Безударная гласная в корне слова.
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Чернова Татьяна Вячеславовна

Тема: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

Цели: Коррекционно-образовательная

           - учить выделять ударные и безударные гласные в корне слова;

Коррекционно-развивающая

-упражнять в подборе проверочных слов;

            - Развитие фонематического представления,          

              фонематического анализа;

            - Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

           Коррекцинно-воспитательная

            - Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: карточки-задания, слоговые таблицы, зеркала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnaya_glasnaya_v_korne_slova.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.(1)

Цели: Коррекционно-образовательная

- учить выделять ударные и безударные гласные в корне слова;

Коррекционно-развивающая

-упражнять в подборе проверочных слов;

- Развитие фонематического представления,

фонематического анализа;

- Развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Коррекцинно-воспитательная

- Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: карточки-задания, слоговые таблицы, зеркала.

Ход занятия.

#1054;рганизационный момент.

-Сядет тот, кто определит лишнее слово и составит с ним предложение.

  • Маленький, малявка, маляр, малыш
  • Гроза, грозный, гроздь, грозовой
  • Конница, конник, подоконник, конюшня
  • Лень, лентяй, лента, ленивец

2. Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

*Выполнение сопряжённой гимнастики

* Чтение слоговых рядов. (Логопедическое пособие. Козырева Л.М.,)

№1. Прочитайте гласные на одном выдохе со сменой ударения.

№2. Прочитайте слоги со сменой ударения.

№4. Прочитайте чистоговорку. Разучить ее.

3. Тема и цель занятия.

Логопед произносит слово следы, просит указать ударный гласный и другой-гласный - из первого слога. Тоже со словами ковёр, вязал.

В русском языке в слове только один ударный слог, т.е. один ударный гласный. Все остальные гласные в слове будут безударными. Ударный гласный всегда звучит чётко и не вызывает сомнений в написании слова, безударные гласные звучат нечётко, и поэтому можно сделать ошибки.

Затем делается вывод: в безударном положении гласные звучат нечётко. Чтобы при записи такого слова правильно выбрать гласную букву, нужно подобрать родственное слово, в котором на данный сомнительный гласный падает ударение, т.е. проясняет его: следы-след; ковёр-коврик, вязал-вязка и т.д..

В безударной позиции обычно сходно звучат гласные:

о-а, е-и, я-е, я-и.

Тема урока: безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Сегодня на уроке мы будем упражняться в подборе проверочных слов.

4. Коррекционная работа на фонетическом уровне.

Задание1. Игра «Мяч поймай - проверочное слово называй»

Один-много

Стена-стены

Сосна-соны

Гроза-…

Страна-…

Плечо, ядро, коза, вода…

Вчера-сегодня

Платил-платит

Просил-просит

Плясал-…

Носил-…

Сказал, вязал, чертил, тащил…

Много-один

Дела-дело

Ряды-ряд

Грибы…

Поля, снега…

Сегодня-вчера

Везёт-вёз

Цветёт-

Цвёл

Пасёт-пас

Метёт, плетёт…

Откуда появляются проверочные слова? Они вылетают из гнёзд. А что это за гнёзда?

«Гнёзда»- это объединение родственных слов в нашем уме. В этом объединении слова связаны в единую семью. «Родственники» в семье легко приходят на помощь друг другу. Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать «гнёзда» слов.

Задание2. Отберите из данных ниже слов только те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки

Образец: садовый - посадка, садик.

Садовый-посадить, посадка, сады, садик, садовник.

Лесистый-лес, лесник, залесье, перелесок, лесорубы;

Лиса-лисица, лисий, лисичка, лисонька;

Синеет-синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Почему не все родственные слова являются проверочными?

Задание 3. Рассмотреть изограф. Отгадать слово. Выполнить фонетический разбор слова.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Коррекционная работа на лексическом уровне.

Задание 4.Образуйте однокоренные слова с указанным корнем.

Гриб- тот, кто собирает грибы

-маленький гриб

- часть гриба под землёй

Барабан-тот, кто играет на барабане

-бить, стучать в барабан

- маленький барабан

Час-солдат, стоящий на посту

- мастер по починке часов.

Задание 5.

Прочитайте слова, поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударные гласные. Перенесите ударение на безударный слог. Прочитайте получившийся слог, а потом закончите начатое слово. Подумайте, будут ли получившиеся слова проверочными?

Образец: вод`а, в`о, в`оды.

Зима, зи, …

Строка-

Река-

Трава-

Плита-

7. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Задание 6. Составьте словосочетания с проверочными словами, которые подтвердят правильность написания гласных в приведённых ниже словах.

Поседела-посидела; запевать-запивать, проживать-прожевать; полоскать-поласкать;

Свила-свела; слезать-слизать; спеши-спиши; отварить-отворить.

Задание 7. Спишите предложения, вставьте в слова пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова.

Папа к…лол др...ва.

Стор…ж с…дел у дв…рей.

У зайца к…сые гл…за.

У оленя кр…сивые р…га.

8. Итог урока.

-Какой гласный в слове мы называем ударным? Безударным?

-Как не ошибиться в написании безударного гласного?

Задание1. Отберите из данных ниже слов только те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки

Образец: садовый - посадка, садик.

Садовый-посадить, посадка, сады, садик, садовник.

