Трудности формирования навыка письма
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Мелкова Наталья Сергеевна

В презентации представлены описания специфических ошибок детей на письме и материал, позволяющий организовать комплексную помощь и выбрать наиболее эффективную форму её организации при дисграфии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya.pptx841.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Трудности формирования навыка письма

Слайд 2

Дисграфия - это нарушение письма, при котором наблюдаются специфические ошибки (т.е. не связанные с применением орфографических правил), которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка.

Слайд 3

Ошибки на начальной стадии обучения Отсутствие обозначения границ предложений; Слитное написание слов; Нетвердое знание (забывание) букв; Нехарактерные смешения; «Некрасивый» почерк.

Слайд 4

Группы специфических ошибок

Слайд 5

Ошибки на уровне буквы и слога

Слайд 6

1. ошибки звукового анализа пропуск букв или слогов « снки » - санки « кичат » - кричат пропуск буквы на стыке слов «ста» л лакать « прилетае » т _только зимой пропуск слога, включающих одинаковые буквы «наста» ла « ходи» ли

Слайд 7

Перестановки букв и слогов Чулан –» чун ал » зима – « зи ам » Вставки лишних букв « ш Е кола », « девоч И ка » , « д У ружно » « ла Н мпа »

Слайд 8

2. Ошибки фонематического восприятия Смешение букв по акустико-артикуляционному сходству: Лабиализованные гласные: О – У «по хрупк У му льду» – по хрупкому льду, Ё – Ю « л Ё бит » - любит Звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции: З – С - « ко С лик » – козлик, В – Ф « порт В ель » – портфель Заднеязычные: Г – К – Х – « черёму К а » - черемуха Сонорные: Р – Л « к Р юч » - ключ, Й – Л(Ь) – « со ЛЬ ка » - сойка Свистящие и шипящие: С – Ш « пуши Ш тый » – пушистый, З – Ж « ска Ж ал » – сказал С(Ь) – Щ « С енок » - щенок Африкаты : Ч – Щ « ро Ч а » – роща, Ч – Т(Ь) « у Т итель » - учитель Ч – Ц « скворе Ч » - скворец, Ц – Т « п Ц ицы », Ц – С « куриСа » - курица

Слайд 9

3. Смешение букв по кинетическому сходству о – а – « б о нт », « стр а йка » б – д – « лю д ит », « у б ача » и – у - « пр у рода », « дед и шка » т – п – « с т ешил », « п емнеет » х – ж – « на ж одка », « ве х ливый » л – я – « весе я о » Г – Р – « Р олодный »

Слайд 10

4. Персеверации ( застревание ), антиципации (предвосхищение) Персеверации: « магазим », «за зашиной », « стутупали » Антиципации «на девевьях », « дод крышей»

Слайд 11

Ошибки на уровне слова

Слайд 12

Раздельное написание частей слова «и дут», «на чалось », «б рат » Слитное написание « кдому », « ветки елии сосны», « светитлуна »

Слайд 13

Ошибки на уровне предложения

Слайд 14

Аграмматизмы «больш ая бел ая пятно», «ворона перезимовал», «на вет ки деревьях» Пропуски или замены предлогов «вызвал - доске», «играю из девочкой Леной»

Слайд 15

Комплексные (смешанные) причины

Слайд 16

Школьные факторы риска Стрессовая тактика педагогических воздействий

Слайд 18

Как организовать комплексную помощь и выбрать наиболее эффективные формы её организации?

Слайд 20

Что важно знать!

Слайд 21

Коррекция н лексическом уровне Задания, способствующие формированию внимания и организации деятельности

Слайд 22

Задания, способствующие формированию внимания и организации деятельности Корректурная проба

Слайд 23

Дорисуй фигуры по образцу

Слайд 24

Скопируй фигуры

Слайд 25

Задания по формированию фонетико-фонематического восприятия Узнавание звука на слух в ряду других Определение позиции звука в слове Составление звуко – буквенной схемы слов с использованием фишек разного цвета Определение количества звуков в слове Деление слов на слоги, определение количества слогов и их последовательности Дописывание в каждом слове слога: Шко - , руч – кни – Составление слов из набора слогов

Слайд 26

Последовательное называние звуков в слове, определение которым по счёту стоит заданный звук Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) Образование новых слов путем замены в слове звука на какой-либо другой звук (дом –сом, лом; сок - сук, зайка - сайка и т.п.) Письменные задания: вставить пропущенную букву Запись диктуемых слов в два столбика, например: под буквой С или Ш. Графический диктант - составление схемы предложения и надписывание букв С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки .

Слайд 27

Задания на тренировку зрительного образа букв Уточнение представлений детей о пространственных взаимоотношениях «Зашумлённые» рисунки «Нахождение буквосочетания (слова), соответствующего образцу Узнавание недописанных букв Сложение разрезной буквы

Слайд 28

Узнавание букв, наложенных друг на друга. Конструирование букв из элементов Сбор слова из рассыпанных букв л ост , реслок , с нудку и т.д. Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы Расшифровывание слова, когда каждой букве дан определенный знак, а слово записано знаками

Слайд 29

Этот текст написан наоборот – попробуй каждую строчку прочитать справа налево и записать правильно . акножевдем илсенирп укинтохО . яслитумс ен коножевдем , ытанмок в вапоП «Напиши наоборот слова я блоня, петух и т.д.

Слайд 30

Коррекционная работа на лексическом уровне Расширение словарного запаса Подбор синонимов, антонимов, значений многозначных слов Подбор глаголов, прилагательных к существительному Составление слов из слогов Превращение односложного слова в двусложное и т.д. Развитие чувства ритма Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов р ады – н аши - и т.д.

Слайд 31

Коррекционная работа на синтаксическом уровне Составление графической схемы предложения Изменение порядка слов в предложении Изменение одного слова в предложении Распространение предложения Счет слов в предложении. Называние 3го, 2го, 5го и т.д. слова в предложении Сокращение предложения по одному слову Составление из набора слов предложения Вставка пропущенного слова или предлога в предложение.

Слайд 32

Я уверен, что у тебя получится Я помогу т еб е, и ты обязательно сделаешь Молодец, ты меня радуешь

Слайд 33

Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности формирования навыков чтения у школьников

Трудности формирования навыков чтения у школьников...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ТРУДНОСТЯМИ ОСВОЕНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА

   Вопрос не праздный, ведь от этого во многом будут зависеть школьные успехи ребенка.      В наше просвещенное время ребенок рано или поздно читать, писать и...

Выявление и устранение трудностей при формировании навыков письма и чтения; коррекция почерка.

В этой работе даны методические рекомендации родителям в работе над навыками письма и чтения, в том числе приведены приемы коррекции почерка....

Преодоление трудностей в формировании навыков письма и чтения у младших школьников

Презентация к мастер-классу для родителей и специалистов....

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....

Статья "Трудности формирования навыка письма"

Начало школьной жизни ребенка-трудный и ответстственный  период,новая форма поведения ,новый вид деятельности,сложнейшая умственная работа. Особые трудности в процессе обучения возникают у первуо...

Трудности овладения навыком письма

Диагностика причин трудностей формирования красивого почерка...