Коррекционно – развивающее занятие по логопедии на тему «Профессии» для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Коррекционно - развивающее занятие по логопедии на тему "Профессии" для детей с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu_professii.docx | 34.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КОТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"
Ортман Анна Александровна
Учитель – логопед
Коррекционно – развивающее занятие по логопедии
на тему «Профессии» для детей с ОНР
Цель занятия: Расширение и активизация словаря по теме «Профессии»
Коррекционно-образовательная задача:
— учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия.
Коррекционно-развивающие задача:
- закреплять у детей употребление имен существительных в творительном падеже;
- упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа;
- развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.
Коррекционно-воспитательная задача:
— воспитывать у детей интерес к людям раз личных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.
Оборудование: предметные или сюжетные картинки с изображением людей различных профессий и инструментов.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Установление эмоционального контакта)
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
- Доброе утро, ребята! 1,2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть. Проходите на разноцветные кружки(расположенные у доски). У меня в руках мяч. Он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать руками мяч и, обращаясь, друг к другу по имени, пожелаем друг другу доброго утра. Молодцы, все пожелали друг другу доброго утра, проходите на свои места.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы у всех нас было весеннее настроение, давайте выполним следующие упражнения.
а) «Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть.
б) «Солнышко – тучка»: улыбнуться - нахмуриться (чередовать).
А теперь эти упражнения включим в стихотворение.
Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)
Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)
Баба снеговая
Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)
Дыхательная гимнастика. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.
Логопед: Ребята давайте с Вами поиграем, перед Вами лежат картинки, но мы на них пока ничего не видим. Возьмите пожалуйста специальные карандаши на водной основе и разукрасьте карточки. Что Вы видите?
Дети: появились люди разных профессий. Ребята называют профессии, которые изображены на картинках.
Логопед: У каждого взрослого человека есть профессия. А какие они, эти профессии? Чем они полезны для других людей? Об этом мы поговорим сегодня на занятии.
2. Формирование новых знаний.
Вводная беседа: Что же такое профессия? Профессия — это значит умение. Если человек приобрел профессию, значит, он владеет специальными знаниями. Люди одной профессии имеют одинаковые знания, заняты одним делом. Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.
Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить жилье, пищу и одежду. Чаще всего люди начинают работать, закончив школу, или институт.
Если человеку нравится его профессия, он будет получать удовольствие от своей работы и сможет многого добиться.
Развитие лексико-грамматических категорий. (Развитие мышления, диалогической речи)
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто это вы узнаете отгадав загадки (по мере отгадывания загадки в центр класса выходит ученик переодетый в человека отгаданной профессии)
Презентация №1 с картинками профессий. По мере отгадывания появляется слайд картинки с изображением людей разных профессий.
Он в дни болезней всех полезней.
И излечит, исцелит,
И ангину, и бронхит. (врач)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас. (Фотограф)
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны
Так кто же мы? (пожарники)
Средь облаков на высоте
Мы дружно строим дом,
Чтоб в тепле и красоте
Счастливо жили в нем. (строители)
Он у плиты творит,
Как на крыльях он парит.
Все бурлит вокруг него,
Кухня – кузница его. ( Повар)
Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас … (Пилот)
-Итак, ребята кто пришел к нам на занятия?
- Люди, занимающиеся разными видами работ. (дети говорят по 2 – 3 предложения о тех профессиях людей, которые пришли к нам на занятие)
- Что объединяет этих людей? (Их объединяет разные ПРОФЕССИИ)
- Давайте прочитаем слово вместе ПРОФЕССИИ. (слово расположено на доске)
- Поставьте ударение в слове.
- Ударение падает на 2 слог, на гласную Е.
- Обратите внимание в слове ПРОФЕССИИ удвоенные согласные ЭС и гласные И.
- Давайте, разделим на слоги, прохлопав это слово по слогам. Приготовьте ваши ладошки.
- Сколько раз мы хлопнули?
- Можно ли узнать сколько в слове слогов?
- Сколько в слове букв?
Девять.
- Сколько гласных?
Четыре.
- Молодцы ребята, все ответили правильно.
Логопед: А сейчас мне хочется проверить, как вы умеете определять действия, которые совершают люди разных профессий. (Слова расположены на доске, в перепутанном виде. Нужно правильно найти соответствия)
Игра «Найти соответствия»
Повар – тушит.
Пожарный – лечит.
Учитель – фотографирует.
Строитель – строит.
Продавец – воспитывает.
Фотограф – учит.
Воспитатель – продает.
Врач – варит.
- Молодцы ребята с заданием справились хорошо.
Работа по карточкам.
Логопед: Ребята у Вас на партах разложены карточки. Вам нужно выполнить по ним следующее задание. На каждой карточке написан ряд слов, вам нужно их прочитать и выделить из них лишнее слово и объяснить почему именно это слово лишнее.
