Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса с ОВЗ «Эти забавные имена прилагательные» с применением инновационных технологий
методическая разработка по логопедии (4 класс)

Караваева Элина Владимировна

Представлена методическая разработка  конспекта логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ya_innovatsii_2024.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия с учащимися  4 класса с ОВЗ

«Эти забавные имена прилагательные»

с применением инновационных технологий

Цель: обобщить знания учащихся об имени прилагательном 

Задачи:

Образовательные:

-Развивать умение подбирать местоимения: мой, моя, моё, мои к существительным

-Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

-Закреплять навык определять род имён существительных и прилагательных

-Закреплять умение образовывать антонимы к именам прилагательным

-Развивать языковой синтез.

Коррекционные:

-Расширять активный словарь за счёт использования в речи имён прилагательных

-Активизировать словарь по теме: «Приближение весны»

-Развивать наблюдательность

-Развивать зрительную, слуховую память

Воспитательные:

-Воспитывать любознательность.

-Развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

-Развивать способность к самооценке своих действий.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: презентация к занятию, предметные картинки, карточки, таблицы, тетради, мяч, ручки, цветные карандаши.

Ход занятия:

I. Мотивация к деятельности

1.Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости. Давайте поздороваемся, улыбнемся им и друг другу.

2.Обозначение темы занятия.

-Тему сегодняшнего занятия вы мне назовете сами, для этого посмотрите на картинки  и дайте каждому предмету характеристику – какой он.

(Учитель-логопед показывает картинки, просит назвать прилагательные, характеризующие этот предмет).

-Кто  догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (Об имени прилагательном).

-Верно. Сегодня мы будем составлять словосочетания, предложения, определять окончания имен прилагательных.

       II. Актуализация необходимых знаний. 

-С какой же целью мы с вами будем говорить о прилагательном? Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?

(Для того,  чтобы точнее описать предмет, отличить один от другого, сделать нашу речь красивее).

-Имя прилагательное - это одна из главных частей речи. Оно раскрывает характерные признаки предмета. Прилагательные дополняют, точно описывают, украшают имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи. Таким образом, прилагательное уточняет предмет («дружит с существительным»).

III.Организация познавательной деятельности учащихся.

-Скоро  наступит какое время года? (Весна)

-Сегодня на занятии мы будем часто говорить о весне.

Каждый весенний месяц приготовил нам задания. Какой первый весенний месяц?

( Март).

-Март нам дает вот какие задания.

1 задание

На доске картинки.

-Мне нужна ваша помощь. Что изображено на картинках? (Предметы)

-Скажите, про какие предметы можно сказать:

 «мой»? (плащ, зонт, компьютер, рюкзак);
«моя» (машина, куртка, рубашка, ручка, книга);

«моё»?(ружье,кольцо,перо,ведро, пианино, пальто).

-К какой части речи можно отнести названия этих предметов?

 (К именам существительным).

-На какие группы можно разделить названия этих предметов (группы  м., ж., ср.р.).

-На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

-Скажите, а к чему мы отнесем остальные предметы: столы, горы, окна? (к сущ. во мн ч.). Почему эти существительные выделили в отдельную группу? (Потому что у существительных во множественном числе род не определяется).

2 задание

Игра «Цветные клеточки».

Учащимся раздают карточки с заданием и цветные карандаши.

-Подчеркните  все слова женского рода красным карандашом, мужского-синим, среднего-жёлтым, множественное число-зелёным цветом.

Платок

Зеркало

Письмо

Очки

Забор

Яблоко

Тарелка

Брюки

Звезда

Тетрадь

Роза

Весы

Шкаф

Пальто

Огурцы

Ножницы

Самолёт

Книга

Мяч

Окно

Проверка: каждое существительное вы связываете с цветом, которым подчеркнули слово. (Синий  платок, жёлтое яблоко….)

-Что у нас получилось? (Словосочетание). Из каких частей речи состоит это словосочетание? (сущ и прил).

-Давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном.

(часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какая, какой, какое, какие?)

