Конспекты логопедических занятий для 2 класса
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Конспекты логопедических занятий для 2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_logopedicheskih_zanyatiy_dlya_2_klassa.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамматическая тема: Предложение.
Лексическая тема: Овощи и фрукты.
Цель: Вспомнить понятие «предложение». Задачи: 1. Закреплять умение отвечать полным предложением.
2. Учить составлять предложения по картинкам.
3. Учить составлять схему предложения.
4. Дифференцировать понятие «предложение – слово».
5. Развивать связную речь.
Ход: 1.Оргмомент.
Сядет тот, кто придумает предложение из двух слов.
2. Вспомнить понятие «предложение» (это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль).
Из чего состоит предложение?
3. Назови одним словом.
На доске две картинки: одна – с изображением овощей, а другая – фруктов.
4. Игра «Что лишнее?»
Помидор, огурец, вишня, баклажан и т.д.
Тот кто нашел лишний предмет, составляет с этим словом предложение. Записываем предложения. Вспоминаем как чертится схема предложения.
5. Составляем предложения по схемам.
6. Физминутка.
«Лилипуты – великаны»
7. Отгадывание загадок. С отгадкой составляем предложение и выкладываем схему предложения.
Без окон, без дверей – полна горница людей.
(огурец)
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
(морковь)
Висит на ветке красное, гладкое, наливное, сладкое.
(яблоко)
Сто одежек и все без застежек.
(капуста)
8. Развитие связной речи.
Детям раздаются картинки с изображением овощей и фруктов. Каждый должен выйти и рассказать о своем овоще или фрукте.
9. Итог.
Грамматическая тема: Слова – предметы.
Лексическая тема: Мебель.
Цель: Познакомить со словами, обозначающими предмет. Задачи: 1. Учить задавать вопросы к предметам.
2. Познакомить с понятиями одушевленные и неодушевленные предметы.
3. Закреплять умение составлять предложения.
4. Обогащать словарь по теме «Мебель».
5. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
6. Развивать мышление и зрительное восприятие.
Ход:
1. Оргмомент.
Как назвать одним словом предметы, изображенные на картинках.
Картинки на доске: стол, стул, комод, шкаф, кровать.
Какую мебель вы еще знаете?
2. Добавляются картинки птиц, животных, человека. Вопрос: « Про кого я спрошу кто это?» (что это?) Вводим понятие одушевленные и неодушевленные предметы. Заучивание определения: слова-предметы – это слова, которые отвечают на вопросы кто? Слова-предметы мы будем обозначать одной чертой.
3. Придумать слова, отвечающие на вопрос кто? Чертим столько черточек, сколько придумали слов.
4. Каждому ребенку раздают по 4 картинки. Нужно убрать картинку, которая отвечает на вопрос кто?
Стул, стол, мышка, кровать и т.п.
Как назвать одним словом картинки, которые остались? Выберите одну картинку и составьте предложение.
5. Физминутка.
«Небо, вода, земля»
6. Игра «Из чего?».
Мебель из дерева – деревянная.
Из железа - ?
Из пластмассы - ?
Из кожи - ?
6. Какая мебель запуталась?
7. Игра «Весы».
На доске весы. Придумать и записать слова на каждую чашу. Дети делятся на две команды.
Кто? Что?
8. Составить предложение по схеме.
9. Итог.
Грамматическая тема: Слова – предметы.
Лексическая тема: Мебель.
Цель: Закрепить знания о словах, обозначающими предмет. Задачи: 1. Закреплять умение задавать вопросы к предметам.
2. Закреплять понятия одушевленные и неодушевленные предметы.
3. Закреплять умение составлять предложения.
4. Обогащать словарь по теме «Мебель».
5. Упражнять в звуко-буквенном анализе слова.
6. Развивать внимание и зрительное восприятие.
Ход:
1. Оргмомент.
Сядет тот, кто назовет предмет мебели.
«Какой вопрос мы зададим к этим предметам?» (что?) Почему?
Вспомнить определение слов-предметов.
2. Работа в парах.
Детям раздают картинки. Один отбирает картинки, отвечающие на вопрос «кто?», а другой – «что?».
3. Выбрать любую картинку, составить предложение.
