Конспект логопедического занятия по теме "Твёрдые и мягкие согласные"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Юлина Виктория Владимировна

Данный конспект был разработан для проведения логопедического занятия во 2 классе (коррекция дисграфии у обучающихся).

Уважаемые коллеги, если вам понравилось разработанное мною занятие и вы собираетесь успешно использовать его на практике, не забывайте зайти в гостевую и поблагодарить скромного автора)).

Заранее благодарна  :) !!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tvyordye_i_myagkie_soglasnye.docx194.37 КБ
Файл slogovaya_romashka.docx638.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия (2 класс)

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Цель: дифференцировать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков, обозначать их твёрдость и мягкость на письме.

Задачи:

Коррекционные:

1. Корригировать и развивать фонематическое восприятие и произвольное внимание.

2. Развивать тактильную память и чувствительность от прикосновения к буквам.

3. Развивать навыки звукового анализа, расширять словарный запас.

Образовательные:

1. Учить дифференцировать на слух изолированно произнесённые твёрдые и  мягкие звуки.

2. Формировать умение  отгадывать буквы на ощупь, называть звуки, которые обозначают эти буквы.

3. Формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки в слогах с помощью гласных.

4. Учить   различать твёрдые и мягкие звуки в словах и в предложениях, обозначать твёрдость и мягкость согласного перед гласными на письме.

Воспитательные:

1. Воспитывать мотивацию к учёбе, коммуникативные умения.

2. Воспитывать умение  работать самостоятельно и в парах.

Оборудование: лента букв, деревянные буквы, «волшебный мешочек», карточки с заданием, металлофоны, презентация, образовательная интерактивная игра «Мерсибо».

Ход занятия

1 .Организационный момент

- Здравствуйте ребята!

Прозвенел уже звонок,

Мы скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

- Если вы ученики, как вы должны работать на занятии?  У вас у каждого лежит на парте карточка, переверните её и ответьте на этот вопрос! (Дети переворачивают карточку, читают и комментируют картинку:

- ВНИМАТЕЛЬНО СМОТРИМ И СЛУШАЕМ;

-  СНАЧАЛА ДУМАЕМ;

- А потом КРАСИВО ГОВОРИМ, ПРАВИЛЬНО ОТВEЧАEМ НА  ВОПРОСЫ ПОЛНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ,

- НЕ ПЕРЕБИВАЕМ ДРУГ ДРУГА, ДРУЖНО РАБОТАЕМ В ПАРАХ.)

- Молодцы! D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\Рин.pngD:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\Рон.png

2. Основная часть: 

1) Введение в тему, постановка цели и задач.

- Раз, два, три сказка ждёт нас впереди!

- Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в королевство СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, в котором живут брат и сестра. Они нам будут помогать, в игры разные играть!

- Найдя отличия в звучании имен, мы определим тему нашего занятия!

 - Брата зовут Лоло, а его сестру зовут Лёлё.

- Какими буквами отличается написание данных слов? (Буквами  О и Ё.)

- Как заставляют звучать звук и буква О - звук стоящий перед ним в имени ЛОЛО твёрдо или мягко?  (Твёрдо.)

- А как заставляет звучать буква Ё – перед ним стоящие звуки в имени ЛЁЛЁ твёрдо или мягко?  (Мягко.)

- Догадались,  какая сегодня тема нашего занятия?

(Тема нашего занятия «Твёрдые и мягкие согласные».)

-  Какая цель занятия? Чему нас сегодня будут учить  Лоло и Лёлё в «Королевстве согласных»?

(Учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки.)

- Да, мы с вами будем учиться различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме.

- Ребята, а где нам могут пригодиться эти знания? (На уроках русского языка.)

- Правильно! Молодцы! 

 - Чтобы достигнуть нашей цели Лоло и Лёлё приготовили для нас 4 задачи, которые нам нужно решить! Задачи - задания лежат в разноцветных конвертах! C:\Users\555\YandexDisk-vikiulina\Скриншоты\2024-10-01_15-29-09.png

1 задача находится в оранжевом конверте: будем учиться

отгадывать буквы на ощупь, называть звуки, которые

обозначает эти буквы.C:\Users\555\YandexDisk-vikiulina\Скриншоты\2024-10-01_15-31-26.png

2 задача – в зелёном конверте: тренироваться

различать

твёрдые и мягкие звуки на слух.C:\Users\555\YandexDisk-vikiulina\Скриншоты\2024-10-01_15-34-19.png

3 задача – в розовом: формировать умение различать

твёрдые и мягкие звуки в слогах посредством гласных.

C:\Users\555\YandexDisk-vikiulina\Скриншоты\2024-10-01_15-36-57.png

4 задача – в голубом: учиться различать твёрдые и мягкие звуки

в словах, обозначать твёрдость и мягкость согласного  перед

гласными на письме.

- За каждую правильно выполненную задачу - вы должны оценить себя. Для этого Лёлё- она большая сладкоежка, принесла нам леденцы зелёного, синего C:\Users\555\YandexDisk-vikiulina\Скриншоты\2024-10-01_15-38-53.png

и красного цвета.

- Вы показываете леденец зелёного цвета, если правильно

выполнили  задание! Допустили 1 ошибку и самостоятельно

её исправили!

 - Вы показываете леденец синего цвета, если нуждались в помощи учителя при выполнении задания!  Допустили 1 или 2 ошибки!

-  Вы показываете леденец красного цвета, если задание выполнили неверно! Постоянно нуждались в помощи учителя!

2) Актуализация знаний.

- Прежде, чем выполнять первое задание, решать первую задачу, давайте вспомним, чем различаются понятия «звук» и «буква». (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем.)

- Что мы видим в окошечках на синем фоне? (Согласные буквы.)

- А какие звуки они могут обозначать? (Они могут обозначать твёрдые и мягкие звуки.)

- В королевстве согласных Лоло и Лёлё отведена почётная роль: Лоло следит за тем, чтобы твёрдые согласные звучали твёрдо и правильно записывались учениками. А Лёлё отвечает за мягкое звучание согласных и их написание.

- Как вы думаете, какие гласные буквы являются помощницами  Лоло – заставляют звуки  звучать твёрдо? (А,О,У,Ы,Э – гласные первого ряда.)

-  Как вы думаете, какие гласные буквы являются помощницами  Лёлё – заставляют звуки  звучать мягко? (Я,Ё,Ю,И,Е – гласные второго ряда.). 

- Ребята, какая ещё буква, которая не относится не к гласным, ни к согласным, заставляет предыдущий согласный звук звучать мягко? (Ь - делает согласный мягким.)

- Молодцы! Вспомните и назовите слова, где Ь обозначает мягкость согласных. (Конь, лань,  калька, галька.) Верно!

- Но в «Королевстве согласных» есть звуки исключения, всегда твёрдые и всегда мягкие? Ребята, кто знает, какие звуки всегда твёрдые? (Всегда твёрдые Ж, Ш, Ц)

- Ребята, кто знает, какие звуки всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)

- Эти знания позволят нам выполнить все задания и решить 4 задачи!

3) Дидактическая игра  «Волшебный мешочек»

- Приступаем к выполнению 1 задачи!  Для решения 1 задачи Лёлё приготовила нам волшебный мешочек, в котором лежат буквы. Опускаете руку в мешочек, отгадывайте букву на ощупь, показываете её и называете звуки, которые она обозначает.

- А теперь оцените себя! (Дети себя оценивают.)

- Молодцы! Решили  первую задачу, выполнив задание! (Учитель-логопед обводит маркером лист с первой задачей.)

4) Дидактическая игра  «Поймай звук».

- Приступаем к выполнению 2 задачи!  

- Какая 2 задача? (Тренироваться различать твёрдые и мягкие звуки на слух.)

- Для решения 2 задачи Лоло приготовил нам музыкальные инструменты?

- Ребята, скажите, как называется этот детский музыкальный инструмент? (Металлофон.)

