Коррекция звукопроизношения.
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Солдатенкова Оксана Анатольевна

Коррекция звукопроизношения у детей с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukoproiznosheniya.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

коррекция  звукопроизношения

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, ЛЬ 

НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от1 до 5-10.

Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края  языка касаются углов рта.

ЛОПАТКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.

Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны  касаться углов рта.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

ИНДЮК 

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

КАЧЕЛИ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

  • широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе
  • широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой
  • широкий язык вставить между верхними зубами и губой , затем между нижними зубами и губой
  • широким кончиком языка дотронутся до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

КИСКА СЕРДИТЬСЯ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается.

Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ИЛИ ЛОШАДКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь.

БЕЗЗВУЧНО ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь и не высовывался изо рта.

коррекция  звукопроизношения

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ С, СЬ, З,ЗЬ,Ш,Щ,Ж,Ч,Ц 

ЛОПАТКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.

Cледить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны  касаться углов рта.

ПИРОЖОК 

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от1 до 5-10.

Следить , чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

 Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

ЛЕТЯТ СЕЖИНКИ 

Губы  в улыбке. Широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживая язык в таком положении сдувать ватку на противоположный край стола.

Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы. Щеки не должны надуваться, воздушная струя должна идти по средней линии языка и была узкой, а не рассеянной.

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ 

Рот открыт. Губы в улыбке, так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим» передние  нижние зубы с внутренней стороны, сначала делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз.

Следить, чтобы губы ребенка были не подвижны и находились в положении улыбки.  Язык при движении находился у десен и альвеол, а не скользил по верхнему краю зубов, чтобы он был широким и начинал движения от корней нижних зубов.

ФОКУС 

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

 ЯЗЫК ПЕРЕШАГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ЗУБЫ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

  • широким языком дотронутся до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
  • широким языком дотронутся до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык  не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

КАЧЕЛИ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

  • широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку
  • широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе
  • широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой
  • широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним
  • широким кончиком языка дотронутся до бугорков (альвеол) за нижними резцами ,затем за верхними
  • широким кончиком языка дотронутся до альвеол за нижними резцам, затем - до мягкого неба.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

МАЛЯР 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).

Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась

ГРИБОК 

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.

Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

ГАРМОШКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

ЧАШЕЧКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.  

коррекция  звукопроизношения

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Р, РЬ 

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

ИНДЮК 

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.

Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед), чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

КАЧЕЛИ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

  • широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку
  • широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе
  • широкий язык вставить между верхними зубами и губой , затем между нижними зубами и губой
  • широкий кончик языка прикасается к верхним резцам , затем к нижним
  • широким кончиком языка дотронутся до бугорков (альвеол) за нижними резцами , затем за верхними
  • широким кончиком языка дотронутся до альвеол за нижними резцам, затем - до мягкого неба.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

ДОСТАТЬ ЯЗЫКАОМ НОС 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять к носу и опустить к верхней губе.

Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

ФОКУС 

Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

ЯЗЫК ПЕРЕШАГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ЗУБЫ 

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

  • широким языком дотронутся до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
  • широким языком дотронутся до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык  не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

ЧЬИ ЗУБЫ ЧИЩЕ 

Рот открыт губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз.

Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

МАЛЯР 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к мягкому небу и обратно).

Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

ЛОШАДКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный прижат к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.

Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не подсаживала язык вверх.

 ГРИБОК 

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку.

 Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

ГАРМОШКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык всей плоскостью прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении.

Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА 

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять.

Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, кончик языка не подворачивался внутрь.                               

коррекция  звукопроизношения

Стихи для автоматизации шипящих звуков

Миша шел, шел, шел,

Одну шишку нашел.

Маша шла, шла, шла,

Шишек больше нашла.

Мышонку шепчет мышь:

« Ты все шуршишь, шуршишь.»

Мышонок шепчет мыши:

« Шуршать я буду тише.»

Петушок , петушок,

Покажи свой гребешок.

Кожушок горит огнем.

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять…

Невозможно сосчитать.

У речушки, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости  к бабушке своей.

Бросил палку сверху Мишка.

Падай в шапку с елки, шишка!

Шишка – хлоп по голове.

Стало шишек сразу две.

Шел я лесом и боялся.

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес нестрашным стал.

Эй, кто шарфик потерял.

Черепаха всех смешит,

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своем дому?

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутек,

Чуть не сбил медведя с ног.

Под корнями старой ели

 размышлял медведь полдня:

« Что-то зайцы осмелели.

Нападают на меня».

