Использование речевого режима в системе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с общим недоразвитием речи
статья по логопедии
Поиск новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями (в частности, с общим недоразвитием речи) в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий освоения детьми с такой речевой проблемой ООП НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_rechevogo_rezhima.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Ластухина Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №167 г.о.Самара
Использование речевого режима в системе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с общим недоразвитием речи
В последнее время для общеобразовательного учреждения особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий освоения ими ООП НОО.
Одна из таких проблем-проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями (в частности, с общим недоразвитием речи) в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий освоения детьми с такой речевой проблемой ООП НОО.
Совершенно очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех участниках образовательного процесса: обучающихся, учителей начальных классов, узких специалистов (учителя-логопеда и педагога-психолога), родителей. Системная работа с обучающимися должна отражаться и в мониторинге, и в планировании, и в методах, приемах работы. То есть в противовес «рядоположенности» ставится «одновременность», системность, ВЗАИМОдействие специалистов. Данный подход должен последовательно реализоваться в учебно-воспитательном процессе.
Одним из важных аспектов работы коррекционных учреждений для детей с речевыми нарушениями является формирование речевой среды. Создание речевой среды предполагает постоянное мотивирование общение с ребёнком независимо от его возможностей и уровня речевого развития. Важнейшим средством формирования и совершенствования речевой деятельности обучающихся является речевой режим.
Понятие речевого режима включает в себя систему следующих организационно-педагогических мероприятий.
#1057;овершенствование речи взрослого – являющейся примером для подражания. Фонетические характеристики речи учителя сводятся к следующим признакам:
-отчетливость артикуляции;
-сознательная демонстрация артикуляции тренируемых звуков и слов; –
-контролируемый темп речи;
-громкость речи соответствует громкости речи учителя на уроке в обычном классе;
-особая интонационная оформленность высказываний, обращённых к ребёнку.
2. Систематический контроль за произношением детей.
Речевой режим обязывает учителей начальных классов научиться определять на слух отклонения в произношении, постоянно контролировать речь обучающихся, соотнося её качество с требованиями программы, развивать понимание различных форм и оборотов речи, её интонационную выразительность, поощрять потребность детей к активной речевой деятельности, регулировать речевое поведение обучающихся, культуру речевого общения.
#1054;бязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала.
В содержании каждого урока или занятия есть термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые. Отработка их произношения – задача учителя начальных классов и логопеда. Эти слова должны быть представлены в графическом виде – написаны на доске, табличке, указаны знаки словесного ударения, орфоэпии. Уроки и занятия обязательно включают элементы работы со словарями. Большое внимание уделяется работе с фразеологизмами, пословицами и поговорками, смыл которых, в силу неоднозначности, может быть не понят обучающимися с речевыми нарушениями.
#1060;онетическая подготовка устных выступлений.
Обучающиеся с речевыми нарушениями постоянно принимают участие в праздниках, сборах, выступают на родительских собраниях и перед другими обучающимися школы в качестве артистов с текстовыми ролями, декламаторов, участников хора. Все эти выступления требуют подготовки – речь детей должна быть максимально разборчивой, насколько позволяют произносительные возможности каждого из выступающих.
5. Взаимодействие специалистов, работающих с обучающимися, имеющими речевые нарушения.
Логопед информирует коллег о том, какие речевые проблемы имеются у каждого из обучающихся, над чем ведётся работа в данный момент, что могут сделать коллеги для определённого ребёнка. Это необходимо для того, чтобы они знали, с кого и что можно требовать, кому и как помочь. Взаимопосещение уроков и занятий даёт возможность педагогам целенаправленно закреплять с детьми речевые умения и навыки, полученные на занятиях с логопедом.
6. Коррекционная направленность всех режимных моментов и внеклассной работы.
Во внеурочное время соблюдение речевого режима ещё более важно, так как больше возможностей создать подходящую ситуацию для непосредственного, свободного и успешного речевого общения. В течение дня педагоги должны ставить детей в ситуации необходимости речевого общения, тренинга, формировать потребность в правильной речи.
Исходя из перечисленных выше характеристик речевого режима, разработаны рекомендации к проведению уроков в классе для детей с речевыми нарушениями.
Рекомендации к проведению уроков в классе для детей с речевыми нарушениями.
1. Речь учителя на уроке – лаконичная, но всегда чёткая, выразительная, фонетически правильная и образцовая в литературном отношении.
2. В урок включена «Речевая зарядка» – чаще всего её «речевым материалом» служат понятия, термины, сложные для произнесения слова. При отработке терминологии особое внимание обращается на произнесение звуков, наиболее часто нарушаемых: шипящих, сонорных, - их дифференциацию (существительное, прилагательное, предлог, уменьшаемое, вычитаемое, млекопитающее и др.). Слова со сложной слоговой структурой отрабатываются в послоговом произнесении: ква-драт, ат-мос-фер-ный и т.д. В речевую зарядку включаются слова, не знакомые детям, с целью расширения словарного запаса. Их лексическое значение может толковаться различными способами: с помощью подбора синонима, словесного толкования, морфемного анализа, с опорой на контекст, наглядным способом.
3. Обязательная произносительная и смысловая отработка нового речевого материала планируется в объёме до ¼ времени от учебного времени. Термины, слова и словосочетания, которые встречаются впервые, должны быть представлены в графическом виде – написаны на доске, табличке, указаны знаки словесного ударения, орфоэпии.
4. Значительная часть времени (от 2/3 до ¾ от объёма урока) отводится на речь детей.
5. Для контроля за произношением учитель использует фразы:
- перед ответом ученика («Говори громко!», «Говори правильно!»);
- одобрение («Хорошо!», «Говорил правильно, чисто»);
- замечания, если ребёнок говорил небрежно, хуже своих возможностей, при этом необходимо дать образец правильной речи («Говоришь неправильно, послушай, как надо, повтори!»).
6. Требования к исправлению ошибок варьируются:
- если учитель знает, что ребёнок может воспроизвести звук правильно, то он должен потребовать адекватного его произнесения;
- если ребёнок не готов к точному воспроизведению слова, т. е. не владеет той или иной артикуляцией, следует временно допустить приближённое произношение.
При исправлении произносительных ошибок большое значение имеет тактичность учителя (чтобы не вызвать у ребёнка негативной реакции). В ряде случаев учитель должен быть готов к оказанию конкретной логопедической помощи ребёнку (подсказать, где нужно сделать вдох и где говорить на выдохе, показать правильный артикуляционный уклад и т.п.).
Обучающиеся используют на уроке «Памятку красивой речи».
- Чётко проговаривай слова.
- Дыши правильно.
- Говори свободно и уверенно.
- Употребляй слова, которые лучше выражают мысль.
- Излагай мысль последовательно.
- Следи не только за своей речью, но и за речью товарищей.
- Исправляй ошибки, соблюдая культуру общения.
Список используемой литературы:
- Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Школа для детей с ТНР. — М, 1961.
- Маркова А.К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Совещание-семинар по вопросам обучения в школе для детей с ТНР. — М, 1964.
- Соботович Е.П. Методические рекомендации по преодолению первичных нарушений речевого развития у учащихся подготовительного и первого классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Киев, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...
Проект «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
В проекте представлен опыт работы по развитию связной речи в процессе физического воспитания детей с общим недоразвитием речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционны...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОВЗ.
презентация выступления...
Использование инновационных подходов в коррекционной работе с обучающимися с общим недоразвитием речи
Осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.Составляющие комплексного подхода в коррекц...
Консультация "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи"
Консультация по теме: "Использование современных образовательных технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений"...