Лесистый-лес, лесник, залесье, перелесок, лесорубы;

Лиса-лисица, лисий, лисичка, лисонька;

Синеет-синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Почему не все родственные слова являются проверочными?

Задание 2.

Прочитайте слова, поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударные гласные. Перенесите ударение на безударный слог. Прочитайте получившийся слог, а потом закончите начатое слово. Подумайте, будут ли получившиеся слова проверочными?

Образец: вод`а, в`о, в`оды.

Зима, зи, …

Строка-

Река-

Трава-

Плита-

Задание 3. Составьте словосочетания с проверочными словами, которые подтвердят правильность написания гласных в приведённых ниже словах.

Поседела-посидела; запевать-запивать, проживать-прожевать; полоскать-поласкать;

Свила-свела; слезать-слизать; спеши-спиши; отварить-отворить.

Задание 4. Спишите предложения, вставьте в слова пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова.

Папа к…лол др...ва.

Стор…ж с…дел у дв…рей.

У зайца к…сые гл…за.

У оленя кр…сивые р…га

.

Задание1. Отберите из данных ниже слов только те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки

Образец: садовый - посадка, садик.

Садовый-посадить, посадка, сады, садик, садовник.

Лесистый-лес, лесник, залесье, перелесок, лесорубы;

Лиса-лисица, лисий, лисичка, лисонька;

Синеет-синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Почему не все родственные слова являются проверочными?

Задание 2.

Прочитайте слова, поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударные гласные. Перенесите ударение на безударный слог. Прочитайте получившийся слог, а потом закончите начатое слово. Подумайте, будут ли получившиеся слова проверочными?

Образец: вод`а, в`о, в`оды.

Зима, зи, …

Строка-

Река-

Трава-

Плита-

Задание 3. Составьте словосочетания с проверочными словами, которые подтвердят правильность написания гласных в приведённых ниже словах.

Поседела-посидела; запевать-запивать, проживать-прожевать; полоскать-поласкать;

Свила-свела; слезать-слизать; спеши-спиши; отварить-отворить.

Задание 4. Спишите предложения, вставьте в слова пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова.

Папа к…лол др...ва.

Стор…ж с…дел у дв…рей.

У зайца к…сые гл…за.

У оленя кр…сивые р…га

Задание 1.

Прочитайте слова, поставьте в них ударение. Обозначьте точкой безударные гласные. Перенесите ударение на безударный слог. Прочитайте получившийся слог, а потом закончите начатое слово. Подумайте, будут ли получившиеся слова проверочными?

Образец: вод`а, в`о, в`оды.

Зима, зи, …

Строка-

Река-

Трава-

Плита-

Задание 1. Составь слова из рассыпавшихся слогов. Запиши слова, раздели на слоги, поставь ударение

КА, КОШ

МАР, КО

ТА, КАР

ВЕРТ, КОН

РО, ВА, КО

ТИ, КА, КАР

Задание2. Прочитай, узнай когда употребляется это выражение. Спиши словосочетание. Выдели «дежурный» звук.

Крокодиловы слёзы. Выражение употребляется в значении: лицемерные слёзы, притворное сожаление; применяется к людям, притворяющимся сильно огорчёнными несчастьем кого-либо. Основано на поверье, будто у крокодила, перед тем как он ест свою жертву, текут слёзы.

Задание 3. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос КТО? Или ЧТО?

Кот.

-…оти…-…от, иди … дос…е,

Расс…ажи о …олос…е!

-…олосо…, мои друзья,

Он усатень…ий, …а… я!

------------------------------------------------------------------------

Задание 1. Составь слова из рассыпавшихся слогов. Запиши слова, раздели на слоги, поставь ударение

КА, КОШ

МАР, КО

ТА, КАР

ВЕРТ, КОН

РО, ВА, КО

ТИ, КА, КАР

Задание2. Прочитай, узнай когда употребляется это выражение. Спиши словосочетание. Выдели «дежурный» звук.

Крокодиловы слёзы. Выражение употребляется в значении: лицемерные слёзы, притворное сожаление; применяется к людям, притворяющимся сильно огорчёнными несчастьем кого-либо. Основано на поверье, будто у крокодила, перед тем как он ест свою жертву, текут слёзы.

Задание 3. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос КТО? Или ЧТО?

Кот.

-…оти…-…от, иди … дос…е,

Расс…ажи о …олос…е!

-…олосо…, мои друзья,

Он усатень…ий, …а… я

Задание 1. Отберите из данных ниже слов только те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки

Образец: садовый - посадка, садик.

Садовый - посадить, посадка, сады, садик, садовник.

Лесистый - лес, лесник, залесье, перелесок, лесорубы;

Лиса - лисица, лисий, лисичка, лисонька;

Синеет - синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Почему не все родственные слова являются проверочными?

Задание 2. Составьте словосочетания с проверочными словами, которые подтвердят правильность написания гласных в приведённых ниже словах.

Поседела - посидела;

Запевать - запивать,

Проживать - прожевать;

Полоскать - поласкать;

Свила - свела;

Слезать - слизать;

Спеши - спиши;

Отварить - отворить.

Задание 3. Спишите предложения, вставьте в слова пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова.

Папа к…лол др...ва.

Стор…ж с…дел у дв…рей.

У зайца к…сые гл…за.

У оленя кр…сивые р…га.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...