Что такое наглядное моделирование.
презентация к уроку по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
На своих коррекционно-развивающих занятиях я часто применяю метод наглядного моделирования потому, что сегодня мы столкнулись с проблемой назревших противоречий требований нормативных содержаний образования по Федеральному государственному стандарту начального общего образования и индивидуальными возможностями детей. Младшие школьники с различными речевыми нарушениями испытывают трудности в усвоении программы обучения
в школе. Особенно характерны они для детей с нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала.Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Моделирование. Наглядное - это: моделирование
Выводы : 1.Используя в своей работе наглядное моделирование мы учим детей добывать информацию. 2.Проводить исследования. 3.Делать сравнения и составлять четкий внутренний план умственных действий ,речевого высказывания. 4.Формулировать и высказывать суждения ,делать умозаключения. 5.Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания , памяти ,мышления. 6.Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы нужно использовать ,что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития школьников.
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда
(слайд 1)
Сегодня мы столкнулись с проблемой назревших противоречий требований нормативных содержаний образования по ФГОС
и индивидуальными возможностями детей. Младшие школьники
с различными речевыми нарушениями испытывают трудности в усвоении программы обучения в школе. Особенно характерны они для детей с ОНР.
(слайд 2)
Логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения нового материала Одним из таких средств является наглядное моделирование. (слайд 2) . Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.
В исследованиях многих психологов (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям
Что же это такое?
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы в окружающем мире, их структуре, связях
и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано
на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. (слайд 3) Это опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки –символы, реальные предметы.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков.
В обучении применяются разные виды моделей:
(слайд 4)
1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. схемы маршрута (путь из дома в школу).
Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, степени обученности, учёта сложности материала.
На начальном этапе работы используются геометрические фигуры своим цветом и формой напоминающие замещенный предмет. (слайд 5)
Наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. (слайд 6)
Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования по построению графических планов по Л.А. Венгеру. Это мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Это схемы, в которые заложена определенная информация. (слайд 7) Суть мнемосхем в том, что весь текст зарисовывается схематично. (слайд 8 ) Задачи всех видов мнемотаблиц. (слайд 9 ) Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить. (слайд 10) Абстрактные понятие (звук, слово, предложение, текст, научиться работать
с ними). Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную ассоциативную память. Рассмотрим:
Пересказы с помощью картинно-графической схемы.
Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию. Сама мнемотехника – это особая система приемов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию. Она увеличивает объем памяти ребенка благодаря дополнительным ассоциациям.
Пересказ с опорой на пиктограмму (слайд 11) активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности
в воспроизведение текста. (слайд 12) Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.
Как должен быть составлен картинно-графический план?
1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.
2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.
3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.
Как работать с текстом по мнемотехнике? (слайд 13)
1. Сначала читаете произведение.
2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.
3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.
(слайд 14)
4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.
5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.
(слайд 15)
Выводы:
1. Используя в своей работе наглядное моделирование мы учим детей добывать информацию.
2. Проводить исследования.
3. Делать сравнения и составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.
4. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
5. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
6. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы нужно использовать, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....