Таблица на доске:

        Имя прилагательное -  часть речи

Обозначает  признак предмета

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

 

Теперь Апрель дает нам задание.

3 задание

Детям выдаются карточки.

-Нужно вставить пропущенные окончания имен прилагательных и выделить их.

цветок (какой?) голуб…., красив…., маленьк…..

верба (какая?) молод…, пушис…., ранн…

полотенце (какое?) махров…., син…., голуб…

брюки (какие?)   длинн…., син…, больш…

-Прочитайте словосочетания в м.р. Делаем вывод об окончании имени прилагательного в м.р. Ученик выходит к доске  и к вопросу какой? подставляет окончание -ой,-ий, -ый, и т.д.

 м.р.какой? -ой, -ый, -ий

 ж.р. какая? -ая,  -яя

 ср.р. какое?  -ое, -ее.

 мн.ч. какие? - ие, -ые.

Вывешивается на доске таблица:

Какая?

Какой?

Какое?

Какие?

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

Мн. ч.

-ая

-ой

-ое

-ые

-яя

-ый

-ее

-ие

-ий

Делаем вывод:

 Чтобы определить окончание имени прилагательного, надо задать вопрос от существительного и по окончанию вопроса, определяем окончание имени прилагательного.

4 задание

Физминутка (с перекидыванием мяча)

   Образовать антонимы к прилагательным и назвать словосочетания:

поздняя весна-

лунные лучи-

последние цветы-

первый снег-

грустная капель-

тусклое солнце-

холодная погода-

солнечный день-

яркая звезда-

(Ранняя весна, солнечные лучи, первые цветы, последний снег, весёлая капель, яркое солнце, теплая погода, пасмурный день, тусклая звезда).

 

5 задание

Игра «Морской бой»

На доске таблица:

А

Б

В

Г

Д

1

вро

ста

вя

ли

ный

2

тра

кая

жи

ту

свет

3

ный

цве

стро

лё

ной

4

зе

шис

    щий

вис

щую

-Надо найти запрятанные слова.

Ученики по очереди выходят к доске и собирают слова.

-В разных языках так называют месяц Май.  

Задания от Мая.

6 задание

-Составьте предложения по опорным словам.

Наступила, побежали, разбудили, тает, с крыш зазвенела, светит.

(Наступила ранняя весна. Солнечные лучи побежали по земле и разбудили первые цветы.  Тает последний снег. С крыш зазвенела весёлая капель. Светит яркое солнце).

Запись на доске и  в тетради с выделением окончания прил.

IV. Подведение итогов

1.Оценивание

О чем мы сегодня говорили на занятии?

2. Рефлексия.

- Какое задание показалось тебе:

а) самым лёгким ________________________;

б) самым интересным ____________________;

в) самым трудным _______________________.

- Я предлагаю каждому из вас закончить фразу «Сегодня на занятии я…»

- Спасибо вам за занятие! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на  успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"

На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...

Конспект логопедического занятия во 2 классе

Тема занятия: " Дифференциация слов-предметов,признаков,действий"...

Дифференциация звуков с-сь . конспект логопедического занятия для 1 класса

Надеюсь пригодится материал. На практике в школе дети хорошо работали...

Открытый урок в 4 классе по английскому языку в рамках внутришкольного семинара "Применение инновационных технологий на уроке" в МАОУ "Лицей № 37" г. Саратов

Данный урок разработан по линии УМК "Спотлайт Английский в фокусе" в 4 классе  и содержит материал по применению здоровьесберегающих технологий и методик в рамках урока нового знания. ...

Конспект логопедического занятия во 2 классе. Тема: «Согласование имени существительного с именем прилагательным».

Тип занятия: закрепления  и обобщения знаний.Цели занятия:образовательные: закрепить знания учащихся о прилагательных; умение задавать вопросы от существительного  к прилагательному; расшире...

Конспект логопедического занятия в 4 классе с ОВЗ (ЗПР) Тема: Прилагательные - антонимы.

У обучающихся с ЗПР особые затрудения вызывает усвоение такой части речи, как имена прилагательные. Занимательные приемы, используемые на занятии, способствуют устранению этой проблемы....