Конспект коррекционного занятия "Дифференциация букв А-О""
план-конспект по логопедии
конспект логопедическое занятие «Дифференциация звуков и букв [А] – [О]»
Цель: закреплять дифференциацию звуков [а] и [о] в словах и предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_5_klass_differentsiatsiya_a-o.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков и букв [А] – [О]»
Цель: закреплять дифференциацию звуков [а] и [о] в словах и предложениях
Задачи:
Образовательные:
- учить различать звуки и буквы /а-о/ в устной и письменной речи;
- закреплять правописание /а-о/ посредством выполнения упражнений на индивидуальных карточках;
Коррекционно - развивающие:
- развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата посредством выполнения артикуляционной гимнастики;
- развивать зрительное и слуховое восприятие посредством различения звуков на слух;
- развивать внимание, память посредством выполнения упражнения на дифференциацию звуков, соотнесение слов и схем
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к учению;
- воспитывать трудолюбие и целеустремлённость в работе;
БУД:
Личностные: самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Коммуникативные: умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Регулятивные: умение работать с учебными принадлежностями (дидактическим материалом)
Познавательные: умение делать простейшие обобщения, сравнивать, на наглядном материале.
Тип: комбинированный.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесные, практические, наглядные.
Оборудование: зеркала, тетради, ручки, индивидуальные карточки с заданиями, презентация к занятию.
Ход занятия.
Организационный момент.
Психологический настрой.
- Подарите мне свою улыбку.
- А теперь улыбнитесь друг другу.
- Улыбка поднимает настроение, открывает двери, приносит радость общения.
- И пусть на сегодняшнем занятии, на котором нас ждет много новых открытий, улыбка будет нашим верным спутником. Она, как путеводная звезда, поможет нам разобраться во всем и справиться с любой проблемой.
Дыхательная гимнастика (стоя, вдыхаем воздух через нос и поднимаем руки вверх, выдыхаем, опускаем руки вниз)
- Вместе настроимся на работу, проговорим наш девиз:.
Каждый день всегда везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
Никуда мы не спешим!
- Ребята, а какое сегодня число?
- А какой день недели?
- А какое сейчас время года? (зима)
- Какой месяц начинает зиму? (декабрь)
- А за декабрем какой месяц следует? (январь)
- Назовите последний месяц зимы? (февраль)
- Ребята, вы правильно сказали, все эти месяцы зимние.
Артикуляционная гимнастика
-Чтобы красиво и четко произносить звуки, выполним артикуляционную гимнастику.
-А-О-А-О-А-О-А-О-А (делаем красивый, большой рот)
-УУУУУУУУУУУУУ (губы в трубочку)
А-О-У-А-О-У
-И-Ы-И-Ы-И-Ы-И-Ы (четко произносим звуки, растягиваем губы)
-ЕЕ-ЕЕ-ЕЕ-ЕЕ-ЕЕ-ЕЕ (произносим на манер «Бременских музыкантов)
Это упражнение выполняем плавно, напевно:
Ветер воет – УУУУУУУУУУУУУУУУУУ (произносим в один звук)
Ветер стонет – ООООООООООООООО (произносим в один звук)
Ветер плачет – ААААААААААААААААА (произносим в один звук)
Ветер скачет - (щелкаем языком, как лошадка скачет).
Пальчиковая игра «Мячик-ежик»
Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях)
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке)
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик по столу)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
Введение в тему.
Задание: детям выдаются индивидуальные карточки с буквами. Логопед называет направление шагов, дети соединяют буквы карандашом.
- Найдите букву, которая стоит после И в первой строке; сделайте один шаг вниз, шаг влево, шаг вниз, шаг вниз, вправо, шаг вправо, шаг вниз, еще один вниз, шаг влево, вправо, вниз, влево.
ф | и | о | у | д |
о | о | о | с | р |
а | а | е | и | у |
д | а | а | а | п |
ы | ф | а | а | к |
ф | и | о | а | д |
а | о | о | о | ф |
Посмотрите, какие буквы встретились у вас на пути?
-О каких буквах будем говорить? ( о буквах а,о)
- Сегодня мы будем говорить о буквах А—О, о звуках, которые эти буквы обозначают, о том, как различать эти звуки и буквы и не наделать ошибок.
Основная часть
- Сегодня мы будем различать гласные буквы а-о на письме в слогах, словах и предложениях.
