Обучение глобальному чтению обучающихся с диагнозом РАС
статья по чтению (1 класс)

Виктория Олеговна Лыщик

В данной статье методическая расработка обучения глобальному чтению обучающихся с диагнозом РАС. Дети с таким диагнозом не могут обладеть наками чтения и понимания прочитанного общепринтыми методиками. Для облегчения овладения навыками чтения поможет предложенная методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globalnoe_chtenie.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная общеобразовательная школа «Злагода»

Семинар № 3

для учителей и родителей

Тема: «Методика обучения глобальному чтению»

Учитель 1 категории Лыщик В.О.

Необходимо запомнить, что до обучения глобальному чтению необходимо, чтобы ребенок выполнял 2 вещи:

1. Умел находить и сличать парные картинки, путем подбора ( утка у утке, машина к машине и т.п.)
2. Мог запоминать 3-4 картинки зрительно и удерживать их в памяти. У него на глазах называются картинки, а затем переворачиваются картинкой вниз. Ребенок должен запомнить, где какая картинка лежит.

1. Для обучения потребуется чистый альбом для рисования формата А4, (36-48 листов) карточки из плотного картона 10Х3 см со словами, четко написанными печатными буквами (черным фломастером), а также, яркие и четкие картинки и фотографии, размером 10Х15 .
2. На каждой странице альбома располагается не больше четырех картинок.
3. Под каждой картинкой располагается подпись черным фломастером ( печатными буквами (2-3 см) с таким же начертанием, как на отдельных карточках.)

Обучение глобальному чтению проходит по следующей схеме:

1. Рассматриваем вместе с ребёнком картинку и называем её. ( это утка)
2. Прочитываем с ребёнком слово, подписанное под картинкой, проводя по нему пальцем. ( Читай! Утка)
3. Ищем карточку с таким словом и подкладываем под картинку на слово. (Ищи, где написано, утка. Положи под картинку.)
4. Ещё раз прочитываем слово, желательно, чтобы ребёнок назвал слово сам.
5. Через какое-то время ребенок по вашей просьбе начинает выбирать произнесенное вами слово из 2-х карточек, потом из 3-х, 4-х и накладывать их на слово самостоятельно.
6. В итоге ребенок должен из 4-х табличек со словами найти по вашей просьбе нужное слово и подложить под нужную картинку. Картинки на завершающем этапе можно закрыть листочками бумаги, чтобы у ребенка был только графический образ слова перед глазами и картинки не являлись подсказкой.


1 страница.
На первой странице должны быть приклеены фотографии членов семьи с подписями: мама, папа, имя ребёнка под его фотографией ( например, Ваня), если есть братья и сестры, то их фото с именами.

Дополнительно нужно сделать таблички такого же размера, что подписи в альбоме, где будут написаны эти же слова без фотографий. Ребёнок рассматривает картинку (фотографию), а взрослый называет её. Затем взрослый берет указательный палец ребёнка и проводит им по слову, написанному под фотографией, прочитывая его. Потом взрослый предлагает ребенку карточку с таким же написанным словом и эта карточка накладывается на слово под картинкой. Инструкция для ребенка: «Где мама? Положи сюда! Молодец!» Таким образом накладываются все слова под все картинки. Через несколько занятий, которые должны проходить ежедневно, ребёнок должен вместе со взрослым прочитать слово на карточке, а потом самостоятельно положить слово под нужную картинку. В итоге ребенок должен самостоятельно прочитывать каждое слово на карточке, которую ему дают и правильно подкладывать это слово под картинку.

2 страница.
На второй странице должны быть 4 картинки с подписями: дом, сок , кот, мяч. Ребёнок по той же схеме сначала за взрослым называет картинку, потом прочитывает под ней название, проводя по слову пальцем. Затем взрослый даёт ребёнку табличку с написанным словом и прочитывает его. Ребёнок смотрит на табличку со словом и повторяет его за взрослым. Необходимо добиться, чтобы через какое-то время ребёнок самостоятельно прочитывал слово по карточке, а затем подкладывал её под нужную картинку. Если ему это сложно сделать, или он сделал это неправильно, то необходимо вместе с ним прочитать табличку и положить её правильно, чтобы ребёнок запомнил.


3 страница.
На 3 странице должны быть картинки : лиса, дядя, утка, часы. Работать необходимо по той же схеме

4 страница.
На 4 странице наклеены, или нарисованы картинки : море, рыба, ведро, лодка. (из 2-х слогов). Работа идёт по той же схеме.
Как только ребёнок усвоил как подписана каждая картинка и научился подкладывать нужные слова на эти подписи под картинками /подписи к картинкам в альбоме/, нужно сделать отдельные карточки с этими же картинками или такими же картинками , где на одной стороне будет подпись печатными буквами, а на другой - сама картинка. Вы наверняка видели подобные комплекты, их часто используют для изучения иностранных языков: на одной стороне изображение , а на другой – соответствующее слово. Сначала перед ребенком выкладываются 2 карточки, потом – 3, а потом - 4 штуки словами вверх, картинкой вниз. Выбираем по 1 карточке и даём ребёнку прочитать слово, после этого переворачиваем карточку и показываем картинку. Инструкция: «Читай, что написано?.... Правильно, дом! Молодец! Давай посмотрим! Дом!» Ребёнок должен увидеть, что прочитанное слово совпадает с картинкой. Если он ошибся, повторите всю процедуру. Инструкция: «Нет, не правильно! Посмотри, что нарисовано? Дом? А теперь читай: дом! Давай еще раз проверим! – Дом. Молодец!»

