Календарный план работы учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ в начальных классах
календарно-тематическое планирование по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
В материалах представлен развернутый календарный план работы учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ начальной школы. В плане представлена работа по формированию основных компонентов речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarnyy_plan_obuchayushchiesya_s_ovz_nachalnaya_shkola.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарное планирование работы учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ 1-4 классов
Информационно-методическое обеспечение коррекционной работы:
Садовникова И. Дисграфия. Дислексия. Технология преодоления. М, -2011 г.
Трубникова Н. Методические рекомендации обследования речи детей младшего школьного возраста. Екб, - 1994 г.
Векшина Т., Алимпиева М. Словарные слова. 4 класс. М, -2018 г.
Радевич Т. Русский язык. Тренажер. 4 класс. Минск, -2017 г.
Крутецкая В.А. Профилактика и коррекция дисграфии. Упражнения для исправления нарушений письма 1-4 классы. СПб-2022г.
Крутецкая В.А. Упражнения для закрепления навыков правильного и быстрого чтения с примерами, подсказками и проверкой скорости чтения 1-4 классы. СПБ – 2023г.
Крутецкая В.А. Корректируем дисграфию и дизорфографию у школьников 4-5 классов. Обучающие упражнения. СПб – 2023 г.
Неделя | Тема | Развитие графо-моторного компонента, артикуляционной моторики. Развитие пространственных представлений. | Формирование фонетико-фонематической системы языка | Формирование лексико-грамматической стороны речи | Формирование связной речи |
1,2 недели сентября | |||||
3 неделя сентября | Устная и письменная речь. Знаки препинания. Части речи. | Работа в тетради. Определение направлений в пространстве: -вытянуть в сторону пр. руку, назвать предметы с правой стороны. -аналогично – слева. -соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога…). -соотнести с левой рукой части тела, назвать их. -по инструкции показать левую или правую часть тела. -стоя попарно лицом друг к другу, показать левые и правые части тела, одежды товарища и свои. -уточнить, как определяют левый и правый берег реки. | Определение гласных и согласных звуков. Простые формы звукового анализа: -узнавание гласного на слух в ряду других гласных, в слогах, словах. Игра «Поймай звук» ДД-114 -различение гласных звуков (определить звук и записать в определенный столбик) определение длинных и коротких слов, деление слов на слоги -работа в тетради Простые формы звукового анализа: -анализ и синтез структуры предложения (работа в тетради: составить предложения, используя словосочетания) -закрепить знание о правилах безударных гласных (списать слова, написать проверочные) -закрепить знания о составе слов (разобрать слова по составу) -словарные слова. | Повторение орфограмм. Словарная работа: абажур, абзац, абрикос, агроном. | Текст «Озимь». Беседа по тексту. |
4 неделя сентября | Согласные звуки. Способы обозначения мягкости согласных на письме. Мягкий знак. | Упражнения с массажными мячами. Артикуляционная гимнастика – звук «Ш». Определение направлений в пространстве: -на демонстрационном полотне расположить картинки по словесной инструкции слева, справа, внизу, вверху. | Определение характеристики «Ь». Закрепить простые формы звукового анализа: -дифференциация мягких и твердых согласных. -смягчение согласных Ь -анализ и синтез структуры предложения (работа в тетради: составить предложения, используя словосочетания) -словарные слова. | Повторение орфограмм. Словарная работа: акация, аккуратный, апельсин, аппарат. | Текст «Почта». Беседа и задания к тексту. |
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. | Подвижное упражнение «Хомка, хомка, хомячок» Пальчиковые уклады «Птичка». Артикуляционная гимнастика – звук «Ш», «Р». Проговаривание слогосочетаний с мягкими согласными медленно\быстро: бьдьгя-бьдьге-бьдьги-бьдьгю\ пьтькя-пьтьке-пьтьки-пьтькю Определение направлений в пространстве: -определение схемы тела, стоящего напротив; -продолжить уточнение, как определяют левый и правый берег реки. | Выучить гласные 1 и 2 ряда. Уточнить их особое различие. -дифференциация гласных первого и второго ряда (упражнение «раздели по столбикам») -закрепление знаний о гласных второго ряда, смягчение согласных, случаи распада на две гласные (в начале слова, после гласного и после мягкого и твердого знака): фонетический разбор слов: юла, подъезд, красивые Простые формы звукового анализа: -узнавание гласного звука на слух: *начального звука в слове,*последнего согласного в слове, *согласного в середине слова. -выборочный диктант слов (запись слов, содержащий определенный звук) -игра «Любопытный» -дописать недостающую букву -игра «Цепочка слов» ДД-115-117 -словарные слова. | Повторение орфограмм. Словарная работа: аппетит, бассейн, беседа, блокнот. | Текст «Чайки». Беседа и задания к тексту. | |
2 неделя октября | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Звуки «ы-и». | Подвижное упражнение «Лиса и гуси» Упражнение «Сидит белка на тележке» Артикуляционная гимнастика – звук «Ш», «Р». Проговаривание слогосочетаний с твердыми и мягкими согласными медленно\быстро: бдга-бдго-бдгу-бдгы\ птка-птко-птку-пткы\ бьдьгя-бьдьге-бьдьги-бьдьгю\ пьтькя-пьтьке-пьтьки-пьтькю Уточнение пространственных взаимоотношений: -стоя в колонне, назвать, стоящего впереди, стоящего сзади. -стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа. -расположить предметы по инструкции слева и справа от объекта. -сидя за столом, определить его правый и левый края, поднять руку тем, кто сидит с правой стороны стола, аналогично – сидящим слева. -определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это со своей рукой. -определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа. | Характеристика звуков «ы-И». Закрепление знаний о гласных второго ряда, смягчение согласных, случаи распада на две гласные (в начале слова, после гласного и после мягкого и твердого знака): фонетический разбор слов: веревка, иней, морские. -анализ и синтез структуры предложения (работа в тетради: составить предложения, используя словосочетания) -словарные слова. | Повторение орфограмм. Словарная работа: богатство, бульдозер, ванна, вверх. | Текст «На севере». Беседа и задания к тексту. |
3 неделя октября | Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. «Б-Д», «А-О» | Пальчиковая гимнастика «Птички» Артикуляционная гимнастика – звук «Ш», «Р». Проговаривание слогосочетаний с твердыми и мягкими согласными медленно\быстро: бдга-бдго-бдгу-бдгы\ птка-птко-птку-пткы\ бьдьгя-бьдьге-бьдьги-бьдьгю\ пьтькя-пьтьке-пьтьки-пьтькю Уточнение пространственных взаимоотношений: Линейная последовательность ряда, зрительный диктант. | Характеристики фонем «Б-Д». Уточнение артикуляции данных звуков. Выделение начальных звуков в словах. Запомнить опоры («Б»-место преграды Б-гуБы, хвост Белки-наверх, «Д» - место преграды Десны, хвост Дятла вниз). Упражнения: запись под диктовку в два столбика, образовать новые слова с помощью приставки до, прочитать текст, вставляя недостающие Б или Д. Характеристики фонем «А-О». Уточнение артикуляции данных звуков. Выделение начальных звуков в словах. Запомнить опоры («А»-широко открыт рот, «О» - округление губ). Упражнения: запись под диктовку в два столбика, чтение слов с опорой на схему, прочитать текст, вставляя пропущенные гласные. -словарные слова. | Имя существительное. Словарная работа: везде, винегрет, вперед, голубой. | Текст «Зимнее поле». Беседа и задания к тексту. |
4 неделя октября | Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Фонемы «О-У, Е-Ю». | Подвижное упражнение «С кочки на кочку». (Координация речи с движением.) Пальчиковая гимнастика «Кольца». Упражнение с массажным мячом. Артикуляционная гимнастика – звук «Ш». Определение направлений в пространстве: -линейная последовательность предметного ряда, зрительный диктант (ДД-85-86) | Характеристики локализованных гласных «О-У, Е-Ю». Сравнить по артикуляции гласные О-У, входящие в состав Е-Ю. -словарные слова. Запомнить опоры («У»-вытягивание губ, «О» - округление губ). Упражнения: отраженное проговаривание слов с данными гласными, запись под диктовку в два столбика, составление по смыслу и звучанию слов, изменение слов по образцу, прочитать текст, вставляя пропущенные гласные. Комментированное списывание. | Имя существительное. Словарная работа: горизонт, громко, далеко, дециметр. | Текст «Жил на свете кузнечик…». Беседа и задания к тексту. |
1 неделя ноября | Звонкие и глухие парные согласные. Дифференциация звуков «В-Ф» | Пальчиковые уклады: «Морской гребешок», «Голова дракона» Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «В-Ф». Определение направлений в пространстве: - последовательность числового ряда (ДД-85-87) | Различение звуков «В-Ф». Определение характеристик фонем «С-Ш». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. -словарные слова. | Имя существительное. Словарная работа: длина, долина, дрожжи, Европа. | Текст «Сон животных». Беседа и задания к тексту. |
2 неделя ноября | Звонкие и глухие парные согласные. Дифференциация звуков «Т-Д, Ть-Дь» | Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «Т-Д». Определение направлений в пространстве: - последовательность числового ряда (ДД-85-87) | Определение характеристик фонем «Т-Д, Ть-Дь». Вычленение фонем из слов. Сравнение артикуляции гласных. Чтение слоговых таблиц. Различение согласных в словах устно и письменно. Сопоставление по смыслу и звучанию слов. Комментированное письмо. -словарные слова. | Имя существительное. Словарная работа: ежевика, железо, женщина, жжет. | Текст «Вот так заяц». Беседа и задания к тексту. |
3 неделя ноября | Звонкие и глухие парные согласные. Дифференциация звуков «К-Г» | Пальчиковая гимнастика «Птички». Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «К-Г». Определение направлений в пространстве: - последовательность числового ряда (ДД-85-87) | Определение характеристик фонем «К-Г». Определение характеристик фонем «С-Ш». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. -словарные слова. | Имя существительное. Словарная работа: жилище, жужжит, завтрак, запад. | Текст «Лютик». Беседа и задания к тексту. |
4 неделя ноября | Звонкие и глухие парные согласные. Дифференциация звуков «С-З» | Подвижная игра «Снегири». (Развитие общих речевых навыков, общей моторики, ловкости) Упражнение с массажным мячом. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «С-З». Определение направлений в пространстве: - последовательность числового ряда (ДД-85-87) | Определение характеристик фонем «С-З». Определение характеристик фонем «С-Ш». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. -словарные слова. | Имя существительное. Словарная работа: заря, здоровье, издалека, инженер. | Текст «Отдых». Задания к тексту. |
1 неделя декабря | Дифференциация парных согласных. Буквы и звуки «Ш-Ж». | Пальчиковая гимнастика «Гости». Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «Ш-Ж». | Определение характеристик фонем «Ш-Ж». Определение характеристик фонем «С-Ш». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. -словарные слова. | Имя прилагательное. Словарная работа: иногда, искусный, искусство, как будто | Текст «Какого цвета снег?» Беседа и задания к тексту. |
2 неделя декабря | Оглушение звонких согласных в середине слова | Пальчиковая гимнастика «Апельсин» Артикуляционная гимнастика – звук «Р». | Беседа. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания. Сравнивать написание слов со звонкими согласными в середине. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в середине слов. Упражнения на проверку сомнительных согласных. -словарные слова. | Имя прилагательное. Словарная работа: каникулы, картон, кастрюля, квитанция | Текст «Одуванчик». Беседа и задания к тексту. |
3 неделя декабря | Оглушение звонких согласных в конце слова. | Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» Артикуляционная гимнастика – звук «Р». | Беседа. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания. Сравнивать написание слов со звонкими согласными в конце слов. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в конце слов. Упражнения на проверку сомнительных согласных. -словарные слова. | Имя прилагательное. Словарная работа: километр, кисель, командир, конфета | Текст «Не только погоду могут предсказывать звери и птицы…» Беседа и задания к тексту. |
4 неделя декабря | Дифференциация согласных других фонетических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство Буквы и звуки «С-Ш» | Упражнение с массажным мячом. Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «С-Ш». | Определение характеристик фонем «С-Ш». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. -словарные слова. | Имя прилагательное. Словарная работа: линия, литература, лопата,лучше | Текст «Полоска» (сказка). Беседа и задания к тексту. |
5 неделя декабря | Дифференциация согласных других фонетических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство Буквы и звуки «З-Ж» | Упражнение с массажным мячом. Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «З-Ж». | Определение характеристик фонем «З-Ж». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. -словарные слова. | Имя прилагательное. Словарная работа: масса, медленно, мультфильм, назад | Текст «Клевер». Беседа и задания к тексту. |
2 неделя января | Дифференциация согласных других фонетических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство Буквы и звуки «Сь-Щ» | Упражнение с массажным мячом. Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «Сь-Щ». | Определение характеристик фонем «Сь-Щ». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. -словарные слова. | Имя прилагательное. Словарная работа: налево, направо, нарочно, неделя. | Текст «Горицвет, или кукушкины слезки». Беседа и задания к тексту. |
3 неделя января | Дифференциация согласных других фонетических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство Буквы и звуки «Р-Л, Рь-Ль» | Подвижная игра «Повтори за мной». Пальчиковая гимнастика «Птички». Артикуляционная гимнастика – звук «Р», звук «Л» - анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «Р-Л». | Характеристика звуков Р-Л, Рь-Ль, отметить их отличительные особенности. Нахождение слов с данными звуками (начало, конец и середина слова). Запись слов на слух в две колонки по наличию звука. Упражнения на дифференциацию звуков на письме (вставить пропущенные буквы, заменить буквы, образовать словосочетания и др.) Образование притяжательных прилагательных. -словарные слова. | Имя прилагательное. Словарная работа: облако, оборона, овраг, огород. | Текст «Проказница». Беседа и задания к тексту. |
4 неделя января | Дифференциация согласных других фонетических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство. Буквы и звуки «К-Г-Х» | Пальчиковая гимнастика «Строим, строим новый дом». Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «К-Г-Х». | Характеристика звуков К-Г-Х, отметить их отличительные особенности. Определение характеристик фонем «С-Ш». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. -словарные слова. | Имя прилагательное. Словарная работа: одиннадцать, однажды, около, орех. | Составить рассказ по серии картинок по теме «На горке». |
1 неделя февраля | Дифференциация согласных других фонетических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство Буквы и звуки «С-Ц». | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «С-Ц». Скороговорки. | Определение характеристик фонем «С-Ц». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. -словарные слова. | Имя прилагательное. Словарная работа: орфограмма, осина, Отечество, помощь. | Текст «Кит». Беседа и задания к тексту. |
2 неделя февраля | Дифференциация согласных других фонетических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство Буквы и звуки «Ч-Ть». | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «Ч-Ть». Скороговорки. | Определение характеристик фонем «Ч-Ть». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. | Имя прилагательное. Словарная работа: понедельник, портрет, правительство, президент. | Текст «Кукушонок». Беседа и задания к тексту. |
3 неделя февраля | Дифференциация согласных других фонетических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство Буквы и звуки «Ч-Щ». | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «Ч-Щ». Скороговорки. | Определение характеристик фонем «Ч-Щ». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. | Глагол. Словарная работа: профессия, район, рукавица, салют. | Текст «Хитрая крыса». Беседа и задания к тексту. |
4 неделя февраля | Дифференциация согласных других фонетических групп, имеющих акустико-артикуляционное сходство Буквы и звуки «Ч-Ц». | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Анализ артикуляционных укладов при произношении звуков «Ч-Ц». Скороговорки. | Определение характеристик фонем «Ч-Ц». Вычленение фонем из слов в начальной позиции. Сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами. Дифференциация звуков в словах различных типов по нарастающей сложности устно и письменно. Находить слова, различающиеся лишь одним звуком. Определение места звука в слове. Запись слов под диктовку в две колонки по наличию звуков. Изменение слов по образцу, отмечая чередование звуков. Анализ и графическая запись под диктовку. | Глагол. Словарная работа: сверху, свитер, свобода, сейчас. | Текст «Михаил». Беседа и задания к тексту. |
1 неделя марта | Синонимы (слова-приятели) | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Беседа. Наблюдать слова, близкие по значению, но различные по звуковому составу. Подобрать слова парами. Указать четвертое "лишнее» слово из цепочки слов. Указать в словосочетаниях близкие по значению слова. Объяснить, какие слова-приятели чаще употребляются в разговорной речи, а какие в книжной. Чтение сказки Е. Измайлова «Тигр-Лев и Лев-Тигр». Беседа и анализ текста. | Глагол. Словарная работа: сковорода, славяне, слева, снизу. | Текст «Спор деревьев». Беседа и задания к тексту. |
2 неделя марта | Антонимы (слова-неприятели) | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Беседа. Наблюдать слова, имеющие противоположное значение. Подобрать слова парами. Указать четвертое "лишнее» слово из цепочки слов. Вставить в пословицы пропущенные слова, объяснив их значение. Объяснить, какие слова-неприятели чаще употребляются в разговорной речи, а какие в книжной. Чтение сказки Е. Измайлова «Погрустили». Беседа и анализ текста. Пересказ сказки. | Глагол. Словарная работа: справа, сумма, счастье, терраса. | Текст «Наше Отечество». Беседа и задания к тексту. |
3 неделя марта | Омонимы (слова-близнецы) | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Беседа. Наблюдать слова, одинаковые по звуковому составу, но имеющие противоположное значение. Подобрать слова парами в словосочетаниях. Упражнения на нахождение в тексте слов-близнецов, указав оба их значения. Составление предложений из словосочетаний. Вставить в предложения пропущенные слова, объяснив их значение. | Глагол. Словарная работа: трамвай, троллейбус, уважение, учитель. | Составить и записать рассказ по картинке. |
4 неделя марта | Многозначные слова | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Беседа. Наблюдать слова, одинаковые по звуковому составу, но имеющие разное значение. Закрепить понятие «переносное значение слов». Заменить слова в словосочетаниях близкими по смыслу. Составление предложений из предложенных словосочетаний. Анализ текста К. Чуковского «Детские ботинки». Объяснить прямой и переносный смысл выражений. | Глагол. Словарная работа: фонарь, фотограф, футбол, хозяин. | Текст «Синичкин календарь». Беседа и задания к тексту. |
5 неделя марта | Слоговой анализ и синтез слов | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Предварить систему упражнений объяснением, что слог-это часть слова, не заключающая в себе его смысла. Закрепить правило о слогообразующей роли гласных звуков. Упражнение «Один-много». Сгруппировать слова по числу слогов. Преобразовывать односложные слова в двусложные, а двусложные в трехсложные. Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым следующего. Развитие чувства ритма. Добавить в рифму недостающее слово в стихотворение Е. Серовой «Подскажи словечко». Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов. Наблюдать, как последовательность слогов является смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов. Рассмотреть типы слогов. | Местоимение. Словарная работа: хозяйство, цирк, человек, честно. | Текст «Синичкин календарь» (продолжение). Беседа и задания к тексту. |
1 неделя апреля | Ударение. Слова-омографы. Схемы слого-ритмической структуры слов (двусложные слова, трехсложные слова) | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. Тренировать в правильном произнесении и узнавании ударного гласного звука в словах. Составить предложения из пар слов, выделяя ударный гласный. Читать не рифмующиеся двустишия. Упражнение на определение слов-омографов. Разгадывание загадок. Устный диктант по теме «Ударные гласные». Упражнение «Узнай свое имя по ритму». Учить составлять схемы двусложных и трехсложных слов. | Местоимение. Словарная работа: шелк, шестнадцать, шоколад, шоссе. | Текст «Синичкин календарь» (продолжение). Беседа и задания к тексту. |
2 неделя апреля | Безударные гласные. | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Показать звучание одного и того же гласного в ударной и безударной позиции. Тренировать в подборе проверочных слов (игры с перекидыванием мяча). Отбор проверочных слов. Анализ стихотворения Л. Дружининой «Буква А и буква О». Письменные упражнения в правописании безударных гласных. | Местоимение. Словарная работа: экскаватор, экскурсия, электричество, электровоз. | Текст «Мед в кармане». Беседа и задания к тексту. |
3 неделя апреля | Состав слова. Сложные слова (морфемный анализ и синтез слов) | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Уточнить понятие о составе слова. Дать определение корню, приставке, суффиксу. Корень слов. Закрепить умение выделять корень. Отметить слова, имеющие одинаковые корни (близкие по значению). Найти группами родственные слова. Найти словосочетания, которые допустимы в речи. Анализ стихотворения Е. Измайлова «Висит сосулька-чистый лед». Закрепить знания о словах, составленных из двух корней (сложные слова). Находить в тексте такие слова, определять корни, от которых они образованы. Приставка. Закрепить умение выделять приставку в слове. Определять значение приставки (образование новых форм слов с целью изменения значения): подбирать приставки с противоположным значением, обозначающие конец и начало действия и пр. Суффикс. Закрепить умение выделять суффикс в словах. Определять значение суффикса (образование новых форм слова с целью изменения значения): подбирать суффиксы. | Имя числительное. Словарная работа: электростанция, эскалатор. | Текст «Когда я был маленький». Беседа и задания к тексту. |
4 неделя апреля | Словосочетания и предложения | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Определение предложения и словосочетания. Выделение значимых отличий. Упражнения на усвоение норм сочетаемости слов. Составление и распространение предложений с помощью вопросов. Наблюдать за интонационным значением в предложении. Закрепить знаки препинания. Составление предложений из словосочетаний. Анализ текста «Телефонный разговор», пересказ по ролям. Упражнение «найди ошибку в предложении», «составь из двух предложений одно», «составь предложения, используя союзы- а, и, но». | Имя числительное. Словарная работа: повторение. | Текст «Жильцы старого дома». Беседа и задания к тексту. |
1 неделя мая | Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Упражнять в практическом использовании категории числа без ее определения. Упражнения на изменение словосочетаний по числам. Заменить пары предложений. Закончить предложения, изменяя слова по образцу. Закрепить знания местоимений, подобрать к ним подходящие слова. Определить род имен сущ., соотнести глагольные окончания. Выделять родовые окончания глаголов в тексте. Вставить пропущенные окончания, используя вопросы. Выписать парами слова, используя вопросы. Слуховой диктант. | Наречие. Словарная работа: повторение. | Текст «Спор про вежливость». Беседа и задания к тексту. |
2 неделя мая | Падежное управление. | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Закрепить толкование названий падежей. Анализ стихотворения Г. Граубина «Спросили Лежебокина». Подобрать словосочетания, подобрав ряды слов, отвечающих на вопросы падежей. Списать предложения, изменив слова согласно падежам. Закончить предложения. Заменить словосочетания. Игра «Передай ключ» и пр. | Наречие. Словарная работа: повторение. | Текст «Как волки учат своих детей». Беседа и задания к тексту. |
3 неделя мая | Предлоги и приставки. | Су-джок. Артикуляционная гимнастика – звук «Р». Скороговорки. | Закрепить знание определений предлогов (часть речи) и приставок (значимая часть слова). Указать на их отличие и особое значение. Закрепить навык раздельного написания предлогов с существительными. Вставить в текст подходящие по смыслу предлоги и приставки. Переделать словосочетания с предлогами в словосочетания с приставками и наоборот. Определить, где предлог, а где приставка (списать словосочетания, раскрывая скобки), Анализ стихотворения Я. Козловского (найти каламбуры, указав предлоги и приставки). | Предложение. Словарная работа: повторение. | Закончить рассказ по началу «Лиля». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы учителя-логопеда на учебный год
План оформлен в таблицу (5 страниц) и имеет следующие разделы: диагностика, организационная работа, коррекционно-развивающая работа, консультативно-просветительская работа, самообразование и методичес...
План работы учителя-логопеда в школе
Планирование работы учителя-логопеда в школе на учебный год по месяцам с темами консультаций, бесед....
Годовой план работы учителя-логопеда
Предлагаю Вашему вниманию годовой план работы школьного учителя-логопеда....
План работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год
План работы учителя-логопеда на учебный год в школе...
Годовой план работы учителя-логопеда на школьном логопункте на 2014-15 учебный год
Годовой план работы учителя-логопеда на школьном логопункте на 2014-15 учебный год...
План работы учителя - логопеда с родителями на 2016-2017 учебный год 2 «Б» класс
Цель: постоянная поддержка и активное участие родителей в воспитательном процессе и процессе обучения детей.Задачи работы учителя-логопеда:1.Знакомство с семьями.2. Информирова...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ НОО С ОВЗ
Индивидуальный план работы учителя-логопеда с обучающимися начальной школы, имеющими ТНР. План разработан в соответствие с ФГОС ОВЗ....