Конспекты логопедических занятий
план-конспект по логопедии

Труфанова Наталья Алексеевна

Представлен материал для закрепления правильного произношения слогов, слов и предложений со звуком с

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.docx56.34 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки с и с’

Звук с – это первый из звуков, который, как правило, приходится ставить почти всем детям и обязательно всем без исключения уточнять в произношении и восприятии.

Постановку звуков с и с’ тем детям, которые в этом нуждаются, надо начинать с первых дней их пребывания в группе.

После того как удалось добиться точного звучания в правильной артикуляции звуков, следует провести ряд подгрупповых (по четыре-пять человек) занятий, во время которых закрепляется правильное произношение звуков с и с’. Необходимо отметить, что на начальных этапах закрепления поставленных звуков правильное произнесение звука в составе слога или слова является основной задачей. Все внимание детей направлено на четкость артикулирования и правильность звучания.

Поставленные звуки отрабатываются вначале на материале слогов. Особенно важно отработать различные типы слогов и слоговых сочетаний (са – ас; ста; кса; сту – ста; аспа – асфа…) с детьми, испытывающими затруднения при произношении сложных по слоговому составу слов, а также с теми, у которых новые навыки с трудом автоматизируются.

Слова также подбираются различного слогового состава (сад, сани, листопад, сандалии). Трудные для произнесения слова произносятся по слогам, а затем слитно. При закреплении правильного произношения звуков в составе слов широко используются имеющиеся у логопедов предметные картинки. Ко времени введения в речь звуков с и с’ количество предметов, которые дети могут правильно назвать, уже достаточно велико, что дает возможность сравнительно широко проводить упражнения в интересной для детей игровой форме. Это могут быть игры в «Лото», «Чудесный мешочек», «Вертушку» (дети по очереди вращают стрелочку, а затем называют картинку, на которую она укажет). Это может быть называние взятых из стопки картинок. Несколько позднее это могут быть разнообразные упражнения, связанные с запоминанием картинок, их отбором на определенный звук и образованием множественного числа и т.д.

Упражнения в произнесении предложений также могут быть достаточно разнообразными. Вначале это повторение вслед за логопедом самых простых (Соня ест сливы), а затем и более сложных предложений с наиболее употребительными предлогами. Например: В миске много апельсинов и слив. Саня несет лейку с водой.

Дети учатся правильно строить предложения, давая полные ответы на вопросы: где? куда? откуда? с кем? над чем? и др. Так, например, с помощью картинок или демонстрации дети отвечают на вопросы: «Где стоит миска с апельсинами?» (Миска с апельсинами стоит на столе.) «Откуда упали кубики?» (Кубики упали со скамейки.) «В чем Соня несет воду?» (Соня несет воду в лейке.) «Куда входит Саня?» (Саня входит в автобус.) «Откуда Соня вынимает мясо?» (Соня вынимает мясо из сумки.) И т.д.

Кроме того, при проведении подгрупповых занятий могут быть использованы все те формы работы над составлением предложений, которые упоминаются при описании фронтальных занятий.

Большую роль в закреплении правильного произношения звуков играет заучивание наизусть потешек, загадок, стихов, коротких рассказов.

Наряду с произносительными упражнениями, которые при проведении подгрупповых занятий занимают одно из ведущих мест, логопед в зависимости от индивидуальных затруднений каждого из детей включает в занятия разнообразные, описанные в данном пособии, упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, памяти, анализа и синтеза звукового состава речи, а также на совершенствование навыков чтения, выкладывания слов из букв разрезной азбуки, письма. С учетом речевых пробелов каждого из детей в занятия вводятся упражнения, цель которых – развитие словаря и грамматического строя речи. Окончательное закрепление правильного произношения звуков осуществляется на фронтальных занятиях. Приведем примерный план фронтального занятия на звук с.

Тема занятия: звук с.

Цель занятия: закрепление правильного произношения слогов, слов и предложений со звуком с; анализ, синтез и чтение прямого слога типа са; согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

Примерный ход занятия

I. Постановка цели занятия.

Логопед говорит: «Дети, я назову сейчас много слов, а вы догадайтесь, какой звук мы будем сегодня учить». Затем он произносит ряд слов со звуком с в начале, середине, конце слова. Дети отвечают: «Звук с». Выясняется, что звук с согласный, твердый.

II. Произнесение звука с.

Логопед просит детей четко произнести звук с. Он напоминает, что губы при этом «улыбаются», широкий язычок упирается в нижние зубы, между зубами остается маленькое расстояние, через которое проходит воздух.

III. Произношение слогов типа ас – ос, са – со, су – са – со. Логопед следит за четким произнесением каждого слога.

IV. Сравнение звука с со звуками ц, з, ш, ч, щ.

Детям предлагается внимательно слушать и хлопать в ладоши в ответ на произнесение логопедом слога со звуком с. Для сравнения даются слоги с перечисленными согласными, например: са, ша, са, ча, ща, са, ца, са, ша, ща, са, са и т.п. (или слова, начинающиеся на эти звуки, например, щетка, цапля, слон, завод, чайник и т.п.).

V. Анализ и синтез прямого слога.

По просьбе логопеда отдельные дети, а затем все хором произносят слог су.

Затем логопед задает вопросы: «Сколько звуков мы сказали?» (Два.) «Какой первый?» (С.) «Какой второй?» (У.) «А вместе как надо сказать эти звуки?» (Су.) «Какой здесь гласный звук?» (У.)

Аналогично разбирается звуковой состав слогов са, со, сы.

Логопед задает вопрос: «Если я скажу звуки с и у, как надо сказать их вместе?» (Су.)

Для анализа и синтеза дается еще несколько слогов с разными согласными.

VI. Выкладывание, преобразование и чтение обратных и прямых слогов.

VII. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.

1. Дети четко (по картинкам) произносят слова: суп, сок, слива, ветка, сметана, лес.

Логопед задает вопрос: «Про какие из этих слов можно сказать мой, моя?» Дети отвечают.

Слова группируются в зависимости от рода. Картинки выставляются на наборное полотно. Логопед задает вопросы: «Это ветка сосны? Какая она?» (Сосновая.) «А лес, в котором растут сосны. Какой он?» (Сосновый.)

Проводится сравнение слов сосновый и сосновая.

Внимание детей обращается на то, что про ветку мы говорим – моя, сосновая, а про лес – мой, сосновый. Детям предлагается еще раз произнести слова сосновый и сосновая.

Логопед задает вопрос: «Начало у этих слов одинаковое, а что разное?» (Конец.)

2. Дети вслед за логопедом произносят следующие словосочетания: вкусный суп, вкусный сок, сосновый лес, вкусная слива, вкусная сметана, сосновая ветка. Затем картинки перемешиваются и вновь выставляются на наборное полотно.

Логопед говорит: «А теперь будем играть в загадки, вы будете угадывать, что я задумала». Логопед произносит прилагательные, например: вкусная, сосновый. Дети подбирают соответствующие существительные. Далее логопед говорит: «А теперь будет труднее – я буду говорить только конец слова, а вы должны догадаться, что задумано».Детям показываются пары картинок, например: слива и сок, или сметана и суп, или ветка и лес и т.п.

Логопед произносит окончание прилагательного (-ый или –ая); дети должны произнести словосочетания полностью.

3. Договаривание предложений с их последующим произнесением полностью.

Примерные предложения: Соня наливает в стакан… (вкусный сок.) В банке с водой стоит… (сосновая ветка.) На ветке висит… (вкусная слива.) Недалеко от дома… (сосновый лес.) В миске остывает… (вкусный суп.) На столе в стакане… (вкусная сметана.)

VIII. Подведение итогов занятия.

Логопед спрашивает: «Какой звук мы сегодня повторяли?» (С.) Затем он просит вспомнить по одному слову со звуком с.

Воспитателю дается задание провести вечером дополнительные упражнения с теми детьми, которые еще недостаточно свободно произносят звук с или затрудняются в анализе прямого слога.

Кроме тех упражнений, которые включены в план занятий, логопед может на этом этапе обучения использовать разнообразные упражнения, имеющие целью закрепление правильного произношения звука, развитие слухового внимания, памяти, анализ и синтез звукового состава слова.

Могут быть проведены следующие слоговые упражнения.

Четкое произношение вслед за логопедом различных слогов и слоговых сочетаний более сложного состава, например: аспа – аста; спа – ска – ста и т.д. Все внимание детей при этом сосредоточено на четкости артикулирования и правильности звучания. Упражнение проводится как на групповых, так и на фронтальных занятиях.

Запоминание и правильное воспроизведение воспринятых на слух разнообразных слоговых рядов (например, са – со – со, ста – сту – сто, ус – ос – ас и т.п.). Возможность зрительного восприятия при этом исключается (дети закрывают глаза, логопед становится за спинами детей и т.п.). Сочетание произносится только один раз. Вызванный ребенок должен правильно повторить сочетание, соблюдая заданную последовательность. Упражнение проводится в форме игры «Кто самый внимательный». Оно направлено на развитие слухового внимания и памяти, а также на закрепление правильного произношения.

Логопед произносит слоговой ряд, состоящий из трех-четырех элементов (например, са – сы – со – су). Дети поочередно произносят по одному слогу, соблюдая заданную последовательность.

Упражнения, направленные на закрепление правильного произношения слогов со звуком с, могут сочетаться с активизацией имеющегося у детей словаря. Сюда относятся следующие упражнения.

Дети становятся в круг. Логопед бросает кому-либо из детей мяч и при этом произносит начало слова. Поймавший мяч должен закончить слово слогом со звуком с. Примерные слова: ве(сы), ко(са), ли(са), коле(со), о(сы), бу(сы), мя(со), пе(сок), под(нос), пыле(сос), авто(бус), троллей(бус), воло(сы) и т.п.

Бросая мяч, логопед произносит первый слог (или часть слова) со звуком с. Бросая мяч обратно, ребенок должен произнести слово полностью. Приведем примерные ответы детей: са…(сани, сапоги, сад, сандалии); со…(совы, сом, сок, сон, Соня); су…(суп, суслик, сук, сундук, судак); ста…(стакан, станок, стадо, стадион, стая); ска…(скамейка); мис…(миска) и т.д. Логопед чередует различные слоги, предупредив детей, что слова не должны повторяться. Кроме того, дети имеют право подбирать только те слова, которые они могут правильно произнести. (Дети, которые правильно произносят звуки л и р, могут, кроме перечисленных, назвать такие слова, как скатерть, скалка, скалы и т.п.)

Различные упражнения могут быть проведены и при закреплении правильного произношения слов и предложений.

На этом этапе обучения во время занятий рекомендуется предлагать детям выполнять следующие упражнения.

Запоминание воспринятых на слух рядов слов. Этот вид упражнений продолжает широко использоваться как логопедом, так и воспитателями. Материал упражнений постепенно усложняется.

Логопед произносит четыре слова, дети поочередно произносят по одному слову (осень – лист – листопад – осина).

Отбор слов (с помощью предметов, картинок) со звуком с. Для сравнения подбираются слова, состоящие из любых правильно произносимых звуков, например: мост, косы, лента, сосна, клетка и т.п. Цель упражнения – закрепление правильного произношения, воспитание внимания к звуковому составу слов, сравнение звуков.

С этой же целью детям предлагается отбирать слова со звуком с в начале, середине или конце слова. В этом случае могут быть даны примерно такие картинки: лес, маска, собака, нос, снопы, весна и т.д.

С целью дифференциации на слух звука с от звуков ц, з, ш, щ, т проводится ряд упражнений.

Логопед произносит слова, имеющие в своем составе перечисленные звуки, например: сосульки, корзина, весна, ящик, мыльница, звезды, пылесос, почта, лес, вешалка, телефон, коляска и т.п. Дети поднимают руку, если в составе слова есть звук с.

Детям предлагается находить слово со звуком с среди трех-четырех слов, например: шуба, сани, щука; листопад, цыпленок, звезды.