У бабушки нашей хватает забот:

Для Тани с Наташей и вяжет и шьет.

Читает им книжки, поет перед сном,

Гулять ребятишек ведет перед сном.

Еж, еж, где живешь?

Я живу в густом лесу.

Еж, еж, что несешь?

В нору яблоки несу.

Дождь лей, лей, лей!

Посажу я для людей

Сорок тысяч желудей!

После дождика – грибы!

После желудя – дубы!

Жук  упал и встать не может.

Ждет  он кто ему поможет.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук.

Ребятам весело со мной.

На ножке я кружусь одной.

Пока верчусь, я не тужу,

Кружу – жужжу, жужжу – кружу.

Раз шажок, два шажок,

Левый, правый сапожок.

Я учу Алешку

Топать понемножку.

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

И жужжит: - Жу-жу, жу-жу!

Очень с розами дружу!

Ручей бежит, бежит, бежит!

Ручей дрожит, дрожит, дрожит!

- Ручей, откуда и куда?

- К реке бегу из-подо льда.

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

коррекция  звукопроизношения

                           Стихи для автоматизации звука Р

Утром рано два барана

Застучали в ворота:

— Тра-та-та, тра-та-та!

Открывайте ворота!

Собирайтесь все, шофёры,

Заводите все моторы.

Мы поедем загорать,

Бегать, прыгать и играть.

Вова, Вова-карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Вова отпирается!

Просыпайтесь, дети, рано,

Умывайтесь из-под крана,

Зубы чистите с утра.

Будь здоровой, детвора!

Красный помидор растёт на огороде.

Красный георгин красуется в саду .

Красная брусника краснеет у дороги.

А красную ромашку я что-то не найду.

Лейся, лейся, дождик, дождик!

Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик!

Не боюсь я сырости!

На руке у Ромы рана,

И рукав у Ромы рваный.

Дрался Рома утром рано

У своих ворот с бараном.

Выбирали мы ковры,

Не заметили дыры.

Дырку краскою закрасим,

Стену тем ковром украсим.

коррекция  звукопроизношения

Стихи для автоматизации звука Л

Молоток стучал, стучал,

гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком-

получилась полка.

Лом ломает толстый лед.

Лом ломать не устает.

Пилит толстый ствол пила,

накалилась до бела.

Лопата копала, копала, копала,

потом улеглась, видно очень устала.

Плясала, плясала по дому метла.

Полы подмела от угла до угла.

Колун колол, колол, колол.

Колун полено расколол.

Клоун-чудак, делал все не так:

ломом копал, лопатой ломал,

долотом шил, иглой долбил,

колуном пилил, пилой колол,

метлой белил, а кистью мёл.

Мама купала в лохани малышку,

Мылом, мочалкой мыла голышку.

Около мамы Мила стояла,

Теплой водой малыша обливала.

Аллочка ласково вытрет младенца

тёплым, лохматым, большим полотенцем.

Папа домой пришёл.

Папа котёнка привел.

Посидел котенок в углу,

Потом подошел к столу.

Понюхал. Залез на стол.

Шкатулку с клубками нашел,

Скинул клубки со стола,

Кутерьма такая пошла!

коррекция  звукопроизношения

Стихи для автоматизации свистящих звуков

Самолет построим сами,                                     Соня очень любит спать.

Понесемся над лесами,                                        Соней Соню стали звать.

Понесемся над лесами,                                        Соня-соня спит весь день.

А потом вернемся к маме.                                   Погулять ей даже лень.

                                                                                Посмотри-ка, Сонюшка:

Спать пора! Уснул бычок,                                   На дворе-то солнышко.

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,                              Самосвалом я зовусь,

Только слон не хочет спать.                                 Сам я сваливаю груз.

Головой кивает слон –                                          Разгружать меня не надо.

Он слонихе шлет поклон.                                     Все такой машине рады.

                                                                                 Не хвалюсь я, не хвалюсь,

Цапля важная, носатая                                          вовсе я не самохвал.

Целый день стоит, как статуя.                              Самосвалом я зовусь,

                                                                                 Самосвал я, самосвал.

Зайку бросила хозяйка.

Под дождем остался зайка.                                  Вот веселая затея -

Со скамейки слезть не смог –                               Запускать на нитке змея.

Весь до ниточки промок.                                      Змей летит выше берез!

                                                                                 Ветер змея не жалея

                                                                                Прямо к солнышку понес.

коррекция  письма

ИГРЫ ПРИ ПРОПУСКЕ, НЕДОПИСЫВАНИИ, ПЕРЕСТАНОВКЕ БУКВ В СЛОВАХ.