- Правильно! Сейчас я буду произносить твёрдые и мягкие согласные звуки.  Ребята, сидящие за первой парте должны ударять по металлофону только тогда, когда услышат твёрдые согласные. А ребята за второй партой, ударяют по металлофону, когда слышат мягкие согласные звуки.

П, Пь, Д, Дь и т.д.

- Хорошо! Оцените себя! (Дети себя оценивают, поднимая «леденцы».)

- Молодцы! Решили  вторую задачу, выполнив 2 задание! (Учитель-логопед обводит маркером  лист со 2 задачей.)

5) ФизминуткаC:\Users\555\AppData\Local\Temp\ksohtml2084\wps1.png

- А теперь мы отдохнём-

 Пальчики мы разомнём

-Вы такие молодцы! Покажите какие?! 

Покажи уменье другу

Покружись-ка ты по кругу!

Указательный дружок-

Покажи-ка нам кружок,

Средний тоже молодец

Крутит нам кружок - мудрец!

Безымянный тоже друг-

Крутит нам весёлый круг!

И мизинчик он удал нам кружочек показал!

Ножками потопали,

Ручками похлопали!

6) Дидактическое упражнение  «Слоговая ромашка» (работа в паре).

- Приступаем к выполнению 3 задачи!  

- Какая 3 задача? (Учиться различать твёрдые и мягкие звуки в слогах с помощью гласных.)

- Для решения 3 задачи Лёлё принесла нам слоговые ромашки. Сердцевинка у первой ромашки синего цвета. У неё лепестки со слогами с твёрдыми звуками. Другая ромашки с сердцевинкой зелёного цвета. На ней растут лепестки со слогами с мягкими звуками. Ребята, но случилась беда слоги-лепестки перепутали свои домики-сердцевинки! Давайте поможем найти домики слогам-лепесткам! Ребята, сидящие на первой парте находят домики слогам-лепесткам с мягкими согласными звуками. А ребята на второй парте находят домики слогам-лепесткам с твёрдыми согласными звуками.

(Дети подбирают слоги, учитель-логопед проверяет правильность выполнения задания.)

- Закончили выполнение задания!

– А теперь оцените леденцом совместную работу пары! (Дети оценивают совместную работу.)

- Отлично! Решили  третью задачу, выполнив 3 задание! (Учитель-логопед обводит маркером  лист с 3 задачей.)C:\Users\555\YandexDisk-vikiulina\Скриншоты\2024-10-02_12-18-48.png

7) Интерактивная компьютерная игра Мерсибо «Сладкий дом» 

- Ребята, мы близки к цели, осталось

решить последнюю 4 задачу!

(Учитель-логопед   включает интерактивную игру.) 

- Вспомните, какая 4 задача? (Учиться различать твёрдые и мягкие звуки в словах и предложениях, обозначать твёрдость и мягкость согласного  перед гласными на письме).

-Для того, чтобы решить 4 задачу, нам нужно помочь построить дом Лоло, а Лёлё оказать помощь в выполнении домашнего задания – найти допущенные ею ошибки. Ребята, поможем нашим друзьям? (Поможем!)

-Для строительства дома для Лоло нужно выбирать карамельки со словами, которые начинаются с твёрдого согласного звука. Первые 6 карамелек мы выбираем устно, а вторые 6 карамелек - слова аккуратно записываем на листочках в столбик. Первое слово  пишем с заглавной буквы? Почему?  (Это начало предложения.)C:\Users\555\YandexDisk-vikiulina\Скриншоты\2024-10-02_12-37-56.png

* После того как запишите слова, подчеркни в словах синим цветом

буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелёным цветом –

мягкие согласные.

(Дети выбирают, записывают слова, подчёркивают в словах

твёрдые и мягкие согласные.)

(Учитель-логопед при необходимости оказывает помощь  

обучающимся.)  

- Хорошо! А теперь поменяйтесь листочками и оцените друг друга,

раскрасив карамельку карандашом соответствующего цвета!

(Дети меняются листочками и себя оценивают.)