Логопед произносит слова в единственном числе, детям предлагается произносить их в именительном или родительном падеже множественного числа.

Правильно произносимые слова включаются в предложения, которые составляются по картинкам, по демонстрации или повторяются вслед за логопедом.

Дети упражняются в полных ответах на вопросы на материале произнесенных предложений (см. занятие на с. 77).

Они учатся отвечать на вопросы одним словом (см. занятие на с. 89).

Дети составляют предложения без предлогов из слов, данных в начальной форме.

По мере возможности включаются упражнения, описанные в разделе «Второй период обучения» (см. с. 82).

Большое внимание уделяется развитию осознанного анализа и синтеза звукового состава слова. Теперь на каждом занятии дети выполняют упражнения, имеющие целью анализ и синтез прямого слога. Осуществляется анализ не только слогов со звуком с (са, со, су, сы), но и со всеми пройденными ранее согласными (па, ту, ко и др.). Упражнения, направленные на анализ, постоянно чередуются с теми, которые имеют в виду синтез. Иначе говоря, отдельно произнесенные звуки объединяются в сочетания (с и а будет са).

С целью закрепления пройденного материала во время выполнения упражнений постоянно происходит анализ и синтез обратных слогов типа ас, уп; повторяются гласные звуки (дети к этому времени знают все гласные звуки); закрепляется уже знакомый термин «гласные звуки». Звуки а, о, у, ы выделяются из слов типа мох, стук. (Повторение пройденного можно проводить в форме соревнования команд, как показано в плане проведения второго занятия на звук л’.) На этом же этапе обучения детям предлагается выделять из слов начальный согласный и слогообразующий гласный. Так, например, в связи с предъявлением картинок дети произносят слова сумка, сани, суп, сок, судак, сад, суслик, сон, совы, сапог, сосны, сундук и др.; при этом они выделяют первый и второй звуки.

Вслед за перечисленными упражнениями осуществляется переход к полному звуковому анализу и синтезу слов типа сок. Логопед в часы фронтальных и индивидуальных занятий и воспитатели во внеклассное время предлагают детям упражнения в выделении звуков из слов и их объединении в слова.

Ряд упражнений, выполняется в форме игры «Живые звуки». В одних случаях из отдельных «живых звуков», которые изображают дети, составляются слова, в других – дается готовое «слово», а дети определяют его звуковой состав. Несколько позднее дети выполняют упражнения в образовании слов из данных в иной последовательности звуков. Приведем пример. Логопед вызывает троих детей – это «звуки» к, у, с, просит подумать, в какой последовательности они должны встать, чтобы получилось слово сук. Задание усложняется, когда логопед предлагает детям догадаться, какое слово можно составить из этих «звуков».

На следующем занятии на звук с выполняются некоторые из таких упражнений.

На занятиях дети регулярно выполняют упражнения с фишками, читают и пишут прямые и обратные слоги и слова типа суп.

Опишем еще одно занятие на звук и букву с.

Тема занятия: звук и буква с.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука с в словах и предложениях; звуковой анализ слов типа сук; полный ответ на вопросы; чтение слогов.

Примерный ход занятия

I. Постановка цели занятия.

Логопед: «Дети, сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить слова со звуком с».

II. Произнесение звука с.

Логопед вызывает детей, которые еще недостаточно овладели произношением звука с, и напоминает им о необходимости правильно артикулировать и четко произносить этот звук. При этом он подчеркивает, что звук с согласный, твердый.

III. Логопед предлагает детям вспомнить слова, начинающиеся на звук с. Дети отвечают. Затем он просит их вспомнить слова со звуком с в конце слова. Дети дают ответы.

IV. Анализ и синтез слов типа сук.

1. Логопед задает детям ряд вопросов: «Дети, какие вы знаете гласные звуки?» (А, о, у, э, ы, и.) «Какой гласный звук в слове танк?» (А.) «Какой гласный звук в слове мост?» (О.)

Гласные звуки а, о, у, ы выделяются еще из нескольких слов, например: бык, мох, ком, стук, бок, дым и т.п. Тем детям, которые уже правильно произносят звуки ш, л, р, можно предложить для выделения гласных слова: шум, лук, стул, стол, волк, класс, рак, брат, парк, двор и т.п.

2. Логопед предлагает детям произнести слово суп. После этого задает им ряд вопросов: «Какой первый звук в этом слове?» (С.) «А второй?» (У.) «А третий?» (П.) «Какое получается из этих звуков слово?» (Суп.) «Какой гласный звук в этом слове?» (У.)

Слово суп выкладывается из фишек.

Также осуществляется анализ слова нос, сук, сок.

3. Логопед говорит: «Дети, вы уже научились выделять все звуки из коротеньких слов и находить звуки в слове. А теперь мы поиграем в «живые звуки».

Логопед вызывает трех детей (один из них «звук» с, другой – у, третий – п). Дети становятся в ряд. Логопед говорит, что в слове суп три звука. Затем он просит назвать первый, второй и третий звуки, а потом и все слово.

Также анализируется звуковой состав еще двух-трех слов.

«А теперь, - продолжает логопед, - ко мне подойдут «звуки» м, а и к». «Звуки» становятся рядом. Логопед еще раз говорит детям, что это звуки м, а, к. Затем он спрашивает: «Кто догадался, какое получилось слово из этих звуков?» (Мак.) «Значит, слово мак состоит из каких звуков?» (М, а, к.)

V. Составление и чтение прямых слогов и слов типа сок с помощью пособия «Окошечки».

Чтение обратных и прямых слогов (в разбивку) по таблице.

VI. Физкультминутка.

VII. Воспитание навыка пользоваться полным ответом. Развитие внимания, памяти.

Дети вслед за логопедом повторяют (с помощью картинок) ряд предложений, которые им предлагается запомнить: У Сони самокат. Над кустами летают осы. Соня вынимает мясо из сумки. Кубики упали со столика.

