Автоматизация звуков у младших школьников с помощью дидактических игр
статья по логопедии

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у школьников живой интерес к процессу познания. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления речедвигательных связей на разнообразном речевом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomat_zvukov_s_pom_did_igr.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Агрызская школа – интернат для детей с ОВЗ».

Выступление на тему:

«Автоматизация звуков у младших школьников с помощью дидактических игр»

Подготовила: Нугманова А.А.

учитель-логопед

выступление на секции педагогов

Агрыз, 2024 год

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогом в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у школьников живой интерес к процессу познания.

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления речедвигательных связей на разнообразном речевом материале.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

Период автоматизации вновь поставленного звука растягивается порой на длительное время и представляет трудность для ребенка. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Скорость введения звуков в речь у всех детей индивидуальна.

Она зависит:

1) От вида речевого нарушения – звуки у детей с дизартрией автоматизируются медленно.

2) От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

3) От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности -т.е. самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.

Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Задача родителей помочь ребёнку научиться контролировать правильное произношение поставленных звуков. Выработка самоконтроля поставленных звуков в свободной речи вызывает у большинства учеников особую трудность. Это связано с дополнительной нагрузкой на нервную систему ребёнка. То есть ребёнку необходимо контролировать произнесение каждого звука, слога, слова, предложения, для того чтобы «сломать» старый стереотип произнесения звука, привыкнуть новому артикуляционному укладу.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в изолированной позиции.

Для того, чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков.

;Лесенка» Игрушка поднимается по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук.

;Звуковые дорожки» Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.

#1048;спользование звукоподражаний.

Спеть «песенку водички» с-с-с. «Накачать насос» с-с-с.

Позвенеть, как «комар» з-з-з. комарик зь-зь-зь.

Пошипеть, как змея ш-ш-ш.

Пожужжать, как жук ж-ж-ж.

Порычать, как тигр р-р-р. Тигрёнок рь-рь-рь.

Погудеть, как самолёт л-л-л.

4. «Хлопушка» Четко произнести звук Ш и закрыть букву камушком.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в слогах.

«Бусы» нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог.

«Пирамидка» нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слог.

«Повтори столько раз, сколько… » Логопед хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.

Игры и игровые приёмы, применяемые при автоматизации звука в словах.

Игра «Звуковая головоломка»

Ребёнок составляет разрезную картинку и называет словом тот предмет, который изображён на собранной картинке.

Игра «День-ночь»

Выкладываются 6-8 картинок с автоматизируемым звуком. Ребёнок называет картинки. Наступает «ночь» - ребёнок закрывает глаза. Во время «ночи» убирается какая-нибудь картинка или добавляется новая или картинки меняются местами. Наступает «день» - ребёнок открывает глаза. Он должен назвать, что изменилось?

Игра «Назвать слова по сюжетной картинке».

Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.

Игра- соревнование «Кто больше слов придумает на звук…?»

Логопед просит назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова (в конце слова), или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

Игра «Звуковые слоги»

Назвать слово, изображенное на картинке, выделить какой слог подходит из предложенных на листе.

Игра «Звуковые круги»

Нужно выбрать звук, с которым хотим поработать, и взять соответствующий ему круг. Объясняем ученику, что мы будем искать место звука в словах, которые изображены по кругу. Проговариваем слово, находим место заданного звука в слове и прикрепляем соответствующего цвета прищепку. Например, в слове кошка звук Ш расположен в середине, значит прикрепляем к картинке желтую прищепку.

Игра «Цветные пуговицы»

Положить перед ребенком игровое поле и пуговицами и карточку со словами на определенный звук, который мы хотим автоматизировать. Задача ребенка одновременно назвать слово и приклеить соответствующего цвета пуговицу.

Игра «Один-много»

Игра направлена на автоматизацию звука Ш и на образование множественного числа существительных.

Игры, направленные на дифференциацию звуков:

Игра «Клубочки»

На картинке две корзины, в одну корзину нужно поставить клубочки, если в слове присутствует звук Ф, в другую корзину, если присутствует звук В.

Игры, направленные на автоматизацию во фразовой речи.

Игра «Саня ест, Саня не ест»

На картинке изображены различные предметы. Ученик должен классифицировать их на съедобные и несъедобные и составить фразу.

В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходит...

Активизация познавательной деятельности младших школьников при помощи создания проблемных ситуаций ( из опыта работы)

Проблемное обучение не сводиться к тренировке учащихся в умственных действиях.. Эта активизация умственных действий.  Она заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая...

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр

«Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр»  Прокопьева Антонина Ивановна, воспитатель группы продлённого дня, ГБОУ СОШ №139 с углублённым изучением математик...

Социализация младших школьников при помощи игры

Данная статья рассказывает о важности  игры, как одного из инструментов социализации ребёнка в начальной школе....

Социализация младших школьников при помощи игры

Участие младших школьников в развивающих играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества....

Развитие речевого творчества младшего школьника при помощи дидактических игр и упражнений

Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и учителей  при работе с детьми младшего школьного возраста....