8) Дидактическое упражнение «Исправь ошибки в предложениях».

- А теперь в помощи нуждается Лёлё, она допустила ошибки в предложениях, нужно найти их и исправить! C:\Users\555\YandexDisk-vikiulina\Скриншоты\2024-10-02_12-43-14.png

Мой котёнок очень мял.  Лапой пес бумагу мал.

Мой котёнок очень мал.  Лапой пес бумагу мял.

- Хорошо! Проверьте себя! (Дети самостоятельно проверяют правильность выполнения.)

 - Оцените себя, также раскрасив карамельку карандашом  соответствующего цвета! (Дети оценивают себя, раскрашивая карамельки.)

- Прочитаем предложения. Какой вывод можно сделать?

- Правильно! Если изменить звук в слове, то меняется смысл.

-Ребята, что означает мал?

- Мал -  означает меньшего, чем нужно для кого-либо размера.

-Какой звук обозначает буква ЭМ в слове мал твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

-Какая буква указывает на твёрдость М? (Буква А)

- Правильно!

- Ребята, что означает мял?

- Мял - значит лишал гладкости, ровности, комкал.

-Какой звук обозначает буква ЭМ в слове мял твёрдый или мягкий? (Мягкий)

--Какая буква указывает на твёрдость М? (Буква Я)

3. Заключительная часть.

- Ура ребята, мы выполнили на занятии все задания, которые приготовили Лоло и Лёлё! И даже помогли им!

- А теперь, давайте вспомним тему нашего занятия?! (Тема нашего занятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки».)  

- Молодцы! Какую цель мы ставили на этом  занятии? (Учиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки).

- Да, на занятии мы  с вами учились различать твёрдое и мягкое звучание согласных звуков и обозначать их твёрдость или мягкость на письме.

- Ребята, как вы считаете, мы достигли поставленную цель? (Да, достигли.)

- А какие задачи мы выполняли?

1 задача в ЗЕЛЁНОМ КОНВЕРТЕ: будем учиться отгадывать буквы на ощупь, называть звуки, которые обозначает эти буквы.

2 задача: тренироваться различать твёрдые и мягкие звуки на слух.

3 задача: формировать умение различать твёрдые и мягкие звуки в слогах посредством гласных 2 ряда.

4 задача: учиться различать твёрдые и мягкие звуки в словах и в предложениях, обозначать твёрдость и мягкость согласного  перед гласными на письме.

 

- Давайте оценим свою работу в течение всего занятия, показав карамельку соответствующего цвета.

 

- Лоло и Лёлё довольны вашей работой на занятии! Вы умнички, хорошо потрудились!

 

- Прозвенел звонок - закончен урок! Молодцы, ребята! Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

        

        

        

        

        

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\ebb9e950b4711f49c763b4229cc5a40e.pngD:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\1239984767_6.jpgD:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\raskraska_konfety_3.png

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\Рон.png

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\1239984767_6.jpg

*Запиши слова, начинающиеся на твёрдый согласный. Подчеркни в словах синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелённым цветом – мягкие согласные.___________________________________________________D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\ebb9e950b4711f49c763b4229cc5a40e.png

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\1239984767_6.jpgD:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\1239984767_6.jpg

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\Рин.png

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\raskraska_konfety_3.png

*Запиши слова, начинающиеся на мягкий согласный. Подчеркни в словах синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелённым цветом – мягкие согласные.

Найди ошибки и исправь их.

Мой котенок очень мял.  Лапой пес бумагу мал. D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\raskraska_konfety_3.png

У слоненка олинный нёс. Я мороженое нос. 

Конь тащил тяжелый вёз. Я тележку сена воз.         

Тут растет зеленый люк.  Ряоом есть железный лук.

__________________________________________________________

Найди ошибки и исправь их.

Мой котенок очень мял.  Лапой пес бумагу мал. D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\raskraska_konfety_3.png

У слоненка олинный нёс. Я мороженое нос. 

Конь тащил тяжелый вёз. Я тележку сена воз.         

Тут растет зеленый люк.  Ряоом есть железный лук.