Затем детям задаются вопросы («Что у Сони? Над чем летают осы? Что делает Соня? Откуда упали кубики?»), на которые они должны дать полный ответ, точно воспроизводя сказанные предложения.

VIII. Подведение итогов занятия.

В итоге первого периода обучения дети овладевают четким и правильным произношением звуков в соответствии с общим планом обучения. Кроме того, в часы индивидуальных занятий оказываются поставленными и первично отработанными большинство трудных для произношения звуков (ш, ж, л, р и др.). Значительно развиваются слуховое восприятие и память. К этому времени дети хорошо различают все те звуки, которые изучались на фронтальных занятиях. Они удерживают в памяти до четырех-пяти не связанных по смыслу слов, без труда заучивают наизусть небольшие тексты.

В конце первого периода обучения, в связи с введением в активный, правильно произносимый словарь отработанных в произношении звуков, начинается работа над предложением – дети дают полные и краткие ответы на вопросы, самостоятельно составляют предложения по картинкам или по данным словам.

От умения выделять из слов первый гласный звук дети приходят к возможности осуществлять полный звуковой анализ простейших слов, состоящих из трех звуков.

В то же время дети познакомились с буквами а, у, о, ы, и, п, т, м, к, с. Вместе с тем они научились писать эти буквы и читать слоги типа ГС и СГ, слова СГС.

Одновременно они практически усваивают термины «слог», «слово», «предложение», «звук», «твердый звук», «мягкий звук».

Занятия по формированию произношения и развитию речи

Звуки с, с’, з, з’

В начале второго периода обучения (9 – 12-я недели обучения) завершается усвоение детьми звука с. Затем усваивается произношение звуков с’, з, з’. Напомним, что постановка этих звуков и закрепление их на материале слогов, слов, предложений, текстов проводится в первом периоде обучения во время индивидуальных занятий. Тогда же дети учатся различать эти звуки по глухости-звонкости (с – з, с’ – з’) и по твердости-мягкости (с – с’, з – з’).

Напомним также, что на каждом занятии несколько минут дети упражняются в чтении.

Приведем примерный план одного из проводимых во втором периоде занятий.

Тема занятия: звук с.

Цель занятия: закрепление правильного произношения звука с; деление слов на слоги; образование множественного числа существительных; составление предложений из слов.

Примерный ход занятия

I. Повторение слов со звуком с. Образование множественного числа.

Логопед предлагает детям назвать ряд картинок (выставлены на наборном полотне), в названия которых входит звук с. Сначала они должны сказать про один предмет, а потом про много предметов. Дети выполняют задание.

II. Деление слов на слоги.

1. На наборном полотне выставляются две картинки, соответствующие трехсложному и двусложному словам, например: самолет, косы.

По просьбе логопеда дети хором называют первую картинку.

Логопед говорит: «Теперь послушайте, как я скажу, это слово». Он произносит слово по слогам, сопровождая проговаривание хлопками.

Внимание детей обращается на то, что слово можно произнести по частям. Части слова называются слогами. В слове самолет три части, или три слога. Слово по слогам произносится отдельными детьми или хором с отхлопыванием количества слогов.

Также произносится и отхлопывается число слогов в слове косы. Внимание детей обращается на то, что в этом слове две части.

2. На наборном полотне выставляются две новые картинки, на которых изображены, например, самокат и лиса. На этот раз логопед предлагает детям догадаться, какое слово задумал логопед, подсчитав количество сделанных им хлопков.

Логопед отхлопывает одно из слов, например: ли-са.

После того как дети скажут, какое слово было задумано, логопед обращается к ним с вопросом: «Как вы догадались, что было задумано слово лиса?» Дети отвечают: «Вы хлопнули два раза: в слове ли-са две части».

Картинки меняются. На этот раз, если у детей не встретилось каких-либо затруднений, выставляются три картинки, например с изображением сома, миски и посуды. Упражнение в отгадывании задуманного слова повторяется.

Делается о том, что слова делятся на части. В слове могут быть одна, две, три части.

3. Игра в мяч с одновременным договариванием последнего слога, например: ли-са, ве-сы, ко-сы и т.д.

III. Составление предложений без предлогов из данных слов.

IV. Упражнения в чтении слогов. Устное добавление до слов.

V. Подведение итогов.

Логопед задает вопрос: «Что вы сегодня узнали?» (Слова делятся на части. Части слова называются слогами.) Логопед предлагает детям придумать слова со звуком с, которые делятся на два слога.

Начатые на первом занятии во втором периоде обучения упражнения в делении слов на слоги продолжаются. Упражнения проводятся на групповых, вечерних и фронтальных занятиях. За это время дети должны усвоить, что слова делятся на части, которые называются слогами. В словах может быть разное количество слогов. На одном из занятий логопед показывает детям, что в словах бывает четыре, пять и больше слогов, одновременно поясняет, что большинство изучаемых детьми слов состоит из одного, двух или трех слогов. Обращается внимание и на то, что слоги (в отличие от слов) ничего не обозначают. В проводимые в это время фронтальные, групповые и вечерние занятия (т.е. занятия, которые проводятся воспитателями) включаются всевозможные упражнения в делении слов на слоги.

Перечислим примерную последовательность упражнений.

Вначале проводится ряд упражнений, во время которых дети практикуются в делении слов на слоги. Сюда относятся, кроме описанных в первом занятии (второй период), следующие упражнения.

Расстановка картинок на наборном полотне с их одновременным называнием и определением количества слогов.

Выбор картинок, в названия которых входит определенное количество слогов.

Упражнение в форме игры в «магазин». На столе расставляются различные предметы, названия которых могут быть произнесены детьми и по возможности содержат звуки с и с’; один из детей – «покупатель» - подходит к столу, «продавец» - логопед – предлагает ему на выбор три игрушки, названия которых состоит из одного, двух или трех слогов. Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова. Дети должны догадаться, какую игрушку хочет купить покупатель.

Проведение игры «Раз, два, три». Дети подбирают картинки, в названиях которых содержится определенное количество слогов (один, два, три).

