Особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков
презентация к уроку по логопедии

В данной презентации представленны особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования различного речевого материала. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности автоматизации и дифференциации свистящих звуков ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Гиззатуллина Диляра Зуфаровна МОУ « Кунашакская сош »

Слайд 2

В последнее время всё у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Чаще других нарушается произношение свистящих звуков ([С], [С], [3], [3'], [Ц]), шипящих звуков ([Ш], [Ж]), аффрикат ([Ч], [Щ]), сонорных ([Р], [Р'], [Л], [Л']) и йотированных звуков. Нам представляется, что доверить постановку звуков, произношение которых нарушено у ребёнка, следует специалисту, а вот работу по автоматизации (закреплению) звука вполне могут проводить родители под руководством и контролем логопеда. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук изолированно. Эта работа требует осторожности и постепенности .

Слайд 3

Наиболее сложным является процесс автоматизации звука в тексте. К этой работе можно приступить, когда ребенок правильно произносит соответствующий звук в слогах и словах, чистоговорках и потешках, а также в предложениях. Опираясь на принцип фонетической доступности, педагоги и родители должны подбирать тексты на автоматизацию звука, не содержащие ещё не поставленных или не автоматизированных звуков. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных групп однотипна, но требует использования различного речевого материала, представленного в пособии в соответствующих разделах. Каждый раздел снабжён цветными сюжетными картинками, которые могут быть использованы как иллюстрации к текстам для автоматизации и дифференциации звуков или в качестве совершенно самостоятельного дидактического материала.

Слайд 4

В зависимости от этапа автоматизации вы можете использовать различные виды работы по картинкам. Можно предложить ребёнку перечислить все предметы, объекты, действия, признаки, в названиях которых содержится автоматизируемый звук. Можно, используя традиционный приём, попросить ребёнка повторять текст за взрослым, опираясь на иллюстрацию. Можно подготовить с ребёнком пересказ текста. Ставязадачу не только автоматизировать и дифференцировать звуки, но и развивать творческие возможности ребёнка, можно упражнять его в составлении предложений или рассказов по картинкам от лица любого из персонажей и т. п. Завершают разделы подвижные игры и упражнения, использование которых будет способствовать введению поставленных и автоматизированных звуков в речевое общение. Приступая к работе по автоматизации и дифференциации звуков, необходимо учитывать характер нарушения произношения, уровень интеллектуального и общего развития ребёнка. В пособии использован фольклорный материал, произведения русских классиков, а также стихи, потешки и рассказы автора.

Слайд 5

Нормальная артикуляция звуков С, З, Ц Нормальная установка при произнесении твёрдых звуков. 1) Кончик языка упирается в нижние передние зубы. 2) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. 3) Зубы сомкнуты или сближены. 4) Воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя. 5) Звук с глухой, з звонкий. Мягкий звук с легко ставится по подражанию после закрепления твердого звука с. Мягкий звук з легко ставится по подражанию после закрепления твердого звука з. Постановку звука ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков с и т . Профиль звука С Профиль звука З Профиль звука Ц

Слайд 6

Нормальная установка при произнесении звука 1) Кончик языка, как при произнесении звука с , упирается в передние нижние зубы. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широко распластан, боковые края напряжены. В момент выдоха передняя часть спинки мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдёргивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи. 2) Губы растянуты в улыбке. 3) Зубы при произнесении звука сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются. 4) Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони, поднесённой ко рту, ощущается холодный поток воздуха. 5) Звук ц твёрдый , глухой. Звук ц образуется при слиянии звуков т и с. При произнесении звука ц выдыхаемая струя воздуха является сильной с взрывным характером, как при произнесении звука т ,а произнесение звука с придаёт аффрикате ц свистящий оттенок. Однако хорошее произнесение звуков т и с в отдельности ещё не гарантирует постановку звука ц по подражанию.

