Программа коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся 4 классов. (срок реализации 1 год)
рабочая программа по логопедии (4 класс)

Программа коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся 4 классов.(срок реализации 1 год)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное учреждение Республики Коми«Детский дом им. А.А. Католикова
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
(ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Коми Республикаса велӧдан, наука да том йӧз политика министерство
“Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧг кольӧм челядьлы А.А. Католиков
нима челядь керка” Коми Республикаса канму учреждение
___________________________________________________________________________ 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К. Маркса, 120

Тел./факс 24-01-46, тел. 21-90-57, e-mail:

Согласованно: Утверждаю

Заместитель директора по Директор ГУ РК “Детский дом воспитательной работе им. А.А. Католикова для детей- «___»___________2024г сирот и детей, оставшихся

___________ Е.И Петькова без попечения родителей”

«___»_______________2024г.

______________Р.С Ознобишин

Программа коррекционной логопедической работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся 4 классов.

(срок реализации 1 год)

Составитель: учитель-логопед

Кулебякина Дарья Васильевна

Сыктывкар 2024

Оглавление

Пояснительная записка.................................................................................................................3

Основные направления работы....................................................................................................5

Содержание программы................................................................................................................7

Календарно-тематическое планирование...................................................................................8

Литература....................................................................................................................................10

Методические пособия для учителя-логопеда........................................................................11

Пояснительная записка

Данная индивидуальная рабочая программа разработана на основе:

  1. ФЗ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. ФЗ «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 № ИР – 535/07;
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013

№1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

  1. Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России №1598 регистрационный № 35847 от 3 февраля 2015г.);
  2. Приказ Минтруда России от N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России N 30550);
  3. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189

«Об утверждении СанПин – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПин – 15 от №26;

  1. Инструктивного письма Минобразования РФ от 14 декабря 2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  2. Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.

Цель: устранение нарушений устной и письменной речи, у учащегося 4 класса.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости образно- пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений.

Дизорфография - стойкая и специфическая несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленная недоразвитием речевых и неречевых психических функций.

Характеристика детей, имеющих дисграфию, дизорфографию.

Для данных детей характерны трудности в овладении навыками последовательного звукобуквенного анализа слов сложной слоговой структуры. Им доступны простые формы звукового анализа – выделение 1-го и последнего звука, места звука в слове (начало, середина, конец слова). Детям трудно устанавливать соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв: в словах с –ь-, с йотированными гласными Я,Е,Ё,Ю. Все это выражается в следующих ошибках: пропуски гласных букв в середине слова, недописывание гласных букв на конце слова, пропуски слогов, перестановки букв, вставка лишних букв.

Кроме того, у этих детей, часто встречается замена и смешение букв, близких по артикуляторно-акустическому укладу звуков (т-д, п-б, с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, ч-ц, ч -щ, щ - с, р-л).

Многочисленное количество ошибок на смешение букв по кинетическому сходству (о/а, б/д, п/т, х/ж, л/м, и/у и др.)

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы: лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, (особенно притяжательными и относительными прилагательными); грамматический строй недостаточно сформирован, так как присутствуют аграмматизмы. Учащиеся допускают много ошибок на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.

Недостаточно развита связная речь: испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в отборе материала, не умеют отразить в речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Данная рабочая программа составлена на основе нескольких коррекционных программ. За основу взято методическое пособие А.В. Ястребовой и Т.П. Бессоновой, пособие О.Н. Яворской, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Крутецкой В.А,

Занятия с данным обучающимся рассчитаны на 2 раза в неделю, индивидуально, продолжительностью 30 минут.

Цель программы. Предупреждение и устранение неуспеваемости учащегося; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы. Каждый этап коррекционной работы по устранению дисграфии и дизорфографии решает ряд специфических задач:

  1. устранение дефектов звукопроизношения; (если этот этап не был пройден ранее)
  2. формирование фонематических процессов;
  3. уточнение и расширение лексического запаса;
  4. формирование грамматического строя речи;
  5. формирование полноценной связной речи.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

  1. активизация речевой деятельности учащегося;
  2. развитие коммуникативных навыков;
  3. формирование просодической стороны речи;
  4. активизация внимания, памяти, мышления;
  5. развитие мелкой пальцевой моторики;
  6. развитие языковой интуиции;
  7. индивидуализация коррекционного обучения.

