Консультация для родителей: коррекция дисграфии, дислексии
консультация по логопедии (2 класс)
Чтение и письмо – сложнейшие, длительно формируемые навыки, необходимые для успешного обучения ребенка. Умение читать и овладение письмом – результат своевременного и правильного развития всех высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, речь.
Дислексия - специфическое нарушения процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний.
Дисграфия - специфическое нарушения процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме.
Дисграфия и дислексия - это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, нарушения письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция дисграфии, дислексии | 79.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция дисграфии, дислексии
Дорогие родители!
Долгое время считалось: ребенок, который упорно пишет "лапма" или "рампа" вместо "лампа", просто невнимательный и ленивый. Не хочет учиться — вот и все дела! Однако сейчас большинство специалистов уверены, что в основе подобных "промахов" лежат более серьезные причины — несформированность речи или других психических функций (например, памяти или восприятия). Специфические нарушения письменной речи называются дисграфией (проблемы возникают непосредственно при письме) и дислексией (затруднено чтение).
Что это такое?
Дисграфия — это неправильное написание, пропуск или замена буквы в сильной позиции. То есть стойкие ошибки там, где их, казалось бы, сделать просто невозможно. Например, мы четко слышим звуки "д" и "м" в слове "дом", и вопроса, какие буквы писать, у нас не возникает. А у ребенка с дисграфией масса вариантов: "том", "дон", "бом" и многое другое — в зависимости от типа и причин нарушения. Но если ваше чадо пишет "граза" — марш учить правила и подбирать проверочные слова, потому что дисграфия тут ни при чем.
При дислексии малыш делает всевозможные "чудные" ошибки в чтении и к тому же не может научиться читать быстро и выразительно. Как правило, где дисграфия, там и дислексия, поэтому многие логопеды не разделяют их, а называют "специфическими нарушениями письменной речи".
Отчего и почему?
В настоящее время выделяют три основные причины возникновения дисграфии и дислексии.
Наследственность. Некоторые ученые утверждают, будто им удалось обнаружить ген, который как раз и отвечает за предрасположенность человека к дислексии. Однако что это за ген, можно ли его как-то обезвредить, науке пока доподлинно не известно.
Неблагоприятные факторы, негативно влияющие на зоны мозга, ответственные за умение писать и читать. Эти факторы разнообразны: от токсикозов, которыми мать страдала во время беременности, до заболеваний вроде менингита или энцефалита. На развитии детского мозга отрицательно сказываются резус-конфликты, алкоголизм, курение родителей и даже... их нежелание иметь ребенка!
Социальные причины. Это и атмосфера в семье, и окружение малыша, и его отношение к детскому саду или школе (если учителя чересчур жестко требуют, "чтобы палочки были "попендикулярны", желание писать пропадет у кого угодно), и двуязычие, то есть наличие в семье людей, говорящих на разных языках.
Диагноз "дислексия" или "дисграфия" обычно ставится детям, окончившим первый класс. Однако сейчас многие родители начинают учить наследников грамоте еще до поступления в школу, и уже при зачислении в первоклашки специалисты могут выявить малышей из "группы риска", а по результатам первого полугодия — определить, кто из них действительно демонстрирует признаки дислексии. Многолетние наблюдения логопедов свидетельствуют: работа с шестилетками эффективна на 70%, в то время как занятия с учениками начальной и средней школы — только на 20-30%. В младших классах речевые нарушения серьезно осложняют обучение чтению и письму, а в старших — усвоение грамматики и ряда гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда из-за трудностей с письменной речью встает вопрос о невозможности пребывания ребенка в общеобразовательной школе. Но чаще всего при помощи учителя и родителей логопед в силах справиться с проблемой. Помните только, что логопед — не репетитор, который "поднатаскает" ваше чадо и обеспечит ему хорошие отметки. Этот специалист подготавливает почву для успешного овладения и правильного применения навыков письменной речи. Именно поэтому он зачастую ведет работу, которая на первый взгляд далека от тетради и ручки: тренирует речевой слух, учит делить слова на слоги и понимать различные речевые конструкции.
Какие ошибки говорят о нарушениях письменной речи?
Развитие дисграфии и дислексии можно предупредить. Поэтому, едва заметив признаки нарушений, следует немедленно обратиться к логопеду!
