Программа коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся 4 классов. (срок реализации 1 год)
рабочая программа по логопедии (4 класс)
Программа коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся 4 классов.(срок реализации 1 год)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное учреждение Республики Коми«Детский дом им. А.А. Католикова
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Коми Республикаса велӧдан, наука да том йӧз политика министерство
“Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы А.А. Католиков
нима челядь керка” Коми Республикаса канму учреждение
___________________________________________________________________________ 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 120
Тел./факс 24-01-46, тел. 21-90-57, e-mail:
Согласованно: Утверждаю
Заместитель директора по Директор ГУ РК “Детский дом воспитательной работе им. А.А. Католикова для детей- «___»___________2024г сирот и детей, оставшихся
___________ Е.И Петькова без попечения родителей”
«___»_______________2024г.
______________Р.С Ознобишин
Программа коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся 4 классов.
(срок реализации 1 год)
Составитель: учитель-логопед
Кулебякина Дарья Васильевна
Сыктывкар 2024
Оглавление
Пояснительная записка.................................................................................................................3
Основные направления работы....................................................................................................5
Содержание программы................................................................................................................7
Календарно-тематическое планирование...................................................................................8
Литература....................................................................................................................................10
Методические пособия для учителя-логопеда........................................................................11
Пояснительная записка
Данная индивидуальная рабочая программа разработана на основе:
- ФЗ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФЗ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 № ИР – 535/07;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013
№1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
- Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России №1598 регистрационный № 35847 от 3 февраля 2015г.);
- Приказ Минтруда России от N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России N 30550);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189
«Об утверждении СанПин – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПин – 15 от №26;
- Инструктивного письма Минобразования РФ от 14 декабря 2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Цель: устранение нарушений устной и письменной речи, у учащегося 4 класса.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости образно- пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.
Дизорфография - стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием речевых и неречевых психических функций.
Характеристика детей, имеющих дисграфию, дизорфографию.
Для данных детей характерны трудности в овладении навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной слоговой структуры. Им доступны простые формы звукового анализа – выделение 1-го и последнего звука, места звука в слове (начало, середина, конец слова). Детям трудно устанавливать соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с –ь-, с йотированными гласными Я,Е,Ё,Ю. Все это выражается в следующих ошибках: пропуски гласных букв в середине слова, недописывание гласных букв на конце слова, пропуски слогов, перестановки букв, вставка лишних букв.
Кроме того, у этих детей, часто встречается замена и смешение букв, близких по артикуляторно-акустическому укладу звуков (т-д, п-б, с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-ц, ч -щ, щ - с, р-л).
Многочисленное количество ошибок на смешение букв по кинетическому сходству (о/а, б/д, п/т, х/ж, л/м, и/у и др.)
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.
Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
Данная рабочая программа составлена на основе нескольких коррекционных программ. За основу взято методическое пособие А.В. Ястребовой и Т.П. Бессоновой, пособие О.Н. Яворской, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Крутецкой В.А,
Занятия с данным обучающимся рассчитаны на 2 раза в неделю, индивидуально, продолжительностью 30 минут.
Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости учащегося; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению дисграфии и дизорфографии решает ряд специфических задач:
- устранение дефектов звукопроизношения; (если этот этап не был пройден ранее)
- формирование фонематических процессов;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование полноценной связной речи.
Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:
- активизация речевой деятельности учащегося;
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование просодической стороны речи;
- активизация внимания, памяти, мышления;
- развитие мелкой пальцевой моторики;
- развитие языковой интуиции;
- индивидуализация коррекционного обучения.
Основные направления работы.
- Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
а) Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования звуков, особенностях их произнесения.
б) Дифференциация звуков на слух и в произношении.
в) Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.
- Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза ( простое и сложное предложение, текст).
- Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
- развитие качественной характеристики лексических значений;
- выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
- развитие внимания и интереса к слову;
- развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.
- Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.
- Развитие диалогической и монологической форм речи.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
- Формирование коммуникативных навыков, адекватных ситуации.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащегося к концу коррекционного обучения:
Обучающийся должен знать и уметь:
- различать гласные и согласные звуки, мягкие и твѐрдые согласные, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
- правильно произносить звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком, выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, соотносить количество звуков и букв в словах;
- делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
- различать согласные по звонкости/глухости и по артикуляторно-акустическим признакам;
- писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; писать с заглавной буквы имена собственные; раздельно писать предлог со словом;
- дифференцировать буквы, имеющие кинетическое и оптико-пространственное сходство: а/о, и/у, б/д, п/т, л/м, х/ж;
- выделять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- писать под диктовку текст, проверять правильность написанного.
Содержание программы:
Поставленные программой задачи отражаются в еѐ содержании и реализуются в ходе изучения следующих разделов и тем:
#1057;оздание предпосылок для коррекционного обучения.
- развитие памяти, внимания;
- мышления, ориентировки во времени и пространстве, на листе бумаги;
- мелкой моторики.
