Проект «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
проект по теме

Челядко Елена Сергеевна

В проекте представлен опыт работы по развитию связной  речи  в процессе физического воспитания  детей с общим недоразвитием речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_integratsiya_oo_fr_i_rr.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и

«Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

Цель: Создание инновационной модели  интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи в соответствии с ФГОС.

Задачи:

- создать программно-методические и материально-технические условия для организации физкультурно – оздоровительной работы с использованием различных форм речевой деятельности для детей с общим недоразвитием речи;

-корректировать у детей с общим недоразвитием речи нарушения общей и мелкой моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов;

- осуществить информационную, научно-методическую и педагогическую поддержку творческих поисков;

- модернизировать работу с родителями и педагогическим коллективом в ДОУ с целью   коррекции нарушений общей и мелкой моторики, предупреждения формирования неправильных двигательных стереотипов;

- пропагандировать опыт инновационной деятельности  «Развития связной  речи  в процессе физического воспитания детей сообщим недоразвитием речи» среди педагогов и родителей.

Актуальность и значимость. На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).

Реализация образовательной области «Физическое развитие» является одной из важных частей общей системы обучения и воспитания детей с общим нарушением речи. Оно осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка: на занятиях, прогулках, и в режимных моментах. Перед физическим воспитанием детей с ОНР стоят те же задачи, что и перед физическим воспитанием здоровых детей.

По своему физическому развитию дети с ОНР отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью, дискоординацией и слабостью движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, к проявлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие. Поэтому специфические особенности психомоторного развития таких детей требуют разработки специальных методов и приемов работы, а задачи физического воспитания составляют единый и неразрывный процесс с коррекционным обучением.

  Таким образом, очевидно, что проблемы, связанные со здоровьем детей сегодня актуальны, своевременны и достаточно сложны.

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования и к ДОУ, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию детей.

Инновационный режим функционирования и развития ДОУ является оптимальным, соответствующим современным требованиям.

Общая направленность моего проекта состоит в организации образовательного инновационного пространства ДОУ, соответствующего новому стандарту, ориентированного на создание и освоение проектов обновления в образовательной области «Физическая культура», развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.

Данный проект основывается на принципах:

демократизации – открытости образования, привлечении к нему внимания общественности, утверждении в образовательной системе отношений равноправия, сотрудничества, вариативности содержания, форм и методов обучения;

гуманизации – ориентации всех составляющих учебно-воспитательного процесса на личность дошкольника, уважение его человеческого достоинства, отход от ориентации на «среднего» ребенка, создание условий для развития социальной активности воспитанников, раскрытие их творческих возможностей;

индивидуализации – учета всей системы индивидуальных особенностей личности, сочетания индивидуальных и коллективных форм работы;

 принцип разностороннего развития личности – активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения;

принцип цикличности и систематичности – постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности;

принцип оздоровительный – обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности;

принцип взаимосвязи с семьей – соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка;

принцип доступности медико-социальной помощи;

принцип ответственности сотрудников ДОУ;

принцип соблюдения прав человека и гражданина;

принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей;

принцип активности детей.

Гипотеза проекта. Если в ДОУ будут созданы условия для инновационной деятельности по взаимодействию процессов физического воспитания и развития речи детей с общим недоразвитием речи, то моя система физического воспитания с использованием речевых средств деятельности сможет достичь качественно новых высоких результатов в работе с детьми, а именно, повысит уровень развития памяти, внимания, координации движений,  мелкой моторики и связной речи   детей

Тип проекта:

по продолжительности проекта – долгосрочный, на 2 года;

по целевой группе – коллективный.

Ожидаемый результат.

  1. Повышение качества образования в условиях ДОУ.
  2. Создание условий, максимально благоприятствующих сохранению здоровья детей, их гармоничному, интеллектуальному и физическому развитию.
  3. Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
  4. Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
  5. Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
  6. Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
  7. Разработка перспективного планирования по использованию речевых средств на занятиях по физической культуре.
  8. Создание образовательных мини- программ и технологий, обеспечивающих благоприятные условия для выявления индивидуальных способностей развития детей.
  9. Пропаганда идей и результатов образовательного процесса, повышение рейтинга ДОУ.

Критерии оценки ожидаемых результатов.

1. Эффективность и результативность образовательного процесса:

- качество образования;

- эффективность используемых образовательных технологий;

- преемственность со школой на уровне содержания и технологий образования;

2. Личная результативность воспитанников:

- состояние физического и психологического здоровья

- социализация личности ребенка;

- уровень воспитанности;

- развитие психических процессов;

- готовность к школе.