4. Составление предложений по схемам. Найти в предложении слово-предмет, задать вопрос.
5.Игра «Что спряталось?» (перечеркнутые изображения мебели).
Как назвать все эти предметы одним словом?
6. Физминутка.
«Хомячок»
7. «Я буду говорить слова, а вы хлопните когда услышите слово, которое отвечает па вопрос «кто?».
Записываем все слова на доске, делим их на слоги.
8. Звуко-буквенный анализ слов: мебель, диван, стульчик.
9. Собрать разрезную картинку, задать вопрос.
10. Итог.
Грамматическая тема: Слова – действия.
Лексическая тема: Посуда.
Цель: Познакомить со словами, обозначающими действие предмета. Задачи: 1. Учить задавать вопросы к словам-действиям.
2. Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
3. Обогащать словарь по теме «Посуда».
4. Развивать мелкую моторику.
Ход:
1. Оргмомент.
Отгадывание кроссворда.
1.Что делает пугало?
2.Что делает собака, когда подает
голос?
3. Что делают дети в лесу, чтобы не
потерять друг друга?
4.Что делает гусь, когда подает
голос?
5. Что делает бычок рожками?
6. Что делает птица, когда питается?
На какой вопрос отвечают все эти слова?
2. Подберите слова, которые отвечают на вопрос «что делает?» к предметам.
Картинки: ложка, нож, тарелка, кастрюля, вилка.
Что делают вилкой? В тарелку еду что делают? И т.д.
.Как назвать предметы на картинках одним словом?
3. Дать определение слов-действий.
4.Обвести изображения по точкам, назвать что получилось, заштриховать.
(изображения посуды)
5. Соберите все вместе разрезную картинку и посмотрите кто перебил у бабушки всю посуду (кошка).
Подбор слов-действий к слову кошка, запись в тетрадь.
6. Физминутка.
«Бабочка»
7. Детям раздают тарелки на которых наклеены картинки: трава, жук и т.д.
«У меня есть тарелки с различными рисунками. Подберите к своему нарисованному предмету слова-действия».
8. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (устно).
Тарелка – тарелочка, вилка - вилочка и т.д.
9.Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке лежит посуда. Ребенок должен на ощупь отгадать что в мешке?
10. Итог.
Грамматическая тема: Слова – действия.
Лексическая тема: Посуда.
Цель: Закреплять понятие словами- действия. Задачи: 1. Закреплять умение задавать вопросы к словам-действиям.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Обогащать словарь по теме «Посуда».
4. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие.
Ход:
1. Оргмомент.
Подбор действий к предметам.
Посмотрите на картинку, подберите слова-действия.
Картинки: самовар, сковорода, кружка, нож, венчик.
Как назвать все ваши картинки одним словом?
2.Вспомнить определение слов-действий.
Игра «Загадочные квадраты»
Найти в квадратах слова-действия.
з | х | т | к | п | и |
е | ц | о | ф | е | р |
к | о | п | а | л | и |
н | ы | а | ц | о | л |
р | у | е | й | д | в |
о | в | т | ч | ы | ы |
б | р | о | с | а | л |
е | к | м | и | н | л |
б | ю | ж | э | е | ц |
и | ъ | х | щ | ш | в |
л | й | ц | у | к | е |
и | г | р | а | е | т |
Дети работают по индивидуальным карточкам.
3. Что спряталось? (перечеркнутые изображения посуды)
4. Составить предложение по схеме. Найти в нем слово-действие.
5. И «Доскажи словечко»
Рассмотри картинки, прочитай слова-действия. Составь словосочетания.
Пособие:
(Лев, зебра, тигрята) – спать
(Виноград, яблоко, груша) – висеть
Слова в скобках заменены картинками.
6. Физминутка.
«Деревце»
7. Прочитай предложения. Вставь слова-действия.
Всю неделю дождь.
Ночью на небе звезды.
Мальчик на плиту чайник.
Лист с березы.
Паша на трамвае.
Котенок за мышкой.
Пчела в улей мед.
8. Дорисуй половинку (посуда). Заштрихуй.
9. Составление предложений по картинкам, назвать слово-действие.
Девочка-ложка
Кран-тарелка и т.п.