Шофёр, пожарный, машина, милиционер. (Лишнее слово «машина», потому что машина — это транспорт, а остальные профессии.)
Подметает, расчищает, убирает, варит. (Лишнее слово варит, потому что это действие повара, а остальные действия дворника.)
Ножницы, расчёска, шампунь, бинт. (Лишнее слово бинт, потому что бинт- это предмет
врача, а остальные предметы парикмахера.)
Градусник, шприц, врач, вата. (Лишнее слово врач, потому что это профессия, а остальные предметы врача.)
Логопед: А сейчас, попробуйте рассказать, кем вы будите когда вырастете, чем вы будете заниматься.
Игра «Кем ты будешь?». (Пополнение словаря детей по теме «Профессии».) Высказывает каждый ребенок.
Дети: Я буду строителем и буду строить дома.
- Я буду поваром и буду готовить вкусные блюда.
- Я буду воспитателем и буду воспитывать детей.
- Я буду экономистом и буду работать в банке. И т.д.
Физкультминутка «профессии» (Выполнение движений по тексту стихотворения)
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь у нас в руках -
Быстро едим по горам!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Снова сесть нам всем пора.
Логопед: Вы назвали много разных профессий. И у каждой профессии есть свои орудия труда: например, у повара – это кастрюля, а у швеи – это игла и т.д.
Я Вам предлагаю посмотреть на экран, где показаны орудия труда человека какой-то профессии. Подумайте и отгадайте к человеку какой профессии они относятся?
Работа с презентацией №2 с картинками, на которых изображены инструменты необходимые для той или иной профессий.
Логопед: А теперь, попробуйте закончить мое предложение. Я начинаю предложение, а Вы ребята продолжаете.
Игра «Кому что нужно для работы?»
Косарю нужна ……коса.
Художнику нужна ….кисточка.
Портному нужна ….игла.
Повару нужен ….нож.
Логопед: Ребята сейчас мы с Вами называли по одному инструменту, а теперь представьте, что таких инструментов у людей различных профессий много. Давайте расскажем об этом.
Игра «Один — много». (Образование формы множественного числа существительных.)
Дети: Одна коса, а много кос. Один нож, а много ножей. Одна кисточка, а много
кисточек. И т.д.
Работа в парах (ученики делятся по парам)
Логопед: У вас на столах лежат карточки с изображением людей разных профессий и карточки с незаконченными предложениями. Ваша задача прочитать эти предложения и дополнить их карточкой изображения человека с подходящей профессией. У вас несколько минут. Когда вы закончите задание поднимите руки вверх. Начинайте.
В школе учит нас … (УЧИТЕЛЬ)
Строит здания … (СТРОИТЕЛЬ)
На тракторе пашет … (ТРАКТОРИСТ)
Поезд водит … (МАШИНИСТ)
Самолетом правит … (ЛЕТЧИК)
От болезней лечит … (ВРАЧ)
Сапоги шьет … (САПОЖНИК)
В шахте трудится … (ШАХТЕР)
Служит на море … (МОРЯК)
Кто всех знает … (МОЛОДЕЦ)
- Давайте проверим правильно ли вы выполнили его. (Проверка задания).
- Молодцы, правильно выполнили задание.
3. Итог занятия.
Логопед: Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).
Твоё признание.
Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживём.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь.
Хлеб испечет в пекарне пекарь.
Учитель выучит всему.
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю, ты подрастешь
И дело по душе найдешь.
Рефлексия.
Логопед: Ребята на ваших столах лежат «ладошки» разных цветов
-Если вам было скучно на уроке, возьмите ладошку зеленого цвета;
-Если вам было интересно, но вы не узнали ничего нового - возьмите желтую ладошку;
-Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое - возьмите красную ладошку.
А теперь покажем свои ладошки. И помашем ими «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"
Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...
Интегрированный урок русского языка и коррекционно-развивающего занятия по логопедии по теме «Правописание слов с парной согласной в корне» 2 класс
Урок предназначен для детей 2 класса. Первый урок по теме «Парные согласные в корне слова». Урок построен с использованием технологии «Творческая мастерская», которая на...
О результатах коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками МАДОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья
О результатах коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками МАДОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья...
Справка о результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья
О результатах диагностической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимися МАОУ, включая детей с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Дифференциация согласных звуков [с] – [ц] в слогах, словах и предложениях»
Задания используются в работе с учащимися 2 класса. Они направлены на коррекцию акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Представленные задания использу...
Конспект коррекционно - развивающего занятия учителя - логопеда «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях»
Данное занятие по теме «Различение согласных звуков и букв К- Г в слогах, словах, предложениях» входит в блок по теме «Дифференциация парных согласных». Задания использую...
Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии
Формирование нравственно – патриотического воспитания у детей с ОВЗ через разнообразные виды ученической деятельности на коррекционно – развивающих занятиях по логопедии...