Одно из упражнений проводится как соревнование. Дети строятся в две шеренги. Логопед ударяет в бубен один, два или три раза. Очередная пара соревнующихся должна быстро придумать слово (из числа правильно произносимых) с соответствующим числом слогов. В слово должен входить изучаемый звук.

После ряда практических упражнений логопед знакомит детей со слоговой схемой слова (см. занятие, описанное ниже).

На последующих занятиях дети упражняются в составлении слоговой схемы. Проводятся также упражнения в подборе слов к данным логопедом схемам. Логопед зарисовывает схему (например, на доске проводится длинная черта – это слово, под ней две коротких – это слоги), а дети должны самостоятельно подобрать к ней слова. Работая со схемой, необходимо ясно представлять не только количество слогов, но и их последовательность. Вначале логопед просит назвать слоги только последовательно, а позднее – вразбивку.

Для того чтобы дети хорошо усвоили разницу между словом и слогом, кроме описанных, предлагаются также такие упражнения.

Обращаясь к отдельным детям или ко всей группе, логопед просит называть то слог, то слово.

Детям предлагается хлопнуть в ладоши и поднять руку, если они услышат произнесение слога. Логопед произносит ряд слов и слогов, например: сани, су, ас, собака, са и т.п.

После того как дети достаточно усвоят слоговой состав слов, переходят к их полному звуко-слоговому анализу.

Уже знакомая схема односложного слова (в которой обозначено слово и слог) дополняется звуками, обозначенными фишками. Проводится ряд упражнений в составлении такой схемы. Внимание детей обращается на то, что в словах всегда столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Одновременно продолжаются начатые в конце первого периода упражнения в звуковом анализе слов и игры «живыми звуками».

Следует отметить, что слова с мягким звуком с (и с другими мягкими звуками) могут быть включены в упражнения по звуко-слоговому анализу слов лишь в том случае, если после мягкого согласного идет гласный и. Анализ слов с остальными гласными после мягких согласных (сено, Вася, Сема, Люда) дается лишь при наличии знакомства с буквами е, я, ë, ю.

Приведем примерный план одного из занятий, во время которого отрабатываются звуки с и с’.

Тема занятия: звуки с и с’.

Цель занятия: закрепление правильного произношения и различение звуков с и с’; составление схемы слов, состоящих из двух слогов; составление предложений с предлогами на и под.

Примерный ход занятия

I. Произнесение слов со звуками с и с’, различение этих звуков.

Логопед задает вопрос: «Чем отличаются слоги ас и ас’?» (В слоге ас звук с – твердый, в слове ас’ – мягкий.)

Логопед предлагает детям из ряда предметных картинок выбрать такие, в названиях которых есть мягкий звук с. Примерные картинки: сито, собака, сумка, гусята, васильки, песок, самокат, сено, спутник, письмо, стакан, апельсин, судак. Проговариваются названия оставшихся картинок. Устанавливается, что в их названиях есть твердый звук с.

II. Деление слова на слоги, составление звуко-слоговой схемы слова, чтение слогов и слов.

1. Логопед предлагает детям вспомнить слова со звуком с (или с’), состоящие из двух слогов (лиса, косы, сено, весы, сито, бусы и др.).

Выбрав слово, произношение которого не расходится с написанием, например бусы (или Сима), логопед напоминает детям, что слово можно зарисовать (можно использовать фланелеграф) или выложить из полосок бумаги. На доске проводится длинная черта – это слово, под ней две коротких – это слоги. Выясняется, что первая короткая черта – это слог бу, а вторая – слог сы. Дети выкладывают схему из полосок. Затем проводится анализ каждого из слогов и в схему добавляются фишки, обозначающие звуки. Аналогично проводится анализ и выкладывание схемы еще одного-двух слов.

2. Чтение слогов и слов.

III. Составление из данных слов предложений с предлогами на и под.

1. Логопед объясняет детям значение предлогов (маленьких слов). С этой целью логопед, у которого в руках два кубика, производит действие и одновременно говорит детям: «Этот кубик я кладу на стол, а этот – под стол». Затем одному из детей предлагается взять кубик и положить его… стол, т.е. предлог пропускается. Ребенок недоумевает. Логопед поясняет, что он пропустил маленькое слово на или под, поэтому непонятно, куда надо положить кубик: на стол или под стол.

Задание дается повторно. На этот раз с нужным предлогом. Предлог интонационно выделяется («Положи кубик на стол»). Аналогичное задание дается еще двум-трем детям. Внимание детей привлекается к значению предлогов на и под.

2. Логопед кладет кубики на стол, под стол, на шкаф, под шкаф и т.п. и одновременно произносит предложения, опуская предлог («Я кладу кубик… шкаф»). Детям предлагается установить, какое «маленькое слово» пропущено.

3. Дети составляют из данных слов предложения с предлогами на и под, например: спит, кот, стул, на; столик, на, стоит, миска; скамейка, стоит, под, коляска; кусты, под, ягоды, много; спать, собака, сосна, под.

Как видно, последнее занятие (звуки с и с’) значительно сложнее первого. К этому времени детям уже доступна работа со слоговой схемой слова и они относительно легко различают мягкие и твердые звуки.

Закрепление правильного произношения производится на значительно более сложном материале. Конечно, вовсе не обязательно пользоваться приводимыми здесь планами занятий. Логопед самостоятельно подбирает материал в зависимости от тех реальных навыков и знаний, которые к этому времени имеются у детей группы. Здесь мало сказано о подгрупповой работе, а в реальных условиях обучения она занимает большое место.

Все индивидуальные затруднения детей преодолеваются преимущественно во время занятий с небольшими группами. Кроме того, полученные навыки закрепляются на занятиях, которые проводит воспитатель.

В связи с закреплением правильного произношения звуков с, с’ (л, йот и др.) на фронтальных или подгрупповых занятиях детям может быть предложено выполнять также и следующие упражнения.

I. Упражнения в словообразовании.

1. Образование новых слов способом словосложения.

а) логопед обращает внимание детей на то, что есть слова, составленные из двух слов, приводятся примеры: первый класс – первоклассник, лес рубит – лесоруб и т.п.

