Проект «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
проект по теме
В проекте представлен опыт работы по развитию связной речи в процессе физического воспитания детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_integratsiya_oo_fr_i_rr.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Интеграция образовательных областей «Физическое развитие» и
«Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
Цель: Создание инновационной модели интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие» в работе с детьми с общим недоразвитием речи в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- создать программно-методические и материально-технические условия для организации физкультурно – оздоровительной работы с использованием различных форм речевой деятельности для детей с общим недоразвитием речи;
-корректировать у детей с общим недоразвитием речи нарушения общей и мелкой моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов;
- осуществить информационную, научно-методическую и педагогическую поддержку творческих поисков;
- модернизировать работу с родителями и педагогическим коллективом в ДОУ с целью коррекции нарушений общей и мелкой моторики, предупреждения формирования неправильных двигательных стереотипов;
- пропагандировать опыт инновационной деятельности «Развития связной речи в процессе физического воспитания детей сообщим недоразвитием речи» среди педагогов и родителей.
Актуальность и значимость. На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).
Реализация образовательной области «Физическое развитие» является одной из важных частей общей системы обучения и воспитания детей с общим нарушением речи. Оно осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка: на занятиях, прогулках, и в режимных моментах. Перед физическим воспитанием детей с ОНР стоят те же задачи, что и перед физическим воспитанием здоровых детей.
По своему физическому развитию дети с ОНР отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью, дискоординацией и слабостью движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, к проявлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие. Поэтому специфические особенности психомоторного развития таких детей требуют разработки специальных методов и приемов работы, а задачи физического воспитания составляют единый и неразрывный процесс с коррекционным обучением.
Таким образом, очевидно, что проблемы, связанные со здоровьем детей сегодня актуальны, своевременны и достаточно сложны.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования и к ДОУ, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса по физическому развитию детей.
Инновационный режим функционирования и развития ДОУ является оптимальным, соответствующим современным требованиям.
Общая направленность моего проекта состоит в организации образовательного инновационного пространства ДОУ, соответствующего новому стандарту, ориентированного на создание и освоение проектов обновления в образовательной области «Физическая культура», развивающих образовательных технологий, повышение качества дошкольного образования, его статуса в обществе.
Данный проект основывается на принципах:
демократизации – открытости образования, привлечении к нему внимания общественности, утверждении в образовательной системе отношений равноправия, сотрудничества, вариативности содержания, форм и методов обучения;
гуманизации – ориентации всех составляющих учебно-воспитательного процесса на личность дошкольника, уважение его человеческого достоинства, отход от ориентации на «среднего» ребенка, создание условий для развития социальной активности воспитанников, раскрытие их творческих возможностей;
индивидуализации – учета всей системы индивидуальных особенностей личности, сочетания индивидуальных и коллективных форм работы;
принцип разностороннего развития личности – активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения;
принцип цикличности и систематичности – постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности;
принцип оздоровительный – обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности;
принцип взаимосвязи с семьей – соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка;
принцип доступности медико-социальной помощи;
принцип ответственности сотрудников ДОУ;
принцип соблюдения прав человека и гражданина;
принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей;
принцип активности детей.
Гипотеза проекта. Если в ДОУ будут созданы условия для инновационной деятельности по взаимодействию процессов физического воспитания и развития речи детей с общим недоразвитием речи, то моя система физического воспитания с использованием речевых средств деятельности сможет достичь качественно новых высоких результатов в работе с детьми, а именно, повысит уровень развития памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей
Тип проекта:
по продолжительности проекта – долгосрочный, на 2 года;
по целевой группе – коллективный.
Ожидаемый результат.
- Повышение качества образования в условиях ДОУ.
- Создание условий, максимально благоприятствующих сохранению здоровья детей, их гармоничному, интеллектуальному и физическому развитию.
- Повышение интереса у дошкольников к занятиям физической культурой.
- Расширение словарного запаса, активизация речевой деятельности детей.
- Развитие памяти, внимания, мелкой и общей моторики, координации движений, связной речи.
- Использование некоторых форм речевой деятельности в самостоятельной двигательной деятельности.
- Разработка перспективного планирования по использованию речевых средств на занятиях по физической культуре.
- Создание образовательных мини- программ и технологий, обеспечивающих благоприятные условия для выявления индивидуальных способностей развития детей.
- Пропаганда идей и результатов образовательного процесса, повышение рейтинга ДОУ.
Критерии оценки ожидаемых результатов.
1. Эффективность и результативность образовательного процесса:
- качество образования;
- эффективность используемых образовательных технологий;
- преемственность со школой на уровне содержания и технологий образования;
2. Личная результативность воспитанников:
- состояние физического и психологического здоровья
- социализация личности ребенка;
- уровень воспитанности;
- развитие психических процессов;
- готовность к школе.