Диагностический инструментарий:

- мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса;

- комплексный анализ работы за год;

- диагностирование семей воспитанников, составление социального паспорта семей;

- компьютерное обеспечение образовательного процесса.

Методы проекта:

- изучение научно-практической литературы по избранной теме (Каше Г.А., Филичева Т.Б.  «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи»; Каше Г.А., Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»; Зуева Т.Л. «Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»; Вареник Е.Н., Крыханова З.А., Китова Е.В. «Физическое и речевое развитие детей», нормативных и инструктивных документов);

- анализ имеющегося опыта;

- методы педагогического анализа (входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдение);

- метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.

Направления развития инновационных процессов.

Инновации в технологиях:

- адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих технологий;

- использование технологии проблемного обучения, информационных технологий, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.

Ожидаемые результаты:

- снижение учебной нагрузки, предупреждение психологических перегрузок;

- рост индекса здоровья, снижение показателя пропусков по болезни;

- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Инновации в работе с детьми:

- организация различных форм детской деятельности (непосредственно образовательная деятельность, спортивные сказки, дни Здоровья, минутки настроения, час двигательного творчества, двигательный рассказ, динамический час и др.) с использованием средств речевой деятельности;

- обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода.

Ожидаемые результаты:

- укрепление здоровья;

- повышение уровня качества образования;

- высокий уровень воспитанности и обученности; готовности к школе.

Инновации в работе с родителями:

- применение интерактивных методов (консультативный пункт, день открытых дверей, рубрика «Физкульт-Ура!»);

- использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т.д.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня психолого-педагогической и правовой компетентности родителей;

- рост активности родителей в потребности к здоровому образу жизни.

Инновации в предметно-развивающей среде:

- преобразование предметно-развивающей среды согласно требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность).

- обогащение макросреды и микросреды с учетом авторских разработок;

- построение развивающего пространства по принципу интеграции образовательных областей  «Физическая развитие», «Речевое развитие»;

- преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков.

Ожидаемые результаты:

- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;

- социально-личностное развитие детей.

Презентация, демонстрация, защита проекта, распространение результатов:  

- представление опыта работы на городских и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях, муниципальных методических объединениях;

- публикации в печатных и электронных СМИ;

- творческие отчеты на родительских собраниях.

План реализации инновационного проекта «Интеграция образовательных

областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие»

в работе с детьми с общим недоразвитием речи».

 

Организационный:

Цель: выявление уровня развития детей старшего дошкольного возраста, разработка инновационной образовательной модели.

  1. Мониторинг физического развития детей.
  2.  Знакомство с тематическим планом работы на учебный год учителя - логопеда и воспитателя и на его основе в соответствии поставленных задач  составление планов индивидуально-коррекционной работы:

- развитие общей моторики, координации речи с движением;

- развитие пространственной ориентации;

- развитие мелкой моторики;

- развитие физиологического и речевого дыхания;

- коррекция психо-эмоциональных процессов;

- выработка навыков релаксации;

- развитие речи.

  1. Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения, дыхательных упражнений.
  2. Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу.
  3. Отобрать  инновации в системе работы с воспитанниками как субъектами учебной деятельности.
  4.  Разработать содержание инновационного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
  5. Составить план реализации проекта.

Практический:

Цель: обеспечение наличия ресурсов для апробации проекта.

  1. Модернизировать учебно-материальную базу, обеспечивающую внедрение новых образовательных технологий.
  2. Сформировать нормативно-правовую базу инновации.
  3. Подготовить предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС  для работы в условиях инновационного режима.
  4. Организация и проведение физкультурной НОД, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности.
  5. Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок». Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением  речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
  6. Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).

Заключительный:

Цель: Внедрение механизма освоения инновационных подходов  в старшем дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Выявить затруднения в реализации образовательного проекта и разработать методическую помощь.
  2. Обобщить результаты апробации инновационной модели.
  3. Подвести итоги реализации проекта.
  4. Спортивная сказка.
  5. Спортивный праздник «В стране здоровья»

                                       Средства речевой деятельности.

Средства

Пример

Анализ

1

Дыхательная гимнастика

Упражнение «На нас подул холодный зимний ветер». И. п. – о. с. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у».

Позволяет укрепить дыхательную мускулатуру, круговые мышцы рта, тренировать правильное носовое дыхание.

2

Звукоречевая гимнастика

Упражнение «Лошадка»

Цок, цок, цок, цок.

