Коррекционно – развивающее занятие по логопедии на тему «Профессии» для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Коррекционно - развивающее занятие по логопедии на тему "Профессии" для детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu_professii.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Ортман Анна Александровна

Учитель – логопед

Коррекционно – развивающее занятие по логопедии

на тему «Профессии» для детей с ОНР

Цель занятия: Расширение и активизация словаря по теме «Профессии»

Коррекционно-образовательная задача:

— учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.

Коррекционно-развивающие задача:

  • закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;
  • упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
  • развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

Коррекционно-воспитательная задача:

— воспитывать у детей интерес к людям раз личных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Установление эмоционального контакта)

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- Доброе утро, ребята! 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть. Проходите на разноцветные кружки(расположенные у доски). У меня в руках мяч. Он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать руками мяч и, обращаясь, друг к другу по имени, пожелаем друг другу доброго утра. Молодцы, все пожелали друг другу доброго утра, проходите на свои места.

Артикуляционная гимнастика.

Чтобы у всех нас было весеннее настроение, давайте выполним следующие упражнения.

а) «Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть.

б) «Солнышко – тучка»: улыбнуться - нахмуриться (чередовать).

А теперь эти упражнения включим в стихотворение.

Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)

Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)

Баба снеговая

Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)

Дыхательная гимнастика. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

Логопед: Ребята давайте с Вами поиграем, перед Вами лежат картинки, но мы на них пока ничего не видим. Возьмите пожалуйста специальные карандаши на водной основе и разукрасьте карточки. Что Вы видите?

Дети: появились люди разных профессий. Ребята называют профессии, которые изображены на картинках.

Логопед: У каждого взрослого человека есть профессия. А какие они, эти профессии? Чем они полезны для других людей? Об этом мы поговорим сегодня на занятии.

2. Формирование новых знаний.

Вводная беседа: Что же такое профессия? Профессия — это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Люди одной профессии имеют одинаковые знания, заняты одним делом. Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.

Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жилье, пищу и одежду. Чаще всего люди начинают работать, закончив школу, или институт.

Если человеку нравится его профессия, он будет получать удовольствие от своей работы и сможет многого добиться.

Развитие лексико-грамматических категорий. (Развитие мышления, диалогической речи)

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто это вы узнаете отгадав загадки (по мере отгадывания загадки в центр класса выходит ученик переодетый в человека отгаданной профессии)

Презентация №1 с картинками профессий. По мере отгадывания появляется слайд картинки с изображением людей разных профессий.

Он в дни болезней всех полезней.

И излечит, исцелит,

И ангину, и бронхит. (врач)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз — и помним вас. (Фотограф)

С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники

Мы очень людям всем нужны

Так кто же мы? (пожарники)

Средь облаков на высоте

Мы дружно строим дом,

Чтоб в тепле и красоте

Счастливо жили в нем. (строители)

Он у плиты творит,

Как на крыльях он парит.

Все бурлит вокруг него,

Кухня – кузница его. ( Повар)

Ведет он классно самолет,

Безопасен с ним полет,

Настоящий ас … (Пилот)

-Итак, ребята кто пришел к нам на занятия?

- Люди, занимающиеся разными видами работ. (дети говорят по 2 – 3 предложения о тех профессиях людей, которые пришли к нам на занятие)

- Что объединяет этих людей? (Их объединяет разные ПРОФЕССИИ)

- Давайте прочитаем слово вместе ПРОФЕССИИ. (слово расположено на доске)

- Поставьте ударение в слове.

- Ударение падает на 2 слог, на гласную Е.

- Обратите внимание в слове ПРОФЕССИИ удвоенные согласные ЭС и гласные И.

- Давайте, разделим на слоги, прохлопав это слово по слогам. Приготовьте ваши ладошки.

- Сколько раз мы хлопнули?

- Можно ли узнать сколько в слове слогов?

- Сколько в слове букв?

Девять.

- Сколько гласных?

Четыре.

- Молодцы ребята, все ответили правильно.

Логопед: А сейчас мне хочется проверить, как вы умеете определять действия, которые совершают люди разных профессий. (Слова расположены на доске, в перепутанном виде. Нужно правильно найти соответствия)

Игра «Найти соответствия»

Повар – тушит.

Пожарный – лечит.

Учитель – фотографирует.

Строитель – строит.

Продавец – воспитывает.

Фотограф – учит.

Воспитатель – продает.

