ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
презентация к уроку по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_obuchayushchihsya_s_tnr.pptx | 118.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ясность – главное достоинство речи. Аристотель
Клинико-педагогическая классификация
Психолого-педагогическая классификация
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
Виды ТНР Алалия – системное недоразвитие или полное отсутствие речи у детей, проявляющееся на фоне органических поражений корковых речевых центров головного мозга. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов. В лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом , затруднениями в усвоении чтения и письма.
Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы. Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии, в отличие от афазии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция.
Ринолалия — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произношение всех звуков родной речи.
Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией (удлинением) звуков, слогов, слов. Внешние проявления данного речевого нарушения характеризуются наличием различных по форме и локализации судорог речевого аппарата, нарушением просодической стороны речи, нарушением речевой и общей моторики, наличием непроизвольных сопутствующих движений (тела, мимической мускулатуры).
Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у обучающихся с ТНР отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении формирования речевой функциональной системы.
Речевые нарушения у обучающихся с ТНР - нарушение звукопроизношения; - нарушение произношения слов сложной слоговой структуры; - несформированность фонематических процессов; - снижение активного и пассивного словаря (словарь на обиходном уровне, бедный кругозор); - неумение пользоваться способами словообразования; - недоразвитие связной речи; - в речи детей встречаются аграмматизмы ; - затруднено спонтанное обогащение словарного запаса – выделение незнакомого слова, выявление его лексического значения из контекста; - текст читают поверхностно, основные усилия, затрачивая на технику чтения. Многое из прочитанного остается ими не понято.
Психолого-педагогические особенности обучающихся с ТНР - недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление); - специфические особенности мышления; - внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность; - быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста;
Психолого-педагогические особенности обучающихся с ТНР - восприятие учебной информации происходит в замедленном темпе; - нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация и самоконтроль, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками; - двигательные расстройства: дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики), характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижение скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....
Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с ТНР с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений....
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми нарушениями речи"
Презентация содержит информацию об организации работы педагога-психолога КОУ "Сургутская школа-детский сад" по сопровождению обучающихся с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа кружка дополнительного образования для 3 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования для 4 классов «Умники и умницы» на 2016 – 2017 учебный год для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа для организации кружковой работы обучающихся начальных классов с тяжелыми нарушениями речи «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государ...
Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...
Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
ldquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...