Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса с ОВЗ «Эти забавные имена прилагательные» с применением инновационных технологий
методическая разработка по логопедии (4 класс)
Представлена методическая разработка конспекта логопедического занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ya_innovatsii_2024.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса с ОВЗ
«Эти забавные имена прилагательные»
с применением инновационных технологий
Цель: обобщить знания учащихся об имени прилагательном
Задачи:
Образовательные:
-Развивать умение подбирать местоимения: мой, моя, моё, мои к существительным
-Закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе
-Закреплять навык определять род имён существительных и прилагательных
-Закреплять умение образовывать антонимы к именам прилагательным
-Развивать языковой синтез.
Коррекционные:
-Расширять активный словарь за счёт использования в речи имён прилагательных
-Активизировать словарь по теме: «Приближение весны»
-Развивать наблюдательность
-Развивать зрительную, слуховую память
Воспитательные:
-Воспитывать любознательность.
-Развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
-Развивать способность к самооценке своих действий.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация к занятию, предметные картинки, карточки, таблицы, тетради, мяч, ручки, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Мотивация к деятельности
1.Организационный момент.
-Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости. Давайте поздороваемся, улыбнемся им и друг другу.
2.Обозначение темы занятия.
-Тему сегодняшнего занятия вы мне назовете сами, для этого посмотрите на картинки и дайте каждому предмету характеристику – какой он.
(Учитель-логопед показывает картинки, просит назвать прилагательные, характеризующие этот предмет).
-Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (Об имени прилагательном).
-Верно. Сегодня мы будем составлять словосочетания, предложения, определять окончания имен прилагательных.
II. Актуализация необходимых знаний.
-С какой же целью мы с вами будем говорить о прилагательном? Для чего в нашей речи нужны имена прилагательные?
(Для того, чтобы точнее описать предмет, отличить один от другого, сделать нашу речь красивее).
-Имя прилагательное - это одна из главных частей речи. Оно раскрывает характерные признаки предмета. Прилагательные дополняют, точно описывают, украшают имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи. Таким образом, прилагательное уточняет предмет («дружит с существительным»).
III.Организация познавательной деятельности учащихся.
-Скоро наступит какое время года? (Весна)
-Сегодня на занятии мы будем часто говорить о весне.
Каждый весенний месяц приготовил нам задания. Какой первый весенний месяц?
( Март).
-Март нам дает вот какие задания.
1 задание
На доске картинки.
-Мне нужна ваша помощь. Что изображено на картинках? (Предметы)
-Скажите, про какие предметы можно сказать:
«мой»? (плащ, зонт, компьютер, рюкзак);
«моя» (машина, куртка, рубашка, ручка, книга);
«моё»?(ружье,кольцо,перо,ведро, пианино, пальто).
-К какой части речи можно отнести названия этих предметов?
(К именам существительным).
-На какие группы можно разделить названия этих предметов (группы м., ж., ср.р.).
-На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)
-Скажите, а к чему мы отнесем остальные предметы: столы, горы, окна? (к сущ. во мн ч.). Почему эти существительные выделили в отдельную группу? (Потому что у существительных во множественном числе род не определяется).
2 задание
Игра «Цветные клеточки».
Учащимся раздают карточки с заданием и цветные карандаши.
-Подчеркните все слова женского рода красным карандашом, мужского-синим, среднего-жёлтым, множественное число-зелёным цветом.
Платок | Зеркало | Письмо | Очки | Забор |
Яблоко | Тарелка | Брюки | Звезда | Тетрадь |
Роза | Весы | Шкаф | Пальто | Огурцы |
Ножницы | Самолёт | Книга | Мяч | Окно |
Проверка: каждое существительное вы связываете с цветом, которым подчеркнули слово. (Синий платок, жёлтое яблоко….)
-Что у нас получилось? (Словосочетание). Из каких частей речи состоит это словосочетание? (сущ и прил).
-Давайте вспомним, что мы знаем о прилагательном.
(часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какая, какой, какое, какие?)
Таблица на доске:
Имя прилагательное - часть речи
Обозначает признак предмета
Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
Теперь Апрель дает нам задание.
3 задание
Детям выдаются карточки.
-Нужно вставить пропущенные окончания имен прилагательных и выделить их.
