Развитие личностного потенциала для детей с ОВЗ, через игровые практики
статья по логопедии
В данной статье идёт речь о игровых практиках, используемых учителем-логопедом на коррекционных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие личностного потенциала для детей с ОВЗ, через игровые практики
Учитель-логопед
Жукова Татьяна Викоровна
I КК
МОУ «Иогачская СОШ»
Главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.
Закон об «Образовании РФ» гласит: «В целях реализации права каждого на образование государство… создает необходимые условия для получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, в том числе на основе специальных педагогических подходов, оказания ранней коррекционной помощи, посредством создания условий для инклюзивного и интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию…»[1]
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию Дети с ограниченными возможностями здоровья — это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Опыт работы с детьми показывает, что наиболее успешно процесс обучения у детей с ОВЗ реализуется через игровую деятельность, через проигрывание и переживание разнообразных ситуаций. Поэтому, в логопедической работе эффективной формой для правильного формирования речевого развития детей с ОВЗ, используется коррекционно-развивающие упражнения с использованием игровых технологий. Процесс постановки и автоматизации- очень длительный и однообразный. Ребёнку надо бесконечное количество раз повторять артикуляционные упражнения, слоги, слова, предложения с определённым звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствии желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра, как ведущий вид деятельности младшего школьника позволяет преодолеть эти трудности. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Совместная игра – это уникальный вид сотрудничества, она создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития детей. В ней все равны: педагог и ребенок. Не случайно психологи считают, что подлинно доверительные отношения между педагогами и детьми возможны только в игре.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский.
Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.
Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:
1. Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
2. Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);
3. Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
4 Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
5. Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).
На логопедических занятиях используются следующие виды игр:
1. Дидактические -это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определённых качеств ребёнка.
2. Настольно-печатные - задача таких игр неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
3. Словесные - отличаются тем, что в процессе решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
4. Коррекционно-развивающие-это варианты упражнений на автоматизацию звуков, осложненные лексико-грамматическими заданиями.
5. Игры с движениями-направлены на развитие крупной моторики, координации движений.
6. Сюжетные, ролевые игры- направлены на общее развитие ребёнка.
Игры можно использовать на каждом этапе логопедического занятия от артикуляционной гимнастики, до рефлексии. Они делают процесс коррекции ярче, интереснее, занимательнее, а главное результативнее. Для детей с ограниченными возможностями целесообразнее проводить групповые игровые занятия для развития навыков общения, ответственности, взаимопомощи, совместной деятельности. Игровые задания должны быть посильны, понятны, но, в то же время, содержать трудности. В занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра - тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха. Таким образом, использование игровых приём при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи детей с ограниченными возможностями здоровья более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.
Список использованной литературы, источники из сети Интернет:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования / М-во просвещения Российской Федерации.- М.:2022.
- Яцив М.М. Оценка личностных результатов обучающихся. URL:https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2015/01/05/otsenka-lichnostnykh-rezultatov-obuchayushchikhsya (Дата обращения: 05.01.2015).
[1] Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ | ст. 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...
Индивидуальная траектория для развития личностного потенциала ученика.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Данный опыт даёт возмо...
Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...
Опыт работы «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Опыт работы...
Развитие личностного потенциала детей с ОВЗ на внеурочных занятиях оздоровительной направленности.
В статью вошёл обзор Рабочих программ разработанных для учащихся коррекционной школы 8-го вида. И рассматривается развитие личностного потенциала детей с ОВЗ на внеурочных занятиях оздоровительной нап...
Выступление на педсовете. Тема: "Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"
Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и при...
"Блокнот моих эмоций". Проект в рамках курсов развития личностного потенциала
Авторская разработака направленная на развитие эмоционального интелекта обучающихся 1 класса....