Диагностический инструментарий:
- мониторинг состояния здоровья участников образовательного процесса;
- комплексный анализ работы за год;
- диагностирование семей воспитанников, составление социального паспорта семей;
- компьютерное обеспечение образовательного процесса.
Методы проекта:
- изучение научно-практической литературы по избранной теме (Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи»; Каше Г.А., Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»; Зуева Т.Л. «Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками»; Вареник Е.Н., Крыханова З.А., Китова Е.В. «Физическое и речевое развитие детей», нормативных и инструктивных документов);
- анализ имеющегося опыта;
- методы педагогического анализа (входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдение);
- метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.
Направления развития инновационных процессов.
Инновации в технологиях:
- адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих технологий;
- использование технологии проблемного обучения, информационных технологий, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.
Ожидаемые результаты:
- снижение учебной нагрузки, предупреждение психологических перегрузок;
- рост индекса здоровья, снижение показателя пропусков по болезни;
- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Инновации в работе с детьми:
- организация различных форм детской деятельности (непосредственно образовательная деятельность, спортивные сказки, дни Здоровья, минутки настроения, час двигательного творчества, двигательный рассказ, динамический час и др.) с использованием средств речевой деятельности;
- обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода.
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья;
- повышение уровня качества образования;
- высокий уровень воспитанности и обученности; готовности к школе.
Инновации в работе с родителями:
- применение интерактивных методов (консультативный пункт, день открытых дверей, рубрика «Физкульт-Ура!»);
- использование неформальных способов взаимодействия с родителями, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т.д.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня психолого-педагогической и правовой компетентности родителей;
- рост активности родителей в потребности к здоровому образу жизни.
Инновации в предметно-развивающей среде:
- преобразование предметно-развивающей среды согласно требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность).
- обогащение макросреды и микросреды с учетом авторских разработок;
- построение развивающего пространства по принципу интеграции образовательных областей «Физическая развитие», «Речевое развитие»;
- преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков.
Ожидаемые результаты:
- повышение эффективности учебно-воспитательного процесса;
- социально-личностное развитие детей.
Презентация, демонстрация, защита проекта, распространение результатов:
- представление опыта работы на городских и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях, муниципальных методических объединениях;
- публикации в печатных и электронных СМИ;
- творческие отчеты на родительских собраниях.
План реализации инновационного проекта «Интеграция образовательных
областей «Физическое развитие» и «Речевое развитие»
в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
Организационный:
Цель: выявление уровня развития детей старшего дошкольного возраста, разработка инновационной образовательной модели.
- Мониторинг физического развития детей.
- Знакомство с тематическим планом работы на учебный год учителя - логопеда и воспитателя и на его основе в соответствии поставленных задач составление планов индивидуально-коррекционной работы:
- развитие общей моторики, координации речи с движением;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие мелкой моторики;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- коррекция психо-эмоциональных процессов;
- выработка навыков релаксации;
- развитие речи.
- Анализ и обобщение методической литературы по организации физкультурных занятий с использованием речевого сопровождения, дыхательных упражнений.
- Отбор речевых заданий, комплексов упражнений ритмической и пальчиковой гимнастики и других форм речевой деятельности в физкультурно – оздоровительную работу.
- Отобрать инновации в системе работы с воспитанниками как субъектами учебной деятельности.
- Разработать содержание инновационного проекта для детей старшего дошкольного возраста.
- Составить план реализации проекта.
Практический:
Цель: обеспечение наличия ресурсов для апробации проекта.
- Модернизировать учебно-материальную базу, обеспечивающую внедрение новых образовательных технологий.
- Сформировать нормативно-правовую базу инновации.
- Подготовить предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС для работы в условиях инновационного режима.
- Организация и проведение физкультурной НОД, утренней гимнастики, спортивных праздников с применением различных форм речевой деятельности.
- Составление картотек художественного слова, считалок, закличек, «Игровых зарядок». Подготовка сценариев спортивных праздников и физкультурных досугов с применением речевых упражнений, стихов и песен тематического содержания.
- Вовлечение в физкультурно – речевую деятельность родителей (организация совместных викторин, конкурсов и развлечений на закрепление знаний о считалках, стихотворение и загадок о спорте, названий спортивных терминов и др.).
Заключительный:
Цель: Внедрение механизма освоения инновационных подходов в старшем дошкольном возрасте.
Задачи:
- Выявить затруднения в реализации образовательного проекта и разработать методическую помощь.
- Обобщить результаты апробации инновационной модели.
- Подвести итоги реализации проекта.
- Спортивная сказка.
- Спортивный праздник «В стране здоровья»
Средства речевой деятельности.
