«Организация работы со слабоуспевающими. Консультационная, индивидуальная работа.»
консультация по логопедии

Работа над речью неразрывно связана с предметно-практической деятельностью ребенка, необходимой для развития речи.

Коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с концепцией нового ФГООС обеспечивают возможность научиться слушать, слышать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать при сотрудничестве и общении партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizats_rab_so_slab_mo.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Агрызская школа – интернат для детей с ОВЗ».

Выступление на методическом объединении на тему:

«Организация работы со слабоуспевающими. Консультационная, индивидуальная работа.»

Подготовила и выступила:

Учитель-логопед

Нугманова А.А.

Агрыз, 2024 год

Работа над речью неразрывно связана с предметно-практической деятельностью ребенка, необходимой для развития речи.

Коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с концепцией нового ФГООС обеспечивают возможность научиться слушать, слышать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать при сотрудничестве и общении партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Без правильной, ясной и грамотной речи невозможны полноценное общение и сотрудничество, Без умения слушать, воспринимать с нужным смыслом и передавать информацию не возникает взаимопонимания, в том числе и с учителем. И у ребенка, который неправильно говорит, возникает множество проблем при формировании системы коммуникативных универсальных учебных действий – задачи жизненно важной и в то же время чрезвычайно трудной поскольку предусматривает вербальное общение, к которому дети зачастую оказываются неподготовленными. Личностные проблемы, осознание и переживание собственного  дефекта усугубляют коммуникативную некомпетентность.

У ребенка недостаточная сформированность звуковой стороны речи: не  сформирован навык анализа и синтез звукового состава слова (не указывает количество звуков в словах (ток – 2 звука, вместо 3 звуков), не называет 1-ый, последний, заданный, измененный звук), что приводит к трудностям усвоения письменной речи.

Плюс ребенок может дефектно произносить звуки, что также оказывает специфическое воздействие на формирование грамотного письма и чтения. Это фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

У других детей лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому сходству (куст – кисть).

Недостаточно сформирован грамматический строй: отсутствуют сложные синтаксические конструкции; аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка является: недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи.

Таким образом, недостаточная сформированность речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью являются причиной, приводящей к трудности усвоения программы начального обучения.

С ребенком проводится комплексная работа как с целостной личностью, а не происходит коррекция одной изолированной функции. На занятиях использую такие методы как:

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: нравственное воспитание, развитие фантазии, снятие психоэмоционального напряжения и т.д.

Музыкотерапия – метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции. Музыка позволяет снять психоэмоциональное напряжение.

Арт-терапия – вид психологической коррекции, основанный на искусстве, т.е. это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование). Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения. Этот метод вызывает наибольшие положительные эмоции у детей. Эффективны все виды творчества, но наиболее часто использую рисование и лепку из пластилина. На занятиях использую различные краски (гуашь, обычные акварельные, пальчиковые), восковые мелки, пластилин, тесто и масса для лепки и т.д.

Игротерапия - направление в реабилитации эмоциональных и поведенческих расстройств с использованием игрушки. На занятиях использую различные развивающие игры: кубики «Буквы» и «Цифры», разноцветные кубики и пирамидки, пазлы и мозайки, конструкторы - лего,  муляж овощей и т.д.

Песочная терапия – метод психотерапии. Способ обращения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно- символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. На занятиях использую фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей, транспорт, камешки, веточки.

По программе Доброшкола кабинет логопеда оснащен  оборудованием необходимым для индивидуальной работы с учениками.

Умное зеркало используем для постановки и автоматизации звуков. Ученикам нравится играючи изучать новые звуки.

Компьютерный стол логопеда используем для обучения чтению и письму. Стол содержит в себя много игр, таких как: «Найди букву, которую услышал», «Найди нужную подпись к картинке.», «Найди картинку к слову» и многие другие.

Ортопедический коврики используем для автоматизации звуков в слогах. Ученики наступают на коврик и одновременно проговаривают слог.

            На протяжении всех занятий с ребенком соблюдаю условия проведения: начало и конец занятия – это особый ритуал, т.е. не изменяются на протяжении всей коррекционной работы, что дает ребенку ощущение целостности и порядка; ребенку предлагается возможность импровизации; ребенок принимается психологом таким, какой он есть.

            Параллельно занятиям с ребенком ведется индивидуальное психологическое консультирование родителей. Родители обращаются с различными вопросами и проблемами, как по воспитанию ребенка, так и по внутрисемейным отношениям. Зачастую работа с родителями ведется на принятие своего ребенка таким, какой он есть, на снятие комплексов, связанных с тем, что в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Каждый родитель после консультации получает брошюру с необходимой памяткой.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.    Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса...

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Материал  содержит  план  индивидуальной  работы  со  слабоуспевающими  учащимися...

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Материал  содержит  план индивидуальной  работы  с  учащимися  начальной  школы...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. ...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3 класса.Пояснительная записка.Цели и задачи.Прогнозируемый результат.Тематическое планирование....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3-В класса....