Логопедическое фронтальное занятие с группой дисграфии на тему: "Дифференциация [д] - [т], д - т. "
план-конспект занятия по логопедии (2, 3 класс)

Хороших Инна Алексеевна

Логопедическое занятие с группой учащихся с Аграмматической дисграфией. Занятие направлено на развитие умения дифференцировать соглассные д - т изолированно, в слогах, словах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie_d-t.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 20 ГОРОДА ИРКУТСКА

Логопедическое фронтальное занятие с группой дисграфии на тему: «Дифференциация [д],  [т], д - т».

Автор: Хороших Инна Алексеевна

Учитель – логопед

ГОКУ Школа – интернат № 20 г. Иркутска

Иркутск 2023

Тема: Дифференциация [д], [т], д-т.

Цели: 1. Учить дифференцировать согласные д – т изолированно, в слогах, словах.

           2. Развивать фонематический слух, операции анализа и синтеза при работе с артикуляционными профилями и при составлении слогов, слов.

           3. Воспитывать чувство взаимопомощи при ответах на вопросы.

Оборудование: артикуляционные профили [д], [т], фишки, слоговые таблицы, таблица со словами «Буквы пропали»; тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия:

I. Орг.момент: психогимнастика:

- изобразите утят, шагающих на пруд;

- утенок поранил ножку, покажите, как ему больно;

- утята увидели огромного пса, покажите, как они испугались;

- изобразите, как мама утка защищала утят;

- а потом, как учила их плавать.

II. Сообщение темы занятия:

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками, а с какими, вы догадаетесь сами.

Послушайте стишок и скажите, какой звук чаще других встречается?

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

Улита едет - когда – то будет.

- Итак, с какими звуками мы будем работать?

III. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам:

  1. - Произнесите звук д.

- Ребята, какие органы речи участвуют в произнесении звука д?

- Как они расположены? (язык, голосовые связки)

- Скажите, звук д какой?

- А звук т ?

[д] – согласный, твердый, звонкий

[т] – согласный, твердый, глухой   (на доску).

- Чем эти два звука похожи?

- Чем они отличаются?

(Демонстрация профилей)

- На каком профиле звук д?

- Почему так думаете?

- Какой звук изображен на втором профиле?

- Почему?

  1. – Возьмите фишки. Я буду произносить звуки, а вы:

если услышите звук д – положите на парту синюю фишку, если услышите звук т – зеленую фишку.

Д, с, м, т, д, р,т, н, б, т, п, ш, д, к, т, д.

- Теперь проверим, кто сделал правильно

- Сколько получилось зеленых фишек?

- Сколько синих фишек?

- Что можно сказать о фишках?  (их поровну).

IV. Произнесение д – т в слогах:

1). – Откройте тетради, запишите число.

     - Сколько клеток нужно отступить?

     - Не забывайте про опасные места в словах, где можно сделать ошибки.

     - А теперь посмотрите на карточки:

     - Образуйте слоги (да, до, ду, ды; та, то, ту, ты).

     - Запишите их в тетради по порядку , букву т подчеркните одной чертой, букву д – двумя чертами.

2). А сейчас я буду произносить цепочки слогов, а вы запомните их и повторите:

Да – та – та

До – то – то

Ду – ту – ту

Ды – ты – ты

Та – да – да

То – до – до

Ту – ду – ду

Ты – ды – ды

- Какими звуками (чем) отличается каждая цепочка?

3). Дифференциация слогов – таблица:

-  Итак, читаем слоги со звуками [д] и [т] (по горизонтали, по вертикали, вразброс).

= А            Е^       = Я^

^ У             =И      ^A=

=O             =Я       =И^

^Ы             Ю^      ^Ы=

V. Физминутка:

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим.

Посидим, отдохнем.

Потом дальше пойдем.

VI. Произнесение [д] – [т] в словах:

  1. - Ребята, я произношу начало слова, а вы должны его закончить слогом –да или –та и записать слова в тетради. Пишем с новой строки, первое слово с большой буквы, остальные в строчку через запятую.

Слова: Бе…, коф…, во…, ва…, ро…, воро…, приро…, горо…. Свобо…, мач…, боро…, гуся…, темно…, посу…, просту… .

  1. – А теперь ответьте на мои вопросы одним словом и запишите ответы в тетради. Пишем с новой строки через запятую.

Какая погода бывает зимой?

Какая погода бывает летом?

Какие дни бывают летом?

Какие дни бывают зимой?

Как называется инструмент, которым делают отверстия в стене?

(теплая, холодная, длинные, короткие, дрель)

- прочитайте слова, в которых есть буква д;

- а теперь только те слова, в которых есть буква т.

             3) – Ребята, посмотрите, у меня из таблицы «Буквы пропали». Помогите им вернуться на свои места.

              Слова: Лопа…а, посу…а, ребя…а, ме…ве…ь, …невник, учи…ель, …евочка, рабо…а, паль…о, о…еж…а, дддневник, …ежурный. (вместо т – кружок, вместо д – кружок с колокольчиком).

                 - А сейчас запишите в тетради только те слова, которые обозначают животных.

VII. Итог:

- Итак, ребята, с какими согласными сегодня работали?

- Что у них общего? – Чем они отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме: «Дифференциация букв и – у».

В ходе интегрированного логопедического занятия дети учатся различать кинетически и оптически сходные буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях. тексте путём выработки чёчкой зрительно - мото...

Конспект фронтального занятия по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

Данное логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза разработано для обучающихся 2-х классов. Целью занятия является закрепление дифференциации ...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА Тема ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С] - [Ш]

индивидуальное логопедическое занятие для обучающихся 1 класса, направлено на автоматизацию и дифференциацию звуков С-Ш как в устной так и в письменной речи....