Основные направления работы.

  1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

а) Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования звуков, особенностях их произнесения.

б) Дифференциация звуков на слух и в произношении.

в) Формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

  1. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза ( простое и сложное предложение, текст).
  2. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
  1. развитие качественной характеристики лексических значений;
  2. выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;
  3. развитие внимания и интереса к слову;
  4. развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.
  1. Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.
  2. Развитие диалогической и монологической форм речи.
  3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:
  1. устойчивости внимания;
  2. наблюдательности;
  3. способности к запоминанию;
  4. способности к переключению;
  5. навыков и приемов самоконтроля;
  6. познавательной активности;
  7. произвольности общения и поведения.
  1. Формирование коммуникативных навыков, адекватных ситуации.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащегося к концу коррекционного обучения:

Обучающийся должен знать и уметь:

  1. различать гласные и согласные звуки, мягкие и твѐрдые согласные, звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  2. правильно произносить звуки в слове, знать способы их буквенного обозначения и обозначать мягкость согласных гласными буквами и мягким знаком, выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов, соотносить количество звуков и букв в словах;
  3. делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
  4. различать согласные по звонкости/глухости и по артикуляторно-акустическим признакам;
  5. писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; писать с заглавной буквы имена собственные; раздельно писать предлог со словом;
  6. дифференцировать буквы, имеющие кинетическое и оптико-пространственное сходство: а/о, и/у, б/д, п/т, л/м, х/ж;
  7. выделять слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  8. писать под диктовку текст, проверять правильность написанного.

Содержание программы:

Поставленные программой задачи отражаются в еѐ содержании и реализуются в ходе изучения следующих разделов и тем:

#1057;оздание предпосылок для коррекционного обучения.

  1. развитие памяти, внимания;
  2. мышления, ориентировки во времени и пространстве, на листе бумаги;
  3. мелкой моторики.

#1050;оррекционная работа на фонетическом уроне.

  1. гласные первого и второго ряда;
  2. звуко-буквенный анализ слов;
  3. дифференциация гласных первого и второго ряда;
  4. два способа обозначения мягкости согласных на письме;
  5. дифференциация букв, имеющих кинетическое и оптическое сходство;
  6. дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
  1. дифференциация звонких и глухих парных согласных;
  2. оглушение звонких согласных.

#1050;оррекционная работа на лексическом уровне.

  1. состав слова;
  2. образование слов (приставка, суффикс);
  3. предлоги;
  4. антонимы;
  5. синонимы;
  6. омонимы.

#1050;оррекционная работа на синтаксическом уровне.

  1. согласование слов;
  2. падежное управление;
  3. простые и сложные предложения;
  4. работа с текстом.

Цели занятий:

  1. Закрепление навыка правильного произношения всех звуков русского языка.
  2. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Дифференциация близких по звучанию и артикуляции звуков.
  4. Знакомство с буквами русского языка.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество занятий

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя. Исследование процесса письма и процесса чтения. Логопедическое заключение.

С

по

Коррекционная работа на фонетическом уровне

Выделение гласных звуков на фоне слова. Фонетическая, смыслоразличительная роль ударения. Фонетический разбор.

1

Дифференциация гласных

1

Обозначение мягкости согласных на письме

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов.

1

Буквы «а-я», «у-ю», «о-ё», «э-е» после твёрдых и мягких согласных

1

Буква «ь» как показатель мягкости в конце и середине слова.Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных.

1

Дифференциация согласных, имеющих акустико-артикуляционное сходство

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков в словах и предложениях

1

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях.

1

Правописание ШИ, ЖИ.

1

Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [с'-щ] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. Правописание ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

1

Дифференциация звуков [ч-т'] в словах и предложениях.

1

Дифференциация звуков [ц-т'] в словах и предложениях.

1

Чередование согласных звуков в корне слова.