№ | Средства | Пример | Анализ |
1 | Дыхательная гимнастика | Упражнение «На нас подул холодный зимний ветер». И. п. – о. с. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у». | Позволяет укрепить дыхательную мускулатуру, круговые мышцы рта, тренировать правильное носовое дыхание. |
2 | Звукоречевая гимнастика | Упражнение «Лошадка» Цок, цок, цок, цок. Я лошадка – серый бок. (Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.) «Гуси шипят» - наклон вперед, на выдохе произносим звук «ш-ш-ш». | Игры и упражнения игрового характера с произношением во время выдоха различных звуков, стихотворных строк, пением песенок в такт ходьбе являются средством тренировки дыхания, развития речевого аппарата, улучшение звукопроизношения. |
3 | Игровая зарядка | Ходьба:
И на пяточках поедем, через лужи перейдем. 2. По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом. (Ходьба на внешней стороне стопы). | Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса |
4 | Пальчиковая гимнастика | «Ежик», «Капуста». | Развивает тонкие двигательные координации, необходимые для полноценного развития навыков письма. |
5 | Гимнастика для глаз | Слон. Динь-дон, динь-дон. (Движение глаз влево-вправо.) В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. (Моргать глазами.) Динь-дон, динь-дон. (Движение глаз влево-вправо.) Стало в комнате темно: (Растереть и согреть ладони.) Заслоняет слон окно. (Прикрыть глаза ладонями.) Или это снится сон? (Развести руки в стороны.) Динь-дон, динь-дон. (Движение глаз влево-вправо.) | Укрепляет глазные мышцы. Словесные подсказки в стихотворной форме с четким ритмом помогают более точно выполнять разнообразные движения. |
6 | Самомассаж | «Колючий ёж» (с массажным мячом). Гладь мои ладошки, ёж! Ты колючий, ну и что ж? Я хочу тебя погладить. Я хочу с тобой поладить! (Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». Можно катать стопой по полу.) | Способ саморегуляции тела, он позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий, способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитию навыков собственного оздоровления. |
7 | Игры, включающие упражнения на развитие мелкой моторики | Эстафета: «Ежиха-хохотунья» Игроки делятся на две команды и встают друг за другом на стартовой линии. По сигналу воспитателя первый игрок начинает щекотать мяч, сгибая и разгибая пальцы кисти, ладони вверх, продвигать его вперед до отметки и так же возвращается обратно. Пальцы все время касаются мяча. | Развивают мелкую моторику, ловкость, быстроту реакции. |
8 | Считалки, слова заклички. | Плыл по морю чемодан,,, Игра «Совушка – сова» «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…» | Помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь. |
9 | Стихи и песни о спорте | Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка» Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др. Стихи: В. Волина «Лыжи» Т. Волгина «Саночки» и др. | Повышают настроение, интерес к физическим упражнениям, активизируют словарный запас, использую на НОД, спортивных праздниках и физкультурных досугах. |
10 | Спортивные термины | Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др. Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др. Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др. | Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов. |
11 | Обговаривание правил игры | Вопросы педагога: - «Знаете ли вы такую игру?»; - «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»; - «Объясни всем правила игры». | Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности |
12 | Игры с речевым сопровождением | «У оленя дом большой», «Медведь» и др. | Позволяют корректировать нарушения моторики, развивать синхронное взаимодействие между движениями и речью, быстроту реакции на словесные инструкции. |
13 | Спортивные сказки (авторская форма работы) | «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят». | Позволяют расширить зону общения и взаимодействия детей. Способствует развитию речи, творчества и инициативы, развитию памяти, внимания и воображения, повышению самооценки каждого. |
14 | Зарядка с загадкой. | Зверь мохнатый, косолапый, Он сосет в берлоге лапу. (Ходьба на внешней стороне стопы – медведь) | Повышает интерес к физическим упражнениям, активизирует словарный запас. |
Показатели результативности.
Применение различных форм речевой деятельности позволило мне формировать эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повысило двигательную активность, а упражнения на дыхание укрепить мышцы дыхательной системы детей. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.
В результате создания развивающей среды в соответствии с ФГОС уровень развития детей достиг целевых ориентиров, что соотстветствует требованиям стандарта.
Литература:
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи».
- Каше Г.А., Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».
- Зуева Т.Л. «Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками».
- Вареник Е.Н., Крыханова З.А., Китова Е.В. «Физическое и речевое развитие детей».
- М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья».
- В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников».
- О.И. Крупенчук «Развиваем мелкую моторику».
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологические работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Преимущества игры и игровых приёмов состоят в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и при...
«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...
Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционны...
Планирование коррекционной работы на синтаксическом уровне с детьми с общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС
Коррекционная работа с учащимися 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием. Логопедическое занятие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, по формиров...
Консультация "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи"
Консультация по теме: "Использование современных образовательных технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений"...
Использование речевого режима в системе коррекционно-развивающей работы с обучающимися с общим недоразвитием речи
Поиск новых эффективных форм оказания коррекционно-развивающей помощи детям с речевыми нарушениями (в частности, с общим недоразвитием речи) в условиях общеобразовательной школы и обеспечения условий ...