Нарушения письма
1. Пропуски, вставки и перестановки букв: "пака", "палкта" или "пакла" вместо "палка".
2. Замены и смешения букв, обозначающих похожие звуки. Чаще всего дети путают:
- глухие и звонкие звуки:
- "год" вместо "кот", "почка" вместо "бочка";
- твердые и мягкие звуки: "лук" вместо "люк", "Мыша" вместо "Миша";
- свистящие и щипящие звуки: "зук" вместо "жук", "чудеша" вместо "чудеса";
- в основном с помощью голоса — м, н, р, л: "рампа" вместо "лампа", "дон" вместо "дом".
3. "Моторные" ошибки, связанные с движениями руки:
- лишние элементы у букв (Ш с лишними "закорючками");
- недописанные буквы (нехватка "закорючек" у Ш, И или М);
- "застревание", полный повтор предыдущей буквы: "арбуз" вместо "арбуз".
4. Ошибки, связанные со зрительным восприятием. Чаще всего малыши путают буквы визуально похожие друг на друга, например прописные М и Т, Ш; И и Ш; О и А и другие. Кроме того, ребята могут:
- писать несуществующие буквы; писать буквы и слова зеркально (R вместо Я, ток вместо кот);
- неправильно оформлять рабочую строку: наклон и высота букв колеблются;
- строчка неожиданно начинается (заканчивается), прыгает вверх или скатывается вниз.
Нарушения чтения
- Пропуски, вставки, перестановки, замены и смешения букв.
- Неправильное прочтение окончаний слов.
- Замена слов по зрительному сходству.
- "Переворачивание" коротких слов ("он" вместо "но").
- Нарушение правил орфоэпии (неправильная постановка ударения, чтение непроизносимых согласных и т. п.).
- "Сращение" слов (два слова читаются как одно).
- Повторы слогов и слов (Внимание! Повторы, помогающие ребенку правильно прочитать слово, допускаются, а вот те, которые приводят к обратному результату, считаются тревожным признаком).
- Неправильное направление чтения.
Также могут нарушаться:
Скорость чтения. Хотя четких возрастных нормативов не существует, если к концу первого класса ребенок не в состоянии прочесть за минуту 20 слов, следует серьезно задуматься.
Способ чтения. Дети могут читать побуквенно, то есть называя каждую букву вместо слога (ка-о-тэ вместо кот).
Выразительность чтения. Если малышу трудно просто прочитать предложение, вопрос о передаче интонации героев даже не встает.
Смысловая сторона чтения. Ребенок не понимает (или понимает, но не в полном объеме) то, что он прочитал. Ошибок как таковых при этом может и не быть, но стоит задать малышу вопрос по содержанию текста (например, попросить назвать действующих лиц) — и вы наткнетесь на стену молчания. Пересказ тоже не удается: речь ребенка сегментированная, содержит избыточную или неверную информацию.
Программа-максимум: как организовать обучение
- Сфокусироваться на главном. А главное для вашего ребенка сейчас — научиться правильно читать и писать. Так что драмкружок и кружок по фото придется отложить до лучших времен — они непременно настанут!
- Заниматься. Самый эффективный способ научиться читать и писать — вы не поверите! — это читать и писать. Поэтому купите прописи (даже если чадо грызет науку уже не первый год) и терпеливо выводите с ребенком палочки, крючочки и буковки. Следите, чтобы он старался и не допускал ошибок. Замечайте, какие буквы (и их сочетания) даются малышу с трудом, — и уделяйте им больше внимания. Затем можно перейти к переписыванию небольших рукописных текстов и диктантам. Обязательно проводите работу над ошибками — в противном случае письмо превратится в простое марание бумаги. Слово с ошибкой полагается выписать (каллиграфическим почерком, разумеется) и разобрать: спросите у малыша, сколько в нем слогов, сколько букв и звуков — и какие они. Затем попросите ребенка самостоятельно написать это слово 3-4 раза. Если ошибка допущена не в слове, а в оформлении предложения, проведите аналогичную разъяснительную работу — расскажите своему ученику, что такое предложение, как пишется первое слово и где ставится точка. Слушая, как наследник читает, следите, чтобы он не "проглатывал" окончания и предлоги. Слово, в котором кроха допустил ошибку, сперва нужно разобрать, а после несколько раз прочесть. Уделяйте внимание не только технике, но и пониманию прочитанного — задавайте вопросы по содержанию текста, спрашивайте, что означают те или иные слова и выражения. И ни в коем случае не используйте одни и те же рассказы изо дня в день! Изобретательные хитрованы запоминают текст и "читают" его наизусть на пять с плюсом.
- Сотрудничать с логопедом и учителем. Обещали специалистам работать сообща? Вот и не отлынивайте! Выполняйте все рекомендации, делайте с ребенком домашние задания, не пренебрегайте советами и не пускайте обучение на самотек.
Дидактические упражнения
по коррекции дисграфии, дислалии
В дидактических упражнениях предлагаются некоторые практические материалы по профилактике дисграфических ошибок у детей начальных классов. При помощи этих упражнений происходит развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, развитие мелкой моторики, нормализация эмоциональной сферы.
Кроме профилактики и оказание помощи, предложенные упражнения решают следующие задачи: обогащение и расширение словарного запаса у детей; активизация устной учебной лексики у учащихся; совершенствование навыков звукобуквенного анализа и письменной речи; развитие фонематического восприятия устной речи; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Упражнения по развитию фонематических процессов
1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).
Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.
При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке: услышали, произнесли, отличили, записали. При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.
Инструкция | Участие ребёнка |
Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА - показывает рукой вниз | Зрительное и слуховое восприятие |
Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА - ПА | К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе |
Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить | Концентрация внимания, память слуховая и двигательная. |
Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить | Внимание, двигательная память, зрительное восприятие |
Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой | Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь |
Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания | Слуховое восприятие, двигательная память |
Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги | Слуховое восприятие, речь |
2. Найди по звуку слово.
После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согл. и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом
З-С | Б-П | Д-Т | В-Ф | Г-К | Ж-Ш |
Сыр | Палка | Дыня | Фокус | Голос | Шуба |
Зонт | Банка | Тыква | Вата | Кошка | Жук |
Сани | Блузка | Тело | Фабрика | Губы | Штанга |
После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.
3. Назови слово, которое отличается от остальных.
Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА
4. Игры с мячом.
Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и: на развитие общей и мелкой моторики; на ориентировку в пространстве; на регуляцию силы и точности движений; на развитие глазомера, ловкости; на активизацию непроизвольного внимания; на нормализацию эмоциональной сферы.
4.1. "Я знаю пять слов".
Цель: развивать координацию движений; расширять словарный запас; находить нужные слова.
Ход игры: ребёнок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол.
правой рукой | левой рукой | двумя руками | руками поочередно |
Я знаю пять слов со звуком "С" | Я знаю пять слов со звуком "З" | Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З" | Я знаю четыре слова со звуками "С" и "З" |
Санки - раз | Зубы - раз | Санки -раз | Сова - раз |
Сова - два | Зонт - два | Зубы - два | Зубы - два |
Салат - три | Зима - три | Сом - три | Снег - три |
Самолёт - четыре | Заяц - четыре | Звезда - четыре | Заяц - четыре |
Снег - пять | Зал - пять |
|
|
4.2.Любопытный.
Цель: развитие фонематических представлений и воображения, развитие навыков структурирования предложений.
Ход игры: объясняется суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Задаётся вопрос и бросает мяч ребёнку. Он должен ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного зв.
КТО | ЧТО СДЕЛАЛ | КОМУ | ЧТО |
Дима | дал | другу | дневник |
Соня | связала | сестре | свитер |
Повар | приготовил | приятелям | пирог |
4.3. Будь внимательным.
Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: бросая мяч, произносится слово. Ребёнок, поймав мяч, определяет количество звуков в слове.
На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
5. Игры со словами.
Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.
