Трудности формирования навыка письма
методическая разработка по логопедии (1 класс)
В презентации представлены описания специфических ошибок детей на письме и материал, позволяющий организовать комплексную помощь и выбрать наиболее эффективную форму её организации при дисграфии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgrafiya.pptx | 841.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия - это нарушение письма, при котором наблюдаются специфические ошибки (т.е. не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка.
Ошибки на начальной стадии обучения Отсутствие обозначения границ предложений; Слитное написание слов; Нетвердое знание (забывание) букв; Нехарактерные смешения; «Некрасивый» почерк.
Группы специфических ошибок
Ошибки на уровне буквы и слога
1. ошибки звукового анализа пропуск букв или слогов « снки » - санки « кичат » - кричат пропуск буквы на стыке слов «ста» л лакать « прилетае » т _только зимой пропуск слога, включающих одинаковые буквы «наста» ла « ходи» ли
Перестановки букв и слогов Чулан –» чун ал » зима – « зи ам » Вставки лишних букв « ш Е кола », « девоч И ка » , « д У ружно » « ла Н мпа »
2. Ошибки фонематического восприятия Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству: Лабиализованные гласные: О – У «по хрупк У му льду» – по хрупкому льду, Ё – Ю « л Ё бит » - любит Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции: З – С - « ко С лик » – козлик, В – Ф « порт В ель » – портфель Заднеязычные: Г – К – Х – « черёму К а » - черемуха Сонорные: Р – Л « к Р юч » - ключ, Й – Л(Ь) – « со ЛЬ ка » - сойка Свистящие и шипящие: С – Ш « пуши Ш тый » – пушистый, З – Ж « ска Ж ал » – сказал С(Ь) – Щ « С енок » - щенок Африкаты : Ч – Щ « ро Ч а » – роща, Ч – Т(Ь) « у Т итель » - учитель Ч – Ц « скворе Ч » - скворец, Ц – Т « п Ц ицы », Ц – С « куриСа » - курица
3. Смешение букв по кинетическому сходству о – а – « б о нт », « стр а йка » б – д – « лю д ит », « у б ача » и – у - « пр у рода », « дед и шка » т – п – « с т ешил », « п емнеет » х – ж – « на ж одка », « ве х ливый » л – я – « весе я о » Г – Р – « Р олодный »
4. Персеверации ( застревание ), антиципации (предвосхищение) Персеверации: « магазим », «за зашиной », « стутупали » Антиципации «на девевьях », « дод крышей»
Ошибки на уровне слова
Раздельное написание частей слова «и дут», «на чалось », «б рат » Слитное написание « кдому », « ветки елии сосны», « светитлуна »
Ошибки на уровне предложения
Аграмматизмы «больш ая бел ая пятно», «ворона перезимовал», «на вет ки деревьях» Пропуски или замены предлогов «вызвал - доске», «играю из девочкой Леной»
Комплексные (смешанные) причины
Школьные факторы риска Стрессовая тактика педагогических воздействий
Как организовать комплексную помощь и выбрать наиболее эффективные формы её организации?
Что важно знать!
Коррекция н лексическом уровне Задания, способствующие формированию внимания и организации деятельности
Задания, способствующие формированию внимания и организации деятельности Корректурная проба
Дорисуй фигуры по образцу
Скопируй фигуры
Задания по формированию фонетико-фонематического восприятия Узнавание звука на слух в ряду других Определение позиции звука в слове Составление звуко – буквенной схемы слов с использованием фишек разного цвета Определение количества звуков в слове Деление слов на слоги, определение количества слогов и их последовательности Дописывание в каждом слове слога: Шко - , руч – кни – Составление слов из набора слогов
Последовательное называние звуков в слове, определение которым по счёту стоит заданный звук Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) Образование новых слов путем замены в слове звука на какой-либо другой звук (дом –сом, лом; сок - сук, зайка - сайка и т.п.) Письменные задания: вставить пропущенную букву Запись диктуемых слов в два столбика, например: под буквой С или Ш. Графический диктант - составление схемы предложения и надписывание букв С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки .
Задания на тренировку зрительного образа букв Уточнение представлений детей о пространственных взаимоотношениях «Зашумлённые» рисунки «Нахождение буквосочетания (слова), соответствующего образцу Узнавание недописанных букв Сложение разрезной буквы
Узнавание букв, наложенных друг на друга. Конструирование букв из элементов Сбор слова из рассыпанных букв л ост , реслок , с нудку и т.д. Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы Расшифровывание слова, когда каждой букве дан определенный знак, а слово записано знаками
Этот текст написан наоборот – попробуй каждую строчку прочитать справа налево и записать правильно . акножевдем илсенирп укинтохО . яслитумс ен коножевдем , ытанмок в вапоП «Напиши наоборот слова я блоня, петух и т.д.
Коррекционная работа на лексическом уровне Расширение словарного запаса Подбор синонимов, антонимов, значений многозначных слов Подбор глаголов, прилагательных к существительному Составление слов из слогов Превращение односложного слова в двусложное и т.д. Развитие чувства ритма Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов р ады – н аши - и т.д.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне Составление графической схемы предложения Изменение порядка слов в предложении Изменение одного слова в предложении Распространение предложения Счет слов в предложении. Называние 3го, 2го, 5го и т.д. слова в предложении Сокращение предложения по одному слову Составление из набора слов предложения Вставка пропущенного слова или предлога в предложение.
Я уверен, что у тебя получится Я помогу т еб е, и ты обязательно сделаешь Молодец, ты меня радуешь
Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности формирования навыков чтения у школьников
Трудности формирования навыков чтения у школьников...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТРУДНОСТЯМИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА
Вопрос не праздный, ведь от этого во многом будут зависеть школьные успехи ребенка. В наше просвещенное время ребенок рано или поздно читать, писать и...
Выявление и устранение трудностей при формировании навыков письма и чтения; коррекция почерка.
В этой работе даны методические рекомендации родителям в работе над навыками письма и чтения, в том числе приведены приемы коррекции почерка....
Преодоление трудностей в формировании навыков письма и чтения у младших школьников
Презентация к мастер-классу для родителей и специалистов....
Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»
Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....
Статья "Трудности формирования навыка письма"
Начало школьной жизни ребенка-трудный и ответстственный период,новая форма поведения ,новый вид деятельности,сложнейшая умственная работа. Особые трудности в процессе обучения возникают у первуо...
Трудности овладения навыком письма
Диагностика причин трудностей формирования красивого почерка...