Работа над образом букв. Уточнение элементов строчных букв а и о.
– Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).
Педагог показывает карточки с прописными строчными буквами А и О.
– Из каких элементов состоит строчная буква О? (Буква О состоит из одного элемента – овала).
– Из каких элементов состоит строчная буква А? (Буква А состоит из двух элементов – овала и наклонной линии с закруглением внизу вправо).
– Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).
–Чем отличаются эти буквы? (Наклонной линией с закруглением внизу вправо. У буквы О ее нет, а у буквы А он есть).
- Запомните! Буква а состоит из 2 элементов, ( овала и крючка). А буква о состоит из 1 элемента, овала.
Сейчас поиграем в Игру (педагог называет слоги, затем слова, обучающиеся поднимают заданную букву, которую слышат)
(ма, со, ра, ор, он, ва, кА, то, от, рот, сом, сок, мак, рак, коса)
Дифференциация букв в словах.
- У каждого есть карточка, на которой написаны слова с пропущенными буквами. Вам нужно подумать и вставить нужную букву а или о , чтобы получилось слово. (К…т, с…к, л…к, м…к, к..ш…, р…т, сл…н, с…нки, пл…тье, к…р…нд…ш)
Физминутка
По тропинке леший шел
На полянке гриб нашел
Раз грибок, два грибок
Вот и полный кузовок.
Леший охает – устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся
А потом вперед прогнулся,
А потом назад прогнулся
И до пола дотянулся.
И налево и направо
Повернулся, вот и славно.
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
А сейчас давайте откроем тетради, запишем число.
Выполним ещё одно задание со словами-паронимами.
«Замени букву: А—О, О—А». Прочитайте слова, замените буквы А на О и О на А так, чтобы получились новые слова. Запишите. .
А – О О – А
палка – ______________
Зойка – ______________
баран – ______________
Тоня – _______________
тачка – ______________
Соня – _______________
пачка – ______________
Рома – _______________
качка – ______________
морс – _______________
дачка – ______________
Жора – ______________
бачок – ______________
мойка – ______________
Дополнительно устно.
- Обсудить, какие слова вам встретились с большой буквы?. (Имена – Зойка, Тоня, Таня, Соня, Саня, Рома, Жора, название планеты – Марс).
- Какие слова вам не понятны? ( марс-планета, морс-напиток, дачка-)
Интерактивная игра «Волк и овцы»
Цель: развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа.
Овечки несут картинки. Все они содержат заданный звук, только на одной картинке в слове нет этого звука. Нужно найти эту картинку.
Ребята, в начале занятия вы мне сказали, какое сейчас время года? (зима)
Назовите мне зимние слова, чтобы в этих словах были буквы А-О. (зима, мороз, снежок, сосулька, ) и записать эти слова на доске.
Ребята, давайте с этими словами составим словосочетание, предложение.
4. Итог занятия.
- Ребята, какие гласные звуки мы с вами различали?
- Какой общий элемент у букв о, а ?
- Чем различается их написание?
-Какие задания мы выполняли сегодня?
-Какое вам больше всего понравилось?
-Ребята, у вас на парте лежат смайлики, выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение от нашего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия "Звук и буква Ж"
В конспекте представлены основные методы и приемы работы логопеда по звукопроизношению на примере звука и буквы Ж....
Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).
Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить дават...
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "ЗВУКИ [Г - Г\'] И БУКВЫ Г,г" (1 дополнительный класс VII вид).
Тема: ЗВУКИ [Г - Г'] И БУКВЫ Г,г.ЦЕЛЬ: познакомить со звуками [Г - Г'] и графическим изображением буквы на письме. Задачи: учить дифференцировать звуки в [Г - Г'] слогах, словах. Тренирова...
Конспект коррекционно-логопедического занятия для 1 класса «Дифференциация рукописных строчных букв б-д»
Конспект логопедического занятия для 1 класса "Дифференциация рукописных строчных букв б-д"...
Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.
Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...
Конспект открытого урока русского языка (коррекционная школа) «Буква Я в начале слова или слога» 2 класс
Обучающиеся должны:-анализировать слова по звуковому составу;различать звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, твердые имягкие согласные на конце слова;-различать шипящие и свистящие с...
«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях» Конспект коррекционно-развивающего занятия
Данное занятие по теме «Дифференциация звуков и букв «т»-«д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с ...