«Обучение глобальному чтению детей с РАС»
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Красносельская Любовь Геннадиевна

Глобальное чтение- это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это так же составная часть работы по обучению детей с РАС навыкам чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение глобальному чтению детей с РАС»

Глобальное чтение- это один из способов альтернативной коммуникации, до- полняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это так же составная часть работы по обучению детей с РАС навыкам чтения и письма.

Сильной стороной таких детей является зрительная и слуховая память. У них есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально), как на фотоснимке. Это особенность лежит в основе метода глобального чтения.

Автор метода «глобальное чтение» – американский нейрофизиолог Глен До- ман. За единицу глобального чтения принимается слово. Для работы используются красочные картинки с изображением предметов и действий и соответствующие таб- лички с надписями. Также таблички рекомендуют наклеивать на окружающие ре- бенка предметы.

Глобальное чтение развивает:

  • мышление, зрительное и слуховое внимание, память;
  • импрессивную речь (восприятие и понимание устной и письменной речи);
  • навыки коммуникации и общения.

В некоторых случаях глобальное чтение стимулирует развитие экспрессивной речи («вокальной», произносимой вслух), происходит «запуск речи».

При использовании метода глобального чтения возможно избежать «механиче- ского» чтения, так как картинки или предметы подписываются целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обо- значает.

В долгосрочной перспективе наиболее эффективный подход – обучать детей с РАС как распознаванию слов целиком (глобальному чтению), так и буквам, и чте- нию по слогам.

Какие материалы использовать для глобального чтения?

Для обучения ребенка глобальному чтению потребуются карточки с картин- ками и подписями к ним.

Заранее продумайте список «слов» для начального этапа обучения - исполь- зуйте только те слова и выражения, которые ребенок чаще всего встречает в жизненной ситуации и сможет функционально использовать для общения.

Принципы обучения Глобальному чтению

принципы постепенность и последовательность

Слова, которым мы хотим обучить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия и явления. Первые слова, которые учится читать аутичный ре- бенок, относятся лично к нему, к его семье, предметам их любимой еды, одежды, знакомым животным, к тому, что повседневно происходит в жизни ребенка и его семьи.

принцип от простого к сложному

Постепенно увеличиваем количество слогов в словах и количество картинок, используемых на занятии. Сначала задание демонстрирует взрослый. Затем повто- ряет ребенок.

Этапы обучения глобальному чтению

Подготовительный этап

Сначала ребенок должен научиться:

  1. Соотносить парные картинки и предметы

C:\Users\Музалевская\Desktop\Глобальное чтение букварёнок\Снимок15.PNG        C:\Users\Музалевская\Desktop\Глобальное чтение букварёнок\Снимок13.PNG

Начинаем с обучения ребенка тому, как совмещать одинаковые простые формы (одного цвета) – положить круг на круг, положить квадрат на квадрат и так далее.

Затем переходим к тому, чтобы положить простой повседневный предмет, к та- кому же предмету (носок к носку, ложку к ложке).

Далее переходим к простым изображениям. Учим находить и сличать парные картинки, путем подбора (утка к утке, машина к машине и т.п.).

Можно создавать свои собственные изображения, купить готовое обучающее пособие или игру, использовать компьютерные игры на совмещение одинаковых изображений.

  1. Соотносить предмет и его изображение

C:\Users\Музалевская\Desktop\Глобальное чтение букварёнок\Картинки к статье\Снимок3.PNG

Первый этап: Чтение автоматизированных энграмм

(имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных)

Начинаем с местоимения «Я». Таким обра- зом, мы работаем с таким специфическим речевым нарушением при аутизме, как «не- понимание личного местоимения «Я» (та- кие дети о себе говорят во втором или тре- тьем лице).

C:\Users\Музалевская\Desktop\Глобальное чтение букварёнок\Картинки к статье\Снимок12.PNG

Удобно использовать семейный фо- тоальбом как дидактический мате- риал, снабдив его соответствую- щими печатными надписями. На от- дельных карточках надписи дубли- руются.

Второй этап: Чтение слов

Картинки (фотографии) находятся в конвертах. Вместе с фотографиями (кар- тинками) в конвертах есть таблички с обозначающими их словами (фотография ре- бенка и слово «я», картинка с изображением сока и слово «сок»). Используются фо- тографии (картинки) небольшого размера (квадрат со сторонами 5-7 см) и таблички со словами (узкая полоска длиной 7-10 см). Чем меньше размер используемого ма- териала, тем сильнее он концентрирует внимание аутичного ребенка. Небольшие по размеру картинки и таблички легко умещаются в руке ребенка, а весь учебный ма- териал размещается в его зрительном поле.