10. Итог.
Грамматическая тема: Дифференциация слов-предметов и слов – действий.
Лексическая тема: Насекомые.
Цель: Учить дифференцировать слова-предметы и слова – действия. Задачи: 1. Закреплять умение задавать вопросы к словам.
2. Упражнять в составлении предложений.
3. Обогащать словарь по теме «Насекомые».
4. Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие.
5. Развивать связную речь.
Ход:
1. Оргмомент.
Отгадывание загадок.
Идет воин, Пришли мужики без топоров,
Землю роет, Срубили избу без углов.
Два рога - не бык, (муравьи)
Шесть ног без копыт.
(жук)
Летит – визжит, В цветок опустит хоботок -
А сядет – молчит. Сосет душистый сладкий сок.
Кто его убьет, А после в улей принесет
Свою кровь прольет. Прозрачный ароматный мед.
(комар) (пчела)
2.Вспомните все отгадки. Как назвать их одним словом?
Каких еще насекомых вы знаете? Записываем в тетради.
3. И «Кто лишний?»
Жук, комар, улитка, муха и т.д.
4. Подбор слов-действий.
Вспомнить определение слов-предметов и слов – действий.
Жук –
Комар –
Гусеница -
5. «Дорисуй половинку» (половинки насекомых)
6. Физминутка.
Изображаем насекомых.
7. Придумать предложения к схемам. Записать, подчеркнуть главные члены.
8. Составление предложений из слов, данных в беспорядке. Записать на доске. Выделить главные члены.
У каждого ребенка карточки со словами.
9. Расскажи о своем насекомом.
Каждому даю картинку. Ребенок составляет рассказ, выходит к доске и рассказывает.
10. Итог.
Грамматическая тема: Слова – признаки.
Лексическая тема: Рыбы.
Цель: Познакомить со словами, обозначающими признак предмета. Задачи: 1. Учить задавать вопросы к словам-признакам.
2. Упражнять в составлении словосочетаний и предложений.
3. Обогащать словарь по теме «Рыбы».
4. Развивать мелкую моторику.
Ход:
1. Оргмомент.
Посмотрите, кто спрятался в водорослях?
Сколько рыбок спряталось?
2. Каких рыб вы знаете? Рассматривание картинок с изображением речных и морских рыб.
3. Подбор слов-признаков к слову рыба.
Познакомить с определением слов-признаков
4. На доске рыбы. На них написаны слова: белый, белая, белое. Нужно подобрать к этим словам слова-предметы.
5. Подберите признаки к предметам. Составьте словосочетания.
Листья настенные
Нора лисья
Мед цветочный
Сад домашний
Тюлень острые
Кот разноцветные
Ножи ленивый
Часы фруктовый
6. Рассматривание аквариумных рыбок. Рассказать, как нужно за ними ухаживать.
7. Физминутка.
«Рыбки»
8. Прочитать перечеркнутые слова, подобрать слова – признаки.
СОМ РЕКА ВОДА
9. Найти среди букв слова – признаки.
Пкесильныйблд
Акевкрасивыйщдж
10.Вставить в предложения слова – признаки.
В … лесу живет белка.
На … дереве сидит дятел.
Саша рисует … медведя.
Мама купила … конфеты.
Записать. Подчеркнуть слова – признаки.
11. Подбор слов – признаков друг к другу. Какая у нас Лена?
12. Итог.
Грамматическая тема: Слова – признаки.
Лексическая тема: Рыбы.
Цель: Закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета. Задачи: 1. Закреплять умение задавать вопросы к словам-признакам.
2. Обогащать словарь прилагательных.
3. Упражнять в составлении предложений
4. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
5. Обогащать словарь по теме «Рыбы».
6. Развивать мышление, воображение, мелкую моторику.
Ход:
1. Оргмомент.
Какой контур лишний? Почему?
Предлагается картинка с изображением контуров рыб и контура птицы.
2. Вспомнить определение слов – признаков.
Подбор слов – признаков к словам щука. Каких еще рыб вы знаете?
3. И «Найди лишнее слово»
Сом, карась, тритон, щука.
Сельдь, камбала, навага, дельфин.
Кит, окунь, кета, карп.
4. На доске вывешивают рыбок, на которых написаны буквы. Нужно составить из букв слова.
5. Собрать разрезную картинку. Назвать рыбу. Подобрать слова – признаки. Составить предложение. Записать. Выделить главные члены предложения.
6. Физминутка.
Водичка.
7. Звуко-слоговой анализ слов окунь, карась, щука.
8. Какие буквы спрятались в водораслях?
9. Работа в парах.
Детям раздают картинки с изображением речных и морских рыб. Нужно разобрать их на две кучки. В одну морских, в другую речных.
10. «Дорисуй рыбке чешуйки». У каждого карточка с рыбкой.
11. Итог.
Грамматическая тема. «Слоги. Слоговой состав слова».
Лексическая тема. «Овощи».
Цель: формировать навыки слогового анализа и синтеза.
Задачи:
1. Закрепить знания о слогообразующей роли гласных.
2. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
3. Обогащать словарь по теме «Овощи».
4. Развивать связную речь.
5. Развивать зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику.
Ход занятия:
Оргмомент.
1. Подготовительная работа.
Логопед:
- Прочтите то, что написано на карточках и определите, где слог, а где слово.
Карточки на доске:
ПЛА ТИ ЛУК ПОЛ ДО
МОРКОВЬ КУ ДАН КАПУСТА СВЕКЛА
2.Формулирование темы занятия.
Логопед:
- Сделайте вывод и определите, что такое слог, а что такое слово.
- Припомните, как мы делим слова на слоги?
Правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Основная часть.
1. Развитие слогового анализа.
Продолжаем работать с карточками на доске.
Логопед:
- Давайте уберем все слоги и оставим только слова (лук, морковь, капуста, свекла)
Деление слов на слоги.
- Как мы назовем все эти слова одним словом? (овощи).
- Какие еще овощи вы знаете?
2. Развитие зрительного восприятия.
У каждого ученика по две карточки с перечеркнутыми изображениями овощей. Нужно узнать овощ, назвать его и разделить название на слоги.
3.Развитие мышления. Игра «Что лишнее?»
Логопед:
- Я назову слова, а вы выберите лишнее и назовете.
Слова.
Редис, морковь, ромашка, лук.
Баклажан, огурец, помидор, мухомор.
Картофель, кабачок, груша, чеснок.
Малина, редька, перец, патиссон.
4. Работа в тетради.
Логопед загадывает загадки. Дети отгадывают, записывают отгадки в тетрадь и делят на слоги, подчеркивая при этом гласные. Вспоминаем правило.
В огороде дева встала, Красная девица росла в
темнице,
Пышны косы расплела, Люди в руки брали, косы
рвали.
И в зелененький платочек ( Морковь )
Зеренки упрятать хочет. Желтая курица под
плетнем дуется.
( Кукуруза ) ( Тыква )
Узловата, листовата, Без окон, без дверей
А поспеет – головата. Полна горница людей.
( Капуста ) ( Огурец )
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков. ( Горох )
5. Физминутка.
Логопед называет овощи, а дети их изображают: капуста, морковь, лук, горох, свекла, огурец.
6. Образование прилагательных от существительных.
Логопед:
- Давайте вспомним, что можно сделать из овощей. (Можно сделать сок).
- Какой сок получится из свеклы? (свекольный )
- Из моркови? (морковный )
- Из помидоров? (томатный)
- Еще из овощей можно сделать салат.
- Какой салат получится из капусты? (капустный), из моркови? (морковный), из огурцов? (огуречный), из помидоров? (помидорный). Учитель объясняет, почему различается название овоща и сока. Помидор, так называли овощ индейцы, а словом томат его назвали итальянцы, которые привезли это растение из Америки. В русском языке этот овощ чаще всего называют помидором, а сок томатным.
- Можно также сделать икру. Какая икра получится из баклажанов? (баклажанная), из кабачков (кабачковая)?
- Из овощей можно сварить суп. Какой получится суп? (овощной)
7. Развитие мелкой моторики.
Детям раздают вырезанные из картона овощи. Логопед дает задание обвести овощи в тетради и заштриховать. Каждый называет свой овощ и определяет количество слогов в названии.