5.1. | Зашифруй слово: вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами | -а-, - - и- а . |
5.2. | Угадай слово. *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. *Затем предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными. Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет. (Отрабат-ся механизм избирател-ти при письме). | Сапоги, молоко (Используется при работе со словарными словами.) Шк:л:, :л:ц:, с:мк: В:т:р п: м:р: г:л::т. |
5.3 | Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а, | Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар. Каша, Маша, папа, жаба, лама. |
5.4. | Составь слова из данных букв. ((л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к) | Лужа, жук, лук, уж, лак. Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак |
5.5. | Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА | Кол-книга, окно-озеро, шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз |
5.6. | Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв | Кот, каша, булка, машина |
5.7. | Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ | Соль, роль, отель, тесто, лес, лось, литр, лист, рис. |
5.8. | Расшифруй слова и назови одним словом. а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь | а) тапки, туфли, ботинки, сапоги - обувь б)ночь, утро, вечер, день - сутки |
5.9. | "Арабское письмо". Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов. | (карандаш, окно, книга, домик) школу в идут дети (Дети идут в школу) |
5.10. | "Путаница". В сложных словах дети часто при чтении и письме пропускают или меняют местами буквы и слоги, укорачивают слово. Выполняя это упражнение, произнося бессмысленные слова, развиваем навык правильного чтения, т.к. это сложнее, чем читать знакомое слово, которое дети могут прочитать по догадке. | |
| 5.10.1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА на слоги | ЧЕ-РЕ-ПА-ХА |
| 5.10.2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца. | ХА-ПА-РЕ-ЧЕ |
| 5.10.3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов | РЕ-ПА-ХА |
| 5.10.4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3; 4,1,3,2 | РЕ-ХА-ЧЕ-ПА, ХА-ЧЕ-ПА-РЕ |
Работа над развитием речевого аппарата и голоса
Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата (смазанная невнятная речь), неправильное дыхание могут привести к проблемам в обучении. Работа над развитием речевого аппарата включает артикуляцию и правильное дыхание. Надо помнить, что постоянный вдох ртом может ухудшить слух.
Выработка правильного дыхания оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Ритм дыхания - единственный из всех телесных ритмов подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. "Дышать ртом, то же самое, что есть носом" (восточная мудрость). Чтобы сконцентрировать внимание ребёнка на выполнение того или иного задания, можно использовать упражнение на дыхание: рука идёт вверх - вдох через нос, рука опускается на уровень диафрагмы - выдох через рот (повторить 3-5 раз).
Свист, игра на духовых инструментах, "разговаривание" через дырочки в бумаге, через бахрому бумажных усов, имитация сосания, зевание полезны для развития правильного дыхания. Ребёнок может задержать воздух в ротовой полости путём надувания щёк, зажатия ноздрей и попеременного выпускания воздуха изо рта и носа.
1. Дыхательная гимнастика.
Цель: выработка правильного носового дыхания.
1.1.Поглаживание носа от кончика вверх - вдох, при выдохе похлопайте пальцами по ноздрям со звуком МММ.
1.2.Расширьте ноздри - вдох, расслабьте - выдох.
1.3. Широко открыть рот и подышать носом.
2. Беззвучно произнести А - Э - О, с поворотом головы.
Цель: активизировать работу мягкого нёба и глотки.
3. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Цель: отработка дыхания, ритма речи, укрепления мышц губ и языка.
БА-БА-БА БА-БА-БА БА-БА-БА | ВО-ВО-ВО ВО-ВО-ВО ВО-ВО-ВО | ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ | ЛА-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА Ла-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА |
4. Орфографическое чтение вслух.
Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому, что дети помогают себе, проговаривая, правильно артикулируя слова при чтении именно так, как они пишутся, Не карабль, не кораболь, а именно кОраБЛь.
5. Чтение чистоговорок
Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию; развивать чувства ритма и рифмы; развивать творчество детей (придумывание чистоговорок)
РА-РА-РА - В КОМНАТЕ ЖАРА | ЧИ-ЧИ-ЧИ- У ДОМА КИРПИЧИ |
6. Скороговорки.
Очень важным этапом работы над речевым аппаратом является работа со скороговорками, работая с которыми, решаются многие задачи: развивает фонематический слух каждого ребёнка; уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает чёткость артикуляции; развивает память; способствует снятию страха перед произнесением трудных слов; работает над памятью; обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой ученику; развивает правильное дыхание; помогает почувствовать мелодию, ритм, темп речи; способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения.
