Конспект логопедического занятия по теме "Твёрдые и мягкие согласные"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Данный конспект был разработан для проведения логопедического занятия во 2 классе (коррекция дисграфии у обучающихся).
Уважаемые коллеги, если вам понравилось разработанное мною занятие и вы собираетесь успешно использовать его на практике, не забывайте зайти в гостевую и поблагодарить скромного автора)).
Заранее благодарна :) !!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tvyordye_i_myagkie_soglasnye.docx | 194.37 КБ |
slogovaya_romashka.docx | 638.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
Цель: дифференцировать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков, обозначать их твёрдость и мягкость на письме.
Задачи:
Коррекционные:
1. Корригировать и развивать фонематическое восприятие и произвольное внимание.
2. Развивать тактильную память и чувствительность от прикосновения к буквам.
3. Развивать навыки звукового анализа, расширять словарный запас.
Образовательные:
1. Учить дифференцировать на слух изолированно произнесённые твёрдые и мягкие звуки.
2. Формировать умение отгадывать буквы на ощупь, называть звуки, которые обозначают эти буквы.
3. Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки в слогах с помощью гласных.
4. Учить различать твёрдые и мягкие звуки в словах и в предложениях, обозначать твёрдость и мягкость согласного перед гласными на письме.
Воспитательные:
1. Воспитывать мотивацию к учёбе, коммуникативные умения.
2. Воспитывать умение работать самостоятельно и в парах.
Оборудование: лента букв, деревянные буквы, «волшебный мешочек», карточки с заданием, металлофоны, презентация, образовательная интерактивная игра «Мерсибо».
Ход занятия
1 .Организационный момент
- Здравствуйте ребята!
Прозвенел уже звонок,
Мы скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Если вы ученики, как вы должны работать на занятии? У вас у каждого лежит на парте карточка, переверните её и ответьте на этот вопрос! (Дети переворачивают карточку, читают и комментируют картинку:
- ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИМ И СЛУШАЕМ;
- СНАЧАЛА ДУМАЕМ;
- А потом КРАСИВО ГОВОРИМ, ПРАВИЛЬНО ОТВEЧАEМ НА ВОПРОСЫ ПОЛНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ,
- НЕ ПЕРЕБИВАЕМ ДРУГ ДРУГА, ДРУЖНО РАБОТАЕМ В ПАРАХ.)
- Молодцы!
2. Основная часть:
1) Введение в тему, постановка цели и задач.
- Раз, два, три сказка ждёт нас впереди!
- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в королевство СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, в котором живут брат и сестра. Они нам будут помогать, в игры разные играть!
- Найдя отличия в звучании имен, мы определим тему нашего занятия!
- Брата зовут Лоло, а его сестру зовут Лёлё.
- Какими буквами отличается написание данных слов? (Буквами О и Ё.)
- Как заставляют звучать звук и буква О - звук стоящий перед ним в имени ЛОЛО твёрдо или мягко? (Твёрдо.)
- А как заставляет звучать буква Ё – перед ним стоящие звуки в имени ЛЁЛЁ твёрдо или мягко? (Мягко.)
- Догадались, какая сегодня тема нашего занятия?
(Тема нашего занятия «Твёрдые и мягкие согласные».)
- Какая цель занятия? Чему нас сегодня будут учить Лоло и Лёлё в «Королевстве согласных»?
(Учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки.)
- Да, мы с вами будем учиться различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме.
- Ребята, а где нам могут пригодиться эти знания? (На уроках русского языка.)
- Правильно! Молодцы!
- Чтобы достигнуть нашей цели Лоло и Лёлё приготовили для нас 4 задачи, которые нам нужно решить! Задачи - задания лежат в разноцветных конвертах!
1 задача находится в оранжевом конверте: будем учиться
отгадывать буквы на ощупь, называть звуки, которые
обозначает эти буквы.
2 задача – в зелёном конверте: тренироваться
различать
твёрдые и мягкие звуки на слух.
3 задача – в розовом: формировать умение различать
твёрдые и мягкие звуки в слогах посредством гласных.
4 задача – в голубом: учиться различать твёрдые и мягкие звуки
в словах, обозначать твёрдость и мягкость согласного перед
гласными на письме.