8. Развитие связной речи. Игра «Маски».
Один участник выходит к доске. Закрывает глаза. Ему на голову надевают маску с изображением овоща. Он открывает глаза. Дети описывают овощ, не называя его. Участник должен догадаться в кого его нарядили.
9. Итог.
Подводится итог занятия. Вспоминаем, о каких овощах мы сегодня говорили? Повторяем правило деления слов на слоги.
Грамматическая тема. «Слог. Слоговой состав слова».
Лексическая тема. «Овощи».
Цель: закрепить навыки слогового анализа и синтеза.
Задачи:
1. Закрепить знания о слогообразующей роли гласных.
2. Упражнять в составлении предложений с опорой на схему.
3. Обогащать словарь по теме «Овощи».
4. Развивать связную речь.
5. Развивать зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.
Ход занятия.
Оргмомент.
1. Закрепить знания о слоге.
На доске написаны слоги:
МОР РОХ РЕЦ ЛА
ГО СВЕК КОВЬ ПЕ
Логопед:
-Что здесь написано? (слоги)
-Скажите, что такое слог?
-Что такое слово?
Составьте из слогов слова.
2. Сформулировать тему занятия.
Основная часть.
1. Развитие слогового анализа.
Давайте превратим слова, которые мы составили в картинки. Вместо слов на доску вывешиваем картинки с изображением овощей.
- Как назвать все эти картинки одним словом? (овощи).
- Назовите, сколько слогов в названии каждой картинки?
- Как вы определили?
- Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Под каждой картинкой чертим схему слова, в которой обозначаем только гласные.
__е__е__ __е__а
2. Работа на карточках.
Каждому ребенку дают карточку.
Ребенок должен соединить картинку с цифрой, которая соответствует количеству слогов в названии картинки. После выполнения задания ученики меняются карточками и проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
3. Развитие зрительного восприятия и внимания. Игра «Собери картинку».
Каждый ученик должен собрать разрезную картинку с изображением овоща. Назвать что получилось. Сколько слогов в названии картинки. Начертить на доске схему, в которой указать только гласные и записать слово.
___Ы___А тыква
4. Физминутка.
Логопед называет слова. Если это овощ дети должны топать, если нет – хлопать. Слова: капуста, малина, арбуз, картофель, морковь, лимон, свекла, редис, подберезовик, редька, салат, виноград.
5. Работа в тетради.
Детям необходимо составить предложение по схеме, записать его в тетрадь и разделить все слова на слоги. (Приложение 3).
6. Развитие связной речи и логического мышления. Игра «Придумай загадку».
Логопед:
- Я придумала загадку об овоще, а вы должны ее отгадать.
«Красный, круглый, сочный, висит на веточке. Из него можно сделать вкусный сок и пасту».
Далее дети самостоятельно придумывают загадки об овощах и загадывают их.
7. Итог.
Грамматическая тема: Ударение.
Лексическая тема: Времена года.
Цель: Познакомить с понятием ударение.
Задачи: 1. Учить выделять ударную гласную в слове.
2. Познакомить с ритмической схемой слова.
3. Развивать мышление и зрительное восприятие.
Ход занятия
I. Оргмомент
Составьте слова из слогов.
Вес то зи на ма
ле
Как назвать все это одним понятием?
Какого времени года не хватает?
Вывешиваем картинки. Расставьте времена года по порядку.
II. Основная часть
1. Знакомство с темой занятия.
Послушайте сказку о волшебнике Ударении.
Собрались однажды в волшебной стране слова, стали веселиться и танцевать. На свой праздник они пригласили знаки препинания, буквы, звуки, но позабыли про старого волшебника Ударение. Узнал тот о празднике и очень обиделся. Решил волшебник Ударение отомстить словам. Вот появился он в самый разгар праздника посреди площади, где собрались гости, и заявил, что он самый важный и значимый. Как могли позабыть про него? Замолчали все присутствующие и задумались. А потом сказали, чтоб он не задавался, что совсем не понятно словам, почему ударение так важничает?
- Кто вы такие? Как это я не важен? Если меня не будет в словах, вас и прочитать-то не смогут правильно! Если я захочу, то смогу изменить вас до неузнаваемости! Тогда вместо одного слова появится совсем другое.
