Лингвистические сказки
учебно-методический материал по логопедии (2 класс)
Лингвистическая сказка – это предметная сказка, героями которой
являются лингвистические понятия, например, пунктуация, словообразования, части речи, их признаки (род, число, склонение). Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка.
Сюжет сказки обычно построен на каких-то конкретных лингвистических понятиях. Героями могут быть слова, части речи или буквы, которые живут в каком-либо царстве-государстве. Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка.
Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:
1) в качестве дидактического материала;
2) как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
3) как вид работы по развитию речи (сочинение лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
Еще одна характерная особенность лингвистической сказки состоит в
том, что весь учебный материал преподносится учащимся в занимательной
форме, что значительно облегчает процесс запоминания.
По своей структуре лингвистические сказки условно можно разделить
на:
- сказки-игры, которые основаны на активном участии школьников в
сказочном действии;
- сказки-упражнения, которые являются интересным
дидактическим материалом;
- информативные сказки, цель которых состоит в
ознакомлении с новыми фактами и понятиями; сказки, помогающие развивать речь ребенка (сочинение сказок самими учащимися).
Такие сказки позволяют формировать коммуникативную
компетенцию, под которой понимают овладение всеми видами речевой
деятельности и культурой речи; способность учащихся решать языковыми
средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и
ситуациях общения; совокупность знаний, умений и навыков в области
вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и
отражения действительности в различных ситуациях общения.
Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно
должна рассказываться; может быть графической (текст написан в учебнике
или записан в тетради), а также может передавать информацию с помощью
рисунков, иллюстраций, аудиовидеозаписи.
Лингвистическая сказка может послужить для актуализации знаний,
полученными учащимися ранее, закрепления изученного материала,
повышение уровня теоретической подготовки, формирования практических
навыков учащихся.
Таким образом, лингвистические сказки и рассказы помогают в
увлекательной и интересной форме рассказать о предмете обучения, делают
процесс познания радостным и живым, облегчают работу над
грамматическими правилами, понятиями, законами и закономерностями,
будят мысль ребенка, развивают его творческое мышление; позволяют
включить школьника в активное усвоение предлагаемого материала.
Лингвистическая сказка может следовать за ознакомлением с теоретическим
материалом учебника. В этом случае происходит не объяснение нового
материала, а закрепление уже объясненного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая сказка – это предметная сказка, героями которой
являются лингвистические понятия, например, пунктуация, словообразования, части речи, их признаки (род, число, склонение). Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка.
Сюжет сказки обычно построен на каких-то конкретных лингвистических понятиях. Героями могут быть слова, части речи или буквы, которые живут в каком-либо царстве-государстве. Здесь у каждого героя сказки свой характер и свои правила жизни, которые подчиняются абсолютно всем правилам русского языка.
Сказки на уроках русского языка можно использовать по-разному:
1) в качестве дидактического материала;
2) как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее (лингвистическая сказка);
3) как вид работы по развитию речи (сочинение лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
Еще одна характерная особенность лингвистической сказки состоит в
том, что весь учебный материал преподносится учащимся в занимательной
форме, что значительно облегчает процесс запоминания.
По своей структуре лингвистические сказки условно можно разделить
на:
- сказки-игры, которые основаны на активном участии школьников в
сказочном действии;
- сказки-упражнения, которые являются интересным
дидактическим материалом;
- информативные сказки, цель которых состоит в
ознакомлении с новыми фактами и понятиями; сказки, помогающие развивать речь ребенка (сочинение сказок самими учащимися).
Такие сказки позволяют формировать коммуникативную
компетенцию, под которой понимают овладение всеми видами речевой
деятельности и культурой речи; способность учащихся решать языковыми
средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и
ситуациях общения; совокупность знаний, умений и навыков в области
вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и
отражения действительности в различных ситуациях общения.
Лингвистическая сказка может быть звучащей. Она обязательно
должна рассказываться; может быть графической (текст написан в учебнике
или записан в тетради), а также может передавать информацию с помощью
рисунков, иллюстраций, аудиовидеозаписи.
Лингвистическая сказка может послужить для актуализации знаний,
полученными учащимися ранее, закрепления изученного материала,
повышение уровня теоретической подготовки, формирования практических
навыков учащихся.
Таким образом, лингвистические сказки и рассказы помогают в
увлекательной и интересной форме рассказать о предмете обучения, делают
процесс познания радостным и живым, облегчают работу над
грамматическими правилами, понятиями, законами и закономерностями,
будят мысль ребенка, развивают его творческое мышление; позволяют
включить школьника в активное усвоение предлагаемого материала.
Лингвистическая сказка может следовать за ознакомлением с теоретическим
материалом учебника. В этом случае происходит не объяснение нового
материала, а закрепление уже объясненного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-281322-1377039162.jpg)
Дом "Буквинск" и лингвистическая сказка Л.В.Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»
Всё чаще в школу приходят дети 6,5 лет. Как сделать так, чтобы радость от встречи не погасла, пытливый огонёк не угас? Предлагаю авторское пособие Дом "Буквинск" (адаптированное для традиционной...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/29/picture-809390-1472450197.jpg)
Лингвистические сказки для уроков русского языка
Лингвистические сказки помогают разнообразить учебную деятельность учащихся, способствуют развитию интереса к предмету....
Конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)
Литературное чтение конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1018295-1547172478.jpg)
Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/12/picture-142063-1494617857.jpg)
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...
СКАЗКИ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Пробудить интерес к обучению можно при помощи лингвистических сказок, ведь сказка сопровождает ребёнка с самого рождения. Она играет огромную роль в формировании у ребенка представлений о строении и...