б) на наборном полотне выставлены картинки с изображением самолета, самоката, сенокоса, листопада, снегопада, пылесоса. Детям задаются вопросы-загадки такого типа: «Машина, которая сама летает, - это…? Сено косят летом – это…?» И т.п. С помощью картинок дети подбирают нужные слова, их внимание каждый раз обращается на состав слов.

в) логопед начинает предложения, которые дети должны закончить, а затем произнести целиком, например: Зимой бывает (снегопад.) Осенью падают листья, это… (листопад.) Васе купили новый синий… (самокат.) и др.

2. Образование с помощью суффиксов относительных прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

а) на примере прилагательного с ударным окончанием (меховой, -ая, -ое, -ые) внимание детей привлекается к смысловому и звуковому сходству между существительным мех и образованным от него прилагательным. Логопед показывает мех и спрашивает: «Это что?»

Затем задает ряд вопросов: «Если воротник сделан из меха, какой он?» (Меховой.) «А шапка из меха?» (Меховая.) «А рукавицы?» (Меховые.) Далее логопед говорит: «Послушайте, как я говорю: мех – меховой. Слово мех и меховой похожи, потому что меховой – это значит сделан из меха».

б) детям предлагается самостоятельно образовывать прилагательные от существительных сосна, осина, апельсин, слива (малина, лимон, клюква, клен, липа, мед). С этой целью задаются примерно такие вопросы. «Что это?» (Апельсин.) «Сок из апельсина, какой он?» (Апельсиновый.) «А из сливы?» (Сливовый.) «Ветка сосны, какая она?» (Сосновая.) «А ветки осины?» (Осиновые.) Отдельными детьми и хором произносятся образованные прилагательные и словосочетания. Логопед требует очень четкого, слегка утрированного произнесения окончаний прилагательных (-ый, -ая, -ые). Словосочетания включаются в предложения (Сегодня мы пили апельсиновый сок. В стакане клюквенный кисель. В миске вкусный липовый мед).

II. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными (в основном с существительными мужского и женского рода) могут иметь различную форму.

1. На наборном полотне выставлены картинки: синий – автобус, поднос, самокат, пояс, василек; синяя – косынка, сумка, беседка, скамейка, слива.

Картинки называются отдельными детьми и хором.

Логопед следит за четким произнесением слов, обращая особое внимание на звуки с, с’ и окончания прилагательных. Затем картинки перемешиваются и вновь выставляются на наборное полотно. Назначается ведущий. Дети по очереди подходят к доске и просят дать им какую-либо картинку: «Дай мне синий самокат». Ведущий, давая картинку, произносит: «На синий самокат».

2. Подобное упражнение может быть проведено в форме игры «Раз, два, три». В этом случае дети получают по одной картинке (картинки те же). На счет «раз» дети открывают свои картинки, на счет «два» - рассматривают их, на счет «три» - поднимают те картинки, про которые можно сказать синий, произносят словосочетания. Затем проверяется, какие картинки остались – про них можно сказать синяя.

3. Упражнение проводится как игра в «Загадки». Каждому из детей логопед показывает две картинки (например, с изображением синего автобуса и синей косынки). Логопед произносит прилагательное или только его окончание (например: синий или –ий); ребенок должен отгадать, какая картинка задумана, и правильно произнести словосочетание. Можно выставить на наборном полотне все картинки. В этом случае дети по очереди подходят к доске. Логопед произносит прилагательное (или только окончание), ребенок выбирает подходящую картинку (-ий – синий василек) и произносит словосочетание.

Вариант. Логопед называет предмет, а ребенок должен добавить соответствующее определение.

4. Для закрепления полученных навыков может быть заучен рассказ: Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.

5. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными можно сочетать с развитием произвольного внимания и памяти. В этом случае детям предлагается правильно произнести и запомнить ряд словосочетаний, например: вкусный апельсин, вкусная слива, вкусные ягоды, соленый суп, соленая селедка. Затем (в какой-либо игровой форме) логопед произносит одно из прилагательных (или существительных). Дети вспоминают, какой предмет (или качество предмета) задуман, и произносят нужное словосочетание.

Одно из подобных упражнений включено в занятие на тему «Звук с».

III. Работа над предложением.

Работа над предложением может сочетаться с развитием произвольного внимания и памяти.

1. Упражнения, направленные на воспитание навыка пользоваться полным ответом после произнесения предложений (см. занятие на с. 77, проводятся (постепенно усложняясь) и во втором периоде обучения.

2. Не менее важно продолжать учить детей кратким ответам (одним словом или словом с предлогом). И в этом случае вначале дети вслед за логопедом (с помощью картинок) четко и правильно произносят ряд предложений, которые им предлагается запомнить, например: Соня поливает капусту. Саня пасет гусей (на поляне.) Ваня несет лейку (с водой.) Мама катает Люсю (в коляске.) (Слова, взятые в скобки, могут быть опущены.)

Логопед задает вопросы, на которые дети должны отвечать одним словом: «Кто это?» (Соня.) «Что делает Соня?» (Поливает.) «Что поливает Соня?» (Капусту.) Затем логопед просит произнести все предложение.

3. Воспроизведение предложений по первому (или любому) слову. Приведем примерный материал, который может быть при этом использован: У столика стоят два стулика. Сегодня мы гуляли в саду. Саня любит апельсиновый сок. Осенью поспевают сливы. Логопед произносит первое или любое из входящих в предложение слов. Дети должны точно воспроизвести все предложение.

4. В целях воспитания навыка давать полный ответ на вопрос используется заучивание текстов.

Как в подгрупповые, так и во фронтальные занятия включаются упражнения в составлении из данных слов предложений без предлогов или с предлогами на, в, у, над, под. Приведем примеры: Саня, у, совок. – У Сани совок. Пилить, сухая, Вася, сосна. – Вася пилит сухую сосну. Соня, в, спать, коляска. – Соня спит в коляске. Стакан, в, кисель, вкусный. – В стакане вкусный кисель.