- За каждую правильно выполненную задачу - вы должны оценить себя. Для этого Лёлё- она большая сладкоежка, принесла нам леденцы зелёного, синего
и красного цвета.
- Вы показываете леденец зелёного цвета, если правильно
выполнили задание! Допустили 1 ошибку и самостоятельно
её исправили!
- Вы показываете леденец синего цвета, если нуждались в помощи учителя при выполнении задания! Допустили 1 или 2 ошибки!
- Вы показываете леденец красного цвета, если задание выполнили неверно! Постоянно нуждались в помощи учителя!
2) Актуализация знаний.
- Прежде, чем выполнять первое задание, решать первую задачу, давайте вспомним, чем различаются понятия «звук» и «буква». (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.)
- Что мы видим в окошечках на синем фоне? (Согласные буквы.)
- А какие звуки они могут обозначать? (Они могут обозначать твёрдые и мягкие звуки.)
- В королевстве согласных Лоло и Лёлё отведена почётная роль: Лоло следит за тем, чтобы твёрдые согласные звучали твёрдо и правильно записывались учениками. А Лёлё отвечает за мягкое звучание согласных и их написание.
- Как вы думаете, какие гласные буквы являются помощницами Лоло – заставляют звуки звучать твёрдо? (А,О,У,Ы,Э – гласные первого ряда.)
- Как вы думаете, какие гласные буквы являются помощницами Лёлё – заставляют звуки звучать мягко? (Я,Ё,Ю,И,Е – гласные второго ряда.).
- Ребята, какая ещё буква, которая не относится не к гласным, ни к согласным, заставляет предыдущий согласный звук звучать мягко? (Ь - делает согласный мягким.)
- Молодцы! Вспомните и назовите слова, где Ь обозначает мягкость согласных. (Конь, лань, калька, галька.) Верно!
- Но в «Королевстве согласных» есть звуки исключения, всегда твёрдые и всегда мягкие? Ребята, кто знает, какие звуки всегда твёрдые? (Всегда твёрдые Ж, Ш, Ц)
- Ребята, кто знает, какие звуки всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)
- Эти знания позволят нам выполнить все задания и решить 4 задачи!
3) Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
- Приступаем к выполнению 1 задачи! Для решения 1 задачи Лёлё приготовила нам волшебный мешочек, в котором лежат буквы. Опускаете руку в мешочек, отгадывайте букву на ощупь, показываете её и называете звуки, которые она обозначает.
- А теперь оцените себя! (Дети себя оценивают.)
- Молодцы! Решили первую задачу, выполнив задание! (Учитель-логопед обводит маркером лист с первой задачей.)
4) Дидактическая игра «Поймай звук».
- Приступаем к выполнению 2 задачи!
- Какая 2 задача? (Тренироваться различать твёрдые и мягкие звуки на слух.)
- Для решения 2 задачи Лоло приготовил нам музыкальные инструменты?
- Ребята, скажите, как называется этот детский музыкальный инструмент? (Металлофон.)
- Правильно! Сейчас я буду произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Ребята, сидящие за первой парте должны ударять по металлофону только тогда, когда услышат твёрдые согласные. А ребята за второй партой, ударяют по металлофону, когда слышат мягкие согласные звуки.
П, Пь, Д, Дь и т.д.
- Хорошо! Оцените себя! (Дети себя оценивают, поднимая «леденцы».)
- Молодцы! Решили вторую задачу, выполнив 2 задание! (Учитель-логопед обводит маркером лист со 2 задачей.)
5) Физминутка
- А теперь мы отдохнём-
Пальчики мы разомнём
-Вы такие молодцы! Покажите какие?!
Покажи уменье другу
Покружись-ка ты по кругу!
Указательный дружок-
Покажи-ка нам кружок,
Средний тоже молодец
Крутит нам кружок - мудрец!
Безымянный тоже друг-
Крутит нам весёлый круг!
И мизинчик он удал нам кружочек показал!
Ножками потопали,
Ручками похлопали!
6) Дидактическое упражнение «Слоговая ромашка» (работа в паре).
- Приступаем к выполнению 3 задачи!
- Какая 3 задача? (Учиться различать твёрдые и мягкие звуки в слогах с помощью гласных.)
