Дом "Буквинск" и лингвистическая сказка Л.В.Бурмистровой «Чудесные приключения в стране Словографии»
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему
Всё чаще в школу приходят дети 6,5 лет. Как сделать так, чтобы радость от встречи не погасла, пытливый огонёк не угас? Предлагаю авторское пособие Дом "Буквинск" (адаптированное для традиционной школы из сказки, опубликованной в журнале "Семья и школа" Л.В.Бурмистровой "Чудесные приключения в стране Словографии"), которое без труда поможет Вашим ученикам в занимательной форме запомнить сложную классификацию букв и звуков, а в 11 классе сдать ЕГЭ по разделу "Фонетика" на "отлично".
Вот ссылка на оригинал лингвистической сказки, которую будут с интересом слушать дети-дошкольники или первоклассники:
Фотографии на Яндекс.Фотках
http://img-fotki.yandex.ru/get/53/17445288.4f/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6113/17445288.4f/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6213/17445288.4f/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/53/17445288.4f/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/40/17445288.4f/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/55/17445288.4f/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/9/17445288.4f/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/55/17445288.4f/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/7/17445288.4f/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/7/17445288.4f/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6113/17445288.4f/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/51/17445288.4f/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/55/17445288.4f/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/2814/17445288.4f/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/0/17445288.4f/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6/17445288.4f/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/53/17445288.4f/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6313/17445288.4f/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/17445288.4f/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/40/17445288.4f/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/7/17445288.4f/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/9/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/2814/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/53/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/9/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6112/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6112/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/52/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/8/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/0/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/40/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6113/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/40/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6112/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/40/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6112/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6112/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6213/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6213/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6213/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/40/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/54/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/0/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6313/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6313/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/55/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6112/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/0/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/53/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/2814/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/8/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/2814/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/40/17445288.50/0_77...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/6313/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/2914/17445288.50/0_...
http://img-fotki.yandex.ru/get/0/17445288.50/0_77e...
http://img-fotki.yandex.ru/get/52/17445288.50/0_77...
Давайте учиться с увлечением!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткое пояснение к пособию | 121.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Приглашаю Вас на увлекательную экскурсию по дому «Буквинску».
Итак, обучение грамоте по «Школе России» начинается с гласных звуков. Поэтому и путешествовать будем с верхних этажей – этажей букв, обозначающих гласные звуки (символ – скрипичный ключ). Пусть ребята попробуют объяснить значение этого символа. А если никто не догадается, вы им поможете:
- Почему у буквят вместо рта – буква? (Воздух проходит свободно, не встречая преград, и они так широко могут открыть свой ротик, что становится слышно определённый звук, обозначенный соответствующей буквой).
- Почему же символ гласных – скрипичный ключ? (Наверняка у Вас в классе окажутся дети, посещающие музыкальную школу – вот они-то и объяснят всем, что из музыкальных звуков можно создать песенку, мелодию, а чтобы её записать - в начале строки и ставится скрипичный ключ. А вот теперь можно пропеть каждый гласный на определённую мелодию:
А - а-а-а - а - а-а- а, о – о-о-о-о –о! Э- э- э- э- э-э - э-э, у-
У-у- у- у – у. Ы - ы-ы-ы-ы – ы-ы-ы, и – и- и-и- и – и.
- Почему они красного цвета? (Все гласные обозначают красным цветом).
- Почему у буквят в одной руке есть молоточек, а в другой нет? (Гласные могут быть как ударными (поэтому у них есть ударный молоточек), так и безударными).
- Почему на самом верхнем этаже расположились а,о,э,у,ы? (Это квартиры твёрдых командиров – они командуют предшествующему согласному: «Звучи твёрдо!»)
- Почему этажом ниже живут я,ё,е,ю,и? (Это квартиры мягких командиров – они командуют предшествующему согласному: «Звучи мягко!»)