Составленные предложения могут объединяться в рассказ. В этом случае вначале детям даются отдельные слова, из которых они должны составить предложения.

Приведем примеры: 1) В, сосна, сад. 2) Под, скамейка, сосна, стоять. 3) Соня, скамейка, сидеть, на. 4) Скамейка, у, сидеть, собака. 5) Соня, давать, хлеб, кусок, собака.

Затем логопед предлагает детям вспомнить все составленные предложения. Получается рассказ: В саду стоит сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У скамейки сидит собака. Соня дает собаке кусок хлеба. Рассказ заучивается.

IV. В различной форме проводятся упражнения в образовании множественного числа именительного и родительного падежей существительных. Особое внимание обращается на слова стаканы – стаканов, санки – санок, апельсины – апельсинов, письма – писем, колеса – колес, стулья – стульев, сыновья – сыновей, доски – досок.

Аналогичные упражнения проводятся с целью образования уменьшительно-ласкательной формы существительных (лесок, стулик, столик, спинка, свинка, носик, усики, ослик и т.п.).

В процессе постановки звуков с и з дети узнают, что первый из них глухой, второй – звонкий. Планируя занятия на звук з, логопед включает в него сравнение звуков по звонкости-глухости. Пусть дети сами скажут, какая разница между этими звуками. (Звук с мы говорим тихо, без голоса, а звук з громко, звонко, с голосом).

При сравнении звуков с и з детям можно предложить послушать собственное произнесение этих звуков. При этом им рекомендуется слегка прикрыть уши ладонями. Поочередно произнося то глухой звук с, то звонкий з, дети хорошо улавливают разницу между ними.

Дети знакомятся с терминами «глухой звук», «звонкий звук».

В процессе закрепления правильного произношения звуков з и з’ они сравниваются со звуками с, с’, ж. В то же время идет дальнейшее закрепление полученных навыков деления слов на слоги. Дети сами зарисовывают или выкладывают схемы, по готовым схемам подбирают слова.

Проводятся различные упражнения с целью закрепления правильного произношения и различения звуков з и з’.

Дети повторяют слоговые сочетания или ряды слов типа зо – зу – за, зво – зва – звы, зи – зю – зя, за – зя, зë – зë – зо, звонок, завод, знамя. С помощью картинок дети выбирают слова с тем или другим звуком: например, может быть предложено из трех слов выбрать слово со звуком з’: зайка, зима, зубы; земляника, зонт, звонок.

В форме игры в мяч проводится упражнение в замене твердого звука мягким или наоборот. С этой целью логопед бросает мяч кому-либо из детей и одновременно произносит прямой слог со звуком з или з’ (за, зе, зю, зо и т.п.). Ребенок должен поймать мяч и повторить слог, изменив в нем твердый звук на мягкий или наоборот, т.е. если логопед скажет зи, ребенок должен сказать зы и т.д.

Включаются, постепенно усложняясь, упражнения в согласовании прилагательных с существительными. Могут быть использованы следующие сочетания прилагательных с существительными мужского и женского рода: зимний день, зимняя обувь, зимние забавы, зеленый зонт, зеленая ваза, зеленые листья, забавный козленок, забавная обезьянка, забавные козлята и т.п.

При образовании именительного и родительного падежей множественного числа обращается внимание на слова козлята – козлят, гнезда – гнезд, звезды – звезд.

В различных формах продолжается работа над предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’. В составляемые детьми предложения вводится предлог за.

По возможности быстрее следует переходить к дифференциации звуков с и з, с’ и з’.

В связи с этим в занятия включаются различные упражнения. Это может быть повторение слоговых сочетаний или рядов слов типа са – за, за – за – са, спа – зба, ста – зда – зда, ся – зя, зе – зе – се, сани, зайка, зубы; зима, сено, изюм; отбор с помощью картинок слов с тем или иным звуком; замена в слоге звонкого звука глухим и наоборот; поочередное произнесение детьми слогов или слов то со звонким, то с глухим звуком.

Продолжается работа над словосочетанием и предложением. Проводятся все те упражнения, о которых говорилось при описании занятий на звуки с и с’.

Напомним, что в упражнения, связанные с обучением грамоте, включается только буква з (а не с), так как в это время происходит закрепление связи между звуком з и соответствующим графическим знаком.

Приведем примерный план одного из занятий, посвященных дифференциации звуков с и з.

Тема занятия: дифференциация звуков с и з.

Цель занятия: различение и правильное произнесение звуков с и з; анализ слов типа зубы; согласование прилагательных с существительными.

Примерный ход занятия

I. Логопед показывает детям предметные картинки, названия которых начинаются на звук с. Слова произносятся хором или отдельными детьми.

Каждый раз устанавливается, что слово начинается на звук с (примерные картинки: сом, сок, суп, самолет, станок, самокат, спутник, сумка).

Картинки выставляются на наборном полотне. Делается вывод, что обозначающие их слова начинаются на звук с.

Логопед спрашивает: «Какой это звук?» (Согласный, твердый, глухой.) «Почему звук называется глухим?» (Звук с произносится без голоса.)

II. Аналогичное упражнение проводится применительно к звуку з (примерные картинки: зубы, замок, завод, зонт, звонок, зайка).

Устанавливается, что звук з звонкий и произносится с голосом.

III. Различение звуков с и з в составе прямого слога, проводимое в форме игры в мяч.

Дети становятся в круг. В центре круга – логопед. Логопед бросает мяч кому-либо из детей и одновременно произносит прямой слог со звуком с или з (со, са, зо, су, зо, су, зу, са, со, зу, зы). Ребенок должен поймать мяч и повторить слог, изменив в нем звонкий звук на глухой или наоборот, т.е. если логопед скажет зу, ребенок должен сказать су и т.п. Логопед бросает мяч всем детям по очереди. Ребенок, допустивший ошибку, выполняет какое-либо дополнительное задание – придумывает по одному слову на изучаемые звуки, анализирует предложенный логопедом слог и т.п.