- Для решения 3 задачи Лёлё принесла нам слоговые ромашки. Сердцевинка у первой ромашки синего цвета. У неё лепестки со слогами с твёрдыми звуками. Другая ромашки с сердцевинкой зелёного цвета. На ней растут лепестки со слогами с мягкими звуками. Ребята, но случилась беда слоги-лепестки перепутали свои домики-сердцевинки! Давайте поможем найти домики слогам-лепесткам! Ребята, сидящие на первой парте находят домики слогам-лепесткам с мягкими согласными звуками. А ребята на второй парте находят домики слогам-лепесткам с твёрдыми согласными звуками.
(Дети подбирают слоги, учитель-логопед проверяет правильность выполнения задания.)
- Закончили выполнение задания!
– А теперь оцените леденцом совместную работу пары! (Дети оценивают совместную работу.)
- Отлично! Решили третью задачу, выполнив 3 задание! (Учитель-логопед обводит маркером лист с 3 задачей.)
7) Интерактивная компьютерная игра Мерсибо «Сладкий дом»
- Ребята, мы близки к цели, осталось
решить последнюю 4 задачу!
(Учитель-логопед включает интерактивную игру.)
- Вспомните, какая 4 задача? (Учиться различать твёрдые и мягкие звуки в словах и предложениях, обозначать твёрдость и мягкость согласного перед гласными на письме).
-Для того, чтобы решить 4 задачу, нам нужно помочь построить дом Лоло, а Лёлё оказать помощь в выполнении домашнего задания – найти допущенные ею ошибки. Ребята, поможем нашим друзьям? (Поможем!)
-Для строительства дома для Лоло нужно выбирать карамельки со словами, которые начинаются с твёрдого согласного звука. Первые 6 карамелек мы выбираем устно, а вторые 6 карамелек - слова аккуратно записываем на листочках в столбик. Первое слово пишем с заглавной буквы? Почему? (Это начало предложения.)
* После того как запишите слова, подчеркни в словах синим цветом
буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелёным цветом –
мягкие согласные.
(Дети выбирают, записывают слова, подчёркивают в словах
твёрдые и мягкие согласные.)
(Учитель-логопед при необходимости оказывает помощь
обучающимся.)
- Хорошо! А теперь поменяйтесь листочками и оцените друг друга,
раскрасив карамельку карандашом соответствующего цвета!
(Дети меняются листочками и себя оценивают.)
8) Дидактическое упражнение «Исправь ошибки в предложениях».
- А теперь в помощи нуждается Лёлё, она допустила ошибки в предложениях, нужно найти их и исправить!
Мой котёнок очень мял. Лапой пес бумагу мал.
Мой котёнок очень мал. Лапой пес бумагу мял.
- Хорошо! Проверьте себя! (Дети самостоятельно проверяют правильность выполнения.)
- Оцените себя, также раскрасив карамельку карандашом соответствующего цвета! (Дети оценивают себя, раскрашивая карамельки.)
- Прочитаем предложения. Какой вывод можно сделать?
- Правильно! Если изменить звук в слове, то меняется смысл.
-Ребята, что означает мал?
- Мал - означает меньшего, чем нужно для кого-либо размера.
-Какой звук обозначает буква ЭМ в слове мал твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
-Какая буква указывает на твёрдость М? (Буква А)
- Правильно!
- Ребята, что означает мял?
- Мял - значит лишал гладкости, ровности, комкал.
-Какой звук обозначает буква ЭМ в слове мял твёрдый или мягкий? (Мягкий)
--Какая буква указывает на твёрдость М? (Буква Я)
3. Заключительная часть.
- Ура ребята, мы выполнили на занятии все задания, которые приготовили Лоло и Лёлё! И даже помогли им!
- А теперь, давайте вспомним тему нашего занятия?! (Тема нашего занятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки».)
- Молодцы! Какую цель мы ставили на этом занятии? (Учиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки).
- Да, на занятии мы с вами учились различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме.
- Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленную цель? (Да, достигли.)
- А какие задачи мы выполняли?
1 задача в ЗЕЛЁНОМ КОНВЕРТЕ: будем учиться отгадывать буквы на ощупь, называть звуки, которые обозначает эти буквы.
2 задача: тренироваться различать твёрдые и мягкие звуки на слух.
3 задача: формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки в слогах посредством гласных 2 ряда.