Я лошадка – серый бок.

(Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.)

«Гуси шипят» - наклон вперед, на выдохе произносим звук «ш-ш-ш».

 Игры и упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе  являются средством тренировки дыхания, развития речевого аппарата, улучшение звукопроизношения.

3

Игровая зарядка

Ходьба:

  1.  На носочках мы пойдем, через лужи перейдем.

И на пяточках поедем, через лужи перейдем.

2.   По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом.  (Ходьба на внешней стороне стопы).

Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса

4

Пальчиковая гимнастика

«Ежик», «Капуста».

Развивает тонкие двигательные координации, необходимые для полноценного развития навыков письма.

5

Гимнастика для глаз

                Слон.

Динь-дон, динь-дон. (Движение глаз влево-вправо.)

В переулке ходит слон.

Старый, серый, сонный слон. (Моргать глазами.)

Динь-дон, динь-дон. (Движение глаз влево-вправо.)

Стало в комнате темно: (Растереть и согреть ладони.)

Заслоняет слон окно. (Прикрыть глаза ладонями.)

Или это снится сон? (Развести руки в стороны.)

Динь-дон, динь-дон. (Движение глаз влево-вправо.)

 Укрепляет глазные мышцы. Словесные подсказки  в стихотворной форме с четким ритмом помогают более точно выполнять разнообразные движения.

6

Самомассаж

«Колючий ёж» (с массажным мячом).

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить.

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». Можно катать стопой по полу.)

Способ саморегуляции тела, он позволяет  активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий, способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления.

7

Игры, включающие упражнения на развитие мелкой моторики

Эстафета:

«Ежиха-хохотунья»

Игроки делятся на две команды и встают друг за другом на стартовой линии. По сигналу воспитателя первый игрок начинает щекотать мяч, сгибая и разгибая пальцы кисти, ладони вверх, продвигать его вперед до отметки и так же возвращается обратно. Пальцы все время касаются мяча. 

Развивают мелкую моторику, ловкость, быстроту реакции.

8

Считалки, слова заклички.

Плыл по морю чемодан,,,

Игра «Совушка – сова»

«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»

Помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.

9

Стихи и песни о спорте

Песни:

Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»

Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.

Стихи:

В.  Волина «Лыжи»

Т. Волгина «Саночки» и др.

Повышают настроение, интерес к физическим упражнениям, активизируют словарный запас, использую на НОД, спортивных праздниках и физкультурных досугах.

10

Спортивные термины

Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.

Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.

Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.

Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов.

11

Обговаривание правил игры

Вопросы педагога:

- «Знаете ли вы такую игру?»;

- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;

- «Объясни всем правила игры».

Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности

12

Игры с речевым сопровождением 

«У оленя дом большой», «Медведь» и др.

Позволяют корректировать нарушения моторики, развивать синхронное взаимодействие между движениями и речью, быстроту реакции на словесные инструкции.

13

Спортивные сказки

(авторская форма работы)

«Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Позволяют расширить зону общения и взаимодействия детей. Способствует развитию речи, творчества и инициативы, развитию памяти, внимания и воображения, повышению самооценки каждого.

14

Зарядка с загадкой.

Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу.

(Ходьба на внешней стороне стопы – медведь)

Повышает  интерес к физическим упражнениям, активизирует словарный запас.

Показатели результативности.

Применение различных форм речевой деятельности позволило мне формировать эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повысило двигательную активность, а упражнения на дыхание укрепить мышцы дыхательной системы детей. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.

В результате создания развивающей среды в соответствии с ФГОС уровень развития детей достиг целевых ориентиров, что соотстветствует требованиям стандарта.

Литература:

  • Каше Г.А., Филичева Т.Б.  «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи».
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».
  • Зуева Т.Л. «Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками».
  • Вареник Е.Н., Крыханова З.А., Китова Е.В. «Физическое и речевое развитие детей».
  • М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья».
  •  В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».
  • О.И. Крупенчук «Развиваем мелкую моторику».
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Преимущества игры и игровых приёмов состоят в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и при...

«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».

      Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...

Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи

Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционны...

Планирование коррекционной работы на синтаксическом уровне с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС

Коррекционная работа с учащимися 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием. Логопедическое занятие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, по формиров...

Консультация "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи"

Консультация по теме: "Использование современных образовательных технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений"...

Использование речевого режима в системе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с общим недоразвитием речи

Поиск новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями (в частности, с общим недоразвитием речи) в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий ...