Дифференциация шипящих и свистящих звуков
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепление правильной артикуляции данных звуков;
- упражнять в умении писать слова со свистящими и шипящими согласными;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать волевые качества, умение доводить начатое дело до конца.
Коррекционно-развивающие задачи:
корригировать и развивать фонематическое восприятие, познавательные процессы, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект индивидуального логопедического занятия | 21.77 КБ |
Дифференциация шипящих и свистящих согласных | 291.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия во 2Б классе
Тема: Дифференциация шипящих и свистящих звуков.
Цель: учить различать шипящие и свистящие звуки в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
-закрепление правильной артикуляции данных звуков;
- упражнять в умении писать слова со свистящими и шипящими согласными;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать волевые качества, умение доводить начатое дело до конца.
Коррекционно-развивающие задачи:
корригировать и развивать фонематическое восприятие, познавательные процессы, мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Оборудование: компьютерная презентация, тетрадь, ручка, карандаши, зеркало, буквы (Ж, Ш, Ч, Щ С, З, Ц) карточки, конверт со звуковой схемой.
Ход занятия:
.
1.Организационный момент.
- Здравствуй, Сандро! Сегодня у нас необычное занятие, а с гостями. И мы постараемся показать, чему научились.
Актуализация знаний.
Самомассаж лица (зеркало)
Смотрят дети из окна: по дорожке ледяной
В гости к нам идёт зима в белой шубе меховой.
(поглаживающие движения по массажным линиям от центра к периферии)
Белая метелица по дорожкам стелется,
Закружилась над землёй, затянула небо мглой.
(спиралевидные движения)
За снежинками снежинки тихо кружатся. Летят.
Укрывает все тропинки покрывалом снегопад.
(лёгкие постукивающие движения)
На ветвях развесил иней ночью Дедушка Мороз.
Он сегодня очень сильный: щиплет щёки, лоб и нос.
(пощипывающие движения)
Побежим домой скорей, не догонит нас мороз!
Рукавичкой посильней разотрём мы щёки, нос.
(растирающие движения)
Завтра снова будем мчаться на коньках и на санях.
И на лыжах с гор кататься – ведь у нас зима в гостях!
(поглаживающие движения)
Фонематический строй речи
Логопед: Произвести звуковой анализ слова по правилу, выложить схему слов: (конверт со звуковой схемой) Выбираем слово.
коза, лось, заяц, чаща, машина.
Логопед: Ты уже знаешь, что все звуки мы делим на гласные и согласные. Согласные звуки можно разделить на звонкие и глухие, твердые и мягкие, но на те же согласные звуки можно посмотреть и по-другому.
Коррекционное упражнение на развитие фонематическое восприятия.
- Сандро, послушай и определите, какой звук в этих скороговорках встречается чаще всего? Подними карточку (Ж, Ш, Ч, Щ С, З, Ц).
Цапля чахла, цапля сохла. (Звук Ц).
Зоиного зайку зовут Зазнайка. (Звук З).
Птица синица в певицы не годится. (Звук Ц).
Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. (Звуки Ш).
У ежа ежата, у ужа ужата. (Звук ж).
- Какие это звуки? (Согласные).
Слайд 1
3. Сообщение темы и задач занятия
Логопед: Сегодня на занятии мы вспомним, какие согласные называются “свистящими”, а какие “шипящими”. Научимся различать шипящие и свистящие согласные во фразе и предложении в устной и письменной речи.
4. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала.
Логопед: Вспомни, свистящие и шипящие согласные.
Шипящие звуки напоминают шипение и жужжание, поэтому они и называются шипящие. Какие это звуки? (Ш, Ж, Щ, Ч) Что делают губы, когда мы произносим эти звуки, какой воздух выходит? (Губы вытянуты вперед, воздух теплый). Свистящие звуки произносятся со свистом.
Логопед: Назовите свистящие согласные звуки. (С, З, Ц). (Губы улыбаются, воздух холодный).
Слайд.2
Свистящие Шипящие
С Ш
З Ж
Ц Ч
Щ
5. Технология игрового обучения,
Логопед: Игра «Эхо».
Повторите за мной слоговые цепочки:
За-са-за
Жи-ши-ши
Жу-жу-зу
Ча-ша-ша
Чо-що-що
Ша-жа-ша
Зэ-же-зэ
цу-су-су
Логопед: Игра «Придумайте слова на свистящие и шипящие буквы»
Мы со звуком С играем,
Слово к слову подбираем. (Сандро придумывает слова на С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч,)
Логопед:Задание «Вставь нужную букву».