«Магазин»

Рисуем определенные предметы, например арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

а - ароматный;                          м - маленькая;

р рубиновый;                         ы — ы-ы! страшно;

б - большой;                              ш - шуршит;

у — укатить домой!;                ь мягкая шубка,

з звонкий;

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического (смыслового) образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии ребенка.

«Кузовок»

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, балет). Дети по очереди произносят или записывают слова.

 «Арабское письмо»

Ведущий диктует слова, которые дети должны записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная рыба - рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по-арабски» целые предложения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласные и согласные (вода, море), затем возьмите слова более трудные, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.

«Древнерусское письмо»

Ведущий диктует слова, которые дети записывают только согласными, обозначая гласные многоточиями. Вначале хорошо использовать скороговорки, они ритмичны и хорошо запоминаются. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: ...тв...жн...й М...ш... б...ж...т ...т М...Ш.... Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: о......а......ый ...и...а...е...и... о......ы...и.

Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме. При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считается время в секундах и отсутствие помарок. Но начинать отрабатывать «древнерусское» письмо также советуем с отдельных коротких слов, постепенно усложняя материал.

«Неудачный робот»

Перед началом работы распределяем роли. Дети становятся роботами, взрослый — конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи преподаватель должен исходить из  существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по - - - - - - - - - , - - - - де - - - - -,

- - - - - - - - - ик.

Упражнение помогает избавиться от недописывания букв на конце слова или от пропуска букв и слогов внутри слова.

«Словесные цепочки»

В процессе игры составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: арбуз — бузина — народ — родник никель и т. д. Играть можно как в устной, так и в письменной форме, то есть можно просто по очереди называть слова, а можно записывать их на листочке бумаги. Можно играть командами, тогда победителем считается та команда, чья цепочка оказалась длиннее.

коррекция  письма

ИГРЫ ПРИ СМЕШЕНИИ БУКВ ПО ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОМУ СХОДСТВУ .

Ш-Щ, Ц.

«А где же хвост?»

Материалы: листы с напечатанными словами, включающими буквы «Ш» и «Щ».

I вариант. Правила игры:  взрослый берет лист со словами, включающими буквы «Ш» - «Щ», отчетливо их произносит. У детей на столе лежат те же листы со словами, тогда они кодировку будут записывать над словом, или они могут записывать слова на чистых листах, воспринимая слово только на слух. Ребёнок, услышав слова, должен их «закодировать». Как это сделать? После того как ведущий произнесет слово с буквой «Ш» (например, «шиповник»), игрок должен написать над этим словом цифру «три», состоит из трёх палочек. Если ведущий произносит слово с буквой «Щ» (например, «щетина»), игрок должен нарисовать хвостик, в виде запятой, или изогнутой линии (поскольку у буквы «Щ» действительно есть «хвостик»)! Если в одном слове встречаются и буква «Ш», и буква «Щ», то игрок должен «закодировать» буквы по порядку их следования в слове (например, «пишущий» — три, хвост). Пример «кодировки»:

Шнурок — три

Щенок — хвост

Мышка — три                                           ,

Мишка — три

Щука — хвост

Шуршание — три, три

Лист со словами для игры

Шило, шарик, щенок, штрих, шкаф, школьник, шорник, щавель, шомпол, мошкара, щетка, вышка, рыщет, слышать, ищет, вышивать, крошка, макушка, окошко, крышка, Кощей, крыша, днище, волчище, лошадь, хвостище, пишущая, машинка, шуршание, тишина, мощь.

II вариант. Правила игры:  усложняем правила игры, добавляя букву «Ц», которую нужно «закодировать» словом или цифрой «два». Все остальные условия и правила игры сохраняются.

Лист для игры

Шампунь, щетина, кувшин, Муха-Цокотуха, шарик, кувшинка, лицо, кольцо, машина, крыльцо, щупальца, колодец, водица, мошкара, курица, цыпленок, болотце, цапля, пороша, вишня, прощение, угощение, цепляющий, сшивающий, штанишки, прищепка, оценка, нашел, щелкнуть, каштан, лещик, калоша, клещи, спицы, вышивка, клешня, кашица, кормушка, погремушка, плащ, молодец!

Для продвинутых пользователей

Правила игры: «Для продвинутых пользователей», как говорят наши дети, добавить к прежним словам еще и слова-ловушки, в которых нет букв «Ш», «Щ», «Ц». Например:

Цепляющий — два, хвост

Парусник — ловушка!