Поутихли слова, стоят и немного боятся. Уж больно страшен вид старого волшебника Ударения. Может, он сказал правду?
Но тут на середину зала вышел замок.
- Я тебя не боюсь, волшебник! Как ты можешь на меня повлиять? Если я вишу на двери, никто не проникнет в дом. Я подчиняюсь только ключу.
Рассмеялся волшебник и ударил по замку волшебной палочкой, да так сильно, что перескочило ударение с гласной О на гласную А - замок превратился в древний замок. Ахнули слова.
Вдруг из толпы вышли гвоздики.
- Мы острые гвоздики. Острые, сильные и железные. Мы держим огромные бревна. Можем скреплять мосты, стены домов и части мебели. Мы не боимся тебя. Нас много - ты один!
Волшебник Ударение усмехнулся и передвинул ударение с гласной О на гласную И - гвоздики исчезли и появились нежные красные гвоздики.
«Хватит, хватит, довольно! - закричали испуганные слова. - Мы верим, верим тебе, волшебник Ударение, и проносим свои извинения!»
Но волшебник не унимался. И вот вместо атласа появился атлас, исчезли стрелки часов, а на их месте появились отважные стрелки. Видят слова — плохо дело! Отвели волшебника на почетное место среди гостей, обещали никогда о нем не забывать. А вы всегда помните об ударении в словах? Всегда относитесь к нему с должным уважением?
2. Работа со словами-омографами.
Припомните из сказки пары слов и назовите их (логопед выставляет картинки по ходу называния пар слов). Запишите слова парами и поставьте ударение.
3. Тренировка в выделении ударной гласной в словах.
Отгадайте загадки и запишите отгадки. Определите место волшебника Ударения в словах.
Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)
Начинает он копать,
Заменяет сто лопат. (Экскаватор)
Белый, а не снег, сладкий, а не мёд. (Сахар)
Дом по улице идет,
На работу нас везет
На железных круглых ножках
И в резиновых сапожках. (Автобус)
Когда он в клетке, то приятен.
На шкуре много черных пятен. (Леопард)
Кто с высоких тонких сосен
На детишек шишку бросил? (Белка)
Кто ходит задом наперед. (Рак)
В каком слове ударение ставить не надо? Почему?
4. Физминутка.
«Бабочка»
5. Волшебник Ударение очень любит лето. Летом он решил сделать коллекцию фотографий насекомых.
Каких насекомых можно встретить летом?
Какие насекомые спрятались на картинке?
6. Закрепление знаний о ритмической схеме слова
Волшебник Ударение хочет познакомить вас с ритмической схемой слова, она поможет вам разобраться с представленными словами. (Ударная гласная будет на схеме обозначаться — X, а безударная - х.)
Составление схем.
Слова: Ручеек, сосулька, почки, капель
К какому времени года можно отнести эти слова?
7. Прочитайте предложения из ударных слогов
каждого слова (запись на карточках).
- ДОмики, коРОва, ноГА, поШЛА, МИна, МОлоко, ЛЕ-на, коСА (Дорога шла мимо леса.);
- МАма, ШАпочка, Ухо, БЕрег, ЖАба скаЛА, ОТмель, МЕДленно, ВЕник, лошаДЕЙ (Маша убежала от медведей.);
- НАша, ЛИСтья, свисТОК, ЛИля, ЛИпа, Ива, СЕно, скаЛА, ЖАкет, БАбушка. (На листок лилии села жаба.)
Запишите предложения и проставьте ударение в словах.
8. Игра «Чудесный мешочек»
Вытащить игрушку, Назвать ударную гласную в названии.
9. Итог.
Грамматическая тема: Ударение.
Лексическая тема: Времена года.
Цель: Познакомить с понятием ударение.
Задачи: 1. Закреплять умение ставить ударение в словах.
2. Учить подбирать слова к ритмической схеме слова.
3. Закреплять знания о временах года.
4. Упражнять в образовании прилагательных от существительных.
5. Развивать мышление и зрительное восприятие.
Ход занятия
I. Оргмомент. Подобрать к картинкам ритмические схемы.
Картинки: самовар, кегли, диван, пуговицы, посылка, лейка.