__________________________________________________________

Найди ошибки и исправь их.

Мой котенок очень мял.  Лапой пес бумагу мал. D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\raskraska_konfety_3.png

У слоненка олинный нёс. Я мороженое нос. 

Конь тащил тяжелый вёз. Я тележку сена воз.         

Тут растет зеленый люк.  Ряоом есть железный лук.

Найди ошибки и исправь их.

Мой котенок очень мял.  Лапой пес бумагу мал. D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\raskraska_konfety_3.png

У слоненка длинный нёс. Я мороженое нос.

Конь тащил тяжелый вёз. Я тележку сена воз.         

Тут растет зеленый люк.  Рядом есть железный лук.

Проверь себя!

Мой котенок очень мал.  Лапой пес бумагу мял.

У слоненка длинный нос. Я мороженое нёс.

Конь тащил тяжелый воз. Я тележку сена вёз.         

Тут растет зеленый лук.  Рядом есть железный люк.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Проверь себя!

Мой котенок очень мал.  Лапой пес бумагу мял.

У слоненка длинный нос. Я мороженое нёс.

Конь тащил тяжелый воз. Я тележку сена вёз.         

Тут растет зеленый лук.  Рядом есть железный люк.

___________________________________________________________

Проверь себя!

Мой котенок очень мал.  Лапой пес бумагу мял.

У слоненка длинный нос. Я мороженое нёс.

Конь тащил тяжелый воз. Я тележку сена вёз.         

Тут растет зеленый лук.  Рядом есть железный люк.

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\39784_konfety-png-vektor.png

        

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\39784_konfety-png-vektor.pngD:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\39784_konfety-png-vektor.pngD:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\39784_konfety-png-vektor.pngD:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\39784_konfety-png-vektor.png

        

 

 

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\ebb9e950b4711f49c763b4229cc5a40e.png

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\Рон.png

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\1239984767_6.jpg

*Запиши слова, начинающиеся на твёрдый согласный. Подчеркни в словах синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелённым цветом – мягкие согласные.___________________________________________________

  1. Запиши слова, начинающиеся на твёрдый согласный.

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\ebb9e950b4711f49c763b4229cc5a40e.png

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\1239984767_6.jpg

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\Рон.png

D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\raskraska_konfety_3.png

 

* Подчеркни в словах карандашом синего цвета буквы, обозначающие твёрдые согласные,  а  зелёным  – мягкие согласные.

____________________________________________________________D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\raskraska_konfety_3.png

2. Найди ошибки и исправь их. D:\Users\Desktop\Занятие на конкурс\Рин.png

Мой котёнок очень мял.  Лапой пес бумагу мал.

___________________________________________________________

Проверь себя!

Мой котенок очень мал.  Лапой пес бумагу мял.

*Запиши слова, начинающиеся на мягкий согласный. Подчеркни в словах синим цветом буквы, обозначающие твёрдые согласные, а зелённым цветом – мягкие согласные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект логопедического занятия по теме" Звуки и буквы. Гласные и согласные", 1класс

конспект группового логопедического занятия с учащимися с ОНР, 1 класс...

Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака".

В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Р...

Конспект логопедического занятия. Тема: «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь»

Цели:1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.3. Коррекция памяти, внимания, мышления....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация оптически сходных согласных т-п в слогах и словах"

Логопедическое занятие предназначено для учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....

Конспект логопедического занятия. Твердые и мягкие согласные.

Конспект разработан для закрепления понятия твердых и мягких согласных....

Конспект логопедического занятия " Артикуляция согласных [с-з],[с’-з‘]. Автоматизация в речи.Дифференциация согласных в слогах, словах."

Задачи :       1. Закрепить знания детей о звуковом составе согласных  с-з. 2. учить дифференцировать согласные С-З в слогах, словах;3. развивать навыки зв...

Конспект логопедического занятия на тему "Непроизносимые согласные в корне слова"

Коспект логопедического занятия предназначен для обучающихся 3-4 кл. со смешанной дисграфией, дизорфографией....