Промышляющий — три, хвост

Примерный список слов для игры

Царапина, шнурок, щеточка, шипение, шиповник, щенок, штопка, цинк, щегол, штучка, щука, плещет, царапает, прошение, прощение, помощь, помощник (обратите внимание ребенка на то, как слово пишется) кольцо, морщинка, машинка, щипцы, шипящая, цепляет, отцепляющий, мотоцикл, «Мерседес», пишущий, мычащий, повышающий, молодцы, градусник.

Примечание: но листе есть слова, значение которых детям может быть неизвестно. Обязательно объясните  значение этого слова

Повышающий — три, хвост и т. д. Можно внести элемент соревновательности за каждую верную «кодировку» учитель присуждает по баллу, за неверный ответ балл не присуждается. В конце игры подсчитываются баллы всех детей отдельно или по рядам.

Можно играть в упрощённый вариант учитель диктует слова с буквами «Ш», «Щ», «Ц», «Ч», а ученики записывают только эти буквы.

Например:

бабочка — ч, капустница — ц, угощение — щ, колокольчик — ч, шапка — ш, циферблат — ц, кошечка — ш, ч, колчан — ч, щеточка — щ, ч, отлично — ч.

Б-Д

«Бобры, будьте добры!»

Правила игры: напечатайте на листе или напишите слова, включающие буквы

«Б» - «Д».

Когда вы будете произносить слово с буквой «Б», дети должны поднять руку вверх, повторяя произнесённое слово. Если буква «Б» встречается дважды в слове, то и руку поднимают дважды.

Если в слове есть буква «Д», о нужно топнуть ногой, об пол и произнести слово.

Список слов для игры

Доктор, дырокол, диктор, буря, Буратино, бочка, селедка, дым, друг, буква, вдруг, баран, барабан, барышня, бобр, договор, буренка, батончик, бензин, дукат, дымоход, дятел, медведь, белка, подвода, провода, удовольствие.

Усложнение. Добавьте слова, в которых есть обе буквы — «Д» и «Б». Теперь надо будет определить и место букв, соответственно этому поднять руку или опнуть.

Список слов

Будильник, дятел, добрый, длинный, Бармалей, бегемот, болото, ведерко, бодрый, быстрый, дубинка, Айболит, бадминтон, дубок, будка, гудок, дудочка, молодец.

«Шуршим и стучим»

Правила игры:Дети, получают тексты. Взрослый  предлагает, вставляя букву «П», шуршать листом бумаги, вставляя букву «Б», стукнуть ручкой по столу. Так же можно играть с любыми другими парными глухими и звонкими согласными.

Текст упражнения

У Хватайки отнять простую вещь было непросто. Полчаса кот по дому бегал за ним. Наконец отобрал бусы! Зачем они птичке?

—Что бы ты с ними делал?— спрашивал Матроскин.

Хватайка обиделся, подскочил сзади и — хвать его за хвост! Кот от ужаса до потолка подпрыгивал. И все смеялись до упаду. (Э. Успенский)

Тексты упражнений для Д-Т

Дядя Федор назвал галчонка Хватайкой. Такая птица странная! Что видит, все на шкаф тащит. Увидит спички — на шкаф. Увидит ложку — на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. Потом он немного подрос, поправился и стал в окно вылетать. Но к вечеру обязательно возвращался. И не с пустыми руками. То ключ от шкафа притащит, то детскую формочку. Однажды даже соску принес. (Э. Успенский)

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит —

Носом в небо угодит.

«Выбери слово»

Игра направлена на развитие произвольного внимания, зрительного восприятия, контроля действий, дифференциации парных звуков: «Д» - «Т», «Б»-«П», «В»-«Ф» и т. д.

Правила игры: учитель предлагает детям закончить предложения, выбирая подходящее слово. Выигрывает тот игрок, который успешно справился с заданием. Предлагаем материалы для дифференциации парных звуков.

«Д»-«Т» У Аленушки на сердце ... На крыльце прибита новая ... / доска, тоска Ветер ... с деревьев последние листья. Придвинь гостю ... / сдул, стул Ура! Брат ... экзамены Я ... лучше учиться / стал, сдал

«Б»-«П» В синем небе звезды ... В синем море волны ... / плещут, блещут. На траву выкатили ... На деревьях набухают ... / почки, бочки. Вот уже петух ... Надо устранить лишний ... /пробел, пропел.

