Особенности работы логопеда с различными категориями детей, имеющих проблемы в развитии
материал по логопедии

Кругова Ольга Дмитриевна

Информация представлена в виде таблицы, дается описание направлений логопедической работы с такими категориями детей, как дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с ДЦП, дети с ЗПР, дети с умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности  работы логопеда с различными категориями детей, имеющих проблемы в развитии

Категория детей

Особенности  работы логопеда

Дети с нарушением слуха

Работа над коррекцией всех нарушенных речевых компонентов (звукопроизношения, лексико-грамматического строя, письма, над экспрессивной и импрессивной речью), не связанных с состоянием слуховой функции, ведется обычными, принятыми в логопедии методами. Специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода.

При ознакомлении с новым словом и новой грамматической формой важно обеспечить его полноценное восприятие за счет достаточно громкого и отчетливого произнесения слова, в особенности безударной его части, и за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего и т.п.

Большое внимание уделять дифференциации смешиваемых звуков (позже - буквенных замен на письме) за счет использования компенсаторных приемов: опора на зрительное представление артикуляции звука и на чувство положения артикуляторных органов, т.е. на кинестетическое чувство.

Дети с нарушением зрения

Речевое развитие не укладывается в обычные возрастные границы, имеет нарушение словарно-семантической стороны, «формализм», эхолалии и т.д.

Специально организованные занятия по логопедической работе проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей.

Огромное значение в работе  придается природной наглядности и игре, так как значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности. Основное внимание обращается на работу по совершенствованию фонетической стороны речи. Проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания. У детей существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, поэтому применяются приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения и т.д., используются элементы занимательности. Особое внимание обращается на словарную работу, развитие фонематического анализа и синтеза. Внимание на расширение словарного запаса, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи. В основу работы положено формирование речевых стереотипов, накопление которых строится посредством вычленения обобщающих или контрастных признаков. Накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическим строем обеспечивают переход к составлению предложений по картинкам (для слепых - по рельефным картинкам), по опорным словам, а также по представлениям, которые могут быть сформированы у детей об окружающем мире, по описанию своего опыта.

Неотъемлемым должно быть совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса.

Дети с ДЦП

Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависит в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Также связаны с недостаточностью предметнопрактической деятельности и ограниченностью социальных контактов.

При ДЦП идет взаимосвязь двигательных и речевых расстройств, что проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

  • Фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии.
  • Специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания. При формировании лексической системы языка у детей с церебральным параличом необходимо широкое опосредование всех занятий практическими задачами с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка. При этом детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов.
  • Нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляется как единый неразрывный процесс.
  • Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича. Эти нарушения могут иметь как специфически лингвистическую природу, так и неспецифический характер в связи с общими психическими особенностями детей с церебральным параличом.
  • Все формы дисграфии и дислексии. В генезисе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем. Их формирование, а также развитие артикуляционно-акустических навыков имеет важное значение в предупреждении и коррекции дислексии и дисграфии.

Дети с умственной отсталостью

 Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности и формированием операций анализа, синтеза, сравнения. По коррекции нарушений звукопроизношения широко используется прием сравнения. Например, на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение. На этапе автоматизации этот звук сравнивается с фонетически далекими. При дифференциации проводится сравнение отрабатываемого звука с фонетически близкими. В процессе коррекции сравнивается звуковой состав различных слов по количеству звуков, месту отрабатываемого звука в словах.

Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти.

Работа над уточнением значения слова во вспомогательной школе должна быть тесно связана с уточнением представлений у учащихся об окружающих предметах и явлениях с классификацией предметов, с работой по формированию лексической системности. Классификация предметов проводится как в неречевом плане (например, разложить картинки на 2 группы), так и с использованием речи (например, выбрать только овощи, найти лишнее, назвать одним словом все предъявленные предметы и т.д.).

Последовательность работы над грамматическими формами осуществляется как и в нормальном онтогенезе: от конкретного к абстрактному, от семантически простых форм к семантически более сложным, от продуктивных к непродуктивным, от простых по грамматическому оформлению к более сложным по грамматическому оформлению.

Рекомендуется следующая последовательность логопедической работы над падежными формами: дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа, винительный падеж, родительный, дательный, творительный (беспредложные), предложнопадежные конструкции, падежные формы множественного числа. При согласовании прилагательного и существительного отрабатываются именительный падеж мужского и женского рода, затем именительный падеж среднего рода, а далее косвенные падежи словосочетания прилагательного с существительным.

Развитие функции словоизменения глагола проводится сначала в настоящем времени (единственное и множественное число), затем в прошедшем времени (изменение по родам, лицам и числам) и, наконец, в будущем времени, которое является наиболее сложной временной формой глагола.

Дети с ЗПР

Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Логопедическая работа с детьми, страдающими ЗПР, проводится по следующим направлениям:

  • развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
  • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
  • развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
  • формирование морфологической и синтаксической системы языка;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;

формирование анализа структуры предложений;

  • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование в работе учителя-логопеда бланкового метода с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

В данной работе представлены бланк экспресс-диагностики по Фотековой(адаптированный), таблица по анализу вида ошибок и таблица динамики количества ошибок за год.Все таблицы использую в написании отчет...

статья а тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

Статья на тему: Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"...

Работа учителя начальных классов с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы

С каждым годом в обычную общеобразовательную школу приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дис...

консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии. Использование стандартов ФГОС на занятиях

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различные функциональные расстройства коррелируют ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Эффективные технологии в коррекционно- образовательной работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и семьями Губкинский 2021

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не тольколичностными особенностями всех членов и характеромвзаимоотношений между ними, но и б...