#1050;оррекционная работа на фонетическом уроне.
- гласные первого и второго ряда;
- звуко-буквенный анализ слов;
- дифференциация гласных первого и второго ряда;
- два способа обозначения мягкости согласных на письме;
- дифференциация букв, имеющих кинетическое и оптическое сходство;
- дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- дифференциация звонких и глухих парных согласных;
- оглушение звонких согласных.
#1050;оррекционная работа на лексическом уровне.
- состав слова;
- образование слов (приставка, суффикс);
- предлоги;
- антонимы;
- синонимы;
- омонимы.
#1050;оррекционная работа на синтаксическом уровне.
- согласование слов;
- падежное управление;
- простые и сложные предложения;
- работа с текстом.
Цели занятий:
- Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.
- Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
- Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.
- Знакомство с буквами русского языка.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Количество занятий |
Первичная диагностика Промежуточная диагностика Итоговая диагностика Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение. | С по |
Коррекционная работа на фонетическом уровне Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения. Фонетический разбор. | 1 |
Дифференциация гласных | 1 |
Обозначение мягкости согласных на письме Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 |
Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов. | 1 |
Буквы «а-я», «у-ю», «о-ё», «э-е» после твёрдых и мягких согласных | 1 |
Буква «ь» как показатель мягкости в конце и середине слова.Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных. | 1 |
Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в словах и предложениях | 1 |
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. | 1 |
Правописание ШИ, ЖИ. | 1 |
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [с'-щ] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. | 1 |
Дифференциация звуков [ч-т'] в словах и предложениях. | 1 |
Дифференциация звуков [ц-т'] в словах и предложениях. | 1 |
Чередование согласных звуков в корне слова. | 1 |
Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце и в середине корня слова. Орфограммы: чк, чк, щн, жи, ши, ча, ща, чу, щу | 1 |
Предлоги | 1 |
Звуко-буквенный анализ слов | 1 |
Состав слова. Разбор слова по составу. | 1 |
Морфологический разбор частей речи | 1 |
Непроизносимые согласные в корне слова. | 1 |
Суффиксальное словообразование. Различение суффиксов. | 1 |
Удвоенные буквы согласных в корне слова. Перенос слов с удвоенными согласными. | 1 |
Удвоенный согласный на стыке приставки | 1 |
Предложения с однородными членами. Схемы предложений | 1 |
Простые и сложные предложения. Предложения с союзом И. Знаки препинания в сложном предложении. Разбор предложения. | 1 |
Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания. | 1 |
Согласование глаголов с именем существительным в числе , роде. Время глагола. | 1 |
Правописание не с глаголами. | 1 |
Безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени | 1 |
Суффиксы повелительной формы глагола | 1 |
Неопределенная форма глагола,. Постановка вопросов. | 1 |
Правописание ь после ч. Разбор глагола как части речи. | 1 |
Написание о и ё после шипящих в корнях существительных | 1 |
Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных | 1 |
Орфограммы в корнях и суффиксах слов | 1 |
Безударные гласные в суффиксе , проверяемые и непроверяемые ударением | 1 |
Орфограммы в окончаниях слов | 1 |
Орфограммы в приставках | 1 |
Разделительный Ъ и Ь знаки, притяжательные прилагательные | 1 |
Мягкий знак после шипящих | 1 |
Написание ться,тся в глаголах | 1 |
Распространенные и нераспространенные предложения | 1 |
Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения. | 1 |
Текст. Работа с деформированным текстом. | 1 |
Развитие связной речи Составление плана рассказа. Пересказ текста Написание изложения (сочинения) | 1 |
Повторение и закрепление пройденного материала. | 3 |
Итого:59 занятий
Список используемой литературы
Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., 2005.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб, 2009.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2008.
Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008.
Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. – М., 1997
Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителя-логопеда:
- Китикова А.В Рабочая тетрадь по устранению дизорфографии у младших школьников (комплект пособий).
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с. + CD диск . (Логопедия в школе.)
- Крутецкая В.А 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии, Санкт-Петербург, 2016г.
- Яворская О.Н Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы),Санкт-Петербург, 2010-132с. КАРО
- Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
- Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов психологических специальностей / И.Н. Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 279с.: ил. – (Специальная коррекционная педагогика);
- Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей- логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2015. – 360 с.: ил. Коррекционная педагогика
- Чистякова О.В Исправляем дисграфию,500 упражнений для учащихся 1-4 классов – Санкт-Петербург,2016г, 221с, ЛИТЕРА.
- Аскульская Л.В Предупреждение и коррекция дизорфографии М.: Владос,2018г-127с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.
Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....
Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ
Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональн...
Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ
В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...
Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.
Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПО ЛОГОПЕДИИ «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» (1 – 6 КЛАСС)
Данная образовательная программа (далее – Программа) относится к коррекционно-развивающим программам и разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документ...

Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"
Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....

Рабочая программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи для обучающихся с ЗПР» (вариант 7.1., 7.2.)
Рабочая программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи для обучающихся с ЗПР»(вариант 7.1., 7.2.)...