Слайд 7

Виды нарушения произношения свистящих звуков Межзубный сигматизм . Наиболее распространен в данной группе нарушений. Характерный для звука с свист отсутствует. Вместо него слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами: круглая щель при этом заменяется плоской. Этот же не­достаток распространяется на парный звонкий з и аффрикат ц . Губно-зубной сигматизм . При нем в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф ), поэтому акустический эффект при искажении с близок к звуку ф . Подобный дефект наблюдается при произнесении остальных свистящих. Боковой сигматизм . Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так как боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами. При такой артикуляции вместо с слышится шум. Такой же шум, только озвученный голосом, слышится при произнесении з . С боковой артикуляцией может произноситься и ц . Дефект распространяется и на соответствующие парные мягкие свистящие звуки. Призубный парасигматизм . Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного т или, при звонком, — д . При звуке ц артикуляция его упрощается, и он становится одноэлементным, произносится как с или как т . Приемы постановки свистящих звуков. Постановка обычно начинается с глухого твердого с . При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это достигается демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). В других случаях ребенка просят улыбнуться, оттянуть несколько углы рта так, чтобы были видны зубы, и подуть на кончик языка для получения свистящего шума, типичного для с . Можно воспользоваться меха­нической помощью. Ребенок произносит многократно слог та , логопед вводит зонд между альвеолами и кончиком (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимает им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, логопед может изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта. При межзубном сигматизме можно воспользоваться вышеописанным приемом. Чтобы избежать ассоциаций с нарушенным свистящим звуком, нужно произносить слог са со сжатыми зубами в начале его произнесения или несколько удлинить произнесение согласного, а на гласном а опустить челюсть. Особое внимание обращается на зрительный и слуховой контроль. При боковом сигматизме необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами.

Слайд 8

Для получения чистого произношения применяют двухэтапный прием постановки этого звука: вызывают межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем переводят язык в зазубное положение.

Слайд 9

Звук С Подготовительный этап. Прежде чем начать обучение произношению звука с , нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не замечает, что пропускает звук. Постановка звука. Сначала надо выработать длительную воздушную струю, идущую посередине языка. Для этого воспитатель предлагает ребенку подуть на слегка высунутый широкий язык. Следит, чтобы язык не был зажат зубами. После того как ребенок освоит умение дуть на высунутый язык, можно переводить язык за нижние зубы, чтобы получить нужную воздушную струю . Если на следующем занятии ребенок не сможет воспроизвести правильную артикуляцию, надо показать ее еще раз. Полученный звук с ребенок не должен сразу пытаться произносить в словах. Необходимо, чтобы артикуляция стала для него привычной. Этого можно достичь путем многократного произношения изолированного звука, но такое упражнение однообразно, скучно. Поэтому вводится элемент игры — воспитатель предлагает воспроизвести свист воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог и т. п. Хорошо усвоенный звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах, стихотворениях .

Слайд 10

Звук с‘ После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с' . Эта работа проводится на материале слогов: си, ся , се, сё, сю . При этом воспитатель просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам.

Слайд 11

Звук з Постановка звука з не вызовет трудностей после того, как звук с будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовых связок в гортани. Одну руку (тыльной стороной) ребенок прикладывает к шее воспитателя спереди (сильно прижимать руку не нужно), другой рукой легко касается своей шеи. Сначала воспитатель произносит звук с, потом плавно переходит на звук з . Повторяет 2—3 раза звуки, после чего ребенок произносит их сам. Нужно помочь ребенку сравнить звуки. «Слышишь, — говорит воспитатель,— с — тихий звук, «голос спит», а з — громкий, «голос проснулся», звонко поет песни». Звук з' вызывают путем подражания звук з' .

Слайд 12

Звук ц Постановка звука ц возможна только после того, как звук с будет исправлен и войдет в речь ребенка. Звук ц сложный, он состоит из звуков т и с, которые произносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Воспитатель говорит: «Скажи т , а теперь с, еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс,тс , тс ». Иногда у ребенка сразу звучит ц, иногда получается сочетание звуков: тэс или тыс . Лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс .

Слайд 13

Примерный дидактический материал по автоматизации и дифференциации свистящих звуков Автоматизация звука . Логопед рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в определенной позиции: в начале слова ; в середине ; в конце. А также картинки с двумя звуками с в названиях . С отработанными словами логопед вместе с ребенком придумывает предложения, проговаривает их, выделяя звук с , и записывает под соответствующей картинкой в его тетради. После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с' . Эта работа проводится на материале слогов: си, ся , се, сё, сю . При этом логопед просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука . После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно переходить к словам. Вначале подбираются слова, в которых звук с стоит первым : затем слова, в которых с' находится в середине ; и, наконец, слова, которые заканчиваются этим звуком . С отработанными словами логопед придумывает предложения, Добившись правильного произношения звука з , можно приступать к его автоматизации в словах: звук находится в начале слова . Слова со звуком з в конце не используются, так как он в этой позиции оглушается и звучит как с . С отработанными словами логопед составляет предложения После автоматизации звука з вызывают путем подражания звук з' . Вначале берутся слоги: зи , зя , зе , зё , зю . Далее переходят к словам в такой последовательности: звук з' находится в начале слова: ; в середине. С отработанными словами воспитатель придумывает предложения, например: Автоматизация звука ц начинается с произнесения слов, где он стоит на конце (в этом случае детям легче произносить его более четко, коротко ): потом в середине: Далее вводят слова, в которых ц находится в начале. Далее вводят слова, в которых ц находится в начале: С отработанными словами воспитатель придумывает предложения ,

Слайд 14

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА С Упражнение. Произносить (читать) слоги. са — ся — са со — сё — со сы — си — сы ся — са — ся сё — со — сё си — сы — си са — ся со — сё сы — си ся — са сё — со си — сы Упражнение. Произносить (читать) слова. Са , ся оса — вся лиса — лисята усатый — всякий сад — сядь гусак — гусята кусачки — висячий коса — косяк досада — десятый полосатый — десятый роса — поросята Со, сё соло — сёла сор — боксёр весомый — весёлый сом — Сёма сотня — сёдла хлебосол — новосёл сок — Васёк фасоль — осёл спросонок—поросёнок Сы , си сын — синька сытый — ситный бусы — бусинки сыр — кассир сынок — силок косые — косички сыпать — сито весы — висит косынка — косилка сыч — лисичка носы — носи посылка — носилки С, сь нос — ось лис — лисья плюс — злюсь вес — весь вас — Васька тесно — тесьма рис — рысь навес — навесь описка — опись Упражнение. Произносить (читать) предложения. Коси, коса, пока не высохла роса. Десятый котёнок был полосатый. Поселилась лиса с лисятами в норе. Повёл гусак своих гусят на пруд. Сёма поймал усатого сома. Поросёнок захрюкал спросонок. Стоят деревья сонные, снегом занесённые. Схватил Симу гусёнок за носок. Лисица видит сыр, — лисицу сыр пленил. Как лодочка, гусыня плывёт по речке синей. У Сони косы, у Аси косички. Ася рассыпала бусы, и одна бусинка потерялась.

Слайд 15

ДИФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЁРДОГО И МЯГКОГО ЗВУКА З Упражнение. Произносить (читать) слоги. за — зя зо — зё зу — зю зы — зи зя — за зё — зо зю — зу зя — зы за — зя — за зо — зё — зо зу — зю — зу зы — зи — зы Упражнение. Произносить (читать) слова. зал — взял зол — козёл возы — вози зайка — хозяйка зорко — зёрна низы — низина назад — грозят узоры — озёра тазы — тазики коза — козявка Трезор — призёр грузы — грузить заяц — зяблик возок — везёт морозы — морозить Упражнение, Произносить (читать) предложения. Золотое зерно. Зелёные арбузы. Зимние узоры. Запах бензина. Зеркальный зал. Изящная ваза. Забытый музей. Заброшенное озеро. Магазин на замке. Закрытая корзина. Зелёные глаза. Грузовик с резиной. Забавный зверёк. Зима и морозы. Резиновая Зина. Заботливый хозяин. Розы в вазе. Корзина земляники. Злой зверь. Заяц и козёл. У забора Тузик. Зоя и Зина — друзья. Во дворе Трезор и Тузик. Зоя сказала, что не взяла корзину. В этой кор­зине зелёный, а в той корзине розовый виноград. Зайку бросила хозяйка. Кузов грузовика загрузили зерном. Накладывайте возы и везите в деревню. В глазах у хозяйки слезинки дрожат.

Слайд 16

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С — З Упражнение. Произносить (читать) слоги. за — са зо — со зу — су зы — сы зя — ся зё — сё зи — си зе — се зва — сва зво — сво зву — сву звя — свя зви — сви зве — све зла — ела зло — ело злу — слу зля — сля зли — ели зле — еле зма — сма змо — смо зму — ему зме — сме зна — сна зно — сно зну — сну зне — сне азма — асма озма — осма узма — усма язма — ясма ёзма — ёсма юзма — юсма изма — исма езма — есма Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками з и с . Засуха, зависть, запись, засов, завеса, заносы, засада, засыпать, записать, засевать, заселять, замести, занести, зарасти, забросить, занавеска, сазан, сезон, сизый, сказать, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, слёзы, стрекоза* селезень, совхозы.