Упражнение в форме подвижной игры проходит очень живо. В то же время для правильного выполнения двойного задания (поймать мяч и правильно сказать слог) требуется максимальное напряжение внимания.

После окончания игры дети садятся на свои места.

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками с и з проводится также в игровой форме.

Каждый ребенок получает по две картинки. Названия изображенных на них предметов начинаются на звук с или з. Картинки кладутся перед детьми картинками вниз. По счету «раз» дети открывают картинки, по счету «два» они самостоятельно произносят слова и выделяют первый звук, по счету «три» к доске должны выйти все, у кого слова начинаются на звук з. Дети по очереди показывают свои картинки и произносят слова. Коллективно проверяется правильность ответов.

Игра продолжается. На этот раз дети подбирают слова, содержащие звук с.

V. Анализ слов типа зубы.

1. Логопед спрашивает: «Какие гласные звуки вы знаете?» (А, у, э, о, ы, и.)

2. Производится устный анализ слова зубы. Устанавливается, что в этом слове два слога. Логопед зарисовывает уже знакомую детям схему, в которой длинной чертой обозначается слово, короткими – слоги. Затем сосчитывается количество звуков в каждом из слогов и определяется, какие именно это звуки. В схему добавляются кружки, обозначающие звуки.

Затем дети самостоятельно проводят анализ и выкладывают схемы слов: совы, козы, ваза.

Внимание детей обращается на то, что в каждом слоге один гласный звук. Задается вопрос: «Какой из звуков есть в слове – глухой с или звонкий з

VI. Согласование прилагательных с существительными.

1. Детям предлагается правильно произнести и запомнить следующие словосочетания: зеленый лист, забавная обезьянка, лесная земляника.

2. Дети заканчивают предложения данными словосочетаниями, употребляя слова в нужной грамматической форме, затем произносят предложения полностью.

Примерные предложения: В клетке сидели… (забавные обезьянки.) Весной на осине появились… (зеленые листья.) В июне поспевает… (лесная земляника.)

Вариант.

Ответы на вопросы по тексту, заучивание текста: Зимой. Наступает зима. В саду много снега. Зоя и Соня идут в сад. Зоя возит Соню на санках. За ними бегает собака. Собаку зовут Тузик.

Вопросы к тексту: «Какое время года наступает? Чего много в саду? Куда идут Зоя и Соня? Кого возит Зоя на санках? Кто бегает за ними? Как зовут собаку?» Вопросы задает логопед, а затем дети.

VII. Подведение итогов занятия.

Логопед задает вопрос: «Какие звуки мы сегодня учили?» (С и з.)

Дети самостоятельно придумывают по одному слову сначала с глухим звуком с, затем со звонким звуком з. При этом подбираемые детьми слова не должны повторяться.

Картинный и текстовый материал, который может быть использован логопедом при закреплении правильного произношения звуков с, с’, з, з’

Звук с

Сани, сова, сок, сом, сук, суп, соль, сумка, совок, самолет, самокат, сливы, свиньи, стакан, свисток, станок, спутник, скамейка, усы, коса, мясо, весы, лиса, кусок, песок, фасоль, лес, нос, маска, миска, ослик, пастух, пояс, овес, компас, аист, киоск, куст, мост, соска, сосна, пылесос.

Звук c'

Сито, сено, сетка, семь, селедка, пасека, восемь, осень, лисенок, лисята, василек, письмо, сосиски.

Слова собака, сундук, судак, сапоги, сандалии, стадо, посуда, стадион, поднос, автобус, гуси, беседка, наседка используются при закреплении правильного произношения звуков с и с’ применительно к тем детям, которые произносят звонкие звуки.

Учитывая, что дети нередко неправильно образуют множественное число, например стаканы вместо стакáны, подбираются картинки с изображением одного предмета и группы предметов.

Звук з и з’

Зонт, закат, замок, завод, змей, змея, звонок, ваза, язык, коза, тазы, фазан, козлик; зима, земляника, изюм, обезьяна, вазелин, бузина.

Звуки с, с’ и з, з’

Для подбора существительных к прилагательным мужского и женского рода логопеду рекомендуется подобрать картинки с изображением предметов синего и зеленого цвета.

Синий: автобус, пылесос, василек, станок, пояс, поезд.

Синяя: беседка, коляска, скамейка, ваза, незабудка.

Зеленый: лист, куст, самолет, зонт, змей.

Зеленая: капуста, сосна, миска, звезда, занавеска.

image012
Буквы с, с’ и з, з’

Зоя пускает змей.

Вася везет сани.

Под кустом змея.

На небе сияют звезды.

В лесу земляника.

Звуки с и с’

Потешки, загадки, стихи

Са-са-са – летает оса,

Су-су-су – поймали осу,

Сы-сы-сы – у осы усы.

У лисы усы.

У осы усики.

Воды не бойся.

До пояса мойся.

Усатый кот,

Ленивый кот.

Он спит весь день,

Вставать ему лень,

Вот и думает кот:

- Ко мне миска подойдет.

Загадка

Кто на себе дом носит? (Улитка.)

Сосна

В саду стоит высокая сосна. Сосна сухая. Вася и Саня спилили сухую сосну.

Собака

Сима и Валя сидели в саду на скамейке. Они увидели собаку и испугались.

Лиса и гусята

Гуси и гусята спали на поляне. А тут лиса. Гуси не видят лисы. Лиса хватает одного гусенка и убегает в лес. Несет лиса гусенка своим лисятам.

Сад

Вот новый высокий дом. У дома сад. В саду липы и сосны. В липовой аллее стоят скамейки. У скамеек васильки и маки. Люся и Соня гуляют в саду. Они сами поливают васильки и маки.

Кот Васька

Сеня и Сема поймали сома. Они отнесли сома домой и оставили его на скамейке. Кот Васька тут как тут. Васька хватает сома и уносит его под скамейку. Входит мама и видит: сидит Васька под скамейкой, а от сома остались одни кости. Всем досадно, а кот сыт.

Звуки с, с’ и з, з’

Потешки, скороговорки

image013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....