- Почему же квартиры гласных построены именно так: над я – а, над ё – о, над е – э, над ю – у? (Попробуйте протянуть: «Я-а-а-а!» Что мы слышим? «[Й´],[а]»! Тянем: «Ё-ё-ё-ё!» Слышим: «[Й´],[о]»! Пропоём: «Е-э-э-э!» Слышим: «[Й´],[э]»! Поём: «Ю-у-у-у!» Звучит: «[Й´],[у]»!
- А что это зелёненькое в кармашке у я,ё,е,ю? (Это и есть Йотик – самый звонкий, мягкий, как травка, а потому зелёненький [й´]! Он выглядывает из кармашка лишь в определённых случаях:
- В начале слова
- После гласного
- После ь или ъ знаков
и тогда буквы е, ё, ю, я обозначают по 2 звука.)
А теперь мы отправляемся по этажам согласных. Задайте Вашим интеллектуалам «каверзные» вопросы:
- Почему буквята одеты в зелёно-синие одежды? (Да просто так обозначают мягкие и твёрдые согласные звуки!)
- Почему у ж, ш, ц одежда синего цвета? (Они всегда обозначают твёрдые звуки.)
- Почему у ч, щ, й одежда зелёного цвета? (Они всегда обозначают мягкие звуки.)
- Почему ч, щ, ж, ш расположены на голове у Змея Горыныча Начитанного? (Да это же буквы, обозначающие шипящие звуки!)
- Что обозначает символ – колокольчик? (Звонкие, как колокол.)
- Что обозначает символ – наушники? (Когда их используют, человек становится как бы глух к внешнему миру – вот и обозначают глухие звуки.)
- Кстати, посмотрите, какие же буквята ближе всего к колокольчику? (Это буквы р, л, м, н, й, обозначающие сонорные – самые звонкие звуки.)
- Что обозначают у некоторых буквят лесенки? (Это буквы, обозначающие парные согласные, которые не могут жить в разлуке – поэтому у них двухэтажные квартиры: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.)
- Как Вы думаете, почему же мы видим ещё один символ – рыбку? (Есть в русском языке ъ и ь, которые немы, как рыбы, никаких звуков не обозначают.)
И, самое главное – экскурсоводами по этому дому становятся САМИ ДЕТИ!!! ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ! Это так важно! Заходя к каждому буквёнку в гости, пусть ребята подарят ему самые-самые любимые этой буквой слова (где изучаемый звук был бы первым, в середине, в конце…); научатся писать строчную и заглавную буквы, и ещё много-много того, что придумаете Вы или нафантазируют Ваши ученики. Желаю радости открытий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий новогодней сказки "Новогодние приключения в стране мультфильмов"
сценарий новогоднего представления "Новогодние приключения в стране мультфильмов"...
Сценарий мюзикла "Чудесные приключения героев любимых книг" (2011)
Сценарий написан для детей 4-го класса. Автор сценария - Барышникова Людмила Петровна. Художественный и музыкальный руководитель - Барышникова Людмила Петровна.В мюзикле используется музыка: русская н...
Лингвистические сказки для уроков русского языка
Лингвистические сказки помогают разнообразить учебную деятельность учащихся, способствуют развитию интереса к предмету....
Конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)
Литературное чтение конспект открытого урока "Зачем читать лингвистические сказки? Что в них можно узнать ? И.М. Подгаецкая «Ударение»" (2 класс УМК «Система РО Эльконина-Давыдова»)...
Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"
Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...
лингвистические сказки
урок игра повторение по русскому языку...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»
Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...
Комментарии
Надеюсь, кого-нибудь
Надеюсь, кого-нибудь заинтересует пособие, по которому ребята сами могут охарактеризовать любой звук русского языка.
Спасибо за публикацию пособия
Спасибо за публикацию пособия.Надеюсь пригодится!
Новое - хорошо забытое старое
Новое - хорошо забытое старое. Эта достойнейшая работа попала мне в руки ещё в 1995 году. С тех пор элементы Бурмистровой ввожу в урок - обучение с увлечением!
Здорово! Мне очень
Здорово! Мне очень понравилось, обязательно сделаю такое пособие. Спасибо!