предмет по заданному слогу. | 1 | 8.04 | |
42. Звуки К-К и буква К. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 1 1 1 1 | 11.04 | |
43. Буква Г. Звуки Г-Г. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. Дифференциация звонкого и глухого согласных в слогах, словах. | 15.04 | ||
44. Дифференциация звуков К-Г | Находить предмет по заданному слогу | 18.04 | ||
45. Звуки П-П и буква П. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 22.04 | ||
46.Буква Б. Звуки Б-Б. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. Дифференциация звонкого и глухого согласных в слогах, словах. | 1 1 1 1 1 1 | 25.04 | |
47.Дифференциация звуков П-Б | Находить предмет по заданному слогу | 29.04 | ||
48. Звуки В-В, буква В | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 2.05 | ||
49. Звуки Ф-Ф. Буква Ф. | Знакомство с графическим образом согласных звуков, которые обозначаются одной буквой. Чтение схем. Замена символа буквой. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звуков (мягкого и твердого). Чтение. | 6.05 | ||
50. Дифференциация звуков В-Ф | Находить предмет по заданному слогу | 9.05 | ||
51. Звук и буква Ш. | Знакомство с графическим образом звука, определение его характеристики (всегда твердый), выделение в начале, в середине и конце слова. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звука. | 9.05 | ||
52. Различие звуков ш – ж | Звуко-слоговой анализ слов типа: одежда, пижама, шарф, шорты, шапка, рубашка. | 1 | 13.05 | |
53. Различие звуков с – ш | Графическое изображение звуков с – ш. Звуко-слоговая схема слова с написанием согласного с и ш слов типа: Саша, старушка | 1 | 16.05 | |
54. Звук и буква Ж. | Знакомство с графическим образом звука, определение его характеристики (всегда твердый), выделение в начале, в середине и конце слова. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звука. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 16.05 | |
55. Различие звуков з – ж | Различать по акустическим и моторным признакам звуки з - ж; определять и выделять их в слогах, словах, типа жал – зал. Чем похожи слова, чем отличаются. | 20.05 | ||
56. Звук и буква Ч. | Знакомство с графическим образом звука, определение его характеристики (всегда мягкий), выделение в начале, в середине и конце слова. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звука. | 20.05 | ||
57. Звук и буква Щ. | Знакомство с графическим образом звука, определение его характеристики (всегда мягкий), выделение в начале, в середине и конце слова. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звука. | 20.05 | ||
58. Различие звуков ч - щ | Различение по акустическим и моторным признакам звуки ч - щ . Продолжить формирование навыков звуко-слогового анализа на примере слов, типа: щучка. | 23.05 | ||
59. Звук и буква Ц | Знакомство с графическим образом звука, определение его характеристики (всегда мягкий), выделение в начале, в середине и конце слова. Уточнение, объяснение и показ правильной артикуляции звука. | 23.05 | ||
60. Звук и буква Й. | Знакомство и обозначение звука Й в середине и конце слова. обозначение двух звуков (ЙА, ЙО,ЙЭ,ЙУ) в начале слова. Чтение. | 27.05 | ||
61. Слова-антонимы | Знакомство со словами антонимами. : работа -безделье | 27.05 | ||
62. Слова-антонимы | Знакомство со словами антонимами. Черное-белое, день-ночь | 28.05 | ||
63. Слова-синонимы | Слова-синонимы: приятель –друг. | |||
64. Слова-синонимы | Слова-синонимы: горе-несчастье. | |||
65. Составление предложений по схеме. | Упражнять в составлении предложений по схемам; развивать фонематическое восприятие, анализ, синтез. | 28.05 | ||
66. Составление текста по серии сюжетных картин. | Упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам; | 29.05 | ||
67. Составление текста по сюжетной картине. | Упражнять в составлении предложений по сюжетной картине. | 30.05 | ||
1 | ||||
68. Итоговый урок. | Упражняться в чтении предложений и рассказов. | 30.05 |
Материальное обеспечение программы: наборное полотно, комплект букв, счетные палочки, тетради и карандаши на каждого ребенка, предметные картинки (раздаточные и демонстрационные), дидактические игры и пособия «Звуки и буквы», «Слоги и предметы», «Магазин», таблицы слогов и слов, предметные изображения букв, изображения сказочных персонажей, алфавит, буквари
Используемая литература.
- О.В. Елецкая., Н.Ю. Горбачевская Организация логопедической работы в школе. М.,2005.
- О.В. Узорова., Е.А. Нефедова Практическое пособие для обучения детей чтению. М., 2005.
- Е.В. Колесникова., Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2009.
- Г.А. Цукерман., Е.А. Бугременко Чтение без принуждения. М., 1987.
- Л.Е. Журова Обучение грамоте в детском саду. М., 1988.
- А.И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок? М., 1982.
- И..С. Лопухина Логопедия. Звуки, буквы и слова. С-П., 1998.
- Г.А. Глинка Буду говорить, читать, писать правильно. С-П., 1997.
- С. Зотов Повышение скорости чтения. НЧ., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...
Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...