1

Парные звонкие и глухие согласные звуки в конце и в середине корня слова. Орфограммы: чк, чк, щн, жи, ши, ча, ща, чу, щу

1

Предлоги

1

Звуко-буквенный анализ слов

1

Состав слова. Разбор слова по составу.

1

Морфологический разбор частей речи

1

Непроизносимые согласные в корне слова.

1

Суффиксальное словообразование. Различение суффиксов.

1

Удвоенные буквы согласных в корне слова. Перенос слов с удвоенными согласными.

1

Удвоенный согласный на стыке приставки

1

Предложения с однородными членами. Схемы предложений

1

Простые и сложные предложения. Предложения с союзом И. Знаки препинания в сложном предложении. Разбор предложения.

1

Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания.

1

Согласование глаголов с именем существительным в числе , роде. Время глагола.

1

Правописание не с глаголами.

1

Безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени

1

Суффиксы повелительной формы глагола

1

Неопределенная форма глагола,. Постановка вопросов.

1

Правописание ь после ч. Разбор глагола как части речи.

1

Написание о и ё после шипящих в корнях существительных

1

Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных

1

Орфограммы в корнях и суффиксах слов

1

Безударные гласные в суффиксе , проверяемые и непроверяемые ударением

1

Орфограммы в окончаниях слов

1

Орфограммы в приставках

1

Разделительный Ъ и Ь знаки, притяжательные прилагательные

1

Мягкий знак после шипящих

1

Написание ться,тся в глаголах

1

Распространенные и нераспространенные предложения

1

Работа с деформированными предложениями. Предложения по цели высказывания. Грамматическая основа предложения.

1

Текст. Работа с деформированным текстом.

1

Развитие связной речи

Составление плана рассказа. Пересказ текста

Написание изложения (сочинения)

1

Повторение и закрепление пройденного материала.

3

Итого:59 занятий

Список используемой литературы

Елецкая О.Е., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., 2005.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Коррекция нарушений письменной речи / Под ред. Н.Н.Яковлевой. – СПб, 2009.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2001.

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2008.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М., 2008.

Мазанова Е.В. – Коррекция аграмматической дисграфии. – М., 2008.

Мазанова Е.В. - Коррекция оптической дисграфии. – М., 2008.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. – М., 1997

Рабочая программа предполагает использование следующих методических пособий для учителя-логопеда:

  1. Китикова А.В Рабочая тетрадь по устранению дизорфографии у младших школьников (комплект пособий).
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с. + CD диск . (Логопедия в школе.)
  3. Крутецкая В.А 90 эффективных упражнений для исправления дисграфии, Санкт-Петербург, 2016г.
  4. Яворская О.Н Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы),Санкт-Петербург, 2010-132с. КАРО
  5. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 1995г.
  6. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов психологических специальностей / И.Н. Садовникова. – М.: ПАРАДИГМА, 2012. – 279с.: ил. – (Специальная коррекционная педагогика);
  7. Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей- логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2015. – 360 с.: ил. Коррекционная педагогика
  8. Чистякова О.В Исправляем дисграфию,500 упражнений для учащихся 1-4 классов – Санкт-Петербург,2016г, 221с, ЛИТЕРА.
  9. Аскульская Л.В Предупреждение и коррекция дизорфографии М.: Владос,2018г-127с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система логопедической работы по устранению нарушений устной и письменной речи у обучающихся специальных (коррекционных) классов VII вида.

Доклад на педагогические чтения.В докладе описывается особенности работы учителя-логопеда с детьми, обучающихся в специальных (коррекционных) классах VII вида....

Технология работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у младших школьников с использованием ИКТ

Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования, развития и оценивания речевой компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональн...

Нейропсихологические игры и упражнения в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ

В статье рассматриваются нейропсихологические приемы, как способы коррекции письменной речи и развития межполушарного взаимодействия обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровь...

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПО ЛОГОПЕДИИ «КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» (1 – 6 КЛАСС)

Данная образовательная программа (далее – Программа) относится к коррекционно-развивающим программам и разработана в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными документ...

Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"

Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....

Рабочая программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи для обучающихся с ЗПР» (вариант 7.1., 7.2.)

Рабочая программа коррекционного курса «Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи для обучающихся с ЗПР»(вариант 7.1., 7.2.)...