  • рассматриваем вместе с ребенком кар- тинку и называем ее: «Это - Сок»
  • прочитываем с ребенком слово, подпи- санное под картинкой, проводя по нему пальцем: «Читай! Сок»
  • ищем карточку с таким словом и под- кладываем под картинку на слово:

картинку.»

Фото мамы

Фото папы

Фото ба- бушки

Фото кота

МАМА

ПАПА

БАБУШКА

КОТ

  • еще раз прочитываем слово, желательно, чтобы ребе- нок назвал слово сам (при наличии «вокальной» речи);
  • через какое-то время ребенок по вашей просьбе начи- нает выбирать произнесенное вами слово из 2-х карто- чек, потом из 3-х, 4-х и накладывать их на слово само- стоятельно;
  • в итоге ребенок должен из 4-х табличек со словами

найти по вашей просьбе нужное слово и подложить под нужную картинку.

Обучая детей по методу глобального чтения можно использовать разные при-

емы:

  • положить табличку на такую же табличку под картинкой;
  • табличка под картинкой закрывается, и слово кладется под закрытую табличку;
  • затем открываем и проверяем правильность выполнения;
  • положить табличку на картинку;
  • положить картинку под табличку;

- распечатать слова, набранные разными шрифтами и цветами. Ребенок будет узнавать и подбирать слова, несмотря на разный шрифт и цвет

Третий этап: Чтение простых фраз

Работа с простой фразой из двух слов, где одно и то же лицо выполняет разные действия. Сначала это фотографии ребенка с подписями.

C:\Users\Музалевская\Desktop\Глобальное чтение букварёнок\Снимок17.PNG

Добавляем карточки со словами «ХОЧУ» и «ЛЮБЛЮ».

C:\Users\Музалевская\Desktop\Глобальное чтение букварёнок\Картинки к статье\8.PNG        C:\Users\Музалевская\Desktop\Глобальное чтение букварёнок\Картинки к статье\Снимок11.PNG

Используем картинки с изображением предметов еды и игрушек знакомые и любимые ребенку.

Затем фотографии мамы с подписями: «Мама ест», «Мама спит», «Мама идет»,

«Мама пьет» и т.п.

Аналогично фотографии папы с подписями: «Папа пьет», «Папа идет», «Папа едет (на машине, на велосипеде…)», фотографии членов семьи, любимых питомцев.

Далее берем предложения из 3 слов: «Мама ест банан», «Папа пьет чай», «Де- душка едет на машине» и т.п.

Работаем с фразой «Я люблю…»: «Я люблю шоколад», «Мама любит сок»,

«Кот любит молоко» и т.п.

Использование методики «глобальное чтение» для обучения аутичных детей дает возможность достаточно быстро научить ребенка осмысленно читать слова, са- мостоятельно составлять из знакомых слов и прочитывать короткие фразы, дает ре- бенку представление о том, что с помощью письменной речи можно не только назы- вать, обозначать отдельные предметы, но и сообщать о чувствах, желаниях, дей- ствиях.

При простоте и доступности он не дает негативных реакций у аутичных детей (наверное, потому, что от ребенка не ждут, что он должен заговорить, а именно это обычно вызывает агрессию и протест).

И самое главное, метод глобального чтения открывает для неговорящего ребенка возможности и пути его дальнейшего развития, формируя и развивая навыки коммуникации и общения.

Составитель: Музалевская Инесса Леонидовна. учитель-логопед Алтайского краевого центра ППМС- помощи

Материалы подготовлены на основе источников:

Либлинг М.М., Лаврентьева Н.Б. Обучение грамоте детей с расстройствами аутистического спектра путем создания «Личного букваря» - М.: Педагогика, 2018.

Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: - М.: Теревинф, 2018. Лодейщикова Е.В. Букваренок - Самара.: ООО «Медиа-Книга», 2015. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути по-

мощи. - М.: Теревинф, 2012. https://obuchalka-dlya-detey.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Из опыта работы "Деятельностный подход к обучению литературному чтению детей младшего школьного возраста"

Цель моей деятельности: воспитание и формирование умения читать «по-взрослому» в единстве семьи и школыв рамках системно-деятельностного подхода....

Программа по выявлению способностей Реализация творческого потенциала учащихся в рамках обучения глобальному чтению через изготовление книжек-малышек

Программа Реализация творческого потенциала учащихся в рамках обучения глобальному чтению через изготовление книжек-малышек...

Важные аспекты обучения глобальному чтению детей с расстройством аутистического спектра

Опыт показывает, что использование традиционных приёмов обучения чтению при работе с обучающимися с РАС не всегда эффективно. Традиционный подход во многом опирается на уже сформированные речевые и ко...

Обучение глобальному чтению обучающихся с диагнозом РАС

В данной статье методическая расработка обучения глобальному чтению обучающихся с диагнозом РАС. Дети с таким диагнозом не могут обладеть наками чтения и понимания прочитанного общепринтыми методиками...