цветок (какой?) голуб…., красив…., маленьк…..
верба (какая?) молод…, пушис…., ранн…
полотенце (какое?) махров…., син…., голуб…
брюки (какие?) длинн…., син…, больш…
-Прочитайте словосочетания в м.р. Делаем вывод об окончании имени прилагательного в м.р. Ученик выходит к доске и к вопросу какой? подставляет окончание -ой,-ий, -ый, и т.д.
м.р.какой? -ой, -ый, -ий
ж.р. какая? -ая, -яя
ср.р. какое? -ое, -ее.
мн.ч. какие? - ие, -ые.
Вывешивается на доске таблица:
Какая? | Какой? | Какое? | Какие? |
Ж. р. | М. р. | Ср. р. | Мн. ч. |
-ая | -ой | -ое | -ые |
-яя | -ый | -ее | -ие |
-ий |
Делаем вывод:
Чтобы определить окончание имени прилагательного, надо задать вопрос от существительного и по окончанию вопроса, определяем окончание имени прилагательного.
4 задание
Физминутка (с перекидыванием мяча)
Образовать антонимы к прилагательным и назвать словосочетания:
поздняя весна-
лунные лучи-
последние цветы-
первый снег-
грустная капель-
тусклое солнце-
холодная погода-
солнечный день-
яркая звезда-
(Ранняя весна, солнечные лучи, первые цветы, последний снег, весёлая капель, яркое солнце, теплая погода, пасмурный день, тусклая звезда).
5 задание
Игра «Морской бой»
На доске таблица:
А | Б | В | Г | Д | |
1 | вро | ста | вя | ли | ный |
2 | тра | кая | жи | ту | свет |
3 | ный | цве | стро | лё | ной |
4 | зе | шис | щий | вис | щую |
-Надо найти запрятанные слова.
Ученики по очереди выходят к доске и собирают слова.
-В разных языках так называют месяц Май.
Задания от Мая.
6 задание
-Составьте предложения по опорным словам.
Наступила, побежали, разбудили, тает, с крыш зазвенела, светит.
(Наступила ранняя весна. Солнечные лучи побежали по земле и разбудили первые цветы. Тает последний снег. С крыш зазвенела весёлая капель. Светит яркое солнце).
Запись на доске и в тетради с выделением окончания прил.
IV. Подведение итогов
1.Оценивание
О чем мы сегодня говорили на занятии?
2. Рефлексия.
- Какое задание показалось тебе:
а) самым лёгким ________________________;
б) самым интересным ____________________;
в) самым трудным _______________________.
- Я предлагаю каждому из вас закончить фразу «Сегодня на занятии я…»
- Спасибо вам за занятие! Вы молодцы! Я желаю, чтобы каждый из вас верил в себя и надеялся на успех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация З-З\'-Ж"
На занятии применяются различные виды речевой деятельности: чтение, называние картинок, ответы на вопросы, самостоятельная речь. Для обогащения словаря и развития логического мышления используются заг...
Конспект логопедического занятия во 2 классе
Тема занятия: " Дифференциация слов-предметов,признаков,действий"...
Дифференциация звуков с-сь . конспект логопедического занятия для 1 класса
Надеюсь пригодится материал. На практике в школе дети хорошо работали...
Открытый урок в 4 классе по английскому языку в рамках внутришкольного семинара "Применение инновационных технологий на уроке" в МАОУ "Лицей № 37" г. Саратов
Данный урок разработан по линии УМК "Спотлайт Английский в фокусе" в 4 классе и содержит материал по применению здоровьесберегающих технологий и методик в рамках урока нового знания. ...
Конспект логопедического занятия во 2 классе. Тема: «Согласование имени существительного с именем прилагательным».
Тип занятия: закрепления и обобщения знаний.Цели занятия:образовательные: закрепить знания учащихся о прилагательных; умение задавать вопросы от существительного к прилагательному; расшире...
Конспект логопедического занятия в 4 классе с ОВЗ (ЗПР) Тема: Прилагательные - антонимы.
У обучающихся с ЗПР особые затрудения вызывает усвоение такой части речи, как имена прилагательные. Занимательные приемы, используемые на занятии, способствуют устранению этой проблемы....