Использование метода наглядного моделирования для развития связной речи школьников с ОНР
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Красносельская Любовь Геннадиевна

Родителям приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что же это такое?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семейное ресурсное объединение «Взаимодействие» Развитие способности к осмыслению коммуникативного и социального окружения, своего места в нем, принятие социальных ролей. Презентацию выполнила учитель-логопед ГКОУ СКОШИ № 31 Красносельская Л.Г. г.Москва 15.02.2022

Слайд 2

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми Вербальная Невербальная

Слайд 3

Коммуникативные навыки составляют особый поведенческий комплекс устанавливать контакты; заинтересовывать собеседника; поддерживать общение; сохранять отношения; аргументировать свои мысли; отстаивать свои интересы; разрешать конфликты; пользоваться невербальными средствами общения; понимать окружающих, мотивы их действий и реакции; защищаться от манипуляций;

Слайд 4

Развитие речевых социально-коммуникативных навыков Активно использовать речевые средства овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров уметь слушать собеседника и вести диалог составлять тексты в устной и письменной формах; осознанно строить речевые высказывани я

Слайд 5

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет 5 направлений развития и образования детей: Речевое развитие Художественно-эстетическое художественные образы, стихи, литературные тексты, обсуждения Физическое развитие правила, команды, объяснения Социально-коммуникативное использование речевых средств для реализации намеченных задач Познавательное развитие вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение.

Слайд 6

Что нужно для развития коммуникативных навыков у детей организацию предметно-пространственной среды создание ситуаций успешности; устранение у детей коммуникативных трудностей баланс между образовательной и самостоятельной деятельностью детей моделирование игровых ситуаций мотивирование ребенка стимулирование деятельности

Слайд 7

направления работы логопеда осознания себя как субъекта общения способность использовать различные коммуникативные средства формирование социальных представлений

Слайд 8

Все эти направления обеспечивают: повышение речевой активност и овладение «схемой беседы» развитие связной речи развитие речевого творчества развитие языковой способности (компетентности) развитие диалогической речи

Слайд 9

Игровая деятельность Изобразительная деятельность Предметная деятельность Коммуникативная деятельность (общение) Что логопеды применяют на своих занятиях

Слайд 10

Исследовательская деятельность Проектная деятельность Познавательная деятельность Конструктивная деятельность Что логопеды применяют на своих занятиях

Слайд 11

Логопед предлагает в младшем школьном возрасте игры для невербального общения « Изобрази сказку» Цель: научить детей передавать средствами жестикуляции и мимики, наиболее характерные черты персонажа сказки.

Слайд 12

Логопед предлагает в младшем школьном возрасте игры для вербального общения «Управляем роботом» Цель: развивать умение подбирать соответствующие вербальные средства (этические формы) к различным ситуациям общения.

Слайд 13

Логопед предлагает в старшем школьном возрасте . побороть страх общения; будьте открыты и искренны; у мейте слушать собеседника; и щите в собеседнике общее и индивидуальное; уметь принимать чужую точку зрения;

Слайд 14

Логопед предлагает в старшем школьном возрасте . будьте уверены в себе ; думайте о собеседнике; расширяйте свой кругозор; стремиться к общению; у читесь распознавать невербальное общение; и щите положительные моменты в беседе;

Слайд 15

Упражнение «Перевоплощение»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мотивы учебной деятельности, способствующие развитию речи в младшем школьном возрасте

 Мотив-потребность в общении определяет развитие речи.  Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка. В этот период  на смену  старым интересам и  мотивам приходят новые . Мотивы, относящиеся  к учебной деятельности, становятся более значимыми, чем игровые мотивы. Давайте рассмотрим, какие мотивы формируют стойкий интерес к учебной деятельности и способствуют развитию речи младших школьников.

Подводя итоги сказанному выше, ещё раз отмечу, что для деятельности в младшем школьном возрасте необходима развивающая среда, от направления и качества которой зависит уровень развития в целом и речевое развитие, в частности. Педагог может способствовать речевому развитию младших школьников, поддерживая и провоцируя мотивы к общению, действию и взаимодействию детей с предметами и окружающими, тем самым создавая условия для обогащения речевого опыта, развития речи младших школьников.



Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда

На своих коррекционно-развивающих занятиях я часто применяю метод наглядного моделирования потому, что сегодня мы столкнулись с проблемой назревших противоречий требований нормативных содержаний образования по ФГОС и индивидуальными возможностями детей. Младшие школьники с различными речевыми нарушениями испытывают трудности в усвоении программы обучения
в школе. Особенно характерны они для детей с ОНР.

Логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала Одним из таких средств является наглядное моделирование. Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером,
Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.
 В исследованиях многих психологов
(Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям.

Что же это такое?

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы в окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками 

Это опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки-символы, реальные предметы. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.

В обучении применяются разные виды моделей:

1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0fa6/00031ce5-84d59d6a/1/img12.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ceb/000354c2-54b2ae22/hello_html_23219000.jpg

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой живой природе. схемы маршрута (путь из дома школу).https://cf.ppt-online.org/files/slide/3/3rL4AxGFdjEpBs0YkCJvOe8mPco9DVWqRybf6n/slide-10.jpg

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, степени обученности, учёта сложности материала.

На начальном этапе работы используются геометрические фигуры своим цветом и формой напоминающие замещенный предмет. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0033/00025daa-866e244c/hello_html_m17a295b6.jpg

Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом.

Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования по построению графических планов по Л.А. Венгеру.

Это мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0544/0000dc1b-14744ee7/img10.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09a7/00039f9e-811d79d6/hello_html_713ef85e.jpghttp://900igr.net/up/datas/116705/008.jpg

Это схемы, в которые заложена определенная информация. Суть мнемосхем в том, что весь текст зарисовывается схематично. Задачи всех видов мнемотаблиц. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить. Абстрактные понятие (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними). Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную ассоциативную память. Рассмотрим:

Пересказы с помощью картинно-графической схемы.

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию. Сама мнемотехника – это особая система приемов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию. Она увеличивает объем памяти ребенка благодаря дополнительным ассоциациям.

Пересказ с опорой на пиктограмму активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1956095/3514414b-406c-4273-bf0d-eb5d0d33e461/s1200

Как должен быть составлен картинно-графический план?

1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.

2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.

3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично,
с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

http://ds26.voadm.gov.spb.ru/gololobova_m-a-dlja_sajta_1.jpghttp://ds26.voadm.gov.spb.ru/gololobova_m-a-dlja_sajta_2.jpg

Как работать с текстом по мнемотехнике? 

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку. 

Выводы:

1. Используя в своей работе наглядное моделирование мы учим детей добывать информацию.

2. Проводить исследования.

3. Делать сравнения и составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.

4. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

5. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

6. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы нужно использовать, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития школьников.



Предварительный просмотр:

Мотивы учебной деятельности, способствующие развитию речи в младшем школьном возрасте

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка.  Поэтому, важно  знать какие факторы влияют на формирование тех или иных мотивов учебной деятельности ,т.к это напрямую связано с мотивацией общения .Для речевой деятельности в младшем школьном возрасте необходима развивающая среда, от направления и качества которой зависит уровень развития в целом и речевое развитие, в частности. Педагоги и родители могут способствовать речевому развитию младших школьников, поддерживая и провоцируя мотивы к общению, действию и взаимодействию детей с предметами и окружающими, тем самым создавая условия для обогащения речевого опыта, развития речи младших школьников.

Мотив-потребность в общении определяет развитие речи.  Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В этот период  на смену  старым интересам и  мотивам приходят новые . Мотивы, относящиеся  к учебной деятельности, становятся более значимыми, чем игровые мотивы В первом-втором классах  больше половины детей к учебной работе относятся положительно. Давайте рассмотрим какие мотивы формируют стойкий интерес к учебной деятельности и способствуют развитию речи младших школьников.

 Подводя итоги сказанному выше, ещё раз отмечу:

Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логическая чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста.

Опыт использования наглядных моделей в обучении детей 1-2 классов составлению связного текста....

"Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования".

В данной работе предоставлен материал поэтапного обучения детей связной речи....

Развитие связной речи у школьников методом наглядного моделирования

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связ...

Метод наглядного моделирования в коррекции нарушений речи младших школьников

  Одной из основных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является всестороннее развитие, при котором ребенок не испытывает информационных перегрузок, ведущих физическому, умствен...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Наглядное моделирование как способ развития связной речи у младших школьников на уроках литературного чтения

в презентации рассмотрены цели и задачи наглядного моделирования, формы применения...

Развитие связной речи у школьников методом наглядного моделирования

Учитель - логопед Красносельская Любовь Геннадиевна поделились своим опытом использования в своей работе метода наглядного моделирования для реализации речевого воспитания. Мышление младшего школьника...