5 страница
Должны быть слова из 3-х слогов: машина, корова, самолет, собака.

6 страница.
На 5 странице должны быть 4 глагола: ест, спит, сидит, моет. Например: собака ест, девочка спит, кукла сидит, мама моет посуду или пол. Кто именно ест или спит в данном случае не важно, надо только, чтобы на картинке было изображено четкое действие. По той же схеме работаем с этими словами и карточками.

7 страница.
На 7 странице должны быть 4 фотографии с подписями : Мама ест. Мама спит. Мама сидит. Мама моет ( чашку). В этом случае все действия должен совершать один персонаж. В нашем примере это – мама, и такие фотографии вполне можно сделать, ну, или подобрать картинки, где эти 4 действия будет делать, например, медведь или мальчик и т.д. Под каждой фотографией или картинкой надо написать соответствующее /написано/ предложение из 2-х слов. Первое слово напишите с /написано/ с большой буквы.

Схема работы такая:
1. Ребёнок вместе со взрослым называют действие на фотографии: Мама ест.
2. Проводят пальчиком по предложению и читают слова.
3. Взрослый даёт ребёнку слово «мама», ребенок называет слово и накладывает его на слово под картинкой. Если есть необходимость, взрослый помогает ему, НО НЕ ДЕЛАЕТ ЗА РЕБЕНКА!
4. Ребёнку дают слово «ест», он называет его и накладывает на написанное под картинкой. Получилось, что он выложил предложение из знакомых уже слов. Нужно ещё раз прочитать предложение вместе с ребёнком. В итоге он должен научиться самостоятельно раскладывать таблички со словами и прочитывать их.

8 страница.
На 8 странице должны быть 4 картинки с глаголами: пьёт, наливает, бежит, едет. Работа идёт по той же схеме.

9 страница.
На 9 странице должны быть 4 фото с подписями : Папа пьёт. Папа наливает. Папа бежит. Папа едет ( на велосипеде, на машине …). Работаем по той же схеме.

10 страница.
На 10 странице должны быть 4 картинки с глаголами: играет, читает, рисует, моет. Работаем по той же схеме.

11 страница.
На 11 странице должны быть 4 фотографии ребёнка с подписями: (Имя вашего ребёнка) Ваня играет. Ваня читает. Ваня рисует. Ваня моет (руки.) Работаем по той же схеме, подкладывая под каждое слово карточку.

12 страница.
На 12 странице должны быть 4 картинки: Мама ест банан. Папа наливает сок… (Имя ребёнка) Маша пьёт сок. Маша рисует дом.
В предложение добавляется знакомое третье слово. Прочитываем предложение с ребенком, проводя по каждому слову пальцем, затем выбираем таблички и подкладываем под слово. Когда предложение составлено, прочитываем его ещё раз.

12, 13, 14 страницы произвольно заполняются словами, которые хорошо говорит ваш ребёнок. Например, ваш ребёнок произносит слова: дедушка, юла, лошадка корова, курица. Вы подбираете картинки на эти слова, наклеиваете их в альбом, подписываете и делаете карточки с этими словами. Дальше вы работаете по той же схеме. Можно составить с этими словами простые предложения.

Работать с альбомом нужно ежедневно, чтобы ребёнок запомнил написанные слова и мог легко их находить и соотносить с картинками. В среднем, темп работы - одна страница альбома за одну две недели. Вполне возможно, что ваш ребенок может усваивать материал чуть быстрее или чуть медленнее Так как у наших детей хорошая зрительная память, то они , как правило, достаточно быстро запоминают слова и начинают их читать целиком. Такое прочитывание очень положительно сказывается на правильном произношении слов, поскольку ребенок старается произнести все буквы в слове, и, стало быть, его речь постепенно будет становиться все более внятной.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Обучение чтению по методу Домана" (методика глобального чтения)

В методической разбаботке описан опыт обучения глобальному чтению, который можно использовать в работе с умственно отсталыми детьми....

Метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку.

Доклад на тему метод глобального чтения на начальном этапе обучения английскому языку....

Программа по выявлению способностей Реализация творческого потенциала учащихся в рамках обучения глобальному чтению через изготовление книжек-малышек

Программа Реализация творческого потенциала учащихся в рамках обучения глобальному чтению через изготовление книжек-малышек...

Важные аспекты обучения глобальному чтению детей с расстройством аутистического спектра

Опыт показывает, что использование традиционных приёмов обучения чтению при работе с обучающимися с РАС не всегда эффективно. Традиционный подход во многом опирается на уже сформированные речевые и ко...

Обучение чтению по методике “Глобальное чтение” на начальном этапе.

Что такое “Глобальное чтение”? Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнават...

«Обучение глобальному чтению детей с РАС»

Глобальное чтение- это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям с РАС. Это так же составная часть работы по обучению детей с РАС навыкам чтения и пис...