Скороговорка - это интеллектуальная и артикуляционная игра. Правила скороговорки требуют неукоснительного, точного воспроизведения сказанного. Перед тем, как быстро проговорить скороговорку, её нужно выучить. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов. Секрет их заучивания в том, что каждая решает новую задачу: языковую, артикуляционную, смысловую, предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, представляет свою мелодию и ритм. Например: "Топали мы, топали, до тополя дотопали", "Пошла Поля полоть в поле", "Мама мылом Милу мыла, не любила Мила мыло", "Попугая не пугают, попугая не купают, попугая покупают", "Тощий немощный Кащей, тащит ящик овощей", "У Влада брат, Влад брату рад".
Работа над мелкой моторикой
1. Росчерк.
Определённую роль в развитии ребёнка играет мелкая моторика, которая находятся в прямой связи с развитием речи и формируется к 7-8 годам. Работая с росчерком необходимо соблюдать следующие условия: темп речи, при произнесении стиха, должен совпадать с темпом работы руки. На каждое движение руки есть свой слог или слово. При этом ребёнок должен сам себя контролировать: совпадает ли движение руки с тем, что он говорит. Сначала ребенок повторяет эти движения в воздухе, приучая руку плавно двигаться, а потом переносит эти движения на бумагу. Росчерк позволяет решать такие задачи: развитие мелкой моторики; синхронизация зрительного, двигательного, речевого анализатора.
Лепесток, лепесток получается цветок |
|
Вот лошадка у ворот, уши, грива, глазки, рот. |
|
2.Пальчиковая гимнастика
2.1. Игры - потешки с пальчиками.
А) Вышли пальчики гулять, а вторые догонять (два пальчика). Пальчики двигаются по столу.
Третьи пальчики пешком (три пальчика), а четвёртые бегом (четыре пальчика).
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал (большой палец).
Б) Большой палец поочередно прикасается с нажимом к указательному, среднему, безымянному, мизинцу.
2.2 Волшебная палочка.
Свернуть из листа бумаги волшебную палочку (можно менять инструкцию: кто тоньше, длиннее, аккуратнее, быстрее сделает волшебную палочку). Из данной палочки сделать букву (О,П,Б,В,Р,З)
2.3. Массаж.
Взять ручку или карандаш, лучше с ребристыми краями, положить между ладошками и покатать по всей длине ладони.
3. Штриховка. Любые геометрические фигуры штриховать тонкими линиями слева направо, сверху вниз.
Работа над зрительным восприятием
1. Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы
| Инструкция | Предлагаемый материал |
1.1. | Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы. |
|
1.2. | Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы) | например: О - этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я, Ю |
1.3. | Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты. СЕ | СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ |
ОБ | БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО | |
КОТ | ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО | |
ЧАШКА | ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА | |
1.4. | Найди спрятанное слово | ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА(газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ(очки, пакет) |
1.5. | Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх | ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ. |
1.6. | Перепиши без ошибок следующие строки | ЕНАЛССТАДЕ НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА АММАДАМА |
2. "Муха". Данное упражнение помогает развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги, и различать букву и её зеркального двойника.
Начало отчета всегда ведётся от центра квадрата. Вначале дети должны двигать фишкой (ручкой) по квадрату, затем мысленно представлять её перемещение. На следующем этапе дети с закрытыми глазами должны определить путь мухи и ответить, где она остановилась.
В дальнейшем предлагается рисование букв. 5клеточек - вниз, 1- вправо, 4- вверх, 2 вправо, 1-вверх, 3-влево.Должна получиться буква "Г", которую можно заштриховать.
3. "Перевёрнутый текст ". Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.
4. " Чтение слов по полубукве ". Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).
Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов.
5. "Деформированный текст". Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.
Дети выпал идут первый в пушистый школу снег. У ребята них вышли в руках на портфели улицу.
Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.
Итак, данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. "Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений."
Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение, как помоч...
Консультация для родителей: "Что такое дисграфия и дислексия"
консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников» 2 класс
Консультация для родителей - Дисграфия и дислексия...
Консультация логопеда для родителей «Что такое дислексия и дисграфия?»
Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному возрасту.Анализ исс...
Консультации для родителей: "Предупреждение дисграфии как специфического нарушения письма".
Консультации для родителей....
Консультация для родителей Дисграфия и дислексия. Причины и пути коррекции нарушений.
Родители часто задают вопрос: что делать, когда домашние уроки делаются по 5—6 ч, как поступить с ребенком, если он ничего не хочет делать, а учительница постоянно жалуется на его поведение...