Что такое наглядное моделирование.
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Красносельская Любовь Геннадиевна

На своих коррекционно-развивающих занятиях я часто применяю метод наглядного моделирования потому, что сегодня мы столкнулись с проблемой назревших противоречий требований нормативных содержаний образования по Федеральному государственному стандарту начального общего образования и индивидуальными возможностями детей. Младшие школьники с различными речевыми нарушениями испытывают трудности в усвоении программы обучения
в школе. Особенно характерны они для детей с нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала.Одним из таких средств является наглядное моделирование.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое наглядное моделирование в логопедии.

Слайд 3

Моделирование. Наглядное - это: моделирование

Слайд 15

Выводы : 1.Используя в своей работе наглядное моделирование мы учим детей добывать информацию. 2.Проводить исследования. 3.Делать сравнения и составлять четкий внутренний план умственных действий ,речевого высказывания. 4.Формулировать и высказывать суждения ,делать умозаключения. 5.Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания , памяти ,мышления. 6.Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы нужно использовать ,что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития школьников.



Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда

(слайд 1)

Сегодня мы столкнулись с проблемой назревших противоречий требований нормативных содержаний образования по ФГОС
и индивидуальными возможностями детей. Младшие школьники
с различными речевыми нарушениями испытывают трудности в усвоении программы
обучения в школе. Особенно характерны они для детей с ОНР. 

(слайд 2)

Логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала Одним из таких средств является наглядное моделирование. (слайд 2) . Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. 
В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям
 

Что же это такое?

Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.  

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы в окружающем мире, их структуре, связях
и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано
на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.
 (слайд 3) Это опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки –символы, реальные предметы.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.

В обучении применяются разные виды моделей:

(слайд 4)

1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. схемы маршрута (путь из дома в школу).

Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, степени обученности, учёта сложности материала.

На начальном этапе работы используются геометрические фигуры своим цветом и формой напоминающие замещенный предмет. (слайд 5)

Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. (слайд 6)

Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования по построению графических планов по Л.А. Венгеру. Это мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Это схемы, в которые заложена определенная информация. (слайд 7) Суть мнемосхем в том, что весь текст зарисовывается схематично. (слайд 8 ) Задачи всех видов мнемотаблиц. (слайд 9 ) Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить. (слайд 10) Абстрактные понятие (звук, слово, предложение, текст, научиться работать
с ними). Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную ассоциативную память. Рассмотрим:

Пересказы с помощью картинно-графической схемы.

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию. Сама мнемотехника – это особая система приемов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию. Она увеличивает объем памяти ребенка благодаря дополнительным ассоциациям.

Пересказ с опорой на пиктограмму (слайд 11)  активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности
в воспроизведение текста.
 (слайд 12) Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Как должен быть составлен картинно-графический план?

1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.

2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.

3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике? (слайд 13)

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

(слайд 14)

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку. 

(слайд 15)

Выводы:

1. Используя в своей работе наглядное моделирование мы учим детей добывать информацию.

2. Проводить исследования.

3. Делать сравнения и составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.

4. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

5. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

6. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы нужно использовать, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....