Ритмические схемы слов:
хХх | » | ххХ | |||||
Хх | Ххх | хХ |
II. Основная часть
1. Знакомство с темой занятия.
Занятие проводится в виде игры-драматизации. В начале игры формируются две команды, которые будут соревноваться по ходу игры. Логопед сообщает о том, что предстоит преодолеть в ходе путешествия, предполагаемый маршрут и цель.
2. Расставить по порядку картинки с изображением времен года.
Подобрать к каждому времени года подходящие сюжетные картинки.
3. Игра «Что неправильно нарисовал художник?»
4. Закрепление знания месяцев года -развитие временных представлений.
Прочитайте названия месяцев года и проставьте в квадратах их порядковые номера. Запишите слова, поделив их на слоги, и поставьте ударение. Подчеркните ударный слог по образцу. Образец: январь - ян-варь.
ИЮЛЬ АВГУСТ
МАРТ ЯНВАРЬ
ДЕКАБРЬ ИЮНЬ
МАЙ ФЕВРАЛЬ
АПРЕЛЬ НОЯБРЬ
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
Назвать летние, осенние, весенние, зимние месяцы.
5. Закрепление навыков звукового анализа слов. Уточнение правописания гласных в словах. Работа на карточках.
Вставьте в слова волшебные яблоки, на которых написаны гласные буквы. Прочитайте получившиеся слова. Какими правилами вы пользовались, чтобы правильно вставить гласные буквы в слова?
_ЖИК ГН_ЗДО 3_НЯТИЕ 3_МЛЯ
Д_МА 3_МА Г_ЗОН Л_СА
В_СНА Л_СИЧКА Н_СОЧКИ К_ЗА
ХЛ_БА ГР_ЗА В_ГОН Л_ПИТЬ
Н_СИТЬ 3_МОВКА П_РИТЬ КЛ_НОВЫЙ
Д_МАШНИЙ 3_МЕЛЬКА КР_ВАТЬ В_СЕННИй
Подчеркните группы родственных слов различными цветами. Подчеркните простым карандашом слова, которые нельзя проверить. Что нужно знать, чтобы правильно писать такие слова?
5. Физминутка.
«Времена года»
6. Развитие слогового анализа и синтеза.
Нам на пути попались необычные картинки. Рассмотрите их и запишите слова. Поделите слова на слоги и подчеркните ударный слог.
7. Игра «Какой день?»
Мороз – морозный Зима - Зимний
Солнце – Весна -
Ветер – Лето -
Снег – Осень -
Дождь –
8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Вы удачно справились с превращениями. Теперь нам предстоит преодолеть загадочное болото.
Пробегите по словам, как по кочкам на болоте и составьте предложения.
Логопед выставляет на доску пособие «Болото». Слова записаны на кочках болота.
- жил, лесу, в, гном, веселый.
- он, дом, построил, себе.
- рядом, гномик, жил, поменьше.
- кустом, домик, построил, под.
Прочитайте предложения. Составьте из них стихотворение и прочитайте его.
Жил в лесу весёлый гном.
Он себе построил дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом построил домик.
9. Итог.
Грамматическая тема: Твердые и мягкие согласные.
Лексическая тема: Профессии.
Цель: Учить различать на слух твердые и мягкие согласные. .
Задачи: 1 Учить выделять твердые и мягкие согласные из слов.
2. Закреплять умение делить слова на слоги.
3. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
4. Обогащать словарь по теме «Профессии».
Ход занятия
Оргмомент.
Сегодня мы с вами побываем в цирке.
Но чтобы попасть в цирк нужно вспомнить, что мы знаем о звуках.
Какие бывают звуки? Что вы знаете о согласных звуках?
А теперь мы будем слушать твердые и мягкие согласные звуки и правильно произносить трудные слова.
Основная часть.
1. Выставляется картинка с изображением цирка.
Кто работает в цирке? (жонглеры, гимнасты, клоуны, фокусники, акробаты, дрессировщики)
Назовите профессии, в которых есть мягкие согласные.
2. У каждого ребенка на парте перевернутая картинка.