Слайд 3
_апля, _онт, _ыр, _аба, _арик, _асы, _ука., до_ка, ули_а.
Проверка: прочитайте сначала слова со свистящими согласными, потом с шипящими.
Логопед: Игра «Ребусы»
Слайд 4
Логопед: Отгадай ребусы, назови пары слов, подчеркни буквы, которыми они различаются.
Миска-мишка
Роза-роща
Крыса-крыша
Сутки-шутки
Зевать-жевать
Логопед: Выложи предложение:
Стрелок попал в … (цель-щель)
Ключ упал в … (цель- щель)
Логопед: Игра «Вставь в слова букву с или ш» (устно, место буквы в слове)
Шишки шлепнулись с сосны,
Снег их скроет до весны.
Логопед: Игра «Доскажи словечко» (устно)
С другом мы играли в …
Пили чай из белой … (чашки-шашки)
Петухи, затеяв, …
Грозно поднимают …(споры-шпоры)
Положили в плошку…
Надевал пожарный …(каску-кашку)
Как нам хочется …
Спать спокойно, не …(шуметь-суметь)
В поле землю я …,
На лугах коров …(пасу-пашу)
6 Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале Логопед: Назови свистящие согласные. А теперь шипящие. Почему их так назвали?
Как их различать?
Логопед: Это очень важно уметь различать шипящие и свистящие звуки, чтобы речь наша была правильной и красивой, а на письме было меньше ошибок.
Релаксация Слайд 5.
Логопед: Какие задания больше всего понравилось? Что было трудно? Оцени себя. (смайлики)
7.Итог(НОД), оценка деятельности ребенка.
Подводится итог, оценивается деятельность ребенка.
Логопед подводит итог занятия, поощряет улыбкой ребенка, который активно работал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С З Ц Ш
МИШКА Отгадай ребус и запиши слово С = Ш
РОЩА Отгадай ребус и запиши слово. З = Щ
щель - цель Стрелок попал в . цель . . .
Ключ упал в . щель - цель щель . . .
Выбери С или Ш и вставь их в слова 7 Ши .. ки шлёпнулись с со.. ны . Снег их скроет до ве .. ны . ш с с Подумай! Подумай! Подумай! ш ш с с
8 Ши .. ки шлёпнулись с со .. ны . Снег их скроет до ве .. ны . с ш с с
Список используемых источников http://img.elo7.com.br/product/main/874569/pinha-para-decoracao-de-natal-natural-natalino.jpg шишка http://smailiki.ucoz.net/_ph/20/2/810449856.gif - сосна http://www.optomposuda.ru/images/catalog_new/full/4813.jpg - миска http://bbcpersian7.com/images/roses-cliparts-1.jpg - роза Якубовская Э.В., Павлова Н.В. Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение, 2016. Э.В.Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Читай, думай, пиши».– Москва «Просвещение» 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по теме:"Дифференциация шипящих звуков в словосочетаниях,предложениях,текстах". Занятие с использованием музыкотерапии,сказкотерапии,игровых технологий на эмоционально-психологической основе в группе с ФФНР,2кл
Авторы:Кочергина О.М.,Кукушкина С.Г.Представлен конспект-презентация занятия для детей ,имеющих фонетико-фонематические нарушения речи.В конспекте содержатся разнообразные игровые упражнения на ...
Конспект урока русского языка во 2 классе "Различение шипящих и свистящих согласных" (вариант 1)
Конспект урока русского языка во 2 классе "Различение шипящих и свистящих согласных" (вариант 1)...
Карточки для автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Карточки для автоматизации и дифференциации звуков сделаны для развития словаря, грамматики и других направлений, мне это очень помогает!...
Карточки для автоматизации и дифференциации шипящих звуков.
Карточки для автоматизации и дифференциации шипящих звуков сделаны для развития словаря, грамматики и других направлений, мне это очень помогает!...
Комплекс артикуляционных упражнений в стихах для свистящих, шипящих и сонорных звуков
Предлагаю комплекс артикуляционных упражнений в стихах, включающий в себя упражнения на свистящие, шипящие и сонорные звуки. Данный материал удобно использовать на начальных этапах работы по кор...
Тренажер для дифференциации шипящих и свистящих звуков
Ребенку, испытывающими трудности дифференциации при восприятии и произношении свистящих и шипящих звуков предлагается с опорой на чередующиеся предметные картинки называть слова, произнося правильно в...
Особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков
В данной презентации представленны особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования разли...