Слайд 17

Упражнение . Произносить (читать) слова с прямыми слогами . За, са зал — сало зайка — сайка Лиза — лиса замок — сапог назад — сад зальют — салют лизать — лиса заперся — сапёр вязанка — санки роза — роса коза —коса уползай Захар кусай сахар позади — посадил залезать — салазки заметёт — самолёт Зо,со зов — сон зол — соль Зоя — соя зорко — сопка зонтик — сонный возок — носок зола — сова узор — сор золотой — соловей кузовок — совок Зу , су зуб — суп вывезу — вынесу зубок — сурок зубной — сукно везу — несу внизу — снесу козу — косу грозу — росу мазут — пасут грызун — плясун Зы , сы зыбь — сыпь арбузы — бусы козы — косы музыка — русый пузырь — сыр пузырёк —сырок называть — посылать Зя , ел, зе , се зябь — сядь озёра — сёла зябкий — всякий козёл — осёл изящный — висячий призёр — боксёр позёмка — тесёмка зёрнышко — сёдлышко Зи , си Зина — Сима зимний — синий озимый — осина бузина — бусина резина — трясина бензин — керосин возил —носил зима — синева магазин — погасил корзинка — ворсинка зимовка — сиротка зе , се зев — сев зерно — седло зебра — серый музей — посей зелень — сельдь газета — кассета зва , сва ; зве , све ; зво , сво взвалить — свалить звон — свой зверёк —сверчок взвод — свод зли, ели; зло, сло ; зме , сме злить — слить взломать — сломать злой — слой змей —смей Зна — сна, зло — сно знать — снасть зной — сноп

Слайд 18

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ц— С Упражнение. Произносить (читать) слоги. ца — са цо — со цу — су цы — сы са — ца со — цо су — цу сы — цы аца — аса ацо — асо ацу — асу ацы — асы аса — аца асо — ацо асу — ацу асы — ацы ац — ас оц — ос уц — ус ыц — ыс яц — яс иц — ис ец — ес ас — ац ос — оц ус — уц ыс — ыц яс — яц ис — иц ес — ец Упражнение. Произносить (читать) слова со звуками ц и с . Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песцы, скворцы, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, песцовый, свинцовый. ца — са , цо — со, цу — су овца — оса пыльца — полоса цапля — сабля кольцо — колесо цокот — сокол к лицу — лису к кольцу — к колесу цы — сы цып-цып — сыпь-сыпь концы — носы овцы — косы ресницы — волосы куцый — русый умельцы — рельсы цыкать — сыпать це — се цель — кисель целый — серый ценный — осенний цены — сено цедить — сердить целина — седина Упражнение. Произносить (читать) предложения. Целый стакан. Сломанное деревцо, Пёстрая курица. Свежая водица. Трусливый заяц. Смелые бойцы. Сильные кузнецы. У лисицы лисята. У Симы платье из ситца. Соня уронила сахарницу. Отец написал письмецо. У Сени русые волосы и светлые ресницы. Сёма выпил целый стакан сока. Заглянет солнце и к нам в оконце. На акации сидела си­ница.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Рекомендации родителям по автоматизации (закреплению правильного произношения) и дифференциации (различению)поставленных звуков ...

АВТОМАТИЗАЦИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ В РЕЧИ

Речевой материал для автоматизации звука С в слогах, словах, предложениях,стихах оформлен в виде карточек. Удобен для индивидуальной работы. Даю карточку домой для закрепления и предлагаю к каждому ст...

Карточки для автоматизации и дифференциации свистящих звуков

Карточки для автоматизации и дифференциации звуков сделаны для развития словаря, грамматики и других направлений, мне это очень помогает!...

Карточки для автоматизации и дифференциации шипящих звуков.

Карточки для автоматизации и дифференциации шипящих звуков сделаны для развития словаря, грамматики и других направлений, мне это очень помогает!...

Авторская презентация на автоматизацию свистящего звука [С]

Авторская презентация для отработки свистящего зввука [С] на уроках с логоедом и дома с родителями...

Карточки по автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и сонорных групп звуков

Содержит карточки по автоматизации и дифференциации звуков...