«Г»-«К» Весь чердак уже в ... Бьются голуби в ... / огне, окне. Раздается детский ... Золотится на солнце пшеничный ... / колосок, голосок

«Перепиши и проверь»

Игра направлена на тренировку произвольного внимания, и профилактику угадывающего чтения и списывания. Школьникам предлагается без ошибок переписать одну из следующих строчек:

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА

2.  ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

4. ГРУММОПД

5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНС

ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

6.ГРОДЕРАСТВЕРАТОНАХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА

ЛАЙОНОСАНДЕРА

7. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

8. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ

АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН

9.БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА       ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯОСТИМАРЕ

 «Найди слово»

 (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

СЕ

ОБ

ГДЕ

КОТ

СЛОН

ВОДА

КАКОЙ

       ЧАШКА

СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ

БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО

ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО    НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОМ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ

ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА

Перепишите без ошибок следующие строчки:

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА

ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА и т.д.

Различные корректурные пробы. Например, в тексте обведи Р, зачеркни О.

Возможный материал для работы

ГКЮШРТИЕПАВУКСМВЩШГОТЕ ЕОИНХЩБАВКЦЧСЫОИРАВЬЛЖ РВНИОЖДБЛЬОТРИПМАСВНПОИ МОРНЕКУВАЫЦЧСМВАПРОТИРО

СМОШВЩЛЬБОАВЕМБДСОЕУЫЧ3 ОЯЧСМ ИРПА ВЫЦ УВАКЕРОШ ГН ьМНРВЕШЛТБОРВСЧКЦУВПРОИТЛМАНОПВЫЧСМИТОРНШЗХЭ ЮОВ ПАРЫЛАГЕТСРВЛДЫДЧТМНАПФХ ГКЮШРТИЕПАВУКСМВЩШ ГОТБЛ ЕОИНХЩБАВКЦЧСЫОИРАВЬЛЖО РВНИОЖДБЛЬОТРИПМАС

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Игры на развитие фразовой речи, увеличивают словарь, и учат правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции. Они также активно тренируют вербальную память ребенка.

Составление предложений по аналогии

Составить предложение с противоположным смыслом.

Прогулка получилась скучной и неинтересной. Прогулка получилась веселой и интересной.

Вот тут-то я и запел! — Вот тут-то я и потерял голос!

Путешествие доставило ему столько огорчений, что он решил никогда больше никуда не уезжать Путешествие доставило ему столько радости, что он решил как можно больше ездить.

Дописывание текста

Для этого требуется заготовить первое предложение текста или целый текст, состоящий только из грамматических основ.

Зима очень красивое время года. Мне очень нравится ее (какой?) снег, яркое и (еще какое?) солнышко и украшенные (чем?) деревья. Кроме того, зима — веселое время года, потому что можно ходить (куда?) кататься (на чем?). Люблю лепить (что?) и люблю ходить (куда?) любоваться (чем?).

Кошки — самые удивительные домашние животные. Они бывают хитрые и ..., ласковые и ..., пушистые и ..., одноцветные и .... У нас дома живет кошка .... Мы ее так назвали, потому что она похожа на .... Ей уже ... лет, но она все еще .... У нашей кошки очень (какой?) характер. Она любит (что делать?). (К кому?) у кошки особое отношение, она (что делает?). Мне кажется, что нашей домашней любимице нравится жить у нас, потому что....

Паровозик

Игра развивает фразовую речь, увеличивает словарь.

правильно строить развернутые лексико-грамматические конструкции. Она также активно тренирует вербальную память ребенка. Игра может проводиться в устной или письменной форме (в последнем случае игра переводит процесс письма на непроизвольный уровень). Игра не требует специального материала. Количество играющих не должно быть меньше двух. Возраст игроков не ограничен. В классе можно соревноваться по рядам.

Первый игрок называет любое существительное — подлежащее, второй игрок должен сказать глагол — сказуемое, далее каждый имеет право добавлять по одному слову, относящемуся к любой грамматической категории, повторяя уже имеющиеся, чтобы предложение становилось все длиннее и при этом не оказывалось бессмысленным. Если кто-нибудь из игроков опустил при повторении какое-либо из сказанных слов, остальные ему подсказывают, закрепляя всю фразу в памяти. Выигрывает игрок, который закончит предложение, когда никто из остальных игроков не сможет прибавить ни одного слова. Или выигрывает команда, которая составила самое длинное упражнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

Задачи: Коррекционные: автоматизация звука С в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; образование притяжательных прилагательных; подбор синонимов к имени существительному; активизация сл...

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения

Цель занятия: Автоматизация звука Рь в предложениях и тексте....

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения с применением здоровьесберегающих технологий

Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Цель: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:•       предупреждение речевых, грамматическ...

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Программа предназначена для учителей-логопедов, логопедов. Расчитана на 36 часов....

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....