- Переверните картинку. Это ваши дрессированные животные. Кто вы? (дрессировщики) Назовите, какой мягкий согласный слышится в названии ваших животных?
Картинки: пудель, мартышка, слон, кошка, голубь, мышка.
В названии каких животных все согласные твердые?
3. Игра «Пирамида»
Дети расставляют своих животных по этажам пирамиды.
4. Составление предложений о том, что делают животные. Выкладывание схем.
5. Физминутка.
Превратимся мы в зверюшек.
Девочки и мальчики
превратились в зайчиков Показывают ушки;
Прыгаем мы ловко, прыгают;
любим мы морковку
А теперь мы все лягушки, скачут как лягушки;
ловко скачем по опушке
Ква-ква-ква-ква,
веселее детвора!
А теперь поднимем лапы
Все мы мишки косолапы переливаются с боку на бок
До свидания зверята,
мы теперь опять ребята.
6. На доске перевернутые картинки животных.
Написаны слова:
.ебра
.ист
.гуар
.апля
Угадать слово и какое животное здесь спряталось.
Прочитайте первые буквы только что названных слов.
Какое слово получилось?
Какой первый согласный в этом слове?
7. Посмотрите на картинки. Назовите первый согласный. Твердый он или мягкий?
Картинки: кегли, обруч, канат, мяч, плетка.
Каким профессиям в цирке нужны эти предметы?
8. Какие гласные дают согласному приказ «Звучи мягко», «Звучи твердо».
9. Итог.
Грамматическая тема: Твердые и мягкие согласные.
Лексическая тема: Профессии.
Цель: Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные. .
Задачи: 1. Закреплять умение выделять твердые и мягкие согласные из слов.
2. Закреплять умение делить слова на слоги.
3. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
4. Обогащать словарь по теме «Профессии».
Ход занятия
Оргмомент.
Кем работают ваши родители?
Какие профессии вы еще знаете? Выставляем картинки.
Основная часть.
1. В названии каких профессий первый звук звучит мягко? Почему?
Определяем количество слогов в названии картинки.
2. Игра «Кто чем пользуется?»
Под каждой картинкой вывешиваем инструменты.
Назовите инструмент, в названии которого третий звук твердый согласный.
3. Отгадывание загадок.
Кому нужен этот предмет?
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
(книга)
Кто альбом раскрасит ваш?
Ну, конечно ….
(карандаш)
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
(морковь)
Дом по улице идет,
На работу нас везет
На железных круглых ножках
И в резиновых сапожках. (Автобус)
4. Собрать разрезную картинку. Назвать профессию. Составить предложение.
5. Физминутка.
В мебельной мастерской
В мебельной мастерской Дети идут по кругу, в центре
Пахнет клеем и доской. «столяр»;
Столяр пилит здесь, строгает. имитация движений;
Столяр мебель собирает.
Мы заходим в мастерскую
Мебель видим вот такую… изображают мебель,
«столяр» угадывает
6. Игра «Какая профессия лишняя?»
Строитель, маляр, учитель, штукатур.
Учитель, воспитатель, преподаватель, пекарь.
Пекарь, мочтальон, кондитер, повар.
7. Раскладывание картинок под схемами.
Твердый звук | Мягкий звук |
8. Определить количество слогов в названии картинок.
9. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия. 2 класс
Конспеккт логопедического занятия. Тема: "Связь слов в предложении. Кому? Чему? (дательный падеж)....
План-конспект логопедического занятия (2 класс, группа смешанной дисграфии) Тема: Дифференциация мягких и твердых согласных перед буквами А-Я. Приставки пространственного значения.
Цели: 1. Образовательные 1.1. Закреплять у учащихся умения дифференцировать твердые и мягкие согласные перед буквами «а» - «я»; 1.2. Формировать умение образовывать слова приставочным спос...
Конспект логопедического занятия Тема: Интеллектуально-развлекательная игра «Логопедический час»
Развитие интереса к логопедическим занятиям...
Конспект логопедического занятия, 4 класс. Изложение «Грачи прилетели»
Конспект логопедического занятия. 4 класс....
Конспект логопедического занятия 4 класс
Тема "Приставки"...
Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.
Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
Преодоление нарушений грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...