4 задача: учиться различать твёрдые и мягкие звуки в словах и в предложениях, обозначать твёрдость и мягкость согласного перед гласными на письме.
- Давайте оценим свою работу в течение всего занятия, показав карамельку соответствующего цвета.
- Лоло и Лёлё довольны вашей работой на занятии! Вы умнички, хорошо потрудились!
- Прозвенел звонок - закончен урок! Молодцы, ребята! Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
*Запиши слова, начинающиеся на твёрдый согласный. Подчеркни в словах синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелённым цветом – мягкие согласные.___________________________________________________
*Запиши слова, начинающиеся на мягкий согласный. Подчеркни в словах синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелённым цветом – мягкие согласные.
Найди ошибки и исправь их.
Мой котенок очень мял. Лапой пес бумагу мал.
У слоненка олинный нёс. Я мороженое нос.
Конь тащил тяжелый вёз. Я тележку сена воз.
Тут растет зеленый люк. Ряоом есть железный лук.
__________________________________________________________
Найди ошибки и исправь их.
Мой котенок очень мял. Лапой пес бумагу мал.
У слоненка олинный нёс. Я мороженое нос.
Конь тащил тяжелый вёз. Я тележку сена воз.
Тут растет зеленый люк. Ряоом есть железный лук.
__________________________________________________________
Найди ошибки и исправь их.
Мой котенок очень мял. Лапой пес бумагу мал.
У слоненка олинный нёс. Я мороженое нос.
Конь тащил тяжелый вёз. Я тележку сена воз.
Тут растет зеленый люк. Ряоом есть железный лук.
Найди ошибки и исправь их.
Мой котенок очень мял. Лапой пес бумагу мал.
У слоненка длинный нёс. Я мороженое нос.
Конь тащил тяжелый вёз. Я тележку сена воз.
Тут растет зеленый люк. Рядом есть железный лук.
Проверь себя!
Мой котенок очень мал. Лапой пес бумагу мял.
У слоненка длинный нос. Я мороженое нёс.
Конь тащил тяжелый воз. Я тележку сена вёз.
Тут растет зеленый лук. Рядом есть железный люк.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Проверь себя!
Мой котенок очень мал. Лапой пес бумагу мял.
У слоненка длинный нос. Я мороженое нёс.
Конь тащил тяжелый воз. Я тележку сена вёз.
Тут растет зеленый лук. Рядом есть железный люк.
___________________________________________________________
Проверь себя!
Мой котенок очень мал. Лапой пес бумагу мял.
У слоненка длинный нос. Я мороженое нёс.
Конь тащил тяжелый воз. Я тележку сена вёз.
Тут растет зеленый лук. Рядом есть железный люк.
*Запиши слова, начинающиеся на твёрдый согласный. Подчеркни в словах синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелённым цветом – мягкие согласные.___________________________________________________
- Запиши слова, начинающиеся на твёрдый согласный.
* Подчеркни в словах карандашом синего цвета буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелёным – мягкие согласные.
____________________________________________________________
2. Найди ошибки и исправь их.
Мой котёнок очень мял. Лапой пес бумагу мал.
___________________________________________________________
Проверь себя!
Мой котенок очень мал. Лапой пес бумагу мял.
*Запиши слова, начинающиеся на мягкий согласный. Подчеркни в словах синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелённым цветом – мягкие согласные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект логопедического занятия по теме" Звуки и буквы. Гласные и согласные", 1класс
конспект группового логопедического занятия с учащимися с ОНР, 1 класс...
Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака".
В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Р...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь»
Цели:1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.3. Коррекция памяти, внимания, мышления....
Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически сходных согласных т-п в слогах и словах"
Логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....
Конспект логопедического занятия. Твердые и мягкие согласные.
Конспект разработан для закрепления понятия твердых и мягких согласных....
Конспект логопедического занятия " Артикуляция согласных [с-з],[с’-з‘]. Автоматизация в речи.Дифференциация согласных в слогах, словах."
Задачи : 1. Закрепить знания детей о звуковом составе согласных с-з. 2. учить дифференцировать согласные С-З в слогах, словах;3. развивать навыки зв...
Конспект логопедического занятия на тему "Непроизносимые согласные в корне слова"
Коспект логопедического занятия предназначен для обучающихся 3-4 кл. со смешанной дисграфией, дизорфографией....