Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии
статья по логопедии
Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии
Ортман А.А., учитель - логопед,
ГКОУ «Котовская школа – интернат»
Детство – каждодневное открытие
мира и, поэтому надо делать так,
чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества,
их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский
.
Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Под патриотическим воспитанием понимается организованный и непрерывный процесс по формированию учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. Это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. Нравственно – патриотическое воспитание закладывается еще в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь. В коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна, чем и в общеобразовательных школах. В школах для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) наиболее важную роль в развитии гражданского воспитания играет педагог, грамотно спланировавший работу по развитию нравственных качеств ребёнка. Задача воспитателей и педагогов коррекционных учреждений, как можно раньше пробудить в растущем человеке чувства любови к Родине. Эта проблема также касается и узких специалистов, в частности и учителей – логопедов. Я, как учитель – логопед при планировании логопедических занятий по лексическим темам на ряду с коррекционно – речевыми задачами, так же ставлю перед собой задачи направленные на нравственно – патриотическое воспитание детей (воспитание гуманной, духовно-нравственной личности; воспитывать уважение к нормам морали, учить различать добро и зло, справедливость и несправедливость; формировать способность к самопознанию себя как члена семьи, члена коллектива; формировать умение сопереживать другому человеку, понимать его; воспитывать интерес и любовь к родному городу, стране, планете; воспитывать уважение к людям разных профессий и результатам их труда; формировать бережное и заботливое отношение к природе, всему живому и неживому; давать знания о правах человека; формировать чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины; расширять представления о России и других странах мира; знакомить с государственной символикой, историческим прошлым России и другие). Моя рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с нарушениями речи составлена таким образом, что нравственно-патриотическая составляющая органично вплетается в каждую лексическую тему («Детский сад», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Мой город», «Моя семья» и другие). Материал лексических тем позволяет не только решать логопедические задачи: развивать связную речь, формировать лексико-грамматические категории, фонематическое восприятие, звукопроизношение, слоговую структуру, развивать и совершенствовать психологическую базу речи, но и воспитывать чувство патриотизма у детей.
На занятиях по лексической теме «Семья» я формирую представление детей о родственных отношениях в семье, о любви и уважении внутри семьи, к старшему поколению, родному дому, используя следующие дидактические /словесные игры (к примеру): Подбираем с детьми признаки: Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др.; Подбираем с детьми глаголы (обязанности членов семьи): что делает папа? что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата? и т.п.; «Составь рассказ по картинкам» - дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, по плану.
В ходе реализации тематической темы: «Профессии» формирую понятие о важности и нужности всех профессий, о том, что труд людей следует уважать, используя на занятиях дидактические игры (к примеру): «Объясни, что делает человек этой профессии»; Сюжетно – ролевая игра «Все профессии нужны, все профессии важны»
На коррекционно – логопедических занятиях по такой теме как «День Защитника Отечества» формирую у детей чувство гордости за достижения своей страны, народа. В ходе занятий воспитываю чувство уважения и благодарности к людям защищающих нашу Родину, за их отвагу и мужество. На данных занятиях применяю следующие игры (к примеру): «Защитники Отечества», «Разные войска» «Назови военную профессию» - словарь детей пополняется новыми словами - синонимами - Отечество - Отчизна - Родина; Защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также в ходе занятий дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий: граница - пограничник, артиллерия – артиллерист, танк – танкист, море - моряк, космос – космонавт.
Первый весенний месяц всегда посвящен теме Женщины, матери: «Мамин праздник». На занятиях данной тематики я стараюсь привить чувство уважения и любви к маме, бабушке, сестренке. На этих занятиях обучающиеся узнают много нового о женских профессиях. Использую дидактические игры (например): «Подбери признак»: мама – какая? бабушка – какая? сестренка, воспитатель и др.; «Назови ласково» - мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д.
При знакомстве с темой «Наш родной город» даю представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут. Строю так свое занятие чтобы обучающиеся поняли, что их город, леса которые его окружают, река, поле, луга — все это частица нашей Родины. Рассказываю, какие заводы есть в городе, памятные здания, о лучших людях города. Обращаю внимание детей на то, что люди из других городов и сел приезжают, чтобы побывать в музее, увидеть исторические места. На занятиях данной тематики применяю следующие игры (к примеру): «Букет красивых слов» - словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу. «Угадай места, достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город» – закрепляем знания родного города и страны, «ГЕРБ родного края» - закрепляем знаний детей о гербе родного края.
В мае конечно особое внимание уделяю теме о значимом для нашей страны празднике «День Победы — 9 мая!». На своих занятиях посвященных данной лексической теме воспитываю уважение к героям Великой Отечественной войны, к Победе нашего народа над врагом, глубокой благодарности к Ветеранам войны, используя игры (к примеру):«Подбери слово» (синоним) /смелый - храбрый, отважный, геройский/; «Подбери родственное слово» /герой - геройский, героический, героиня/. В ходе знакомства с данной темой у детей пополняется словарный запас новыми словами и словосочетаниями: подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др.
Мое построение образовательного процесса основывается на соответствующих возрасту формах работы с обучающимися. На своих логопедических занятиях применяю следующие формы организованной образовательной деятельности: беседы, рассказы, ситуативные разговоры; тематические презентации; дидактические игры и упражнения; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры; просмотр (слушание) и обсуждение видеофильмов (стихотворений, песен); чтение и обсуждение тематических произведений, сказок; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр; викторины; сочинение загадок; разучивание стихотворений; объяснение пословиц и поговорок.
Включение разнообразного дидактического, иллюстративного и текстового материала, использование соответствующих образовательных и культурных практик создают сильный эмоциональный отклик ребенка, стимулируют интерес обучающегося, его познавательную и речевую активность. Ребенок становится участником событий на доступном ему уровне (выбрать, наклеить, убрать лишнее, выразить эмоцию, сопроводить действие вербально или невербально).
Список используемой литературы:
#1041;орисова Е. В., Орлова О. С. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — 2010. — № 1 том 3. Маханева М. Д.
#1051;огопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
#1061;уденко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста
воспитание любви у детей к своей малой родине,формирование патриотических чувств,знакомство с достопримечательностями своего города...
Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"
Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...
Интегрированный урок русского языка и коррекционно-развивающего занятия по логопедии по теме «Правописание слов с парной согласной в корне» 2 класс
Урок предназначен для детей 2 класса. Первый урок по теме «Парные согласные в корне слова». Урок построен с использованием технологии «Творческая мастерская», которая на...
Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»
Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания использу...
Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»
Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания использую...
Коррекционно – развивающее занятие по логопедии на тему «Профессии» для детей с ОНР
Коррекционно - развивающее занятие по логопедии на тему "Профессии" для детей с ОНР...
Рабочие программы для коррекционно - развивающих занятий по логопедии
Рабочие программы для коррекционно - развивающих занятий по логопедии...