Врач – варит.

- Молодцы ребята с заданием справились хорошо.

Работа по карточкам.

Логопед: Ребята у Вас на партах разложены карточки. Вам нужно выполнить по ним следующее задание. На каждой карточке написан ряд слов, вам нужно их прочитать и выделить из них лишнее слово и объяснить почему именно это слово лишнее.

Шофёр, пожарный, машина, милиционер. (Лишнее слово «машина», потому что машина — это транспорт, а остальные профессии.)

Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это действие повара, а остальные действия дворника.)

Ножницы, расчёска, шампунь, бинт. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет

врача, а остальные предметы парикмахера.)

Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача.)

Логопед: А сейчас, попробуйте рассказать, кем вы будите когда вырастете, чем вы будете заниматься.

Игра «Кем ты будешь?». (Пополнение словаря детей по теме «Профессии».) Высказывает каждый ребенок.

Дети: Я буду строителем и буду строить дома.

  • Я буду поваром и буду готовить вкусные блюда.
  • Я буду воспитателем и буду воспитывать детей.
  • Я буду экономистом и буду работать в банке. И т.д.

Физкультминутка «профессии» (Выполнение движений по тексту стихотворения)

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь у нас в руках -

Быстро едим по горам!

А теперь на стройке мы,

Кладём ровно кирпичи.

Раз - кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Снова сесть нам всем пора.

Логопед: Вы назвали много разных профессий. И у каждой профессии есть свои орудия труда: например, у повара – это кастрюля, а у швеи – это игла и т.д.

Я Вам предлагаю посмотреть на экран, где показаны орудия труда человека какой-то профессии. Подумайте и отгадайте к человеку какой профессии они относятся?

Работа с презентацией №2 с картинками, на которых изображены инструменты необходимые для той или иной профессий.

Логопед: А теперь, попробуйте закончить мое предложение. Я начинаю предложение, а Вы ребята продолжаете.

Игра «Кому что нужно для работы?»

Косарю нужна ……коса.

Художнику нужна ….кисточка.

Портному нужна ….игла.

Повару нужен ….нож.

Логопед: Ребята сейчас мы с Вами называли по одному инструменту, а теперь представьте, что таких инструментов у людей различных профессий много. Давайте расскажем об этом.

Игра «Один много». (Образование формы множественного числа существительных.)
Дети: Одна коса, а много кос. Один нож, а много ножей. Одна кисточка, а много

кисточек. И т.д.

Работа в парах (ученики делятся по парам)

Логопед: У вас на столах лежат карточки с изображением людей разных профессий и карточки с незаконченными предложениями. Ваша задача прочитать эти предложения и дополнить их карточкой изображения человека с подходящей профессией. У вас несколько минут. Когда вы закончите задание поднимите руки вверх. Начинайте.

В школе учит нас … (УЧИТЕЛЬ)

Строит здания … (СТРОИТЕЛЬ)

На тракторе пашет … (ТРАКТОРИСТ)

Поезд водит … (МАШИНИСТ)

Самолетом правит … (ЛЕТЧИК)

От болезней лечит … (ВРАЧ)

Сапоги шьет … (САПОЖНИК)

В шахте трудится … (ШАХТЕР)

Служит на море … (МОРЯК)

Кто всех знает … (МОЛОДЕЦ)

- Давайте проверим правильно ли вы выполнили его. (Проверка задания).

- Молодцы, правильно выполнили задание.

3. Итог занятия.

Логопед: Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заживём.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.

Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

Я думаю, ты подрастешь

И дело по душе найдешь.

Рефлексия.

Логопед: Ребята на ваших столах лежат «ладошки» разных цветов

-Если вам было скучно на уроке, возьмите ладошку зеленого цвета;

-Если вам было интересно, но вы не узнали ничего нового - возьмите желтую ладошку;

-Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое - возьмите красную ладошку.

А теперь покажем свои ладошки. И помашем ими «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"

Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Интегрированный урок русского языка и коррекционно-развивающего занятия по логопедии по теме «Правописание слов с парной согласной в корне» 2 класс

Урок предназначен для детей 2 класса. Первый урок по теме «Парные согласные в корне слова». Урок построен  с использованием технологии «Творческая мастерская», которая на...

О результатах коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками МАДОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья

О результатах коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками МАДОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья...

Справка о результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья

О результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»

Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию  акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания использу...

Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв  К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания использую...

Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии

Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии...